ЗАВИСИМЫЕ ОТ ПОЛА РАЗЛИЧИЯ МОРФОЛОГИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ И ДВИГАТЕЛЬНЫЕ НАВЫКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Б. Трайковски, Почта biljana.trajkovski@uniri.hr (Университет Риеки, г. Риека, Хорватия), orcid http://orcid.org/0000-0002-0003-6746
Б. Бабин, Почта bbabin@ffst.hr (Сплитский университет, г. Сплит, Хорватия), orcid http://orcid.org/0000-0003-1201-7013
Л. Влахович, Почта lidijav@ffst.hr (Сплитский университет, г. Сплит, Хорватия), orcid http://orcid.org/0000-0003-2551-1555

Аннотация


Целью данного исследования является выявление различий морфологических параметров, зависящих от пола, у детей дошкольного возраста с использованием дисперсионного анализа (MANOVA/ANOVA). Материалы и методы. Измерения проводились с использованием 17 переменных (8 морфологических характеристик и 9 двигательных навыков). В исследовании принимали участие 69 детей (49 мальчиков и 20 девочек) в возрасте 5–6 лет из региона Приморско-Горанска, Хорватия. Результаты. Полученные результаты показали, что между мальчиками и девочками данной возрастной группы существуют многофакторные статистически значимые различия в арифметических значениях на уровне р = 0,022 во всей системе морфологических и двигательных характеристик, при этом одномерные величины не имеют статистической значимости. Заключение. Мы пришли к выводу, что в части морфологических характеристик дети в возрасте от пяти до шести лет развиваются одинаково, исходя из половой принадлежности и генетической детерминации (4:4); однако развитие моторных навыков более выражено у девочек (2:7) данного возраста.


Ключевые слова


Различия, девочки и мальчики, 5–6 лет, морфология, двигательные навыки

Полный текст:

PDF (English)

Литература


1. Babin J., Katić R., Ropac D., & Bonacin D. Effect of specially programmed physical and health education on motor fitness of seven-yearold school children. Collegium Antropologicum, 2001, 25 (1), pp. 153–156.

2. Bala G., & Katić R. Hypothetical model in testing integrated development of preschool children. Collegium Antropologicum, 2009, 33 (2), pp. 353–362.
3. Gužalovskij A.A. Probljemi “kritičeskih” periodov ontogenezi i ee značeniji dlja tjeoriji i praktiki fizičeskogo vospitanija [Issues of “critical” periods in ontogenesis and their role in the theory and practice of physical education]. Moscow: Fizkultura i sport, 1984.
4. Horvat V., Babić V., & Jenko Miholić S. Gender differences in some motor abilities of preschool children. Croatian Journal of Education, 2013, 15 (4), p. 959.
5. Katić R., Maleš B., & Miletić Đ. Effect of 6-month athletic training on motor abilities in seven-year-old schoolgirls. Collegium Antropologicum, 2002, 26 (2), pp. 533–538.
6. Koprivica V., Arunović D., & Radisavljević S. Značaj senzitivnih perioda za planiranje nastave fizičkog vaspitanja [The importance of sensitive periods for planning of physical education] U: Zbornik radova znanstvenog skupa „Pripremanje nastavnika fizičkog vaspitanja za realizaciju nastavnih planova i programa dece i omladine“. Novi Sad: Fakultet sporta i fizičkog vaspitanja Univerziteta u Novom Sadu, 1994, pp. 102–109.
7. Malacko J., Stanković V., Doder D., & Pejčić A. Gender differences int he morphological characteristics and motor skills of children aged 7 to 11. Facta Universitas Series: Physical Education and sport, 2015, 13 (1), pp. 115–125.
8. Trajkovski-Višić B., Malacko J., & Tomljenović B. The differences between pre-primary school girls and boys regarding their morphological and motor abilities. Acta Kinesiologica, 2011, 5 (1), pp. 53–56.
9. Pejčić A., & Malacko J. The ontogenetic development of morphological characteristics and motor abilities of boys and girls in early elementary school. Kinesiologia Slovenica, 2005, 11 (2), pp. 42–55.


References


1. Babin J., Katić R., Ropac D., & Bonacin D. Effect of specially programmed physical and health education on motor fitness of seven-yearold school children. Collegium Antropologicum, 2001, 25 (1), pp. 153–156.

2. Bala G., & Katić R. Hypothetical model in testing integrated development of preschool children. Collegium Antropologicum, 2009, 33 (2), pp. 353–362.
3. Gužalovskij A.A. Probljemi “kritičeskih” periodov ontogenezi i ee značeniji dlja tjeoriji i praktiki fizičeskogo vospitanija [Issues of “critical” periods in ontogenesis and their role in the theory and practice of physical education]. Moscow: Fizkultura i sport, 1984.
4. Horvat V., Babić V., & Jenko Miholić S. Gender differences in some motor abilities of preschool children. Croatian Journal of Education, 2013, 15 (4), p. 959.
5. Katić R., Maleš B., & Miletić Đ. Effect of 6-month athletic training on motor abilities in seven-year-old schoolgirls. Collegium Antropologicum, 2002, 26 (2), pp. 533–538.
6. Koprivica V., Arunović D., & Radisavljević S. Značaj senzitivnih perioda za planiranje nastave fizičkog vaspitanja [The importance of sensitive periods for planning of physical education] U: Zbornik radova znanstvenog skupa „Pripremanje nastavnika fizičkog vaspitanja za realizaciju nastavnih planova i programa dece i omladine“. Novi Sad: Fakultet sporta i fizičkog vaspitanja Univerziteta u Novom Sadu, 1994, pp. 102–109.
7. Malacko J., Stanković V., Doder D., & Pejčić A. Gender differences int he morphological characteristics and motor skills of children aged 7 to 11. Facta Universitas Series: Physical Education and sport, 2015, 13 (1), pp. 115–125.
8. Trajkovski-Višić B., Malacko J., & Tomljenović B. The differences between pre-primary school girls and boys regarding their morphological and motor abilities. Acta Kinesiologica, 2011, 5 (1), pp. 53–56.
9. Pejčić A., & Malacko J. The ontogenetic development of morphological characteristics and motor abilities of boys and girls in early elementary school. Kinesiologia Slovenica, 2005, 11 (2), pp. 42–55.




DOI (PDF (English)): http://dx.doi.org/10.14529/hsm180409

(c) 2018 ЧЕЛОВЕК. СПОРТ. МЕДИЦИНА

Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.