ФОРМИРОВАНИЕ СТРУКТУРЫ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ДЗЮДО

О. В. Коптев, Почта koptev-58@mail.ru (Кыргызско-Российский славянский университет, г. Бишкек, Кыргызстан), orcid http://orcid.org/0000-0002-0747-276X

Аннотация


Цель. Совершенствование системы многолетней подготовки дзюдоистов. Организация и методы исследования. Для изучения проблемы поэтапного формирования соревновательной компетентности дзюдоистов было решено провести исследование на разных возрастных группах спортсменов: I (11–12 лет) – 726 человек, II (13–14 лет) – 553 человека, III (15–17 лет) – 637 человек, IV (мужчины) – 557 человек. Соревновательная компетентность дзюдоистов оценивалась на соревнованиях разного уровня. Результаты. В результате проведённого исследования предложен инновационный способ построения модели «идеального единоборца», содержание которой составляют 16 отдельных компетенций, разработанных на основе официально принятых правил соревнований по дзюдо. Совокупность частных компетенций нами была определена как «соревновательная компетентность». Заключение. Проведённое ступенчатое сравнение по возрастным группам (I группы со II, II с III, III с IV) отдельных компетенций доказало их информативность в оценке соревновательной деятельности.


Ключевые слова


Компетентность, соревнования, дзюдо, модель, идеальный спортсмен

Полный текст:

PDF

Литература


1. Адольф, В.А. Профессиональная компетентность современного учителя: моногр. / В.А. Адольф. – Красноярск: Изд-во КГПУ, 1998. – 310 с.
2. Бикбулатов, М.С. Дидактические возможности контроля осознанности усвоения знаний / М.С. Бикбулатов. – М., 1981.
3. Бурцева, С.В. Модельные характеристики самбисток высокой квалификации / С.В. Бурцева, Ф.Х. Зекрин, К.В. Чедов // Подготовка единоборцев: теория, методика и практика: сб. материалов IV Всерос. конф. (г. Чайковский, ЧГИФК, 25 апр. 2014 г.). – Пермь: Изд-во «ОТ и ДО», 2014. – С. 11–14.
4. Гандельсман, А.Б. Физиологические основы методики спортивной тренировки / А.Б. Гандельсман, К.М. Смирнов. – М.: Физкультура и спорт, 1970. – 232 с.
5. Дёмин, В.А. Профессиональная компетентность специалиста: понятие и виды / В.А. Демин // Мониторинг образоват. процесса. – 2000. – № 4. – С. 35.
6. Дубровский, В.И. Спортивная физиология: учеб. для вузов / В.И. Дубровский. – М.: ВЛАДОС, 2005. – 462 с.
7. Нелюбин, В.В. Классификация способов тактической подготовки как фактор управления в спортивной борьбе / В.В. Нелюбин, Б.В. Иванюженков // Сб. науч. тр. – СПб., 1999. – Вып. 26. – № 2. – С. 58–67.
8. Новиков, А.А. Основные направления научных исследований в спортивной борьбе / А.А. Новиков, В.Д. Миронов, Г.М. Грузных // Спортивная борьба: ежегодник. – М.: Физкультура и спорт, 1977. – С. 56–60.
9. Онгорбаев, С.А. Правила соревнований Международной федерации дзюдо / С.А. Онгорбаев, П.Л. Боярогло. – Алматы: Ер-Даулет, 1995. – 80 с.
10. Плахтиенко, В.А. Психологические основы повышения надежности спортивной деятельности: дис. … д-ра псих. наук: 19.00.01 / В.А. Плахтиенко. – Л., 1982. – 511 с.
11. Райский, И.И. Дзюдо: в помощь арбитру: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / И.И. Райский. – Бишкек: Изд-во КРСУ, 2011. – 120 с.
12. Райский, И.И. Организация и проведение соревнований по дзюдо: учеб. пособие для студентов вузов / И.И. Райский. – Бишкек: Изд-во КРСУ, 2013. – 129 с.
13. Рубанов, М.Н. Управление подготовкой спортсменов высокой квалификации на основе применения АИПС «Соревнование» / М.Н. Рубанов, Я.К. Коблев, Э.А. Абадзе и др. // Применение ЭВМ и математических методов в управлении подготовкой сборных команд: материалы Всесоюз. науч. конф. – Одесса, 1983. – С. 141–142.
14. Саволайнен, Г.С. Коллаборативный коучинг в дополнительном профессиональном образовании педагогов: идея, технология, практика / Г.С. Саволайнен // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. – 2014. – № 3 (29). – С. 12–22.
15. Трофимов, А.И. Дзюдо: метод. пособие по правилам дзюдо / А.И. Трофимов. – М., 2001. – 134 с.
16. Шашкина, М.Б. Измерение компетенций студентов на основе проблемных педагогических ситуаций / М.Б. Шашкина, Л.В. Шкерина // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. – 2012. – № 4 (22). – С. 201–207.
17. Шкерина, Л.В. Междисциплинарный образовательный модуль как организационно-педагогическое условие формирования исследовательских компетенций будущего учителя математики в вузе / Л.В. Шкерина, Е.В. Сенькина, Г.С. Саволайнен // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. – 2013. – № 4 (26). – С. 76–80.
18. Шкерина, Т.А. Критерии и уровни сформированности исследовательской компетенции бакалавров – будущих педагогов – психологов / Т.А. Шкерина // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. – 2011. – № 1. – С. 122–126.
19. Шустин, Б.Н. Проблема разработки модельных характеристик соревновательной деятельности спортсменов / Б.Н. Шустин // Теория и практика физической культуры. – 1983. – № 11. – С. 25–27.


References


1. Adol’f V.A. Professional’naya kompetentnost’ sovremennogo uchitelya: monografiya [Professional Competence of the Modern Teacher. Monograph]. Krasnoyarsk, 1998. 310 p.
2. Bikbulatov M.S. Didakticheskiye vozmozhnosti kontrolya osoznannosti usvoyeniya znaniy [Didactic Opportunities to Control the Awareness of Mastering Knowledge]. Moscow, 1981.
3. Burtseva S.V., Zekrin F.Kh., Chedov K.V. [Model Characteristics of Sambo Wrestlers of High Qualification]. Podgotovka edinobortsev: teoriya, metodika i praktika: sbornik materialov IV Vserossiyskaya konferentsiya [Preparation of Martial Artists. Theory, Methodology and Practice. A Collection of Materials IV All-Russian Conference], 2014, pp. 11–14.
4. Gandel’sman A.B., Smirnov K.M. Fiziologicheskiye osnovy metodiki sportivnoy trenirovki [Physiological Basis of the Method of Sports Training]. Moscow, Physical Training and Sports Publ., 1970. 232 p.
5. Demin V.A. [Professional Competence of a Specialist. Concept and Types]. Monitoring obrazovatel’nogo protsessa [Monitoring the Educational Process], 2000, no. 4, p. 35.
6. Dubrovskiy V.I. Sportivnaya fiziologiya: uchebnoe dlya vuzov [Sports Physiology. Textbook for Universities]. Moscow, VLADOS Publ., 2005. 462 p.
7. Nelyubin V.V., Ivanyuzhenkov B.V. [Classification of Methods of Tactical Training as a Factor in the Management of Wrestling]. Sbornik nauchnykh trudov [Collected Scientific Works], 1999, iss. 26, no. 2, pp. 58–67. (in Russ.)
8. Novikov A.A., Mironov V.D., Gruznykh G.M. [The Main Directions of Scientific Research in Sports Wrestling]. Sportivnaya bor’ba: ezhegodnik [Wrestling. Yearbook], 1977, pp. 56–60. (in Russ.)
9. Ongorbayev S.A., Boyaroglo P.L. Pravila sorevnovaniy Mezhdunarodnoy federatsii dzyudo [Rules of Competitions of the International Judo Federation]. Almaty, Yer-Daulet Publ., 1995. 80 p.
10. Plakhtiyenko V.A. Psikhologicheskiye osnovy povysheniya nadezhnosti sportivnoy deyatel’nosti. Dokt. diss. [Psychological Bases of Increase of Reliability of Sports Activity. Doct. sci. diss.]. Leningrad, 1982. 511 p.
11. Rayskiy I.I. Dzyudo: v pomoshch’ arbitru: uchebnoye posobiye dlya studentov vysshego uchebnogo zavedeniya [Judo. To Help the Arbiter. A Textbook for Students of Higher Education Institutions]. Bishkek, 2011. 120 p.
12. Rayskiy I.I. Organizatsiya i provedeniye sorevnovaniy po dzyudo: uchebnoye posobiye dlya studentov vuzov [Organization and Conduct of Competitions in Judo. A Textbook for University Students]. Bishkek, 2013. 129 p.

13. Rubanov M.N., Koblev Ya.K., Abadze E.A., Chermit K.D. [Management of the Training of Athletes of High Qualification on the Basis of AIPS Contest]. Primeneniye EVM i matematicheskikh metodov v upravlenii podgotovkoy sbornykh komand: materialy Vsesoyuznoy nauchnoy konferentsii [Application of Computers and Mathematical Methods in the Management of the Preparation of National Teams. Materials of the All-Union Scientific Conference], 1983, pp. 141–142. (in Russ.)
14. Savolaynen G.S. [Collaborative Coaching in the Additional Professional Education of Teachers. The Idea, Technology, Practice]. Vestnik KGPU imeni V.P. Astaf’yeva [Bulletin of KSPU them V.P. Astaf'eva], 2014, no. 3 (29), pp. 12–22. (in Russ.)
15. Trofimov A.I. Dzyudo: metodicheskoye posobiye po pravilam dzyudo [Judo. Methodical Manual on the Rules of Judo]. Moscow, 2001. 134 p.
16. Shashkina M.B., Shkerina L.V. [Measuring the Competencies of Students on the Basis of Problematic Pedagogical Situations]. Vestnik KGPU imeni V.P. Astaf’yeva [Herald of KSPU them V.P. Astaf'eva], 2012, no. 4 (22), pp. 201–207. (in Russ.)
17. Shkerina L.V., Sen’kina E.V., Savolaynen G.S. [Interdisciplinary Educational Module as an Organizational and Pedagogical Condition for the Formation of the Research Competences of the Future Mathematics Teacher in the University]. Vestnik KGPU imeni V.P. Astaf’yeva [Bulletin of KSPU Named after V.P. Astaf'eva], 2013, no. 4 (26), pp. 76–80. (in Russ.)
18. Shkerina T.A. [Criteria and Levels of the Formation of the Research Competence of Bachelors – Future Teachers – Psychologists]. Vestnik KGPU imeni V.P. Astaf’yeva [Bulletin of KSPU Named after V.P. Astaf'eva], 2011, no. 1, pp. 122–126. (in Russ.)
19. Shustin B.N. [The Problem of Developing Model Characteristics of Competitive Activities of Athletes]. Teoriya i praktika fizicheskoy kul’tury [Theory and Practice of Physical Culture], 1983, no. 11, pp. 25–27. (in Russ.)




DOI (PDF): http://dx.doi.org/10.14529/hsm180204

(c) 2018 ЧЕЛОВЕК. СПОРТ. МЕДИЦИНА

Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.