ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ЗАНЯТИЙ АДАПТИВНЫМИ ВИДАМИ СПОРТА НА РЕЗЕРВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ У ПАЦИЕНТОВ С НЕЙРОСЕНСОРНОЙ ТУГОУХОСТЬЮ I–II СТЕПЕНИ

М. А. Чичкова, Почта m.chichkova@mail.ru (Астраханский государственный медицинский университет, г. Астрахань, Россия), orcid http://orcid.org/0000-0001-6314-1781
А. А. Светличкина, Почта doronceva@rambler.ru (Астраханский государственный медицинский университет, г. Астрахань, Россия), orcid http://orcid.org/0000-0001-6337-6935
А. В. Доронцев, Почта aleksandr.doroncev@rambler.ru (Астраханский государственный медицинский университет, г. Астрахань, Россия), orcid http://orcid.org/0000-0002-9446-103X

Аннотация


Цель исследования. Изучить динамику развития морфофункциональных и физических качеств у людей с патологией сердечно-сосудистой системы на фоне слуховых расстройств, занимающихся адаптивными видами спорта. Материал и методы исследования. В исследовании приняли участие 43 человека 19–24 лет с нейросенсорной тугоухостью (НСТ) I–II степени, наблюдавшиеся в физкультурно-оздоровительных диспансерах и лечебно-профилактических учреждениях. Результаты. Наиболее значимые результаты повышения резервов сердечно-сосудистой и дыхательных систем были выявлены у пациентов с НCТ I–II степени, занимавшихся плаванием и игровыми видами спорта, менее выраженные изменения были определены у занимавшихся силовыми видами спорта, не выявлено каких-либо значимых изменений у студентов ВО и СПО, занимающихся по программе предмета «Физическая культура» Федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения (ФГОС 3) в специальных медицинских группах «Б». Заключение. Результаты исследования могут быть использованы для рекомендаций в выборе вида двигательной активности для пациентов, страдающих НСТ I–II степени, для снижения риска развития патологических изменений сердечно-сосудистой системы и повышения ее резервных показателей.


Ключевые слова


Нейросенсорная тугоухость, адаптивные виды спорта, сердечно-сосудистая система

Полный текст:

PDF

Литература


1. Баюнчикова, Д.С. Характер психомоторного развития детей с депривацией слуха / Д.С. Баюнчикова, А.Б. Пальчик // Специальное образование. – 2017. – № 2. – С. 14–26.
2. Белова, О.А. Морфофункциональный статус подростков с патологией и без патологии слуховой сенсорной системы / О.А. Белова // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. – 2014. – № 3. – С. 34.
3. Влияние адаптивного спорта на социальную адаптацию инвалидов / И.Б. Чебан // Материалы V межрегиональной научно-практической конференции с международным участием «Инновационные технологии в спорте и физическом воспитании», 2016. – С. 351–355.
4. Влияние здорового образа жизни студентов факультета физической культуры Белгородского государственного университета на состояние здоровья и адаптацию к учебной деятельности / Я.А. Стрелкова и др. // Материалы Международной научно-практической конференции «Медико-биологические проблемы физической культуры и спорта в современных условиях», 2003. – С. 129–132.
5. Определение и оценка выносливости инвалидов / С.П. Евсеев, О.Э. Евсеева, Ю.Ю. Вишнякова и др. // Адаптивная физ. культура. – 2016. – № 1 (65). – С. 25–27.

6. Полунина, О.С. Роль белков-матриксов в развитии сердечно-сосудистой патологии и ремоделирования миокарда / О.С. Полунина, А.И. Аксенов // Астраханский мед. журнал. – 2016. – № 2. – С. 42–57.
7. Росстат: «Российский статистический ежегодник». – 2016. – 725 c.
8. Румянцева, Э.Р. Воспитание координационных способностей хоккеистов с нарушением слуха в группах начальной специализации / Э.Р. Румянцева, А.В. Овчинников, Н.Ю. Токмакова // Известия Тульского гос. ун-та. Физическая культура. Спорт. – 2017. – № 4. – С. 187–192.
9. Янкевич, И.Е. Психофизиологическая адаптация к спортивной деятельности слабослышащих футболистов / И.Е. Янкевич, Н.А. Зинчук, А.В. Доронцев // Астраханский мед. журнал. – 2013. – Т. 8, № 1. – С. 326–329.
10. Kozlov, R.A. Sport as a factor of physical rehabilitation and social adaptation of hearing-impaired people / R.A. Kozlov, O.V. Andreeva, N.N. Kotlyar, A.S. Goltsov // Global Scince and Innovation. – 2015. – P. 304–308.
11. Senthil Vadivu A., Cochlear implantation and cardiac associations / Senthil Vadivu A., Sampath R., Paramasivan V.K. et al. // International Journal of Pediatric Otorinolaryngology. – 2013. – No. 77 (8). – Р. 1303–1307.
12. Thompson, W.R. Science and the Paralympic movement / W.R. Thompson, Y.C. Vanlandewijck // Med Sci Sports Exerc. – 2013. – No. 3. – P. 37–41.
13. Webborn N. Paralympic medicine / N. Webborn, P. Van de Vliet // Lancet. – 2012. – Vol. 380. – No. 9836. – P. 65–71.


References


1. Bayunchikova D.S., Pal’chik A.B. [The Nature of the Psychomotor Development of Children with Hearing Impairment]. Spetsial’noye obrazovaniye [Special Education], 2017, no. 2, pp. 14–26. (in Russ.)
2. Belova O.A. [Morphofunctional Status of Adolescents with and Without Pathology of the Auditory Sensory System]. Voprosy shkol’noy i universitetskoy meditsiny i zdorov’ya [Questions of School and University Medicine and Health], 2014, no. 3, 34 p. (in Russ.)
3. Cheban I.B. [The Impact of Adaptive Sports on the Social Adaptation of Persons with Disabilities]. Materialy V mezhregional’noy nauchno-prakticheskoy konferentsii s mezhdunarodnym uchastiyem “Innovatsionnyye tekhnologii v sporte i fizicheskom vospitanii” [Proceedings of the V Interregional Scientific and Practical Conference with International Participation Innovative Technologies in Sport and Physical Education], 2016, pp. 351–355. (in Russ.)
4. Strelkova Ya.A. et al. [The Impact of a Healthy Lifestyle of Students of the Faculty of Physical Education of the Belgorod State University on the State of Health and Adaptation to Educational Activities]. Materialy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii “Mediko-biologicheskiye problemy fizicheskoy kul’tury i sporta v sovremennykh usloviyakh” [Proceedings of the International Scientific and Practical Conference Medical and Biological Problems of Physical Culture and Sport in Modern Conditions], 2003, pp. 129–132. (in Russ.)
5. Evseyev S.P., Evseyeva O.E., Vishnyakova Yu.Yu. et al. [Definition and Assessment of the Endurance of Persons with Disabilities]. Adaptivnaya fizicheskaya kul’tura [Adaptive Physical Culture], 2016, no. 1 (65), pp. 25–27. (in Russ.)
6. Polunina O.S., Aksenov A.I. [The Role of Matrix Proteins in the Development of Cardiovascular Pathology and Myocardial Remodeling]. Astrakhanskiy meditsinskiy zhurnal [Astrakhan Medical Journal], 2016, no. 2, pp. 42–57. (in Russ.)
7. Rosstat. Russian Statistical Yearbook, 2016. 725 p.
8. Rumyantseva E.R., Ovchinnikov A.V., Tokmakova N.Yu. [Education of Coordination Abilities of Hockey Players with Hearing Impairment in Groups of Initial Specialization]. Izvestiya Tul’skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul’tura. Sport [Proceedings of the Tula State University. Physical Education. Sport], 2017, no. 4, pp. 187–192. (in Russ.)
9. Yankevich I.E., Zinchuk N.A., Dorontsev A.V. [Psychophysiological Adaptation to the Sports Activity of Hearing Impaired Football Players]. Astrakhanskiy meditsinskiy zhurnal [Astrakhan Medical Journal], 2013, vol. 8, no. 1, pp. 326–329. (in Russ.)
10. Kozlov R.A., Andreeva O.V., Kotlyar N.N., Goltsov A.S. Sport as a Factor of Physical Rehabilitation and Social Adaptation of Hearing-Impaired People. Global Scince and Innovation, 2015, pp. 304–308.
11. Senthil Vadivu A., Sampath R., Paramasivan V.K., Mohan M., Kameswaran M. Cochlear Implantation and Cardiac Associations. International Journal of Pediatric Otorinolaryngology, 2013, no. 77 (8), pp. 1303–1307.
12. Thompson W.R., Vanlandewijck Y.C. Science and the Paralympic Movement. Med Sci Sports Exerc, 2013, no. 3, pp. 37–41.
13. Webborn N., Van de Vliet P. Paralympic Medicine. Lancet, 2012, vol. 380, no. 9836, pp. 65–71. DOI: 10.1016/S0140-6736(12)60831-9




DOI (PDF): http://dx.doi.org/10.14529/hsm180417

(c) 2018 ЧЕЛОВЕК. СПОРТ. МЕДИЦИНА

Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.