АНАЛИЗ ВОЗДЕЙСТВИЯ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА ФИТНЕС-АЭРОБИКИ НА МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ОРГАНИЗМА ЖЕНЩИН СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА

Ключевые слова: женщины среднего возраста, аэробика, фитнес, степ-аэробика, стрип-аэробика, пилатес, морфофункциональные показатели

Аннотация

Цель – выявить наиболее эффективное направление в фитнес-аэробике для наилучшей физической подготовки женщин среднего возраста. Организация исследования. В период с марта 2018 по ноябрь 2018 г. проводился педагогический эксперимент. Эксперимент проходил на базе клуба «Мир фитнеса» г. Тольятти, в котором приняли участие 90 женщин в возрасте 35–50 лет, которые посещали занятия по трем направлениям фитнесса (пилатес (ЭГ-1), стрип-пластика (ЭГ-2), степ-аэробика (ЭГ-3)). Материалы исследования. Для сравнения эффективности программ использовался комплекс показателей, характеризующих морфофункциональные и соматометрические изменения организма испытуемых, а также динамика уровня развития физических качеств. Статистическую обработку данных проводили с использованием пакета программ Microsoft Office и Statistica for Windows v.6.0. Собранные переменные были описаны с использованием размера выборки (n), среднего арифметического (x~) и стандартного отклонения (SD). Результаты исследования. Время на восстановление по функциональной пробе (с) в ЭГ-3 уменьшилось в среднем на 0,8, в ЭГ-2 – на 0,5, в ЭГ-1 – на 0,4. Ортостатическая проба показала, что разница в горизонтальном и вертикальном положении уменьшилась и не превышала 10 уд./мин. Показатель восстановления по степ-тесту (с) в ЭГ-3 уменьшился в среднем на 3,3 с, ЭГ-2 – на 2,8; ЭГ-1 – на 2,1. Показатели силы мышц живота (количество, раз) в ЭГ-3 увеличились в среднем на 7 раз (69,2 %); показатели силы мышц плечевого пояса улучшились на 8,4 раза (40,8 %); показатели силы мышц бедра  увеличились в среднем на 20,2 раза (44,5 %); улучшилась подвижность позвоночного столба в среднем на 7,2 см (66,6 %); координационные способности у ЭГ-1 улучшились на 6,3 с (73,9 %), ЭГ-2 – на 7,4 с (71,3 %), ЭГ-3 – на 9 с (69,2 %). Значения пропорциональности тела (см) после эксперимента показали, что произошло уменьшение бедер на 8,3 ± 1,20; уменьшение талии на 5,1 ± 1,22; уменьшение груди на 1,8 ± 0,38. Заключение. Полученные результаты доказывают наибольшую эффективность тренировочного процесса на занятиях по степ-аэробике относительно других исследуемых направлений фитнеса, выражающуюся в значительном улучшении состояния сердечно-сосудистой, дыхательной, координационной систем и соматических показателей организма, а также в повышении уровня физической подготовленности у женщин среднего возраста.

Информация об авторах

Д. И. Сурнин , Тольяттинская академия управления, г. Тольятти, Россия

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Физическая культура», Тольяттинская академия управления

Н. А. Усачев , Тольяттинская академия управления, г. Тольятти, Россия

Кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой «Физическая культура», Тольяттинская академия управления

Литература

1. Беляев, Н.С. Морфофункциональные и биомеханические предпосылки совершенствования методики занятий оздоровительной аэробикой с женщинами зрелого возраста / Н.С. Беляев // Ученые записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта. – 2009. – № 8 (54). – С. 10–14.
2. Бурцева, Е.В. Методические основы физкультурно-оздоровительных занятий аэробикой с женщинами среднего возраста / Е.В. Бурцева, Н.В. Игошина, В.Ю. Игошин // Фундамент. исследования. – 2015. – № 2-24. – С. 5503–5507.
3. Гамалий, Н.В. Современные физкультурно-оздоровительные технологии в физическом воспитании женщин первого зрелого возраста / Н.В. Гамалий // Физ. воспитание студентов. – 2009. – № 3. – С. 33–40.
4. Горшкова, А.Н. Методические особенности построения технологии комплексно-комбинированных занятий аквааэробикой с женщинами 36–45 лет / А.Н. Горшкова // Ученые записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта. – 2011. – № 8 (78). – С. 56–61.
5. Губа, В.П. Соматометрический контроль обхватных характеристик женщин 35–45 лет в процессе комплексных занятий аэробикой и шейпингом / В.П. Губа, Л.В. Королева // Физ. культура: воспитание, образование, тренировка. – 2017. – № 5. – С. 5–7.
6. Давыдов, В.Ю. Особенности морфофункционального статуса женщин, занимающихся оздоровительной аэробикой / В.Ю. Давыдов, Е.П. Горбанёва // Актуальні проблеми фізичної культури і спорту. – 2004. – № 4 (5). – С. 138–143.
7. Карпов, В.Ю. Современные виды двигательной активности в формировании здорового образа жизни женщины / В.Ю. Карпов, К.К. Скоросов, М.С. Антонова // Ученые записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта. – 2015. – № 5 (123). – С. 86–91.
8. Козлов, С.С. Индивидуально-дифференцированная организация тренирующих воздействий на занятиях степ-аэробикой с женщинами среднего возраста / С.С. Козлов, Н.В. Сизова, В.В. Василец, Е.П. Врублевский // Теория и практика физ. культуры. – 2015. – № 8. – С. 50–53.
9. Королева, Л.В. Оздоровительный эффект занятий на основе аэробики и шейпинга с женщинами 35–45 лет по результатам динамики функциональных показателей / Л.В. Королева // Вестник Смолен. гос. мед. академии. – 2017. – № 2 (16). – С. 181–187.
10. Лабутина, Н.О. Динамика физического развития и тренированности сердечно-сосудистой системы у женщин разных возрастных групп, занимающихся аэробикой / Н.О. Лабутина // Обучение и воспитание: методики и практика. – 2013. – № 8. – С. 207–211.
11. Лысяк, В.Н. Функциональные изменения в организме женщин, занимающихся фитнес-аэробикой / В.Н. Лысяк // Слобожанський науково-спортивний вісник. – 2014. – № 3 (41). – С. 53–56.
12. Львовская, Е.И. Состояние процессов липидной пероксидации у женщин 20–39 лет, занимающихся аэробикой / Е.И. Львовская, С.А. Заварухина, Н.М. Григорьева // Теория и практика физ. культуры. – 2008. – № 4. – С. 17–21.
13. Мартынюк, О.В. Обоснование экспериментальной методики круговой тренировки на занятиях аэробикой с женщинами первого зрелого возраста / О.В. Мартынюк // Педагогика, психология и мед.-биол. проблемы физ. воспитания и спорта. – 2014. – № 11. – С. 30–37.
14. Масляк, И.П. Физическое здоровье женщин молодого и среднего возраста под влиянием упражнений степ-аэробики / И.П. Масляк // Педагогика, психология и мед.-биол. проблемы физ. воспитания и спорта. – 2015. – № 10. – С. 45–50.
15. Матявина, С.И. Степ-аэробика как фактор повышения работоспособности и координации у женщин / С.И. Матявина // Альманах молодой науки. – 2015. – № 3. – С. 9–11.
16. Милых, С.С. Методика проведения занятий степ-аэробикой с женщинами / С.С. Милых // Вестник пед. инноваций. – 2015. – № 1 (37). – С. 38–40.
17. Стафеева, А.В. Повышение функциональной подготовленности девушек 18–25 лет средствами степ-аэробики / Стафеева А.В., Дерябина А.Л. // Фундамент. исследования. – 2015. – № 2-19. – С. 4315–4318.
18. Филимонова, О.С. Содержание физкультурно-оздоровительных занятий танцевальной аэробикой с женщинами 30–35 лет / О.С. Филимонова, С.В. Волканова // Интернаука. – 2018. – № 44-1 (78). – С. 60–61.
19. Ханов, Р.Г. Анализ эффективности внедрения специализации «Аквааэробика» в учебный процесс дисциплины «Физическая культура (Элективная дисциплина) в вузе» / Р.Г. Ханов, А.В. Моисеев, Д.И. Сурнин, Н.А. Усачёв // Ученые записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта. – 2018. – № 3 (157). – С. 303–306.
20. Харлампенкова, Ю.А. Учет соматических особенностей женщин фертильного возраста в организации занятий различными видами аэробики / Ю.А. Харлампенкова, Н.А. Дарданова // Ученые записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта. – 2012. – № 3 (85). – С. 184–187.
21. Heart rate during aerobics classes in women with different previous experience of aerobics / R.M. Laukkanen, M.K. Kalaja, S.P. Kalaja et al. // European Journal of Applied Physiology, 2001. vol. 84, no 1 – 2, pp. 64–68.

References

1. Belyayev N.S. [Morphofunctional and Biomechanical Prerequisites for Improving the Methodology of Health-Improving Aerobics with Women of Mature Age]. Uchenyye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific Notes of the P.F. Lesgaft], 2009, no. 8 (54), pp. 10–14. (in Russ.)
2. Burtseva E.V., Igoshina N.V., Igoshin V.Yu. [Methodical Bases of Physical Culture and Health-Improving Aerobics Classes with Middle-Aged Women]. Fundamental’nyye issledovaniya [Fundamental Research], 2015, no. 2-24, pp. 5503–5507. (in Russ.)
3. Gamaliy N.V. [Modern Physical Culture and Health Technologies in Physical Education of Women of the First Mature Age]. Fizicheskoye vospitaniye studentov [Physical Education of Students], 2009, no. 3, pp. 33–40. (in Russ.)
4. Gorshkova A.N. [Methodological Features of Construction of Technology for Complex-Combined Aqua-Aerobics with Women 36–45 Years Old]. Uchenyye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific Notes of the P.F. Lesgaft], 2011, no. 8 (78), pp. 56–61. (in Russ.)
5. Guba V.P., Koroleva L.V. [Somatometric Control of Girth Characteristics of Women 35–45 Years Old in the Process of Complex Aerobics and Shaping]. Fizicheskaya kul’tura: vospitaniye, obrazovaniye, trenirovka [Physical Culture. Upbringing, Education, Training], 2017, no. 5, pp. 5–7. (in Russ.)
6. Davydov V.Yu., Gorbanëva E.P. [Features of the Morphological and Functional Status of Women Involved in Health Related Aerobics]. Aktual’nі problemi fіzichnoї kul’turi і sportu [Actual Problems of Physical Culture and Sports], 2004, no. 4 (5), pp. 138–143. (in Russ.)
7. Karpov V.Yu., Skorosov K.K., Antonova M.S. [Modern Types of Motional Activity in the Formation of a Healthy Lifestyle of Women]. Uchenyye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific Notes of the P.F. Lesgaft], 2015, no. 5 (123), pp. 86–91. (in Russ.)
8. Kozlov S.S., Sizova N.V., Vasilets V.V., Vrublevskiy E.P. [Individually Differentiated Organization of Training Influences on Step-Aerobics Lessons with Middle-Aged Women]. Teoriya i praktika fizicheskoy kul’tury [Theory and Practice of Physical Culture], 2015, no. 8, pp. 50–53. (in Russ.)
9. Koroleva L.V. [The Health-Improving Effect of Aerobics and Shaping Exercises with Women 35–45 Years Old Based on the Results of the Dynamics of Functional Indicators]. Vestnik Smolenskoy gosudarstvennoy meditsinskoy akademii [Bulletin of the Smolensk State Medical Academy], 2017, no. 2 (16), pp. 181–187. (in Russ.)
10. Labutina N.O. [Dynamics of Physical Development and Fitness of the Cardiovascular System in Women of Different Age Groups Engaged in Aerobics]. Obucheniye i vospitaniye: metodiki i praktika [Teaching and Education. Methods and Practice], 2013, no. 8, pp. 207–211. (in Russ.)
11. Lysyak V.N. [Functional Changes in the Body of Women Engaged in Fitness Aerobics]. Slobozhans’kiy naukovo-sportivniy vіsnik [Slobozhansky Science and Sports Visnik], 2014, no. 3 (41), pp. 53–56. (in Russ.) DOI: 10.15391/snsv.2014-3.011
12. L’vovskaya E.I., Zavarukhina S.A., Grigor’yeva N.M. [The State of Lipid Peroxidation Processes in Women 20–39 Years Old, Engaged in Aerobics]. Teoriya i praktika fizicheskoy kul’tury [Theory and Practice of Physical Culture], 2008, no. 4, pp. 17–21. (in Russ.)
13. Martynyuk O.V. [Substantiation of the Experimental Methodology of Circular Training in Aerobics Classes with Women of the First Mature Age]. Pedagogika, psikhologiya i mediko-biologicheskiye problemy fizicheskogo vospitaniya i sporta [Pedagogy, Psychology and Medico-Biological Problems of Physical Education and Sport], 2014, no. 11, pp. 30–37. (in Russ.) DOI: 10.15561/18189172.2014.1106
14. Maslyak I.P. [Physical Health of Young and Middle-Aged Women Under the Influence of Step-Aerobics Exercises]. Pedagogika, psikhologiya i mediko-biologicheskiye problemy fizicheskogo vospitaniya i sporta [Pedagogy, Psychology and Medico-Biological Problems of Physical Education and Sport], 2015, no. 10, pp. 45–50. (in Russ.) DOI: 10.15561/18189172.2015.1007
15. Matyavina S.I. [Step Aerobics as a Factor in Increasing Efficiency and Coordination in Women]. Al’manakh molodoy nauki [Almanac of Young Science], 2015, no. 3, pp. 9–11. (in Russ.)
16. Milykh S.S. [Methodology for Conducting Step Aerobics Classes with Women]. Vestnik pedagogicheskikh innovatsiy [Bulletin of Pedagogical Innovations], 2015, no. 1 (37), pp. 38–40. (in Russ.)
17. Stafeyeva A.V., Deryabina A.L. [Increasing the Functional Readiness of 18–25 Year Old Girls by Means of Step-Aerobics]. Fundamental’nyye issledovaniya [Fundamental Research], 2015, no. 2 (19), pp. 4315–4318. (in Russ.)
18. Filimonova O.S., Volkanova S.V. [The Content of Health and Fitness Classes in Dance Aerobics with Women 30–35 Years Old]. Internauka [Internauka], 2018, no. 44-1 (78), pp. 60–61. (in Russ.)
19. Khanov R.G., Moiseyev A.V., Surnin D.I., Usachëv N.A. [Analysis of the Effectiveness of the Implementation of the Specialization Aqua – Aerobics in the Educational Process of the Discipline Physical Culture (Elective Discipline) in the University]. Uchenyye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific Notes of the P.F. Lesgaft], 2018, no. 3 (157), pp. 303–306. (in Russ.)
20. Kharlampenkova Yu.A., Dardanova N.A. [Accounting for the Somatic Characteristics of Women of Fertile Age in the Organization of Classes in Various Types of Aerobics]. Uchenyye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific Notes of the P.F. Lesgaft], 2012, no. 3 (85), pp. 184–187. (in Russ.) DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2012.03.85.p184-187
21. Laukkanen R.M., Kalaja M.K., Kalaja S.P. et al. Heart Rate During Aerobics Classes in Women with Different Previous Experience of Aerobics. European Journal of Applied Physiology, 2001, vol. 84, no. 1-2, pp. 64–68. DOI: 10.1007/s004210000338
Опубликован
2020-11-25
Как цитировать
Сурнин, Д., & Усачев, Н. (2020). АНАЛИЗ ВОЗДЕЙСТВИЯ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА ФИТНЕС-АЭРОБИКИ НА МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ОРГАНИЗМА ЖЕНЩИН СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА. Человек. Спорт. Медицина, 20(3), 70-78. https://doi.org/10.14529/hsm200308
Раздел
Спортивная тренировка