СТИЛЕВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ АКТИВНОСТИ В ОБЩЕНИИ СПОРТСМЕНОВ КОМАНДНЫХ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ВИДОВ СПОРТА

С. А. Васюра, Почта vasyura@inbox.ru (Удмуртский государственный университет, г. Ижевск, Россия), orcid http://orcid.org/0000-0002-0439-3353
Н. И. Иоголевич, Почта iogolevichni@tyuiu.ru (Тюменский индустриальный университет, г. Тюмень, Россия), orcid http://orcid.org/0000-0003-0550-2176

Аннотация


Цель работы. Выявить стилевые характеристики коммуникативной активности спортсменов командных и индивидуальных спорта. Организация и методы исследования. В эмпирическом исследовании приняли участие 119 человек: представители командных видов спорта (футбол, хоккей, баскетбол, волейбол, гандбол) – 58 человек и индивидуальных видов спорта (легкая атлетика, спортивная гимнастика, биатлон) – 61 человек. Средний возраст 18,7 лет. Для диагностики коммуникативной активности спортсменов использовался тест суждений А.И. Крупнова; разноуровневые коммуникативные свойства индивидуальности спортсменов изучались с помощью опросника формально-динамических свойств индивидуальности В.М. Русалова (психодинамический уровень), 16 факторный личностный опросник Р.Б. Кеттелла (личностный уровень). Результаты и обсуждение. Установлено, что у спортсменов, занимающихся командными видами спорта показатели коммуникативной активности связаны только с условиями общения. Для спортсменов командных видов спорта характерна взаимосвязь динамического, когнитивного и рефлексивно-оценочного компонентов коммуникативной активности с условиями общения, что определяется спецификой групповой деятельности в командах. У представителей индивидуальных видов спорта с коммуникативной активностью связаны экспрессивно-речевые характеристики общения и отношения-обращения, т. е. те характеристики, которые отражают коммуникативную и интерактивную стороны общения. У спортсменов командных видов спорта установлены стилевые характеристики коммуникативной активности – «Энергичность, смелость», «Контроль активности и эмоций», «Сдержанность в общении», а у спортсменов индивидуальных видов – «Экспансивность, смелость», «Доминирование», «Гибкость». Стилевые характеристики детерминированы психодинамическими и личностными свойствами спортсменов. Заключение. Стилевые характеристики коммуникативной активности спортсменов разных видов спорта имеют особенности, как природно обусловленные, так и определяемые спецификой спортивной деятельности (характером общения со спортсменами и тренером).


Ключевые слова


Общение, спортсмены, командные и индивидуальные виды спорта, интегральная индивидуальность, коммуникативная активность, стиль.

Полный текст:

PDF

Литература


1. Адольф, В.А. Развитие профессионального общения у студентов спортивных специальностей (на примере волейбола) / В.А. Адольф, М.С. Найда, А.Н. Савчук // Истор. и соц.-образоват. мысль. – 2013. – № 2. – С. 49–53.
2. Васюра, С.А. Особенности коммуникативной активности юношей и девушек (на примере студентов факультета физической культуры) / С.А. Васюра // Вестник Пермского гос. пед. ун-та. Сер. «Физкультура и спорт». – 2001. – № 1. – С. 51–66.
3. Васюра, С.А. Психология коммуникативной активности / С.А. Васюра. – Ижевск: Изд. дом «Удмуртский университет», 2009. – 294 с.
4. Власова, Е.В. Внутренние факторы формирования направленности педагогического общения тренеров / Е.В. Власова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2015. – № 4 (122). – С. 232–236.
5. Власова, Е.В. Технология оптимизация направленности общения тренеров и ее социально-психологическая ценность / Е.В. Власова // Вестник Псковского гос. ун-та. Сер. «Психолого-педагогические науки». – 2016. – № 4. – С. 95–103.
6. Вяткин, Б.А. Новые горизонты теории интегральной и индивидуальности В.С. Мерлина / Б.А. Вяткин, Л.Я. Дорфман // ХХХI Мерлинские чтения: Теория, методология и практика интегрального исследования индивидуальности в современном человекознании. – Пермь: Пермский гос. гуманитар.-пед. ун-т, 2016. – С. 11–17.
7. Вяткин, Б.А. Теория интегральной индивидуальности В.С. Мерлина: история и современность / Б.А. Вяткин, Л.Я. Дорфман // Образование и наука. – 2017. – Т. 17, № 2. – С. 145–160. DOI: 10.17853/1994-5639-2017-2-145-160
8. Гогунов, Е.Н. Психология физического воспитания и спорта / Е.Н. Гогунов, Б.И. Мартьянов. – М.: Издат. центр «Академия», 2004. – 224 с.
9. Горская, Г.Б. Общение как регулятор психической напряженности деятельности высококвалифицированных спортсменов / Г.Б. Горская // Актуальные вопросы физ. культуры и спорта. – 2016. – Т. 18, № 1. – С. 80–89.
10. Девишвили, В.М. Групповая сплоченность в спортивных командах разного профессионального уровня / В.М. Девишвили, М.О. Мдивани, Д.С. Елгина // Нац. психол. журнал. – 2017. – № 4 (28). – С. 121–128. DOI: 10.11621/npj.2017.041
11. Дмитриев, Ф.Б. Комплексная методика подготовки и критерии эффективности работы судей по баскетболу / Ф.Б. Дмитриев. – М.: Издат. центр «Наука», 2017. – 128 с.
12. Журова, И.А. Влияние спорта на формирование личности / И.А. Журова // Интерэкспо ГЕО-Сибирь. – 2014. – Т. 6. – № 2. – С. 129–132.
13. Ильин, Е.П. Психология спорта / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2012. – 352 с.
14. Колесник, И.С. Формирование коммуникативных навыков в процессе спортивной подготовки боксеров / И.С. Колесник, Ф.А. Гатин, Д.А. Осипов // Пед.-психол. и мед. биол. проблемы физ. культуры и спорта. – 2016. – Т. 1. – № 1 (38). – С. 40–46. DOI: 10.14526/01_1111_77
15. Кузнецов, С.А. Особенности мотивации спортсменов командных и индивидуальных видов спорта / С.А. Кузнецов // Соц. психология и общество. – 2013. – № 4. – С. 106–113.
16. Лабунская, В.А. Психология затрудненного общения: Теория. Методы. Диагностика. Коррекция / В.А. Лабунская, Ю.А. Менджерицкая, Е.Д. Бреус. – М.: Академия, 2001. – 288 с.
17. Лебедев, И.Б. Формирование адаптивного копинг-поведения у спортсменов как форма подготовки к экстремальным ситуациям / И.Б. Лебедев, Е.А. Печенкова // Человеческий капитал. – 2015. – № 3 (75). – С. 133–136.
18. Лубышева, Л.И. Социология физической культуры и спорта / Л.И. Лубышева. – М.: Академия, 2016. – 269 с.
19. Молдованова, И.В. Психологическая совместимость как фактор, влияющий на сплоченность волейбольной команды / И.В. Молдованова, И.А. Журова, А.В. Егоров // Интерэкспо ГЕО-Сибирь. – 2017. – Т. 6. – № 2. – С. 141–147.

20. Пономарев, П.Л. Педагогическое воздействие тренера на баскетболистов высокой квалификации в тренировочной и соревновательной деятельности / П.Л. Пономарев, Л.В. Костикова // Теория и практика физ. культуры. – 2008. – № 1. – С. 40–44.
21. Рыкова, Б.В. Особенности коммуникативной компетентности у спортсмена-футболиста и пути ее формирования / Б.В. Рыкова, С.С. Синяев // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). – 2012. – № 8 (16). – С. 27. – https://elibrary.ru/contents.asp?issueid=1029595 (дата обращения 25.01.2018).
22. Серова, Л.К. Спортивная психология: профессиональный отбор в спорте / Л.К. Серова. – М.: Юрайт, 2017. – 161 с.
23. Серова, Л.К. Типы направленности общения тренеров со спортсменами / Л.К. Серова, Е.В. Власова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2015. – № 2 (120). – С. 227–231. DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.02.120.p227-231
24. Ткачева, М.С. Психологические особенности действия социогенных помеховлияний в спорте / М.С. Ткачева // Известия Саратов. ун-та. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. – 2015. – Т. 4. – № 3. – С. 265–271.
25. Фадина, А.Г. Психология общения в спорте / А.Г. Фадина. – Астрахань: Астраханский гос. ун-т, Издат. дом «Астраханский университет», 2010. – 100 с.
26. Чернявская, В.С. Обратная связь в профессиональной коммуникации спортивного тренера как психолого-педагогическая проблема / В.С. Чернявская, Е.В. Каерова // Сибирский пед. журнал. – 2010. – № 2. – С. 371–379.
27. Ярмонов, А.А. Влияние стиля педагогического общения тренера на показатели психологического климата в спортивной группе / А.А. Ярмонов // Физическая культура, спорт и здоровье. – 2016. – № 28. – С. 82–85.
28. Baumann, S. Psychologieim Sport / S. Baumann. – Aachen: Meyer &Meyer, 2000. – 357 p.
29. Evans, B.M. Informing programs to improve interpersonal coach behaviours: a systematic review using the RE-AIM framework / B.M. Evans, M. McGuckin, H. Gainforth, M.W. Bruner, J. Côte // The British Journal of Sports Medicine. – 2015. – No. 49 (13). – P. 871–877. DOI: 10.1136/bjsports-2015-094634
30. Holt, N.L. Coping in Professional Sport: A Case Study of an Experienced Cricket Player / N.L. Holt // Athletic Insight: The Online Journal of Sport Psychology. – 2003. – Vol. 5. – No. 1. – P. 1–9.
31. Jarvis, M. Psychologie in Sport. Sport psychology: a student’s handbook / M. Jarvis. – New York: Routledge, 2006. – 256 p.
32. Karageorghis, C. Inside Sport Psychology / C. Karageorghis, P.Тerry. – Champaign, IL: Human Kinetics Publishers, Inc., 2011. – 248 p.


References


1. Adol'f V.A., Nayda M.S., Savchuk A.N. [Development of Professional Communication Among Students of Sports Specialties (On the Example of Volleyball)]. Istoricheskaya i sotsial'no-obrazovatel'naya mysl' [Historical and Socio-Educational Thought], 2013, no. 2, pp. 49–53. (in Russ.)
2. Vasyura S.A. [Peculiarities of Communicative Activity of Young Men and Girls (On the Example of Students of the Faculty of Physical Culture)]. Vestnik Permskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Ser. Fizkul'tura i sport [Bulletin of the Perm State Pedagogical University. Series Physical Culture and Sport], 2001, no. 1, pp. 51–66. (in Russ.)
3. Vasyura S.A. Psikhologiya kommunikativnoy aktivnosti [Psychology of Communicative Activity]. Izhevsk, Udmurt University Publ., 2009. 294 p.
4. Vlasova E.V. [Internal Factors Shaping the Pedagogical Communication of Trainers]. Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific Notes of the University Named after P.F. Lesgaft], 2015, no. 4 (122), pp. 232–236. (in Russ.)
5. Vlasova E.V. [Technology Optimization of the Orientation of Communication of Trainers and Its Social and Psychological Value]. Vestnik Pskovskogo gosudarstvennogo universiteta Ser. Psikhologopedagogicheskie nauki [Bulletin of the Pskov State University Series Psychological and Pedagogical Sciences], 2016, no. 4, pp. 95–103. (in Russ.)
6. Vyatkin B.A., Dorfman L.Ya. [New Horizons of Integral Theory and Individuality Merlina]. ХХХI Merlinskie chteniya: Teoriya, metodologiya i praktika integral'nogo issledovaniya individual'nosti v sovremennom chelovekoznanii [ХХХI Merlin Readings. Theory, Methodology and Practice of Integral Research of Individuality in Modern Human Science], 2016, pp. 11–17. (in Russ.)

7. Vyatkin B.A., Dorfman L.Ya. [Theory of Integral Individuality Merlina. History and Modernity]. Obrazovanie i nauka [Education and Science], 2017, vol. 17, no. 2, pp. 145–160. (in Russ.) DOI: 10.17853/1994-5639-2017-2-145-160
8. Gogunov E.N., Mart'yanov B.I. Psikhologiya fizicheskogo vospitaniya i sporta [Psychology of Physical Education and Sports]. Moscow, Academy Publ., 2004. 224 p.
9. Gorskaya G.B. [Communication as a Regulator of Mental Tension of Highly Skilled Athletes]. Aktual'nye voprosy fizicheskoy kul'tury i sporta [Actual Issues of Physical Culture and Sports], 2016, vol. 18, no. 1, pp. 80–89. (in Russ.)
10. Devishvili V.M., Mdivani M.O., Elgina D.S. [Group Cohesion in Sports Teams of Different Professional Level]. Natsional'nyy psikhologicheskiy zhurnal [National Psychological Journal], 2017, no. 4 (28), pp. 121–128. (in Russ.) DOI: 10.11621/npj.2017.041
11. Dmitriev F.B. Kompleksnaya metodika podgotovki i kriterii effektivnosti raboty sudey po basketbolu [Comprehensive Methodology of Training and Criteria for the Effectiveness of Judges in Basketball]. Moscow, Science Publ., 2017. 128 p.
12. Zhurova I.A. [Influence of Sports on the Formation of Personality]. Interekspo GEO-Sibir' [Interexpo GEO-Siberia], 2014, vol. 6, no. 2, pp. 129–132. (in Russ.)
13. Il'in E.P. Psikhologiya sporta [Psychology of Sports]. St. Petersburg, Peter Publ., 2012. 352 p.
14. Kolesnik I.S., Gatin F.A., Osipov D.A. [Formation of Communicative Skills in the Process of Sports Training of Boxers]. Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoy kul'tury i sporta [Pedagogical-Psychological and Medico-Biological Problems of Physical Culture and Sports], 2016, vol. 1, no. 1 (38), pp. 40–46. (in Russ.) DOI: 10.14526/01_1111_77
15. Kuznetsov S.A. [Osobennosti Motivation Athletes Team and Individual Sports]. Sotsial'naya psikhologiya i obshchestvo [Social Psychology and Society], 2013, no. 4, pp. 106–113. (in Russ.)
16. Labunskaya V.A., Mendzheritskaya Yu.A., Breus E.D. Psikhologiya zatrudnennogo obshcheniya: Teoriya. Metody. Diagnostika. Korrektsiya [Psychology of Difficult Communication. Theory. Methods. Diagnostics. Correction]. Moscow, Academy Publ., 2001. 288 p.
17. Lebedev I.B., Pechenkova E.A. [Formation of Adaptive Coping Behavior in Athletes as a Form of Preparation for Extreme Situations]. Chelovecheskiy capital [Human Capital], 2015, no. 3 (75), pp. 133–136. (in Russ.)
18. Lubysheva L.I. Sotsiologiya fizicheskoy kul'tury i sporta [Sociology of Physical Culture and Sports]. Moscow, Academy Publ., 2016. 269 p.
19. Moldovanova I.V., Zhurova I.A., Egorov A.V. [Psychological Compatibility as a Factor Influencing the Cohesion of the vVolleyball Team]. Interekspo GEO-Sibir' [Interexpo GEO-Siberia], 2017, vol. 6, no. 2, pp. 141–147. (in Russ.)
20. Ponomarev P.L., Kostikova L.V. [Pedagogical Influence of the Coach on Basketball Players of High Qualification in Training and Competitive Activities]. Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury [Theory and Practice of Physical Culture], 2008, no. 1, pp. 40–44. (in Russ.)
21. Rykova B.V., Sinyaev S.S. [Features of Communicative Competence in a Sports Player and the Way of Its Formation]. Sovremennye issledovaniya sotsial'nykh problem (elektronnyy nauchnyy zhurnal) [Modern Research of Social Problems (Electronic Scientific Journal)], 2012, no. 8 (16), p. 27. Available at: https://elibrary.ru/contents.asp?issueid=1029595. (accessed 25.01.2018).
22. Serova L.K. Sportivnaya psikhologiya: professional'nyy otbor v sporte [Sports Psychology. Professional Selection in Sports]. Moscow, Yurayt Publ., 2017. 161 p.
23. Serova L.K., Vlasova E.V. [Types of Orientation of Communication Between Coaches and Athletes]. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta [Uchenye Zapiski Universiteta im. P.F. Lesgaft], 2015, no. 2 (120), pp. 227–231. (in Russ.) DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.02.120.p227-231
24. Tkacheva M.S. [Psychological Features of the Action of Sociogenic Interference in Sports]. Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Akmeologiya obrazovaniya. Psikhologiyarazvitiya [News of the Saratov University. New Episode. Acmeology of Education. Psychology of Development], 2015, vol. 4, no. 3, pp. 265–271. (in Russ.)
25. Fadina A.G. Psikhologiya obshcheniya v sporte [Psychology of Communication in Sports]. Astrakhan', Astrakhan University Publ., 2010. 100 p.

26. Chernyavskaya V.S., Kaerova E.V. [Feedback in the Professional Communication of a Sports Coach as a Psychological and Pedagogical Problem]. Sibirskiy pedagogicheskiy zhurnal [Siberian Pedagogical Journal], 2010, no. 2, pp. 371–379. (in Russ.)
27. Yarmonov A.A. [Influence of the Teacher's Pedagogical Communication Style on the Parameters of the Psychological Climate in the Sports Group]. Fizicheskaya kul'tura, sport i zdorov'e [Physical Culture, Sport and Health], 2016, no. 28, pp. 82–85. (in Russ.)
28. Baumann S.Psychologieim Sport. Aachen: Meyer &Meyer, 2000. 357 p.

29. Evans B.M., McGuckin M., Gainforth H., Bruner M.W., Côte J. Informing Programs to Improve Interpersonal Coach Behaviours. A Systematic Review Using the RE-AIM Framework. The British  Journal of Sports Medicine, 2015, no. 49 (13), pp. 871–877. DOI: 10.1136/bjsports-2015-094634
30. Holt N.L. Coping in Professional Sport: A Case Study of an Experienced Cricket Player. Athletic Insight: The Online Journal of Sport Psychology, 2003, vol. 5, no. 1, pp. 1–9.
31. Jarvis M. Psychologie in Sport. Sport Psychology. A Student’s Handbook. New York: Routledge, 2006. 256 p.
32. Karageorghis C., Тerry P. Inside Sport Psychology. Champaign, IL: Human Kinetics Publishers, Inc., 2011. 248 p.




DOI (PDF): http://dx.doi.org/10.14529/hsm180107

(c) 2018 ЧЕЛОВЕК. СПОРТ. МЕДИЦИНА

Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.