ТЕМПО-РИТМИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ ГИМНАСТОК КАК ФАКТОР СИНХРОННОСТИ ИСПОЛНЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ СПОРТСМЕНКАМИ В ГРУППОВЫХ ГИМНАСТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЯХ

  • А. А. Супрун Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, г. Санкт-Петербург, Россия https://orcid.org/0000-0001-6226-5221 aleksandrass@mail.ru
  • А. В. Титова Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, г. Тула, Россия https://orcid.org/0000-0003-1153-6153 ann29357975@yandex.ru
  • В. В. Борисова Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, г. Тула, Россия https://orcid.org/0000-0002-3630-4626 borisovav5@rambler.ru
Ключевые слова: художественная гимнастика, синхронизация двигательных действий, темпо-ритмические способности

Аннотация

Цель. Обосновать необходимость учета темпо-ритмических способностей гимнасток как одного из фактора синхронности исполнения двигательных действий спортсменками в групповых упражнениях художественной гимнастики. Материалы и методы. В исследовании приняло участие 12 высококвалифицированных гимнасток 18–19 лет, две команды групповых упражнений (спортивная квалификация – мастера спорта по художественной гимнастике). Выявлялся уровень развития темпо-ритмических способностей спортсменок, а также проводилась экспертная оценка ошибок в синхронности групповой двигательной деятельности. Результаты. В ходе экспертной оценки спортсменками были допущены ошибки по компонентам «непредусмотренные передвижения в исходных и промежуточных позициях» и «нарушение четкости позиций и переходов, слитности упражнений и частей композиции», где одно вытекает из другого, но оценивается разными бригадами судей. Было определено, что воспроизведение ритмического рисунка в более быстром темпе выполняется более точно относительного медленного темпа, но при простом ритмическом рисунке. Ритмический рисунок, как «восьмая – две шестнадцатые» и «трехдольная пунктирная», вызывают большие затруднения при воспроизведении под внутренний счет (p ˂ 0,05). Наиболее сильные взаимосвязи выявлены между экспертной оценкой синхронности исполнения двигательных действий спортсменками в групповых упражнениях и темпо-ритмическими способностями при воспроизведении ритмического рисунка трехдольного и двухдольного пунктирного и синкопы (r = –0,524; r = –0,485; r = –0,545). Заключение. Установлено, что темпо-ритмические способности гимнасток характеризуют качество синхронности исполнения двигательных действий спортсменками в групповых гимнастических упражнениях, а именно, способность гимнасток реализовывать темпо-ритмическую структуру двигательных действий под музыку.

Информация об авторах

А. А. Супрун , Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, г. Санкт-Петербург, Россия

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики гимнастики, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта. 190121, г. Санкт-Петербург

А. В. Титова , Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, г. Тула, Россия

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания и спортивных дисциплин, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого. 300026, г. Тула

В. В. Борисова , Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, г. Тула, Россия

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики физического воспитания, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого. 300026, г. Тула

Литература

1. Анализ результатов чемпионата Европы по художественной гимнастике – 2018 в Испании (Гвадалахара) / Р.Н. Терехина, Е.С. Крючек, Е.Н. Медведева и др. // Ученые записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта. – 2018. – № 6 (160). – С. 256–261.
2. Беспалов, Б.И. Диагностика чувства темпа и одновременности движений у спортсменок в синхронном плавании / Б.И. Беспалов, С.В. Леонов // Ученые записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта. – 2008. – № 8 (42). – С. 12–17.
3. Борисова, В.В. Методика специально-двигательной подготовки юных спортсменок в художественной гимнастике / В.В. Борисова, А.В. Титова, Т.А. Шестакова // Теория и практика физ. культуры. – 2019. – № 1. – С. 84–86.
4. Корбакова, А.А. Музыкально-ритмические способности как фактор, влияющий на точность построений и синхронность исполнения в дисциплине «формейшн» в танцевальном спорте / А.А. Корбакова, И.А. Степанова // Ученые записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта. – 2018. – № 6 (160). – С. 97–101.
5. Объективные факторы успешного выполнения перебросок в групповых упражнениях художественной гимнастики / Е.Н. Медведева, Р.Н. Терехина, А.А. Супрун и др. // Ученые записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта. – 2018. – № 6 (160). – С. 117–123.
6. Структура психомоторики и сенситивные проявления двигательных способностей детей / О.П. Панфилов, И.М. Туревский, В.В. Борисова, С.И. Завьялов // Теория и практика физ. культуры. – 2012. – № 12. – С. 38–42.
7. Темпо-ритмические характеристики движений как фактор синхронизации элементов в групповых упражнениях художественной гимнастики / Е.Н. Медведева, А.Ю. Давыдова, А.А. Супрун, О. А. Двейрина // Ученые записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта. – 2018. – № 10 (164). – С. 214–219.
8. Титова, А.В. Методика интеграции технической (предметной) и физической подготовки в художественной гимнастике / В.В. Борисова, Л.В. Руднева, М.С. Леонтьева // Теория и практика физ. культуры. – 2017. – № 6. – С. 11.
9. Факторы, предопределяющие синхронность исполнения прыжков в групповых упражнениях художественной гимнастики / Е.Н. Медведева, Е.С. Крючек, А.А. Супрун и др. // Ученые записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта – 2014. – № 5 (111). – С. 102–106.
10. Шевчук, Н.А. Методика оценки синхронности исполнения двигательных действий спортсменками в групповых гимнастических упражнениях / Н.А. Шевчук, Е.В. Турчина // Ученые записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта. – 2015. – № 12 (130). – С. 290–293.

References

1. Terekhina R.N., Kryuchek E.S., Medvedeva E.N. et al. [Analysis of the Results of the Eu-ropean Championship in Rhythmic Gymnastics – 2018 in Spain (Guadalajara)]. Uchenyye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific Notes of the P.F. Lesgaft], 2018, no. 6 (160), pp. 256–261. (in Russ.)
2. Bespalov B.I., Leonov S.V. [Diagnostics of the Sense of Tempo and Simultaneity of Movements in Athletes in Synchronized Swimming]. Uchenyye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific Notes of the P.F. Lesgaft], 2008, no. 8 (42), pp. 12–17. (in Russ.)
3. Borisova V.V., Shestakova T.A. [Methodology of Special Motor Training of Young Ath-letes in Rhythmic Gymnastics]. Teoriya i praktika fizicheskoy kul’tury [Theory and Practice of Physical Culture], 2019, no. 1, pp. 84–86. (in Russ.)
4. Korbakova A.A., Stepanova I.A. [Musical-Rhythmic Abilities as a Factor Influencing the Accuracy of Constructions and Synchronism of Performance in the Discipline Formation in Dance Sports]. Uchenyye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific Notes of the P.F. Lesgaft], 2018, no. 6 (160), pp. 97–101. (in Russ.)
5. Medvedeva E.N., Terekhina R.N., Suprun A.A. et al. [Objective Factors of Successful Throwing in Group Exercises in Rhythmic Gymnastics]. Uchenyye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific Notes of the P.F. Lesgaft], 2018, no. 6 (160), pp. 117–123. (in Russ.)
6. Panfilov O.P., Turevskiy I.M., Borisova V.V., Zav’yalov S.I. [The Structure of Psychomotor and Sensitive Manifestations of the Motor Abilities of Children]. Teoriya i praktika fizicheskoy kul’tury [Theory and Practice of Physical Culture], 2012, no. 12, pp. 38–42. (in Russ.)
7. Medvedeva E.N., Davydova A.Yu., Suprun A.A., Dveyrina O.A. [Tempo-Rhythmic Characteristics of Movements as a Factor of Synchronization of Elements in Group Exercises of Rhythmic Gymnastics]. Uchenyye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific Notes of the P.F. Lesgaft], 2018, no. 10 (164), pp. 214–219. (in Russ.)
8. Titova A.V., Borisova V.V., Rudneva L.V., Leont’yeva M.S. [Methods of Integration of Technical (Subject) and Physical Training in Rhythmic Gymnastics]. Teoriya i praktika fizicheskoy kul’tury [Theory and Practice of Physical Culture], 2017, no. 6, p. 11. (in Russ.)
9. Medvedeva E.N., Kryuchek E.S., Suprun A.A. et al. [Factors Predetermining the Synchronicity of the Execution of Jumps in the Group Exercises of Rhythmic Gymnastics]. Uchenyye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific Notes of the P.F. Lesgaft], 2014, no. 5 (111), pp. 102–106. (in Russ.) DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.05.111.p102-106
10. Shevchuk N.A., Turchina E.V. [Methodology for Assessing the Synchronism of the Execution of Motor Actions by Athletes in Group Gymnastic Exercises]. Uchenyye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific Notes of the P.F. Lesgaft], 2015, no. 12 (130), pp. 290–293. (in Russ.)
Опубликован
2020-11-26
Как цитировать
Супрун, А., Титова, А., & Борисова, В. (2020). ТЕМПО-РИТМИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ ГИМНАСТОК КАК ФАКТОР СИНХРОННОСТИ ИСПОЛНЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ СПОРТСМЕНКАМИ В ГРУППОВЫХ ГИМНАСТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЯХ. Человек. Спорт. Медицина, 20(3), 88-96. https://doi.org/10.14529/hsm200310
Раздел
Спортивная тренировка