ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ПОДРОСТКОВ ПРИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ УРОВНЯ АЭРОБНОЙ МОЩНОСТИ

И. А. Криволапчук, Почта i.krivolapchuk@mail.ru (Институт возрастной физиологии Российской академии образования, г. Москва, Россия; Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС», г. Москва, Россия), orcid http://orcid.org/0000-0001-8628-6924
В. К. Сухецкий, Почта vsukhetski@mail.ru (Учреждение образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы», г. Гродно, Беларусь), orcid http://orcid.org/0000-0002-5710-3583
М. Б. Чернова, Почта mashacernova@mail.ru (Институт возрастной физиологии Российской академии образования, г. Москва, Россия), orcid http://orcid.org/0000-0002-1253-9842

Аннотация


Цель исследования – выявить особенности функционального состояния (ФС) организма школьников-подростков, характеризующихся высоким и низким уровнем развития аэробной мощности. Материал и методы. В исследовании приняли участие мальчики 13–14 лет (n = 162), отнесенные по состоянию здоровья к основной медицинской группе. Использовался комплекс показателей, характеризующих физиологические, психологические и поведенческие аспекты ФС организма. В качестве информативных интегральных показателей максимальной мощности аэробного процесса у детей использовали величины максимального потребления кислорода (МПК), физической работоспособности по тесту PWC170 и показателя мощности нагрузки, максимальное время выполнения которой составляет 900 с (W900). В ходе статистической обработки полученных данных была осуществлена градация всей выборки испытуемых по трем уровням развития аэробных возможностей организма. Результаты. Полученные результаты свидетельствуют о том, что функциональное состояние подростков 13–14 лет в значительной степени зависит от уровня развития аэробных возможностей организма. Установлено, что мальчики с высокой мощностью аэробной системы энергообеспечения, отличаются от нетренированных сверстников сниженной активированностью в состоянии спокойного бодрствования и менее выраженными изменениями вегетативных показателей функционального состояния при напряженной когнитивной нагрузке на фоне высокого адаптационного потенциала организма. Они характеризуются повышенной эффективностью деятельности в сочетании с высокими оценками показателей самочувствия, активности, настроения. Заключение. Уровень развития аэробной мощности можно рассматривать как фактор, детерминирующий изменения функционального состояния подростков в условиях напряженных когнитивных нагрузок.


Ключевые слова


Аэробная мощность, физиологические, психологические и поведенческие аспекты функционального состояния, эффективность когнитивной деятельности, подростки

Полный текст:

PDF

Литература


1. Альманах психологических тестов / под ред. Р.Р. Римского, С.А. Римской. – М.: КСП, 1995. – 400 с.

2. Баевский, Р.М. Основные принципы измерения уровня здоровья / Проблемы адаптации и учение о здоровье / Р.М. Баевский. – М.: Изд-во РУДН, 2006. – С. 119–165.
3. Вегетативная дисфункция у детей и подростков / под ред. Л.В. Козловой. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 96 с.
4. Волков, Н.И. Биоэнергетика спорта: моногр. / Н.И. Волков, В.И. Олейников. – М.: Совет. спорт, 2011. – 160 с.
5. Данилова, Н.Н. Психофизиология / Н.Н. Данилова. – М.: Аспект Пресс, 2012. – 372 c.
6. Демидов, В.А. Влияние повышенной двигательной активности на кардиогемодинамическую устойчивость подростков в условиях напряженной информационной нагрузки / В.А. Демидов, Д.Н. Мальцев, А.А. Мавлиев // Физиология человека. – 2008. – Т. 38, № 4. – С. 133–140.
7. Елисеев, О.П. Конструктивная типология и психодиагностика личности / О.П. Елисеев. – Псков: Изд-во Псков. обл. ин-та усовершенствования учителей, 1994. – 280 с.
8. Колесов, Д.В. Физиолого-педагогические аспекты полового созревания / Д.В. Колесов, Н.Б. Сельверова. – М.: Педагогика, 1978. – 224 с.
9. Криволапчук, И.А. Эффективность использования физических упражнений для управления функциональным состоянием тревожных детей 6–8 лет / И.А. Криволапчук // Физиология человека. – 2011. – Т. 37, № 5. – С. 61–72.
10. Медведев, В.И. Адаптация человека / В.И. Медведев. – СПб.: Институт мозга РАН, 2003. – 584 с.
11. Меерсон, Ф.З. Адаптация к стрессорным ситуациям и физическим нагрузкам / Ф.З. Меерсон, М.Г. Пшенникова. – М.: Медицина, 1988. – 256 с.
12. Микляева, А.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция / А.В. Микляева, П.В. Румянцева. – СПб.: Речь, 2007. – 248 с.
13. Мохан, Р. Биохимия мышечной деятельности и физической тренировки / Р. Мохан, М. Глессон, П.Л. Гринхафф. – Киев: Олимп. лит., 2001. – 295 с.
14. Мызников, И.Л. Оценка адаптивного поведения организма по гемодинамическим параметрам / И.Л. Мызников // Гигиена и санитария. – 1993. – № 1. – С. 62–63.
15. Развитие мозга и формирование познавательной деятельности ребенка / под ред. Д.А. Фарбер, М.М. Безруких. – М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та, 2009. – 432 с.
16. Рогов, В.И. Настольная книга практического психолога в образовании / В.И. Рогов. – М.: Владос, 1995. – 529 с.
17. Собчик, Л.Н. Метод цветовых выборов – модификация цветового теста Люшера / Л.Н. Собчик. – СПб.: Речь, 2006. – 128 с.
18. Сонькин, В.Д. Развитие мышечной энергетики и работоспособности в онтогенезе / В.Д. Сонькин, Р.В. Тамбовцева. – М.: Кн. дом «ЛИБРОКОМ», 2011. – 368 с.
19. Сонькин, В.Д. Физическая работоспособность и энергообеспечение мышечной функции в постнатальном онтогенезе человека / В.Д. Сонькин // Физиология человека. – 2007.– Т. 33, № 3. – С. 1–19.
20. Ульянинский, Л.С. Эмоциональный стресс и экстракардиальная регуляция / Л.С. Ульянинский // Физиол. журнал. – 1994. – Т. 80, № 2. – С. 23–33.
21. Физиология развития ребенка: Руководство по возрастной физиологии / под ред. М.М. Безруких, Д.А. Фарбер. – М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та, 2010. – 768 с.
22. Armstrong, N. Muscle metabolism changes with age and maturation: How do they relate to youth sport performance? / N. Armstrong, A.R. Barker, A.M. McManus // Br J Sports Med. 2015. – Vol. 49, no. 13. – P. 860–864. DOI: 10.1136/bjsports-2014-094491
23. Bibeau, W.S. Effects of acute resistance training of different intensities and rest periods on anxiety and affect / W.S. Bibeau, J.B. Moore, N.G. Mitchell, T. Vargas-Tonsing, J.B. Bartholomew // J Strength Cond Res. – 2010. – Vol. 24, no. 8. – P. 2184–2191.
24. Callaghan, P. Exercise: a neglected intervention in mental health care? / P. Callaghan // J. Psychiatric and Mental Health Nursing. – 2004. – No. 11. – Р. 476–483.
25. Chaddock-Heyman, L. Aerobic fitness is associated with greater hippocampal cerebral blood flow in children / L. Chaddock-Heyman, K.I. Erickson, M.A. Chappell, C.L. Johnson et al. // Dev Cogn Neurosci. – 2016. – No. 20. – P. 52–58.
26. Crews, D.J. Aerobic physical activity effects on psychological well–being in low-income Hispanic children / D.J. Crews, M.R. Lochbaum, D.M. Landers // Percept Mot Skills. – 2004. – Vol. 98, no. 1. – P. 319–324.

27. Dahl, R.E. Heightened stress responsiveness and emotional reactivity during pubertal maturation: implications for psychopathology / R.E. Dahl, M.R. Gunnar // Dev. Psychopathol. – 2009. – Vol. 21, no. 1. – P. 1–6.
28. Donnelly, J.E. Physical Activity, Fitness, Cognitive Function, and Academic Achievement in Children: A Systematic Review / J.E. Donnelly, C.H. Hillman, D. Castelli, J.L. Etnier, S. Lee, P. Tomporowski, K. Lambourne, A.N. Szabo-Reed // Med Sci Sports Exerc. – 2016. – Vol. 48, no. 6. – P. 1223–1224.
29. Duncan, M. The effect of differing intensities of acute cycling on preadolescent academic achievement / M. Duncan, A. Johnson // Eur J Sport Sci. – 2013. – Vol. 14, no. 3. – P. 279–286.
30. Everly, G. Clinical Guide to the Treatment of the Human Stress Pesponse / G. Everly, J.A Latin. – New York: Springer, 2013. – 486 p.
31. Forcier, K. Links between physical fitness and cardiovascular reactivity and recovery to psychological stressors: A metaanalysis / K. Forcier, L.R. Stroud, G.D. Papandonatos, B. Hitsman et al. // Health Psychol. – 2006. – Vol. 25, no. 6. – P. 723–739.
32. Gálvez Casas, A. Aerobic capacity, weight status and self-concept in schoolchildren / A. Gálvez Casas, P.L. Rodríguez García, A. Rosa Guillamón, E. García-Cantó, J.J. Pérez Soto, P. Tárraga López, L. Tárraga Marcos // Clin Investig Arterioscler. – 2016. – Vol. 28, no. 1. – P. 3–8.
33. Guszkowska, M. State/trait anxiety and anxiolytic effects of acute physical exercises / M. Guszkowska // Biomedical Human Kinetics. – 2009. – Vol. 1 – P. 6–10.
34. Hale, B.S. State anxiety responses to 60 minutes of cross training / B.S. Hale, K.R. Koch, J.S. Raglin // Br. J. Sports Med. – 2002. – Vol. 36. – P. 105–107.
35. Hare, T.A. Biological substrates of emotional reactivity and regulation in adolescence during an emotional go-nogo task / T.A. Hare, N. Tottenham, A. Galvan et al. // Biol. Psychiatry. – 2008. – Vol. 63, no. 10. – P. 927–934.
36. Huang, C.J. Cardiovascular reactivity, stress, and physical activity / C.J. Huang, H.E. Webb, M.C. Zourdos, E.O. Acevedo // Front Physiol. – 2013. – Vol. 7, no. 4. – P. 314–318.
37. Kirkcaldy, B.D. The relationship between physical activity and self-image and problem behaviour among adolescents / B.D. Kirkcaldy, R.J. Shephard, R.G. Siefen // Soc. Psychiatry Psychiatr. Epidemiol. – 2002. – Vol. 37, no. 11. – P. 544–550.
38. Krivolapchuk, I.A. Physical performance and psychophysiological reactivity of 7–8 year-old children to different types of exercise / I.A. Krivolapchuk, M.B. Chernova // Medicina dello Sport. – 2012. – Vol. 65, no. 2. – Р. 173–185.
39. Lau, P.W.C. The physiological and psychological effects of resistance training on Chinese obese adolescents / P.W.C. Lau, C.W. Yu, A.M. Lee, R.Y.T. Sung // J. Exercise Science and Fitness. – 2004. – Vol. 2, no. 2. – P. 115–120.
40. Lees, G. Effect of Aerobic Exercise on Cognition, Academic Achievement, and Psychosocial Function in Children: A Systematic Review of Randomized Control Trials / G. Lees, J. Hopkins // Prev Chronic Dis. – 2013. – Vol. 10. – E174.
41. Low, C.A. Chronic life stress, cardiovascular reactivity, and subclinical cardiovascular disease in adolescents / C.A. Low, K. Salomon, K.A. Matthews // Psychosom. Med. – 2009. – Vol. 71, no. 9. – P. 927–931.
42. Mahar, M.T. Effects of a classroombased program on physical activity and on-task behavior / M.T. Mahar, S.K. Murphy, D.A. Rowe, J. Golden, A.T. Shields, T.D. Raedeke // Med Sci Sports Exerc. – 2006. – Vol. 38, no. 12. – P. 2086–2094.
43. Mueller, P.J. Physical (in) activitydependent alterations at the rostral ventrolateral medulla: influence onsympathetic nervous system regulation / P.J. Mueller // Am J Physiol Regul Integr Comp Physiol. – 2010. – Vol. 298, no. 6. – P. 1468–1474.
44. Norris, R. The effects of aerobic and anaerobic training on fitness, blood pressure, and psychological stress and well-being / R. Norris, D. Carroll, R. Cochrane // J. Psychosom. – 1990. – Vol. 34, no. 4. – Р. 367–375.
45. Petruzzello, S.J. A meta-analysis on the anxiety-reducing effects of acute and chronic exercise. Outcomes and mechanisms / S.J. Petruzzello, D.M. Landers, B.D. Hatfield et al. // Sports Med. – 1991 – Vol. 11, no. 3. – P. 143–182.
46. Reed, J. Affective responses of physically active and sedentary individuals during and after moderate aerobic exercise / J. Reed, K.E. Berg, R.W. Latin, J.P. La Voie // J Sports Med Phys Fitness. – 1998. – Vol. 38, no. 3. – P. 272–278.
47. Reims, H.M. Adrenaline during mental stress in relation to fitness, metabolic risk factors and cardiovascular responses in young men / H.M. Reims, K. Sevre, E. Fossum, H. Mellem, I.K. Eide, S.E. Kjeldsen // Blood Press. – 2005. – Vol. 14, no. 4. – P. 217–226.

48. Ribeiro, M.M. Diet and exercise training restore blood pressure and vasodilatory responses during physiological maneuvers in obese children / M.M. Ribeiro, A.G. Silva, N.S. Santos et al. // Circulation. – 2005. – Vol. 111, no. 15. – P. 1915–1923.
49. Rimmele, U. The level of physical activity affects adrenal and cardio / U. Rimmele, R. Seiler, B. Marti et al. // Psychoneuroendocrinology. – 2009. – Vol. 34, no. 2. – P. 190–198.
50. Roemmich, J.N. Protective effect of interval exercise on psychophysiological stress reactivity in children / J.N. Roemmich, M. Lambiase, S.J. Salvy, P.J. Horvath // Psychophysiology. – 2009. – Vol. 46, no. 4. – P. 852.
51. Sheinbein, S.T. Psychosocial Mediators of the Fitness-Depression Relationship Within Adolescents / T.A. Petrie, S. Martin, C.A. Greenleaf // J Phys Act Health. 2016. – Vol. 13, no. 7. – P. 719–725.
52. Sothmann, M.S. The cross-stressor adaptation hypothesis and exercise training / M.S. Sothmann // Psychobiology of physical activity / Eds. E.O. Acevedo & P. Ekkekakis. – Champaign: Human Kinetics Publishers, 2006. – P. 152–154.
53. Spalding, T.W. Aerobic exercise training and cardiovascular reactivity to psychological stress in sedentary young normotensive men and women / T.W. Spalding, L.A. Lyon, D.H. Steel, B.D. Hatfield // Psychophysiology. – 2004. – Vol. 41, no. 4. – P. 552–562.
54. Spear, L.P. Heightened stress responsivity and emotional reactivity during pubertal maturation: Implications for psychopathology / L.P. Spear // Dev. Psychopathol. – 2009. – Vol. 21, no. 1. – P. 87–97.
55. Steptoe, A. Cardiovascular activity during mental stress following vigorous exercise in sportsmen and inactive men / A. Steptoe, N. Kearsley, N. Walters // Psychophysiology. – 1993. – Vol. 30, no. 3. – P. 245–252.
56. Telford, R.D. Physical education, obesity, and academic achievement: a 2-year longitudinal investigation of Australian elementary school children / R.D. Telford, R.B. Cunningham, R. Fitzgerald et al. // Am J Public Health. – 2012. – Vol. 102, no. 2. – P. 368–374.
57. Wasley, D. Influence of fitness and physical activity on cardiovascular reactivity to musical performance / D. Wasley, A. Taylor, K. Backx, A. Williamon // Work. – 2012. – Vol. 41, no. 1. – P. 27–32.


References


1. Rimskiy R.R., Rimskaya S.A. Al’manakh psikhologicheskikh testov [Almanac of Psychological Tests]. Moscow, KSP Publ., 1995. 400 p.
2. Bayevskiy R.M. [Basic Principles for Measuring Health Level]. Problemy adaptatsii i ucheniye o zdorov’ye [Adaptation Problems and Health Doctrine], 2006, pp. 119–165. (in Russ.)
3. Kozlova L.V. Vegetativnaya disfunktsiya u detey i podrostkov [Vegetative Dysfunction in Children and Adolescents]. Moscow, GEOTAR – Media Publ., 2008. 96 p.
4. Volkov N.I., Oleynikov V.I. Bioenergetika sporta: Monografiya [Bioenergetics of Sports. Monograph]. Moscow, Soviet Sport Publ., 2011. 160 p.
5. Danilova N.N. Psikhofiziologiya [Psychophysiology]. Moscow, Aspect Press Publ., 2012. 372 p.
6. Demidov V.A., Mal’tsev D.N., Mavliyev A.A. [Influence of Increased Motor Activity on Cardiohemodynamic Resistance of Adolescents Under Conditions of Intense Information Load]. Fiziologiya cheloveka [Physiology of Man], 2008, vol. 38, no. 4, pp. 133–140. (in Russ.)
7. Eliseyev O.P. Konstruktivnaya tipologiya i psikhodiagnostika lichnosti [Constructive Typology and Psychodiagnostics of Personality]. Pskov, Pskov Regional Institute of Improvement of Teachers Publ., 1994. 280 p.
8. Kolesov D.V., Sel’verova N.B. Fiziologo-pedagogicheskiye aspekty polovogo sozrevaniya [Physiological and Pedagogical Aspects of Puberty]. Moscow, Pedagogika Publ., 1978. 224 p.
9. Krivolapchuk I.A. [Efficiency of Using Physical Exercises to Manage the Functional State of Anxious Children 6–8 Years Old]. Fiziologiya cheloveka [Physiology of Man], 2011, vol. 37, no. 5, pp. 61–72. (in Russ.)

10. Medvedev V.I. Adaptatsiya cheloveka [Adaptation Rights]. St. Petersburg, The Brain Institute of the Russian Academy of Sciences Publ., 2003. 584 p.
11. Meyerson F.Z., Pshennikova M.G. Adaptatsiya k stressornym situatsiyam i fizicheskim nagruzkam [Adaptation to Stressful Situations and Physical Loads]. Moscow, Medicine Publ., 1988. 256 p.
12. Miklyayeva A.V., Rumyantseva P.V. Shkol’naya trevozhnost’: diagnostika, profilaktika, korrektsiya [School Anxiety. Diagnosis, Prevention, Correction]. St. Petersburg, Speech Publ., 2007. 248 p.
13. Mokhan R., Glesson M., Grinkhaff P.L. Biokhimiya myshechnoy deyatel’nosti i fizicheskoy trenirovki [Biochemistry of Muscular Activity and Physical Training]. Kiev, Olympic Literature Publ., 2001. 295 p.
14. Myznikov I.L. [Evaluation of Adaptive Behavior of the Organism According to Hemodynamic Parameters]. Gigiyena i sanitariya [Hygiene and Sanitation], 1993, no. 1, pp. 62-63. (in Russ.)
15. Farber D.A., Bezrukikh M.M. Razvitiye mozga i formirovaniye poznavatel’noy deyatel’nosti rebenka [Development of the Brain and the Formation of Cognitive Activity of the Child]. Moscow, Moscow Psychological and Social Institute Publ., 2009. 432 p.
16. Rogov V.I. Nastol’naya kniga prakticheskogo psikhologa v obrazovanii [Handbook of Practical Psychologist in Education]. Moscow, Vlados Publ., 1995. 529 p.
17. Sobchik L.N. Metod tsvetovykh vyborov – modifikatsiya tsvetovogo testa Lyushera [Method of Color Choices – a Modification of the Color Test of Lusher]. St. Petersburg, Speech Publ., 2006. 128 p.
18. Son’kin V.D., Tambovtseva R.V. Razvitiye myshechnoy energetiki i rabotosposobnosti v ontogeneze [Development of Muscular Energy and Working Capacity in Ontogenesis]. Moscow, LIBROKOM Publ., 2011. 368 p.
19. Son’kin V.D. [Physical Working Capacity and Energy Supply of Muscular Function in Postnatal Ontogenesis of a Person]. Fiziologiya cheloveka [Physiology of Man], 2007, vol. 33, no. 3, pp. 1–19. (in Russ.)
20. Ul’yaninskiy L.S. [Emotional Stress and Extracardiac Regulation]. Fiziologicheskiy zhurnal [Physiological Journal], 1994, vol. 80, no. 2, pp. 23–33. (in Russ.)
21. Bezrukikh M.M., Farber D.A. Fiziologiya razvitiya rebenka: Rukovodstvo po vozrastnoy fiziologii [Physiology of Child Development. A Guide to Age Physiology]. Moscow, Moscow Psychological and Social Institute Publ., 2010. 768 p.
22. Armstrong N., Barker A.R., McManus A.M. Muscle Metabolism Changes with Age and Maturation: How do they Relate to Youth Sport Performance? Br J Sports Med., 2015, vol. 49, no. 13, pp. 860–864. DOI: 10.1136/bjsports-2014-094491
23. Bibeau W.S., Moore J.B., Mitchell N.G., Vargas-Tonsing T., Bartholomew J.B. Effects of Acute Resistance Training of Different Intensities and Rest Periods on Anxiety and Affect. J Strength Cond Res., 2010, vol. 24, no. 8, pp. 2184–2191. DOI: 10.1519/JSC.0b013e3181ae794b
24. Callaghan P. Exercise: a Neglected Intervention in Mental Health Care? J. Psychiatric and Mental Health Nursing, 2004, no. 11, pp. 476–483. DOI: 10.1111/j.1365-2850.2004.00751.x
25. Chaddock-Heyman L., Erickson K.I., Chappell M.A., Johnson C.L. et al. Aerobic Fitness is Associated with Greater Hippocampal Cerebral Blood Flow in Children. Dev Cogn Neurosci., 2016, no. 20, pp. 52–58. DOI: 10.1016/j.dcn.2016.07.001
26. Crews D.J., Lochbaum M.R., Landers D.M. Aerobic Physical Activity Effects on Psychological Well-Being in Low-Income Hispanic Children. Percept Mot Skills, 2004, vol. 98, no. 1, pp. 319–324. DOI: 10.2466/pms.98.1.319-324
27. Dahl R.E., Gunnar M.R. Heightened Stress Responsiveness and Emotional Reactivity During Pubertal Maturation: Implications for Psychopathology. Dev. Psychopathol., 2009, vol. 21, no. 1, pp. 1–6. DOI: 10.1017/S0954579409000017
28. Donnelly J.E., Hillman C.H., Castelli D., Etnier J.L., Lee S., Tomporowski P., Lambourne K., Szabo-Reed A.N. Physical Activity, Fitness, Cognitive Function, and Academic Achievement in Children: A Systematic Review. Med Sci Sports Exerc., 2016, vol. 48, no. 6, pp. 1223–1224. DOI: 10.1249/MSS.0000000000000966
29. Duncan M., Johnson A. The Effect of Differing Intensities of Acute Cycling on Preadolescent Academic Achievement. Eur J Sport Sci., 2013, vol. 14, no. 3, pp. 279–286. DOI: 10.1080/17461391.2013.802372

30. Everly G., Latin J.A. Clinical Guide to the Treatment of the Human Stress Pesponse. New York: Springer, 2013. 486 p. DOI: 10.1007/978-1-4614-5538-7
31. Forcier K., Stroud L.R., Papandonatos G.D., Hitsman B. et al. Links Between Physical Fitness and Cardiovascular Reactivity and Recovery to Psychological Stressors: A Metaanalysis. Health Psychol., 2006, vol. 25, no. 6, pp. 723–739. DOI: 10.1037/0278-6133.25.6.723
32. Gálvez Casas A., Rodríguez García P.L., Rosa Guillamón A., García-Cantó E., Pérez Soto J.J., Tárraga López P., Tárraga Marcos L. Aerobic Capacity, Weight Status and Self-Concept in Schoolchildren. Clin Investig Arterioscler., 2016, vol. 28, no. 1, pp. 3–8.
33. Guszkowska M. State/Trait Anxiety and Anxiolytic Effects of Acute Physical Exercises. Biomedical Human Kinetics, 2009, vol. 1, pp. 6–10. DOI: 10.2478/v10101-009-0003-0
34. Hale B.S., Koch K.R., Raglin J.S. State Anxiety Responses to 60 Minutes of Cross Training. Br. J. Sports Med., 2002, vol. 36, pp. 105–107. DOI: 10.1136/bjsm.36.2.105
35. Hare T.A., Tottenham N., Galvan A. et al. Biological Substrates of Emotional Reactivity and Regulation in Adolescence During an Emotional Go-nogo Task. Biol. Psychiatry, 2008, vol. 63, no. 10, pp. 927–934. DOI: 10.1016/j.biopsych.2008.03.015
36. Huang C.J., Webb H.E., Zourdos M.C., Acevedo E.O. Cardiovascular Reactivity, Stress, and Physical Activity. Front Physiol., 2013, vol. 7, no. 4, pp. 314–318. DOI: 10.3389/fphys.2013.00314
37. Kirkcaldy B.D., Shephard R.J., Siefen R.G. The Relationship Between Physical Activity and Self-Image and Problem Behaviour Among Adolescents. Soc. Psychiatry Psychiatr.Epidemiol., 2002, vol. 37, no. 11, pp. 544–550. DOI: 10.1007/s00127-002-0554-7
38. Krivolapchuk I.A., Chernova M.B. Physical Performance and Psychophysiological Reactivity of 7–8 Year-Old Children to Different Types of Exercise. Medicina Dello Sport, 2012, vol. 65, no. 2, pp. 173–185.
39. Lau P.W.C., Yu C.W., Lee A.M., Sung R.Y.T. The Physiological and Psychological Effects of Resistance Training on Chinese Obese Adolescents. J. Exercise Science and Fitness, 2004, vol. 2, no. 2, pp. 115–120.
40. Lees G., Hopkins J. Effect of Aerobic Exercise on Cognition, Academic Achievement, and Psychosocial Function in Children: A Systematic Review of Randomized Control Trials. Prev Chronic Dis., 2013, vol. 10, E174. DOI: 10.5888/pcd10.130010
41. Low C.A., Salomon K., Matthews K.A. Chronic Life Stress, Cardiovascular Reactivity, and Subclinical Cardiovascular Disease in Adolescents. Psychosom. Med., 2009, vol. 71, no. 9, pp. 927–931. DOI: 10.1097/PSY.0b013e3181ba18ed
42. Mahar M.T., Murphy S.K., Rowe D.A., Golden J., Shields A.T., Raedeke T.D. Effects of a Classroom-Based Program on Physical Activity and On-Task Behavior. Med Sci Sports Exerc., 2006, vol. 38, no. 12, pp. 2086–2094. DOI: 10.1249/01.mss.0000235359.16685.a3
43. Mueller P.J. Physical (in) Activity-Dependent Alterations at the Rostral Ventrolateral Medulla: Influence Onsympathetic Nervous System Regulation. Am J Physiol Regul Integr Comp Physiol., 2010, vol. 298, no. 6, pp. 1468–1474. DOI: 10.1152/ajpregu.00101.2010
44. Norris R., Carroll D., Cochrane R. The Effects of Aerobic and An-Aerobic Training on Fitness, Blood Pressure, and Psychological Stress and Well-Being. J. Psychosom., 1990, vol. 34, no. 4, pp. 367–375. DOI: 10.1016/0022-3999(90)90060-H
45. Petruzzello S.J., Landers D.M., Hatfield B.D. et al. A Meta-Analysis on the Anxiety-Reducing Effects of Acute and Chronic Exercise. Outcomes and Mechanisms. Sports Med., 1991, vol. 11, no. 3, pp. 143–182. DOI: 10.2165/00007256-199111030-00002
46. Reed J., Berg K.E., Latin R.W., La Voie J.P. Affective Responses of Physically Active and Sedentary Individuals During and After Moderate Aerobic Exercise. J Sports Med Phys Fitness, 1998, vol. 38, no. 3, pp. 272–278.
47. Reims H.M., Sevre K., Fossum E., Mellem H., Eide I.K., Kjeldsen S.E. Adrenaline During Mental Stress in Relation to Fitness, Metabolic Risk Factors and Cardiovascular Responses in Young Men. Blood Press., 2005, vol. 14, no. 4, pp. 217–226. DOI: 10.1080/08037050510034275
48. Ribeiro M.M., Silva A.G., Santos N.S. et al. Diet and Exercise Training Restore Blood Pressure and Vasodilatory Responses During Physiological Maneuvers in Obese Children. Circulation, 2005, vol. 111, no. 15, pp. 1915–1923. DOI: 10.1161/01.CIR.0000161959.04675.5A

49. Rimmele U., Seiler R., Marti B. et al. The Level of Physical Activity Affects Adrenal and Cardio. Psychoneuroendocrinology, 2009, vol. 34, no. 2, pp. 190–198. DOI: 10.1016/j.psyneuen.2008.08.023
50. Roemmich J.N., Lambiase M., Salvy S.J., Horvath P.J. Protective Effect of Interval Exercise on Psychophysiological Stress Reactivity in Children. Psychophysiology, 2009, vol. 46, no. 4, p. 852.
51. Sheinbein S.T., Petrie T.A., Martin S., Greenleaf C.A. Psychosocial Mediators of the Fitness-Depression Relationship Within Adolescents. J Phys Act Health., 2016, vol. 13, no. 7, pp. 719–725. DOI: 10.1123/jpah.2015-0127
52. Sothmann M.S., Acevedo E.O., Ekkekakis P. The Cross-Stressor Adaptation Hypothesis and Exercise Training. Psychobiology of Physical Activity, Champaign: Human Kinetics Publishers, 2006, pp. 152–154.
53. Spalding T.W., Lyon L.A., Steel D.H., Hatfield B.D. Aerobic Exercise Training and Cardiovascular Reactivity to Psychological Stress in Sedentary Young Normotensive Men and Women. Psychophysiology, 2004, vol. 41, no. 4, pp. 552–562. DOI: 10.1111/j.1469-8986.2004.00184.x
54. Spear L.P. Heightened Stress Responsivity and Emotional Reactivity During Pubertal Maturation: Implications for Psychopathology. Dev. Psychopathol., 2009, vol. 21, no. 1, pp. 87–97. DOI: 10.1017/S0954579409000066
55. Steptoe A., Kearsley N., Walters N. Cardiovascular Activity During Mental Stress Following Vigorous Exercise in Sportsmen and Inactive Men. Psychophysiology, 1993, vol. 30, no. 3, pp. 245–252. DOI: 10.1111/j.1469-8986.1993.tb03350.x
56. Telford R.D., Cunningham R.B., Fitzgerald R. et al. Physical Education, Obesity, and Academic Achievement: a 2-Year Longitudinal Investigation of Australian Elementary School Children. Am J Public Health., 2012, vol. 102, no. 2, pp. 368–374. DOI: 10.2105/AJPH.2011.300220
57. Wasley D., Taylor A., Backx K., Williamon A. Influence of Fitness and Physical Activity on Cardiovascular Reactivity to Musical Performance. Work, 2012, vol. 41, no. 1, pp. 27–32.




DOI (PDF): http://dx.doi.org/10.14529/hsm180302

(c) 2018 ЧЕЛОВЕК. СПОРТ. МЕДИЦИНА

Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.