РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ МЕТОДИКИ ПРИМЕНЕНИЯ СТАТОДИНАМИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ СО СТУДЕНТАМИ СПЕЦИАЛЬНЫХ МЕДИЦИНСКИХ ГРУПП

В. С. Попереков, Почта v_poperekov@inbox.ru (Вятский государственный университет, г. Киров, Россия), orcid http://orcid.org/0000-0002-6786-2727
Н. В. Булдакова, Почта kaf_pedagogics@vyatsu.ru (Вятский государственный университет, г. Киров, Россия), orcid http://orcid.org/0000-0003-1069-9137
М. П. Бандаков, Почта afk2@vshu.kirov.ru (Вятский государственный университет, г. Киров, Россия), orcid http://orcid.org/0000-0002-8605-301X
К. М. Суетина, Почта km_suetina@vyatsu.ru (Вятский государственный университет, г. Киров, Россия), orcid http://orcid.org/0000-0002-4245-8023
Е. Ю. Овсянникова, Почта usr11214@vyatsu.ru (Вятский государственный университет, г. Киров, Россия), orcid https://orcid.org/0000-0003-0046-2259

Аннотация


Цель. Улучшение показателей функционального состояния дыхательной системы и физической подготовленности студентов специальных медицинских групп (СМГ) в ходе применения экспериментальных комплексов статодинамических упражнений на занятиях физической культурой. Материал и методы. Педагогический эксперимент проводился с октября 2017 г. по январь 2018 г. на базе Кировского государственного университета, г. Киров. В эксперименте приняли участие студенты в возрасте 18–21 года, отнесенные по состоянию здоровья к специальной медицинской группе (сердечно-сосудистые, респираторные заболевания, избыточная масса тела). Применялись следующие методы: 1. Теоретический анализ и обобщение литературных источников. 2. Педагогическое тестирование. 3. Констатирующий и формирующий педагогический эксперимент. 4. Методы математической статистики. Результаты. Анализ изменения среднегрупповых показателей в контрольной (КГ) и в экспериментальной (ЭГ) группах от начала к концу педагогического эксперимента показал, что в функциональном состоянии дыхательной системы студентов ЭГ в сравнении с КГ наблюдаются положительные и достоверные изменения (P < 0,05). Также в ЭГ сократилось количество студентов, имеющих избыточную массу тела. Заключение. Полученные результаты позволяют утверждать, что использование экспериментальных комплексов статодинамических упражнений на занятиях физической культурой способствует улучшению функционального состояния дыхательной системы студентов СМГ.


Ключевые слова


Студенты, специальная медицинская группа, статодинамические упражнения, функциональное состояние

Полный текст:

PDF

Литература


1. Адушкина, Е.А. Особенности занятий студентов специальных медицинских групп в системе физического воспитания университета на примере Костанайского филиала ФГБОУ ВПО «ЧелГУ» / Е.А. Адушкина // Современные научные исследования и инновации. – 2014. – № 2. – http://web.snauka.ru/issues/2014/02/31193 (дата обращения: 19.11.2016).
2. Аристакесян, В.О. Динамика физической подготовленности студентов с сочетанными нарушениями функций опорно-двигательного аппарата / В.О. Аристакесян, В.Б. Мандриков, М.П. Мицулина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2015. – № 1 (119). – С. 21–25.
3. Белых, Е.В. Обоснование оценки оздоровительного влияния занятий аквааэробикой на студенток специальной медицинской группы / Е.В. Белых, Т.В. Матвеева, Я.В. Самарина // Известия Тульского гос. ун-та. Физическая культура. Спорт. – 2013. – № 3. – С. 3–8.
4. Болобан, В. Системная стабилография: методология и методы измерения, анализа и оценки статодинамической устойчивости тела спортсмена и системы тел / В. Болобан, Ю. Литвиненко, Т. Нижниковски // Наука в олимп. спорте. – 2012. – № 1. – С. 27–35.
5. Верхошанский, Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов / Ю.В. Верхошанский. – М.: Совет. спорт, 2014. – 352 с.

6. Виноградов, И.Г. Динамика распределения студентов первого курса по учебным группам для занятий физической культурой на основании медицинских показаний / И.Г. Виноградов, А.В. Токарева // Современные научные исследования и инновации. – 2015. – № 9, ч. 2. – С. 32–49.
7. Горовой, В.А. Подходы и принципы организации физической рекреации студентов / В.А. Горовой // Вестник МГПУ им. И.П. Шемякина. – 2017. – С. 72–77.
8. Евсеев, С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры: учеб. В 2 т. Т. 2: Содержание и методики адаптивной физической культуры и характеристика ее основных видов / С.П. Евсеев; под общ. ред. проф. С.П. Евсеева. – М.: Совет. спорт, 2007. – С. 26–42.
9. Евсеева, О.Э. Технологии физкультурно-спортивной деятельности в адаптивной физической культуре: учеб. / О.Э. Евсеева, С.П. Евсеев; под ред. С.П. Евсеева. – М.: Изд-во Совет. спорт, 2013. – 388 с.
10. Железняк, Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Ю.Д. Железняк, П.К. Петров. – М.: Издат. центр «Академия», 2013. – С. 146–149.
11. Ланда, Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности: учеб. пособие / Б.Х. Ланда. – М.: Совет. спорт, 2011. – 348 c.
12. Лях, В.И. Тесты в физическом воспитании школьников: пособие для учителя / В.И. Лях. – М.: ООО «Фирма «Издательство ACT», 2013. – С. 56–58.
13. Мандриков, В.Б. Методы оценки физического и функционального состояния студентов специального учебного отделения: учеб.-метод. пособие / В.Б. Мандриков, М.П. Мицулина. – Волгоград: Изд-во ВолГМУ, 2012. – 48 с.
14. Ревенко, Е.М. Оценка физического развития и функциональной подготовленности человека: метод. указания к выполнению контрольной работы / сост.: Е.М. Ревенко, Т.Ф. Зелова, О.Н. Кривощекова. – Омск: СибАДИ, 2015. – 21 с.
15. Резенькова, О.В. Физическая культура студентов специальных медицинских групп: учеб. пособие / О.В. Резенькова, И.Е. Шаталова, Л.Б. Лукина. – Изд. 2-е. – Киров: МЦНИП, 2013. – 192 с.
16. Рыжкина, Л.А. Оздоровительные технологии в подготовке студентов специальной медицинской группы в вузе: учеб. пособие / Л.А. Рыжкина. – Ульяновск: Изд-во УлГТ, 2012. – 103 с.
17. Селуянов, В.Н. Принципы построения силовой тренировки / В.Н. Селуянов, С.К. Сарсания // Юбилейный сборник трудов ученых РГАФК, посвященный 80-летию академии. – М., 1998. – Т. 2. – С. 39–49.
18. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании (пособие для студентов, аспирантов и преподавателей ин-тов физ. культуры) / под ред. Б.А. Ашмарина. – М.: Физкультура и спорт. – 1978. – 223 с.
19. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для вузов / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – М.: Издат. центр «Академия», 2012. – 480 с.
20. Шапкова, Л.B. Частные методики адаптивной физической культуры: учеб. пособие / под ред. Л.В. Шапковой. – М.: Совет. спорт, 2003. – 464 с.
21. Booth, M.L. The reliability and validity of the physical activity questions in the WHO health behaviour in schoolchildren (HBSC) survey: a population study / M.L. Booth, O.D. Okely, Т. Chey, A. Bauman // Br. J. Sports. Med. – 2001. – P. 263–267.
22. Moscovchenco, O.N. Social and Pedagogical Rehabilitation of Female Students with Disabilities / O.N. Moscovchenco, D.A. Shubin, L.W. Zakharova // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. – 2012. – № 5. – P. 1069–1082.
23. Cava, G.L. The role of sport in therapy / G.L. Cava // The Journal of Sports Medicine & Physical Fitness. – 2006. – Vol. 7, № 2. – P. 57–60.
24. Karvonen, M.G. Physical activity and health / M.G. Karvonen // Finnish Sports Exercise Medicine. – 2005. – Vol. 2. – P. 4–9.
25. Simon, S.R. The effect of medical student teaching on patient satisfaction in a managed care setting / S.R. Simon, A.S. Peters, C.L. Christiansen, R.H. Fletcher // Journal of general internal medicine. – 2008. – Vol. 15 (7). – P. 57–61.


References


1. Adushkina E.A. [Peculiarities of Occupations of Students of Special Medical Groups in the System of Physical Education of the University on the Example of the Kostanay Branch of the FSBEI HPE ChelSU]. Sovremennyye nauchnyye issledovaniya i innovatsii [Modern Scientific Research and Innovations], 2014, no. 2. Available at: http://web.snauka.ru/issues/2014/02/31193 (accessed: 19.11.2016).
2. Aristakesyan V.O., Mandrikov V.B., Mitsulina M.P. [Dynamics of Physical Readiness of Students with Combined Disorders of Musculoskeletal Functions]. Uchenyye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific Notes of the University Named after P.F. Lesgaft], 2015, no. 1 (119), pp. 21–25. (in Russ.)
3. Belykh E.V., Matveyeva T.V., Samarina Ya.V. [The Substantiation of an Estimation of Improving Influence of Employment by Aqua Aerobics on Students of Special Medical Group]. Izvestiya Tul’skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul’tura. Sport [Izvestiya of the Tula State University. Physical Culture. Sport], 2013, no. 3, pp. 3–8. (in Russ.)
4. Boloban V., Litvinenko Yu., Nizhnikovski T. [System Stabilography. Methodology and Methods for Measuring, Analyzing and Evaluating the Steadodynamic Stability of the Athlete's Body and the Body System]. Nauka v olimpiyskom sporte [Science in the Olympic Sport], 2012, no. 1, pp. 27–35. (in Russ.)
5. Verkhoshanskiy Yu.V. Osnovy spetsial’noy fizicheskoy podgotovki sportsmenov [Fundamentals of Special Physical Training of Athletes]. Moscow, Soviet Sport Publ., 2014. 352 p.
6. Vinogradov I.G., Tokareva A.V. [Dynamics of the Distribution of First-Year Students by Training Groups for Physical Training on the Basis of Medical Indications]. Sovremennyye nauchnyye issledovaniya i innovatsii [Modern Scientific Research and Innovations], 2015, no. 9, ch. 2, pp. 32–49. (in Russ.)
7. Gorovoy V.A. [Approaches and Principles of Organization of Physical Recreation of Students]. Vestnik MGPU imeni I.P. Shemyakina [Herald of the Moscow State Pedagogical University Named after I.P. Shemyakin], 2017, pp. 72–77. (in Russ.)
8. Evseyev S.P. Teoriya i organizatsiya adaptivnoy fizicheskoy kul’tury. V 2 tomakh. Т. 2: Soderzhaniye i metodiki adaptivnoy fizicheskoy kul’tury i kharakteristika eye osnovnykh vidov [Theory and Organization of Adaptive Physical Culture. In 2 vol. Vol. 2: The Content and Techniques of Adaptive Physical Culture and the Characteristics of Its Main Species]. Moscow, Soviet Sport Publ., 2007, pp. 26–42.
9. Evseyeva O.E., Evseyev S.P. Tekhnologii fizkul’turno-sportivnoy deyatel’nosti v adaptivnoy fizicheskoy kul’ture [Technologies of Physical Culture and Sports in Adaptive Physical Culture]. Moscow, Soviet Sport Publ., 2013. 388 p.
10. Zheleznyak Yu.D., Petrov P.K. Osnovy nauchno-metodicheskoy deyatel’nosti v fizicheskoy kul’ture i sporte: uchebnoye posobiye [Fundamentals of Scientific and Methodological Activities in Physical Culture and Sports]. Moscow, Academy Publ., 2013, pp. 146–149.
11. Landa B.Kh. Metodika kompleksnoy otsenki fizicheskogo razvitiya i fizicheskoy podgotovlennosti: uchebnoye posobiye [A Method for the Integrated Assessment of Physical Development and Physical Readiness]. Moscow, Soviet Sport Publ., 2011. 348 p.
12. Lyakh V.I. Testy v fizicheskom vospitanii shkol’nikov: posobiye dlya uchitelya [Tests in the Physical Education of Schoolchildren]. Moscow, ACT Publ., 2013, pp. 56–58.
13. Mandrikov V.B., Mitsulina M.P. Metody otsenki fizicheskogo i funktsional’nogo sostoyaniya studentov spetsial’nogo uchebnogo otdeleniya: uchebno-metodicheskoye posobiye [Methods for Assessing the Physical and Functional State of Students of a Special Educational Department]. Volgograd, VolGU Publ., 2012. 48 p.
14. Revenko E.M., Zelova T.F., Krivoshchekova O.N. Otsenka fizicheskogo razvitiya i funktsional’noy podgotovlennosti cheloveka: metodicheskiye ukazaniya k vypolneniyu kontrol’noy raboty [Evaluation of Physical Development and Functional Readiness of a Person]. Omsk, SibADI Publ., 2015. 21 p.
15. Rezen’kova O.V., Shatalova I.E., Lukina L.B. Fizicheskaya kul’tura studentov spetsial’nykh meditsinskikh grupp: uchebnoye posobiye [Physical Culture of Students of Special Medical Groups]. 2nd ed. Kirov, MCNIP Publ., 2013. 192 p.

16. Ryzhkina L.A. Ozdorovitel’nyye tekhnologii v podgotovke studentov spetsial’noy meditsinskoy gruppy v vuze: uchebnoye posobiye [Improving Technologies in the Preparation of Students of a Special Medical Group in a University]. Ul’yanovsk, ULGT Publ., 2012. 103 p.
17. Seluyanov V.N., Sarsaniya S.K. [Principles of Building Strength Training]. Yubileynyy sbornik trudov uchenykh RGAFK, posvyashchennyy 80-letiyu akademii [Jubilee Collection of Works of Scientists RGAFK, Dedicated to the 80th Anniversary of the Academy], 1998, vol. 2, pp. 39–49. (in Russ.)
18. Ashmarin B.A. Teoriya i metodika pedagogicheskikh issledovaniy v fizicheskom vospitanii (posobiye dlya studentov, aspirantov i prepod. in-tov fiz. kul’tury) [Theory and Methodology of Pedagogical Research in Physical Education]. Moscow, Physical Culture and Sport Publ., 1978. 223 p.
19. Kholodov Zh.K., Kuznetsov V.S. Teoriya i metodika fizicheskogo vospitaniya i sporta: uchebnoye posobiye dlya vuzov [Theory and Methods of Physical Education and Sports]. Moscow, Akademy Publ., 2012. 480 p.
20. Shapkova L.B. Chastnyye metodiki adaptivnoy fizicheskoy kul’tury: uchebnoye posobiye [Private Methods of Adaptive Physical Culture]. Moscow, Soviet Sport Publ., 2003. 464 p.
21. Booth M.L., Okely O.D., Chey T., Bauman A. The Reliability and Validity of the Physical Activity Guestions in the WHO Heolth Behaviour in Schoolchildren (HBSC) Surveg: a Population Study. Br. J. Sports. Med, 2001, pp. 263–267. DOI: 10.1136/bjsm.35.4.263
22. Moscovchenco O.N., Shubin D.A., Zakharova L.W. Social and Pedagogical Rehabilitation of Female Students with Disabilities. Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences, 2012, no. 5, pp. 1069–1082.
23. Cava G.L. The Role of Sport in Therapy. The Journal of Sports Medicine & Physical Fitness, 2006, vol. 7, no. 2, pp. 57–60.
24. Karvonen M.G. Physical Activity and Health. Finnish Sports Exercise Medicine, 2005, vol. 2, pp. 4–9.
25. Simon S.R., Peters A.S., Christiansen C.L., Fletcher R.H. The Effect of Medical Student Teaching on Patient Satisfaction in a Managed Care Setting. Journal of General Internal Medicine, 2008, vol. 15 (7), pp. 57–61.




DOI (PDF): http://dx.doi.org/10.14529/hsm180312

(c) 2018 ЧЕЛОВЕК. СПОРТ. МЕДИЦИНА

Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.