МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БИЛЬЯРДНОЙ СПОРТИВНОЙ ТЕХНИКИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УЧЕТОМ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ РЕШЕНИЙ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ В НЕРВНОЙ СИСТЕМЕ

  • Р. М. Гимазов Сургутский государственный педагогический университет, г. Сургут, ХМАО – Югра, Россия https://orcid.org/0000-0001-5200-2321 rmgi@mail.ru
  • С. Х. Дженанян Спортивная школа олимпийского резерва «Олимп», г. Сургут, ХМАО – Югра, Россия https://orcid.org/0000-0002-4735-3108 lynoxod565@gmail.com
Ключевые слова: бильярд, спортсмены, процесс обучения, решение двигательных задач, этапы совершенствования движений

Аннотация

Цель исследования. Сравнить эффективность подготовки спортсменов-бильярдистов, занимающихся по программе спортивной школы и занимающихся по экспериментальной методике совершенствования бильярдной спортивной техники, основанной на учете последовательности решений двигательных задач в нервной системе. Организация и методы исследования. В эксперименте участвовали контрольная и экспериментальная группы юношей и девушек, имеющих спортивную квалификацию от 1-го юношеского разряда до кандидата в мастера спорта по бильярду по 8 человек в каждой. Для объективной инструментальной оценки освоения этапов обучения использовали способы стабилометрического исследования мышечной координации и нервной регуляции вертикальной стойки человека, изложенных в патентах на изобретение РФ № 2547991 и РФ № 2547992. Результаты исследования. В начале эксперимента две группы были равными по результативности выступлений на соревнованиях (согласие частот Z = 0,866, р = 0,3865). Реализация экспериментальной методики позволила в экспериментальной группе спортсменов увеличить прирост кинестетической чувствительности на 33,5 % с 0,242 ± 0,08 ед. до 0,161 ± 0,07 ед. (хср ± σ), значений мышечной синергии – на 56,1 % с 95,9 ± 31,1 ед. до 117,6 ± 27,7 ед (хср ± σ). В контрольной группе спортсменов зафиксировано ухудшение кинестетической чувствительности на 6,3 % с 0,347 ± 0,12 ед. до 0,369 ± 0,12 ед. (хср ± σ), и снижение значений мышечной синергии на 15,8 % с 66,4 ± 30,8 ед. (хср ± σ) до 55,9 ± 20,1 ед. Анализ успешности выступлений бильярдистов подтверждается статистически (согласие частот: Z = –2,252, p = 0,02436) в пользу экспериментальной группы спортсменов. Заключение. Результаты исследования статистически значимо фиксируют эффективность экспериментальной методики совершенствования бильярдной спортивной техники, основанной на учете последовательности решений двигательных задач в нервной системе. Содействие со стороны тренера естественной биологической последовательности по оптимизации решений двигательных задач в нервной системе в процессе подготовки спортсменов позволила экспериментальной группе в 2 раза улучшить результативность выступлений на соревнованиях по сравнению с результативностью выступлений контрольной группы спортсменов-бильярдистов.

Информация об авторах

Р. М. Гимазов , Сургутский государственный педагогический университет, г. Сургут, ХМАО – Югра, Россия

Кандидат педагогических наук, доцент, Сургутский государственный педагогический университет. 628417, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, г. Сургут

С. Х. Дженанян , Спортивная школа олимпийского резерва «Олимп», г. Сургут, ХМАО – Югра, Россия

Тренер, спортивная школа олимпийского резерва «Олимп». 628401, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, г. Сургут

Литература

1. Вишневский, В. А. Бильярд как вид адаптивного спорта / В.А. Вишневский // Теория и практика физ. культуры. – 2017. – № 3. – C. 86–88.
2. Гимазов, Р.М. Роль стабилометрии в диагностике состояния нервно-мышечной системы организма спортсмена / Р.М. Гимазов, Г.А. Булатова // Междунар. конф. ФИСУ «Университетский и олимпийский спорт: две модели – одна цель?» (14–17 июля 2013 г. в рамках XXVII Всемирной летней Универсиады 2013 года в г. Казани). – Казань, 2013. – С. 438–439.
3. Гимазов, Р.М. Ловкость и технология формирования техники двигательного действия / Р.М. Гимазов. – [Б. м.]: Издат. решения, 2020. – 272 с.
4. Гимазов, Р.М. Построение движений: от теории к практике / Р.М. Гимазов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2018. – № 2. – С. 8–10.
5. Гимазов, Р.М. Реализация алгоритма решения педагогических задач при формировании двигательных действий «бег» и «прыжок в длину с места» в процессе обучения дошкольников 6–7-летнего возраста / Р.М. Гимазов, А.В. Рембеза, Г.А. Булатова // Пед.-психол. и мед.-биол. проблемы физ. культуры и спорта. 2019. – № 14 (4). – С. 67–79. DOI: 10.14526/20704798-2019-14-4-67-79
6. Епишкин, И.В. Эффективность тренажёрного обеспечения при обучении технике игры в бильярд / И.В. Епишкин, Н.М. Ткаченко, Н.Н. Дмитрук // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. – 2018. – Т. 3, № 2. – С. 50–53.
7. Захарьева, Н.Н. Влияние предстартовых состояний на спортивную результативность бильярдистов / Н.Н. Захарьева, Г.В. Барчукова // Теория и практика физ. культуры. – 2013. – № 12. – С. 72–74.
8. Иванов, В.Д. Бильярд как вид спорта. Разновидности бильярда / В.Д. Иванов // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. – 2019. – Т. 4, № 4. – С. 31–33.
9. Мисуна, Г.Я. Справочник бильярдиста: Секреты техники игры / Г.Я. Мисуна, А.И. Марков. – М.: Изд-во АСТ; Донецк: Сталкер, 2004. – 247 с.
10. Совершенствование бросков мяча в корзину у баскетболистов группы начального обучения на основе учета последовательности решения двигательных задач нервной системой / Р.М. Гимазов, М.Л. Жигулин, Г.А. Булатова, Г.А. Степанова // Человек. Спорт. Медицина. – 2019. – Т. 19, № S1. – С. 143–147. DOI: 10.14529/hsm19s119
11. Abernethy, B. Visual-Perceptual and Cognitive Differences between Expert, Inter-mediate, and Novice Snooker Players / B. Abernethy, R.J. Neal, P. Koning // Applied Cognitive Psychology. – 1994. – Vol. 8 (3). – P. 185–211. DOI: 10.1002/acp.2350080302

References

1. Vishnevskiy V.A. [Billiards as an Adaptive Sport]. Teoriya i praktika fizicheskoy kul’tury [Theory and Practice of Physical Culture], 2017, no. 3, pp. 86–88. (in Russ.)
2. Gimazov R.M., Bulatova G.A. [The Role of Stabilometry in Diagnosing the State of the Neuromuscular System of an Athlete's Body]. Mezhdunarodnaya konferentsiya FISU “Universi-tetskiy i olimpiyskiy sport: dve modeli – odna tsel’?” [FISU International Conference University and Olympic Sports. Two Models – One Goal], 2013, pp. 438–439. (in Russ.)
3. Gimazov R.M. Lovkost’ i tekhnologiya formirovaniya tekhniki dvigatel’nogo deystviya [Dexterity and Technology of Motor Action Technique Formation]. Publishing Solutions, 2020. 272 p.
4. Gimazov R.M. [Building Movements. from Theory to Practice]. Fizicheskaya kul’tura: vospitaniye, obrazovaniye, trenirovka [Physical Culture. Upbringing, Education, Training], 2018, no. 2, pp. 8–10. (in Russ.)
5. Gimazov R.M., Rembeza A.V., Bulatova G.A. [Implementation of the Algorithm for Solving Pedagogical Problems During the Formation of Motor Actions Running and Long Jump from the Spot in the Process of Teaching Preschoolers 6–7 Years Old]. Pedagogiko-psikhologicheskiye i mediko-biologicheskiye problemy fizicheskoy kul’tury i sporta [Pedagogical-Psychological and Medical-Biological Problems of Physical Culture and Sports], 2019, no. 14 (4), pp. 67–79. DOI: 10.14526/20704798-2019-14-4-67-79
6. Epishkin I.V., Tkachenko N.M., Dmitruk N.N. [The Effectiveness of Simulator Support when Teaching the Technique of Playing Billiards]. Fizicheskaya kul’tura. Sport. Turizm. Dvigatel’naya rekreatsiya [Physical Culture. Sport. Tourism. Motor Recreation], 2018, vol. 3, no. 2, pp. 50–53. (in Russ.)
7. Zakhar’yeva N.N., Barchukova G.V. [The Influence of Pre-Start States on the Sports Performance of Billiard Players]. Teoriya i praktika fizicheskoy kul’tury [Theory and Practice of Physical Culture], 2013, no. 12, pp. 72–74. (in Russ.)
8. Ivanov V.D. [Billiards as a Sport. Types of Billiards]. Fizicheskaya kul’tura. Sport. Turizm. Dvigatel’naya rekreatsiya [Physical Culture. Sport. Tourism. Motor Recreation], 2019, vol. 4, no. 4, pp. 31–33. (in Russ.)
9. Misuna G.Ya., Markov A.I. Spravochnik bil’yardista: Sekrety tekhniki igry [The Billiard Player's Guide. Secrets of the Technique of the Game]. Moscow, AST Publ., 2004. 247 p.
10. Gimazov R.M., Zhigulin M.L., Bulatova G.A., Stepanova G.A. Improvement of Ball Throws in the Basket Among Basketball Players of the Elementary Training Group on the Basis of Taking Into Account the Sequence of Solving Motor Problems by the Nervous System. Human. Sport. Medicine, 2019, vol. 19, no. S1, pp. 143–147. DOI: 10.14529/hsm19s119
11. Abernethy B., Neal R.J., Koning P. Visual-Perceptual and Cognitive Differences Between Expert, Intermediate, and Novice Snooker Players. Applied Cognitive Psychology, 1994, vol. 8 (3), pp. 185–211. DOI: 10.1002/acp.2350080302
Опубликован
2020-11-25
Как цитировать
Гимазов, Р., & Дженанян, С. (2020). МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БИЛЬЯРДНОЙ СПОРТИВНОЙ ТЕХНИКИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УЧЕТОМ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ РЕШЕНИЙ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ В НЕРВНОЙ СИСТЕМЕ. Человек. Спорт. Медицина, 20(3), 79-87. https://doi.org/10.14529/hsm200309
Раздел
Спортивная тренировка