ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ ПРИ ВОЗДЕЙСТВИИ СЛАБОСТРУКТУРИРОВАННОЙ ИНФОРМАЦИИ

П. А. Байгужин, Почта baiguzhinpa@cspu.ru (Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Россия), orcid http://orcid.org/0000-0002-4748-241X
Д. З. Шибкова, Почта shibkova2006@mail.ru (Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Россия), orcid http://orcid.org/0000-0002-8583-6821

Аннотация


Цель: оценка функционального состояния центральной нервной системы у студентов по показателям сенсомоторных реакций на воздействие слабоструктурированной информации. Организация и методы исследования. В обследовании приняли участие 97 студенток, средний возраст которых составил 19,2 ± 1,2 лет. Оценка физиологических эффектов воздействия слабоструктурированной информации (далее – ССИ) осуществлялась в условиях решения задач с повышенными требованиями к проявлению вербального интеллекта. Недостаточность инструкции к решению задач характеризует работу с информацией как со слабоструктурированной. В основе модели ССИ лежит методика Векслера. Совокупность физиологических эффектов в ответ на воздействие СИИ фиксировали с помощью аппаратно-программного комплекса «НС-Психотест». Тестирование («Простая зрительно-моторная реакция» и «Реакция на движущийся объект») проводили непосредственно до и после воздействия ССИ. Анализировали латентное время ПЗМР и интегральные показатели функционального состояния ЦНС: функциональный уровень системы, устойчивость реакции и уровень функциональных возможностей, а также количественные показатели точности двигательных реакций испытуемых. Результаты. Информативными показателями реактивности ЦНС у студентов в динамике выполнения заданий по обработке ССИ являются количество точных реакций, функциональный уровень системы (ФУС), устойчивость реакции (УР) и уровень функциональных возможностей (УФВ). Выявлены особенности реактивности ЦНС у студентов при воздействии ССИ. Проявление психомоторных функций под воздействием ССИ у лиц с различным уровнем функциональной подвижности нервных процессов, точности реагирования отражается в различных функциональных состояниях: готовности – у лиц с подвижностью нервных процессов и высокой точностью реакции; мобилизации – у студенток с выраженной инертностью нервных процессов, высокой точностью сенсомоторной реакции на фоне незначительно сниженного уровня функциональных возможностей. Заключение. Установлено, что воздействие ССИ на организм сопровождается формированием функциональной системы, реализующей вариант реактивности ЦНС. Последовательность развертывания реакций мобилизации или готовности обусловлены различным соотношением функциональной подвижности нервных процессов и точности сенсомоторных реакций.


Ключевые слова


Реактивность ЦНС, сенсомоторные реакции, слабоструктурированная информация, функциональное состояние

Полный текст:

PDF

Литература


1. Агаджанян, Н.А. Воздействие внешних факторов на формирование адаптационных реакций организма человека / Н.А. Агаджанян, Г.М. Коновалова, Р.Ш. Ожева, Т.Ю. Уракова // Новые технологии. – 2010. – № 2. – С. 142–144.
2. Бабанов, С.А. Профессия и стресс: синдром эмоционального выгорания / С.А. Бабанов // Справочник поликлинического врача. – 2010. – № 1. – С. 12–16.
3. Байгужин, П.А. Адаптивно-компенсаторные реакции организма студентов в условиях ментального стресса: моногр. / П.А. Байгужин, О.В. Байгужина. – Челябинск: Изд. ЮУрГГПУ, 2015. – 199 с.
4. Винокурова, Н.Г. Социально-психологическая безопасность специалиста экстремального профиля / Н.Г. Винокурова, С.В. Марихин // Личность в экстремальных условиях и кризисных ситуациях жизнедеятельности. – 2014. – № 4. – С. 121–125.
5. Вылегжанина, О.Е. Синдром эмоционального выгорания в педагогической практике / О.Е. Вылегжанина // Журнал Гродненского гос. мед. ун-та. – 2010. – № 3 (31). – С. 106–108.
6. Жданов, Р.И. Корреляция параметров системы гемостаза и вегетативной нервной системы при экзаменационном стрессе / Р.И. Жданов, А.Н. Дойникова, С.И. Жданова и др. // Журнал высшей нервной деятельности им. И.П. Павлова. – 2016. – Т. 66, № 2. – С. 202.
7. Камышанов, А.А. Особенности профессиональной адаптации военнослужащих в современных условиях / А.А. Камышанов // Инновации в образовании. – 2011. – № 12. – С. 156–166.
8. Кирсанов, В.М. Психофизиологическая характеристика личности студентов в период адаптации к обучению в вузе / В.М. Кирсанов, Д.З. Шибкова // Сибир. пед. журнал. – 2012. – № 9. – С. 127–132.
9. Полякова, М.В. Управление стрессом учебы / М.В. Полякова // Уникальные исследования XXI века. – 2015. – № 8 (8). – С. 161–177.
10. Рябинина, Е.В. Гендерные различия проявления конфликтности в студенческой группе / Е.В. Рябинина // Пленэр. – 2013. – № 3 (3). – С. 114–119.
11. Судаков, К.В. Информационный эмоциональный резонанс: моногр. / К.В. Судаков. – М.: Изд. РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2008. – 201 с.
12. Умрюхин, Е.А. Спектральные характеристики ЭЭГ при разной результативности целенаправленной деятельности студентов в ситуации экзаменационного стресса / Е.А. Умрюхин, Т.Д. Джебраилова, И.И. Коробейникова // Физиология человека. – 2004. – Т. 30, № 6. – С. 28–35.
13. Чернявская, В.С. Информационно-технологические факторы стресса педагога в профессиональной деятельности / В.С. Чернявская, О.В. Ровенко, А.И. Чередниченко // Мир науки, культуры, образования. – 2016. – № 1 (56). – С. 220–224.

14. Щербатых, Ю.В. Влияние показателей высшей нервной деятельности студентов на характер протекания экзаменационного стресса / Ю.В. Щербатых // Журнал высшей нервной деятельности им. И.П. Павлова. – 2008. – № 6. – С. 959.
15. Chengting, J. The mediating role of workplace social support on the relationship between trait emotional intelligence and teacher burnout / J. Chengting, L. Jijun, L. Yuan et al. // Teaching and Teacher Education. – 2015. – Vol. 51. – P. 58–67.
16. Collie, R.J. Teachers’ beliefs about social-emotional learning: Identifying teacher profiles and their relations with job stress and satisfaction / R. J. Collie, J.D. Shapka, N.E. Perry, A.J. Martin // Learning and Instruction. – 2015. – Vol. 39. – P. 148–157.
17. Droogenbroeck, F. Do teachers have worse mental health? Review of the existing comparative research and results from the Belgian Health Interview Survey / F. Droogenbroeck, B. Spruyt // Teaching and Teacher Education. – 2015. – Vol. 51. – P. 88–100.
18. Elangovan, A.R. Callings and organizational behavior / A.R. Elangovan, Craig C. Pinder, Murdith McLean // Journal of Vocational Behavior. – 2010. – Vol. 76, iss. 3. – P. 428–440.
19. Fyodorov A.Health behavioral factors in modern adolescents / A. Fyodorov, V. Erlikh // Journal of Physical Education and Sport. – March 2016. – Vol. 16, Iss. 1. – Article number 18. – P. 109–112.
20. Lotz, C. Does test anxiety increase as the exam draws near? – Students' state test anxiety recorded over the course of one semester / C. Lotz, J.R. Sparfeldt // Personality and Individual Differences. – 2017. – Vol. 104. – P. 397–400.


References


1. Agadzhanyan N.A., Konovalova G.M., Ozheva R.Sh., Urakova T.Yu. [The Influence of External Factors on the Formation of Adaptive Reactions of the Human Body]. Novye tekhnologii [New Technologies], 2010, no. 2, pp. 142–144. (in Russ.)
2. Babanov S.A. [Profession and Stress. Syndrome of Emotional Burnout]. Spravochnik poliklinicheskogo vracha [Directory of the Polyclinic], 2010, no. 1, pp. 12–16. (in Russ.)
3. Bayguzhin P.A., Bayguzhina O.V. Adaptivno-kompensatornye reaktsii organizma studentov v usloviyakh mental'nogo stressa: Monografiya [Adaptive-Compensatory Reactions of the Body of Students in the Conditions of Mental Stress. Monograph]. Chelyabinsk, 2015. 199 p.
4. Vinokurova N.G., Marikhin S.V. [Socio-Psychological Safety Specialist Extreme Profile]. Lichnost' v ekstremal'nykh usloviyakh i krizisnykh situatsiyakh zhiznedeyatel'nosti [Personality in Extreme Conditions and Crisis Situations of Vital Activity], 2014, no. 4, pp. 121–125. (in Russ.)
5. Vylegzhanina O.E. [Syndrome of Emotional Burnout in Pedagogical Practice]. Zhurnal Grodnenskogo gosudarstvennogo meditsinskogo universiteta [Journal of the Grodno State Medical University], 2010, no. 3 (31), pp. 106–108. (in Russ.)
6. Zhdanov R.I., Doynikova A.N., Zhdanova S.I., Chernokhvostov Yu.V., Gadzhieva E.S., Dvoenosov V.G. [Correlation of Parameters of Hemostasis and Autonomic Nervous System in Examination Stress]. Zhurnal vysshey nervnoy deyatel'nosti imeni I.P. Pavlova [Journal of Higher Nervous Activity named after I.P. Pavlova], 2016, vol. 66, no. 2, p. 202. (in Russ.)
7. Kamyshanov A.A. [Peculiarities of Professional Adaptation of Servicemen in Modern Conditions]. Innovatsii v obrazovanii [Innovations in Education], 2011, no. 12, pp. 156–166. (in Russ.)
8. Kirsanov V.M., Shibkova D.Z. [Psychophysiological Characteristics of the Personality of Students in the Period of Adaptation to Education in the University]. Sibirskiy pedagogicheskiy zhurnal [Siberian Pedagogical Journal], 2012, no. 9, pp. 127–132. (in Russ.)
9. Polyakova M.V. [Management of Stress of Study]. Unikal'nye issledovaniya XXI veka [Unique Researches of the XXI Century], 2015, no. 8 (8), pp. 161–177. (in Russ.)
10. Ryabinina E.V. [Gender Differences in the Manifestation of Conflict in the Student Group]. Plener [Plein Air], 2013, no. 3 (3), pp. 114–119. (in Russ.)
11. Sudakov K.V. Informatsionnyy emotsional'nyy rezonans: monografiya [Informational Emotional Resonance. Monograph]. Moscow, RIC MSHU named after M.A. Sholokhov Publ., 2008. 201 p.
12. Umryukhin E.A., Dzhebrailova T.D., Korobeynikova I.I. [Spectral Characteristics of EEG with Different Effectiveness of Purposeful Activity of Students in the Situation of Examination Stress]. Fiziologiya cheloveka [Physiology of Man], 2004, vol. 30, no. 6, pp. 28–35. (in Russ.)
13. Chernyavskaya V.S., Rovenko O.V., Cherednichenko A.I. [Information and Technological Factors of the Teacher's Stress in Professional Activity]. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya [The World of Science, Culture, Education], 2016, no. 1 (56), pp. 220–224. (in Russ.)

14. Shcherbatykh Yu.V. [Influence of Indicators of Higher Nervous Activity of Students on the Nature of the Course of Examination Stress]. Zhurnal vysshey nervnoy deyatel'nosti imeni I.P. Pavlova [Journal of Higher Nervous Activity named after I.P. Pavlova], 2008, no. 6, p. 959 (in Russ.)
15. Chengting J., Jijun L., Yuan L., Wei F., Xuqun Y. The Mediating Role of Workplace Social Support on the Relationship Between Trait Emotional Intelligence and Teacher Burnout. Teaching and Teacher Education, 2015, vol. 51, pp. 58–67. DOI: 10.1016/j.tate.2015.06.001
16. Collie R.J., Shapka J.D., Perry N.E., Martin A.J. Teachers’ Beliefs About Social-Emotional Learning: Identifying Teacher Profiles and Their Relations with Job Stress and Satisfaction. Learning and Instruction, 2015, vol. 39, pp. 148–157. DOI: 10.1016/j.learninstruc.2015.06.002
17. Droogenbroeck F., Spruyt B. Do Teachers Have Worse Mental Health? Review of the Existing Comparative Research and Results from the Belgian Health Interview Survey. Teaching and Teacher Education, 2015, vol. 51, pp. 88–100. DOI: 10.1016/j.tate.2015.06.006
18. Elangovan A.R., Pinder C.C., McLean M. Callings and Organizational Behavior. Journal of Vocational Behavior, 2010, vol. 76, is. 3, pp. 428–440.
19. Fyodorov A., Erlikh V. Health Behavioral Factors in Modern Adolescents. Journal of Physical Education and Sport, 2016, vol. 16, iss. 1, pp. 109–112.
20. Lotz C., Sparfeldt J.R. Does Test Anxiety Increase as the Exam Draws Near? – Students' State Test Anxiety Recorded Over the Course of One Semester. Personality and Individual Differences, 2017, vol. 104, pp. 397–400. DOI: 10.1016/j.paid.2016.08.032




DOI (PDF): http://dx.doi.org/10.14529/hsm17s04

(c) 2018 ЧЕЛОВЕК. СПОРТ. МЕДИЦИНА

Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.