АДАПТАЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОРГАНИЗМА СТУДЕНТОК СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ, ИМЕЮЩИХ НАРУШЕНИЯ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ

Е. А. Милашечкина, Почта ea.milash@yandex.ru (Российский университет дружбы народов, г. Москва, Россия), orcid http://orcid.org/0000-0002-6273-0063
Т. И. Джандарова, Почта djandarova@yandex.ru (Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь, Россия), orcid http://orcid.org/0000-0002-2734-2911
Е. А. Куницына, Почта kea1234@mail.ru (Российский университет дружбы народов, г. Москва, Россия), orcid http://orcid.org/0000-0001-8930-6433

Аннотация


Цель исследования: произвести оценку изменений адаптационных возможностей студенток, занимающихся физической культурой в специальной медицинской группе, имеющих сердечно-сосудистую патологию. Организация и методы. Всего в исследовании участвовало 128 студенток, занимающихся физической культурой в специальной медицинской группе, из их числа было выделено 76 студенток, имеющих сердечно-сосудистую патологию, составивших опытную группу. Контрольную группу составили 48 практически здоровых студенток, занимающихся физической культурой в основном отделении. Адаптационные возможности организма девушек оценивали по показателям уровня кортизола в слюне, максимального потребления кислорода, адаптационного потенциала системы кровообращения и индивидуальной минуты. Результаты. Выявлены тенденции снижения уровня здоровья и появления сочетанных патологических состояний за период обучения в вузе. Определены наиболее распространенные группы заболеваний, среди которых диагностируются патологии сердечно-сосудистой системы (вегето-сосудистая дистония, тахикардия, аритмия, артериальная гипертензия 1–2 степени) особенно часто встречающиеся у девушек. В результате исследования определено, что студентки с заболеваниями сердечно-сосудистой системы наиболее подвержены стрессорным факторам окружающей среды, имеют достоверно значимое (P < 0,01) увеличение уровня кортизола (189 ± 5,21) по сравнению с практически здоровыми студентками (159,64 ± 8,21). Заключение. В период обучения происходит ухудшение функционального состояния ведущих адаптационных систем организма в обеих исследуемых группах, причем наиболее сильные изменения в показателях максимального потребления кислорода и адаптационного потенциала системы кровообращения зафиксированы у студенток, имеющих сердечно-сосудистую патологию.


Ключевые слова


Здоровье, специальная медицинская группа, адаптация, ведущие адаптационные системы, функциональное состояние, сердечно-сосудистые заболевания, физическая культура

Полный текст:

PDF

Литература


1. Агаджанян, Н.А. Проблемы адаптации и учение о здоровье / Н.А. Агаджанян, Р.М. Баевский, А.П. Берсенева. – М.: Изд-во РУДН, 2006. – 284 с.
2. Баевский, Р.М. Оценка адаптационного потенциала системы кровообращения при массовых профилактических обследованиях / Р.М. Баевский, А.И. Берсенева, Н.Р. Палеев // Экспресс-информация ВНИИМИ. – 1987. – 19 с.
3. Благосклонная, Я.В. Эндокринология: учеб. для мед. вузов / Я.В. Благосклонная, Е.В. Шляхто, А.Ю. Бабенко. – СПб.: Спец-Лит, 2004. – 398 с.
4. Глебов, В.В. Состояние двигательной активности студентов в условиях обучения в столичном вузе // Спортивный психолог. – 2012. – № 3. – С. 85.
5. Гуминский, А.А. Руководство к лабораторным занятиям по общей физиологии / А.А. Гуминский, Н.Н. Леонтьева, К.В. Маринова. – М.: Просвещение, 1990. – С. 216–221.
6. Дедов, И.И. Эндокринология: учеб. / И.И. Дедов, Г.А. Мельниченко, В.В. Фадеев. – М.: Медицина, 2000.– 632 с.
7. Джандарова, Т.И. Физическое развитие студенток, отнесенных к специальной медицинской группе, имеющих отклонения в деятельности сердечно-сосудистой системы / Т.И. Джандарова, Е.А. Милашечкина // Наука. Инновации. Технологии. – Ставрополь, 2014. – № 1. –С. 82–83.
8. Здоровье студентов: социологический анализ / отв. ред. И.В. Журавлева; Институт социологии РАН. – М., 2012. – 252 с.
9. Интернет-зависимость и параметры психофизиологического статуса у студентов / К.В. Горбылева, З.Р. Абдукадыров // Материалы XVII Всероссийского симпозиума «Эколого-физиологические проблемы адаптации», Рязань. – М.: РУДН, 2017. – С. 54–55.

10. Моисеева, Н.И. Временная среда и биологические ритмы / Н.И. Моисеева, В.Н. Сысуев. – Л.: Наука, 1981. – 127 с.
11. Состояние здоровья молодежи, учащейся в высших учебных заведениях / А.В. Новикова // Материалы XVII Всероссийского симпозиума «Эколого-физиологические проблемы адаптации», Рязань. – М.: РУДН, 2017. – С. 165–166.
12. Характеристика качества сна и тревожности у студентов-медиков в разные периоды учебной деятельности / А.В. Жукова, Л.Р. Кашка, Э.Э. Абхаирова, Л.Ш. Эбубекирова // Материалы XVII Всероссийского симпозиума «Эколого-физиологические проблемы адаптации», Рязань. – М.: РУДН, 2017. – С. 74–75.
13. Central control of the cardiovascular and resoiratory systems and their instructions in vertebrate / E.W. Taylor // Physiol Rev. – 1999. – July. – 79 (3). – P. 855–916.
14. Effects of mood and anxiety disorders on the cardiovascular system / M.K. Cowles // Hurst’s the Heart, 13th edition, Chapter 96. – New York: McGraw-Hill Publishers, 2010. – Р. 2128–2145
15. Factors during Growth Period / R. Hauspicr, M. Lauwersm, C. Susannec. – New York; London, 1984. – Р. 221–223.
16. Somparative characteristic of life quality among the students referred to a special medical group according to their health state / I.N. Gernet, V.N. Pushkina, S.Y. Razmakhova et al. // Indo american journal of pharmaceutical sciences. – 2018. – No. 05 (04). – P. 2353–2359.
17. Stress without distress / H. Selye. – Philadelphia, USA: Lippincott, 1974. – 171 p.
18. The association between long working hours and health: a systematic review of epidemiological evidence / A. Bannai, A. Tamakoshi // Scandinavian Journal of Work, Environment & Health. – 2014. – Vol. 40. – P. 5–18.
19. Tissue effect of glucocorticoids / J.D. Baxter, P.H. Forshtam // Am. J. Med. – 1972. – P. 53.


References


1. Agadzhanyan N.А., Bayevskiy R.M., Berseneva A.P. Problemy adaptatsii i ucheniye o zdorov’ye [Adaptation Problems and the Doctrine of Health]. Moscow, RUDN Publ., 2006. 284 p.
2. Bayevskiy R.M., Berseneva A.I., Paleyev N.R. [Assessment of the Adaptive Potential of the Circulatory System in Mass Preventive Examinations]. Ekspress-informatsiya VNIIMI [Express Information from the All-Union Scientific Research Institute of Medical and Medical Information], 1987. 19 p. (in Russ.)
3. Blagosklonnaya Ya.V., Shlyakhto E.V., BabenkoA.Yu. Endokrinologiya: Uchebnik dlya meditsinskikh vuzov [Endocrinology. A Textbook for Medical Universities]. St. Petersburg, Spec Lit Publ., 2004. 398 p.
4. Glebov V.V. [The State of Motor Activity of Students in the Conditions of Training in the Capital's High School]. Sportivnyy psikholog [Sporting Psychologist], 2012, no. 3, p. 85. (in Russ.)
5. Guminskiy A.A., Leont’yeva N.N., Marinova K.V. Rukovodstvo k laboratornym zanyatiyam po obshchey fiziologii [Guide to Laboratory Exercises in General Physiology]. Moscow, Enlightenment Publ., 1990, pp. 216–221. (in Russ.)
6. Dedov I.I., Mel’nichenko G.A., Fadeyev V.V. Endokrinologiya [Endocrinology]. Moscow, Medicine Publ., 2000. 632 p.
7. Dzhandarova T.I., Milashechkina E.A. [Physical Development of Female Students Assigned to a Special Medical Group with Deviations in the Activity of the Cardiovascular System]. Nauchnyy zhurnal Severo-Kavkazskogo federal’nogo universiteta: Nauka. Innovatsii. Tekhnologii [Scientific journal of the North-Caucasian Federal University. Science. Innovation. Technologies], 2014, no. 1. pp. 82–83. (in Russ.)
8. Zhuravleva I.V. Zdorov’ye studentov: sotsiologicheskiy analiz [Students' Health. Sociological Analysis]. Institute of sociology, Russian Academy of Sciences Publ., 2012. 252 p.
9. Gorbyleva K.V., Abdukadyrov Z.R. [Internet Addiction and Parameters of Psychophysiological Status in Students]. Materialy XVII Vserossiyskogo simpoziuma “Ekologo fiziologicheskiye problemy adaptatsii” [Materials of the XVII All-Russian Symposium Ecological and Physiological Problems of Adaptation], 2017, pp. 54–55. (in Russ.)
10. Moiseeva N.I., Sysuev V.N. Vremennaya sreda i biologicheskiye ritmy [Time Environment and Biological Rhythms]. Leningrad, Science Publ., 1981. 127 p.
11. Novikova A.V. [The State of Health of Young People Studying in Higher Education]. Materialy XVII Vserossiyskogo simpoziuma “Ekologo-fiziologicheskiye problemy adaptatsii” [Materials of the XVII All-Russian Symposium Ecological and Physiological Problems of Adaptation], 2017, pp. 165–166. (in Russ.)
12. Zhukova A.V., Kashka L.R., Abkhairova E.E., Ebubekirova L.Sh. [Characteristis of Sleep Quality and Anxiety Among Medical Students in Different Periods of Educational Activity]. Materialy XVII Vserossiyskogo simpoziuma “Ekologo-fiziologicheskiye problemy adaptatsii” [Materials of the XVII All-Russian Symposium Ecological and Physiological Problems of Adaptation], 2017, pp. 74–75. (in Russ.)

13. Taylor E.W. Central Control of the Cardiovascular and Resoiratory Systems and Their Instructions in Vertebrate. Physiol Rev., 1999, July. 79 (3), pp. 855–916. DOI: 10.1152/physrev.1999.79.3.855
14. Cowles M.K. Effects of Mood and Anxiety Disorders on the Cardiovascular System. Hurst’s the Heart, 13th edition, Chapter 96. New York: McGraw-Hill Publishers, 2010, pp. 2128–2145.
15. Hauspicr R., Lauwersm M., Susannec C. Factors During Growth Period. N.Y., London, 1984, pp. 221–223. DOI: 10.1007/978-1-4684-1185-0_15
16. Gernet I.N., Pushkina V.N., Razmakhova S.Y., Milashechkina E.A., Sergeev R.P., Morozov A.G. Somparative Characteristic of Life Quality Among the Students Referred to a Special Medical Group According to Their Health State. Indo American Journal of Pharmaceutical Sciences, 2018, no. 05 (04), pp. 2353–2359.
17. Selye H. Stress Without Distress. Philadelphia, USA: Lippincott, 1974. 171 p.
18. Bannai A., Tamakoshi A. The Association Between Long Working Hours and Health: a Systematic Review of Epidemiological Evidence. Scandinavian Journal of Work, Environment & Health, 2014, vol. 40, pp. 5–18. DOI: 10.5271/sjweh.3388
19. Baxter J.D., Forshtam P.H. Tissue Effect of Glucocorticoids. Am. J. Med., 1972, p. 53.




DOI (PDF): http://dx.doi.org/10.14529/hsm180418

(c) 2018 ЧЕЛОВЕК. СПОРТ. МЕДИЦИНА

Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.