РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Н. Кателлани, Почта nathalie.catellani@u-picardie.fr (Высшая школа преподавания и образования в составе Университета им. Жюля Верна Пикардии при Академии г. Амьена, г. Амьен, Франция), orcid http://orcid.org/0000-0002-8358-5686
Д. Ф. Ильясов, Почта dinaf_chel@mail.ru (Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования, г. Челябинск, Россия), orcid http://orcid.org/0000-0003-0905-7081
Е. А. Черепов, Почта cherepov.e@mail.ru (Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск, Россия), orcid http://orcid.org/0000-0001-8469-9741
А. А. Севрюкова, Почта alla107@inbox.ru (Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования, г. Челябинск, Россия), orcid http://orcid.org/0000-0001-6142-1675
Е. А. Селиванова, Почта sel_lena@mail.ru (Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования, г. Челябинск, Россия), orcid http://orcid.org/0000-0001-7326-3950
В. В. Кудинов, Почта kudinovvv@cspu.ru (Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Россия), orcid http://orcid.org/0000-0003-2516-3079
Н. О. Николов, Почта nikolov_1989@mail.ru (Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования, г. Челябинск, Россия), orcid http://orcid.org/0000-0001-6597-1834

Аннотация


Цель. Проектирование, апробация системы развития психологической готовности учителей физической культуры к инклюзивному образованию, включающей когнитивный, эмоциональный, ценностный и рефлексивный компоненты. Организация и методы исследования. Исследование выполнено на основе теории установки (Л. Ланге, Р. Чалдини, Д.Н. Узнадзе, С.Л. Рубинштейн). Разработан диагностический инструментарий для выявления уровня сформированности когнитивного, эмоционального, ценностного и рефлексивного компонентов психологической готовности учителей физической культуры к инклюзивному образованию. В исследовании 2016–2017 гг. на разных этапах приняли участие 673 учителя физической культуры Челябинской области. Психологическая готовность большинства респондентов (39,6 %) находится на уровне ниже среднего. Изучен опыт подготовки учителей физической культуры во Франции, представленный научными партнерами Высшей школы преподавания и образования в составе Университета им. Жюля Верна Пикардии при Академии г. Амьена. Результаты. Разработана система развития психологической готовности учителей к инклюзивному образованию, основанная на опыте позитивных педагогических практик подготовки учителей физической культуры России и Франции. Она предполагает обучение учителей на постепенно усложняющихся этапах:
а) решение ситуационных задач, представляющих проблемные аспекты деятельности учителей физической культуры в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья;
б) проведение рефлексивных сессий, в которых педагоги знакомятся с психологией особого ребенка и отождествляют себя с ним; в) формирование стрессоустойчивости учителей, профилактика их профессионального выгорания. Заключение. Экспериментальный этап
исследования показал, что внедрение такой системы способствовало положительному изменению показателей психологической готовности учителей к осуществлению инклюзивного образования. Система рекомендуется к использованию в широкой практике.


Ключевые слова


Учителя физической культуры, психологическая готовность, инклюзивное образование, обучающийся с ограниченными возможностями, система развития психологической готовности учителей, ситуационные задачи, рефлексивные сессии, стрессоустойчивость учителя.

Полный текст:

PDF (English)

Литература


1. Асранбоева, М.Х. Противодействия стресс-факторам в процессе педагогической деятельности / М.Х. Асранбоева // Теория и практика современной науки. – 2017. – № 1. – С. 67–70.
2. Иосебадзе, Т.Т. Бессознательное: природа, функции, методы исследования / Т.Т. Иосебадзе, Т.Ш. Иосебадзе. – Тбилиси: Мецниереба, 1985. – 55 с.

3. Котомина, О.А. Технология решения ситуативных задач-одно из средств достижения метапредметных результатов / О.А. Котомина // Актуальные вопросы обучения русскому (родному) языку. – 2015. – С. 349–353.
4. Медведева, Л.М. Формирование коммуникативной компетентности будущего учителя в образовательном пространстве педагогического вуза / Л.М. Медведева // Совет ректоров. – 2011. – № 9. – С. 57–59.
5. Тимошенко, Г.В. Работа с телом в психотерапии: практическое руководство / Г.В. Тимошенко, Е.А. Леоненко. – М.: Психотерапия, 2006. – 480 с.
6. Узнадзе, Д.Н. Философия. Психология. Педагогика: наука о психической жизни / Д.Н. Узнадзе; под ред. И.В. Имедадзе, Р.Т. Сакварелидзе. – М.: Смысл, 2014. – 365 с.
7. Чалдини, Р. Психология влияния / Р. Чалдини. – 5-е изд. – СПб.: Питер, 2016. – 336 с.
8. Шарифуллина, С.Р. Психологическая готовность будущих педагогов к управлению физкультурно-спортивной деятельностью / С.Р. Шарифуллина // Вестник Челяб. гос. пед. ун-та. – 2011. – № 11. – С. 212–219.
9. Эпова, Н.П. Психологические особенности коуч-стиля в управлении образовательным процессом: от разработки стратегии к тактике формирования рефлексивно-субъектной позиции персонала в инклюзивной школе / Н.П. Эпова // Психология в экономике и управлении. – 2015. – Т. 7. – № 2. – С. 159–168.
10. Aspfors, J. Research on mentor education for mentors of newly qualified teachers: a qualitative meta-synthesis / J. Aspfors, G. Fransson // Teaching and teacher education. – 2015. – Т. 48. – P. 75–86.
11. Darling-Hammond, L. Teacher education around the world: What can we learn from international practice? / L. Darling-Hammond //European Journal of Teacher Education. – 2017. – P. 1–19.
12. Dominguez, N. Mentoring frameworks: synthesis and critique / N. Dominguez, M. Hager // International Journal of Mentoring and Coaching in Education. – 2013. – Т. 2. – № 3. – P. 171–188.
13. Doyle, W. Case methods in the education of teachers / W. Doyle // Teacher Education Quarterly. – 1990. – P. 7–15.
14. Forlin, C.A. system-wide professional learning approach about inclusion for teachers in Hong Kong / C. Forlin, T. Loreman, U. Sharma // Asia-Pacific Journal of Teacher Education. – 2014. – Т. 42. – № 3. – P. 247–260.
15. Hamilton C. Beginning teachers reflect on inclusive practices–‘I didn't realize that he only had half a hand’/ C. Hamilton, M. Kecskemeti // International Journal of Inclusive Education. – 2015. – Т. 19. – № 12. – P. 1265–1279.
16. Kadji-Beltran, C. Mentoring as a strategy for empowering Education for Sustainable Development in schools / C. Kadji-Beltran, A. Zachariou, E. Liarakou // Professional Development in Education. – 2014. – Т. 40. – № 5. – P. 717–739.
17. Katz, J. Implementing the Three Block Model of Universal Design for Learning: effects on teachers' self-efficacy, stress, and job satisfaction in inclusive classrooms K-12 / J. Katz // International Journal of Inclusive Education. – 2015. – Т. 19. – № 1. – P. 1–20.
18. Kemmis S. Mentoring of new teachers as a contested practice: Supervision, support and collaborative self-development / S. Kemmis, H.L.T. Heikkinen, G. Fransson, J. Aspfors // Teaching and teacher education. – 2014. – Т. 43. – P. 154–164.
19. Lange, L. Neue Experimente Über den Vorgang der Einfachen Reaction auf Sinneseindrucke / L. Lange // Phil. Stud. – 1888. – Т. 4. – P. 479–510.
20. Martínez, N.H. Everybody’s problem: Novice teachers in disadvantaged Mexican schools / N.H. Martínez // International Journal of Qualitative Studies in Education. – 2014. – Т. 27. – № 8. – P. 959–973.
21. Mitchell, R. What is professional development, how does it occur in individuals, and how may it be used by educational leaders and managers for the purpose of school improvement? / R. Mitchell // Professional development in education. – 2013. – Т. 39. – № 3. – P. 387-400.
22. Nel, N.M. Reflections on focus group sessions regarding inclusive education: reconsidering focus group research possibilities / N.M. Nel, N.R.A. Romm, L.D.N. Tlale // The Australian Educational Researcher. – 2015. – Т. 42. – № 1. – P. 35–53.
23. Nilsson, M. Coexisting Needs: Paradoxes in Collegial Reflection / M. Nilsson, I. Andersson, K. Blomqvist. – The Development of a Pragmatic Method for Reflection // Education Research International. – 2017. – Т. 2017.

24. Pajares, M.F. Teachers’ beliefs and educational research: Cleaning up a messy construct / M.F. Pajares // Review of educational research. – 1992. – Т. 62. – № 3. – P. 307–332.
25. PAI: Projet d'Accueil Individualisé. – http://www.esen.education.fr/?a=71&cHash=2357aeb82d&id=79 (дата обращения 15.12.2017).
26. Silva, L.A.A. Teacher Archetypes: Perceptions of Nursing Students / L.A.A. da Silva, R.M. Soder, S.M. Schimdt et al. // Texto & Contexto Enfermagem. – 2016. – Т. 25. – № 2.
27. Steinborn, M.B. Mobilizing cognition for speeded action: try-harder instructions promote motivated readiness in the constant-foreperiod paradigm / M.B. Steinborn, R. Langner, L. Huestegge // Psychological research. – 2017. – Т. 81. – № 6. – P. 1135–1151.
28. Thorndike, E.L. The principles of teaching: Based on psychology / E.L. Thorndike. – Routledge, 2013. – Т. 32.


References


1. Asranboeva M.Kh. [Counteraction to Stress Factors in the Process of Pedagogical Activity]. Teoriya i praktika sovremennoy nauki [Theory and Practice of Modern Science], 2017, no. 1, pp. 67–70. (in Russ.)
2. Iosebadze T.T., Iosebadze T.Sh. Bessoznatel'noe: priroda, funktsii, metody issledovaniya [Unconscious. Nature, Functions, Methods of Research]. Tbilisi, Metsniereba Publ., 1985. 55 p.
3. Kotomina O.A. [The Technology of Solving Situational Problems is One of the Means to Achieve Meta-Subject Results]. Aktual'nye voprosy obucheniya russkomu (rodnomu) yazyku[Actual Questions of Teaching Russian (Native) Language], 2015, pp. 349–353. (in Russ.)
4. Medvedeva L.M. [Formation of the Communicative Competence of the Future Teacher in the Educational Space of a Pedagogical University]. Sovet rektorov [The Council of Rectors], 2011, no. 9, pp. 57–59. (in Russ.)
5. Timoshenko G.V., Leonenko E.A. Rabota s telom v psikhoterapii: prakticheskoe rukovodstvo [Work with the Body in Psychotherapy. Practical Guidance]. Moscow, Psychotherapy Publ., 2006. 480 p.
6. Uznadze D.N., Imedadze I.V., Sakvarelidze R.T. Filosofiya. Psikhologiya. Pedagogika: nauka o psikhicheskoy zhizni [Philosophy. Psychology. Pedagogy. The Science of Mental Life]. Moscow, Sense Publ., 2014. 365 p.
7. Chaldini R. Psikhologiya vliyaniya [Psychology of Influence]. 5nd ed. St. Petersburg, Peter Publ., 2016. 336 p.
8. Sharifullina S.R. [Psychological Readiness of Future Teachers for the Management of Physical Culture and Sports Activities]. Vestnik chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Herald of Chelyabinsk State Pedagogical University], 2011, no. 11, pp. 212–219. (in Russ.)
9. Epova N.P. [Psychological Features of the Coach Style in the Management of the Educational Process. From the Development of Strategy to the Tactics of the Formation of the Reflexive-Subjective Position of the Staff in an Inclusive School]. Psikhologiya v ekonomike i upravlenii [Psychology in Economics and Management], 2015, vol. 7, no. 2, pp. 159–168. (in Russ.)
10. Aspfors J., Fransson G. Research on Mentor Education for Mentors of Newly Qualified Teachers: A Qualitative Meta-Synthesis.  Teaching and teacher education, 2015, vol. 48, pp. 75–86. DOI: 10.1016/j.tate.2015.02.004

11. Darling-Hammond L. Teacher Education Around the World: What Can We Learn from International Practice? European Journal of Teacher Education, 2017, pp. 1–19. DOI: 10.1080/02619768.2017.1315399
12. Dominguez N., Hager M. Mentoring Frameworks: Synthesis and Critique. International Journal of Mentoring and Coaching in Education, 2013, vol. 2, no. 3, pp. 171–188. DOI: 10.1108/IJMCE-03-2013-0014
13. Doyle W. Case Methods in the Education of Teachers. Teacher Education Quarterly, 1990, pp. 7–15.
14. Forlin C., Loreman T., Sharma U. System-Wide Professional Learning Approach About Inclusion for Teachers in Hong Kong. Asia-Pacific Journal of Teacher Education, 2014, vol. 42, no. 3, pp. 247–260. DOI: 10.1080/1359866X.2014.906564
15. Hamilton C., Kecskemeti M. Beginning Teachers Reflect on Inclusive Practices–‘I Didn't Realize that he Only Had Half a Hand’. International Journal of Inclusive Education, 2015, vol. 19, no. 12, pp. 1265–1279. DOI: 10.1080/13603116.2015.1055341
16. Kadji-Beltran C., Zachariou A., Liarakou E. Mentoring as a Strategy for Empowering Education for Sustainable Development in Schools. Professional Development in Education, 2014, vol. 40, no. 5, pp. 717–739. DOI: 10.1080/19415257.2013.835276
17. Katz J. Implementing the Three Block Model of Universal Design for Learning: Effects on Teachers' Self-Efficacy, Stress, and Job Satisfaction in Inclusive Classrooms K-12. International Journal of Inclusive Education, 2015, vol. 19, no. 1, pp. 1–20. DOI: 10.1080/13603116.2014.881569
18. Kemmis S., Heikkinen H.L.T., Fransson G., Aspfors J. Mentoring of New Teachers as a Contested Practice: Supervision, Support and Collaborative Self-Development. Teaching and Teacher Education, 2014, vol. 43, pp. 154–164. DOI: 10.1016/j.tate.2014.07.001
19. Lange L. Neue Experimente Über den Vorgang der Einfachen Reaction auf Sinneseindrucke. Phil. stud., 1888, vol. 4, pp. 479–510.
20. Martínez N.H. Everybody’s Problem: Novice Teachers in Disadvantaged Mexican Schools. International Journal of Qualitative Studies in Education, 2014, vol. 27, no. 8, pp. 959–973. DOI: 10.1080/09518398.2014.924637
21. Mitchell R. What is Professional Development, How Does it Occur in Individuals, and How May it be Used by Educational Leaders and
Managers for the Purpose of School Improvement? Professional development in education, 2013, vol. 39, no. 3, pp. 387–400.
22. Nel N.M., Romm N.R.A., Tlale L.D.N. Reflections on Focus Group Sessions Regarding Inclusive Education: Reconsidering Focus Group Research Possibilities. The Australian Educational Researcher, 2015, vol. 42, no. 1, pp. 35–53. DOI: 10.1007/s13384-014-0150-3
23. Nilsson M., Andersson I., Blomqvist K. Coexisting Needs: Paradoxes in Collegial Reflection. The Development of a Pragmatic Method for Reflection. Education Research International. 2017, vol. 2017. DOI: 10.1155/2017/4851067
24. Pajares M.F. Teachers’ Beliefs and Educational Research: Cleaning up a Messy Construct. Review of Educational Research. 1992, vol. 62, no. 3, pp. 307–332. DOI: 10.3102/00346543062003307
25. PAI: Projet d'Accueil Individualisé. Available at: http://www.esen.education.fr/?a=71&cHash=2357aeb82d&id=79. (accessed 15.12.2017.)
26. Silva L.A.A., Soder R.M., Schimdt S.M. et al. Teacher Archetypes: Perceptions of Nursing Students. Texto & Contexto-Enfermagem. 2016, vol. 25, no. 2. DOI: 10.1590/0104-07072016000180014
27. Steinborn M.B., Langner R., Huestegge L. Mobilizing Cognition for Speeded Action: Try-Harder Instructions Promote Motivated Readiness in the Constant-Foreperiod Paradigm. Psychological Research. 2017, vol. 81, no. 6, pp. 1135–1151. DOI: 10.1007/s00426-016-0810-1
28. Thorndike E.L. The Principles of Teaching: Based on Psychology. Routledge. 2013, vol. 32.




DOI (PDF (English)): http://dx.doi.org/10.14529/hsm180111

(c) 2018 ЧЕЛОВЕК. СПОРТ. МЕДИЦИНА

Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.