КОМПЕНСАЦИЯ ВОЗРАСТНОГО ОТСТАВАНИЯ В РАЗВИТИИ СКОРОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 11–12 ЛЕТ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА НА ОСНОВЕ СРЕДСТВ ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКИ
Аннотация
Цель исследования. Организация и реализация образовательного процесса по физическому воспитанию обучающихся с патологией слухового анализатора в инклюзивных классах и экспериментальное обоснование особенностей применения средств легкоатлетической направленности для воздействия на скоростные способности с применением индивидуального подхода. Материалы и методы. В эксперименте приняли участие 23 школьника с депривацией слуха, из них 11 из РБОУ «Специальная общеобразовательная школа-интернат для глухих и слабослышащих детей» и 12 из МБОУ «СОШ № 24» реализующей инклюзивный образовательный процесс. Первые занимались по стандартной адаптированной программе для указанных типов учебных организаций, вторые – по экспериментальной методике в инклюзивных классах совместно со здоровыми сверстниками. Для определения уровня развития видов скоростных способностей у обследуемого контингента применялось специальное тестирование, для реализации индивидуального подхода использовалась разработанная вариативная схема. Для обработки полученных результатов исследования были использованы общепринятые методы математической статистики, расчеты производились в программе Microsoft Excel 2007. Результаты. Экспериментальная методика по компенсации возрастного отставания в развитии скоростных способностей обучающихся с патологией слухового анализатора основывается на применении средств легкоатлетической направленности, представляет апробированный и внедренный в систему обучения вариант организации и проведения занятий в условиях инклюзивного образования. Полученные показатели высокого уровня являются результатом комплекса мероприятий, проведенных на предварительном и основном этапе исследования. Указанный тип занятий представляет системный подход при реализации инклюзивного образования по дисциплине «физическая культура» и обеспечивает развитие многоступенчатой формы альтернативного обучения с комплексным сопровождением. Заключение. В результате применения методики, основанной на средствах легкоатлетической направленности, по компенсации возрастного отставания скоростных способностей у обучающихся с нарушениями слуха, в экспериментальной группе достигнут уровень, соответствующий уровню сверстников, не имеющих отклонений. Кроме этого, сопутствующее воздействие способствовало улучшению показателей физической подготовленности, произошло комплексное позитивное влияние на двигательную и эмоциональную сферу.
Литература
2. Комплексная коррекция физической подготовленности детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования / В.В. Андреев, А.В. Фоминых, И.Е. Коновалов, Л.Г. Солодухина // Наука и спорт: современные тенденции. – 2019. – № 2. – С. 114–121.
3. Назаренко, Л.Д. Межпредметный подход в физическом воспитании школьников, имеющих отклонения в состоянии здоровья / Л.Д. Назаренко, И.Н. Тимошина, Л.А. Парфенова // Физ. культура: воспитание, образование, тренировка. – 2013. – № 1. – С. 53–59.
4. Парфенова, Л.А. Педагогическая техно-логия физического воспитания школьников с ограниченными возможностями здоровья на основе интегративного подхода: моно-графия / Л.А. Парфенова, И.Н. Тимошина // 2-е изд., испр. и доп. – Казань: Поволжская ГАФКСиТ, 2016. – 125 с.
5. Парфенова, Л.А. Инклюзивные технологии физкультурно-спортивной деятельности учащихся с интеллектуальными нарушениями / Л.А. Парфенова, Е.А. Герасимов // Теория и практика физ. культуры. – 2019. – № 1. – С. 13.
6. Салмова, А.И. Программно-методическое обеспечение тренировочного процесса бильярдистов с нарушением слуха / А.И. Салмова, Л.А. Парфенова // Физ. культура: воспитание, образование, тренировка. – 2018. – № 6. – С. 60–63.
7. Ellis, M.K. Parent influences on physical activity participation and physical fitness of deaf children / M.K. Ellis, L.J. Lieberman, G.M. Dummer // Journal of Deaf Studies and Deaf Education. – 2012. – Vol. 19 (2). – P. 270–281.
8. Menezes, D. Criterion-related validity of the short form of the international physical activity questionnaire in adults who are Deaf / D. Menezes, L. Laranjo, J. Marmeleira // José Disability and Health Journal. – 2017. – Vol. 10 (1). – P. 33–38.
9. Physical Activity Measurement for Hearing Impairments in Different Age Level / O.A. Shokhan, R. Mohd, R. Abdul et al. // American Journal of Engineering Research (AJER). – 2018. – Vol. 8. – P. 29–35.
10. Physical Education: Adaptations and Benefits for Deaf Students / C.F.S. Barboza, A.S.L. Ramos, P.A. Abreu, H.C. &Castro // Creative Education. – 1999. – Vol.10. – P.714–725.
11. Sarma, A.S. A Critical Review on Benefits of Different Physical Education Programs in School / A.S. Sarma // International Journal of physical Education, Sports and Health. – 2014. – Vol. 4. – P. 86–88.
References
1. Glazkova G.B., Parfenova L.A. [Content and Methods of Evaluating Physical Culture Competencies in Schoolchildren with Disabilities in the State of Health]. Teoriya i praktika fizicheskoy kul’tury [Theory and Practice of Physical Culture], 2017, no. 12, pp. 43–45. (in Russ.)2. Andreev V.V., Fominykh A.V., Konovalov I.E., Solodukhina L.G. [Complex Correction of Physical Fitness of Primary School Children with Mental Retardation in Inclusive Education]. Nauka i sport: sovremennyye tendentsii [SCIENCE and SPORT. Current Trends], 2019, no. 2, pp. 114–121. (in Russ.)
3. Nazarenko L.D., Timoshina I.N., Parfenova L.A. [Inter-Subject Approach in Physical Edu-cation of Schoolchildren who have Deviations in the State of Health]. Fizicheskaya kul’tura: vospitaniye, obrazovaniye, trenirovka [Physical Culture. Education, Training], 2013, no. 1, pp. 53–59. (in Russ.)
4. Parfenova L.A., Timoshina I.N. Pedagogicheskaya tekhnologiya fizicheskogo vospitaniya shkol’nikov s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov’ya na osnove integrativnogo podkhoda: monografiya [Pedagogical Technology of Physical Education of Schoolchildren with Disabilities Based on an Integrative Approach. Monograph], 2nd ed. Kazan, 2016. 125 p.
5. Parfenova L.A., Gerasimov E.A. [Inclusive Technologies of Physical Culture and Sports Activity of Students with Intellectual Disabilities]. Teoriya i praktika fizicheskoy kul’tury [Theory and Practice of Physical Culture], 2019, no. 1, p. 13. (in Russ.)
6. Salmova A.I., Parfenova L.A. [Software and Methodological Support for the Training Process of Billiard Players with Hearing Impairment]. Fizicheskaya kul’tura: vospitaniye, obrazovaniye, trenirovka [Physical Culture. Education, Training], 2018, no. 6, pp. 60–63. (in Russ.)
7. Ellis M.K., Lieberman L.J., Dummer G.M. Parent Influences on Physical Activity Participation and Physical Fitness of Deaf Children. Journal of Deaf Studies and Deaf Education, 2012, no. 19 (2), pp. 270–281. DOI: 10.1093/deafed/ent033
8. Menezes D., Laranjo L., Marmeleira J. Criterion-Related Validity of the Short Form of the International Physical Activity Questionnaire in Adults who are Deaf. José Disability and Health Journal, 2017, vol. 10, no. 1, pp. 33–38. DOI: 10.1016/j.dhjo.2016.06.005
9. Shokhan O.A., Mohd R., Abdul R. et al. Physical Activity Measurement for Hearing Impairments in Different Age Level. American Journal of Engineering Research, 2018, vol. 8, pp. 29–35.
10. Barboza C.F.S., Ramos A.S.L., Abreu P.A., Castro H.C. Physical Education: Adaptations and Benefits for Deaf Students. Creative Education, 1999, vol. 10, pp. 714–725. DOI: 10.4236/ce.2019.104053
11. Sarma A.S. A Critical Review on Benefits of Different Physical Education Programs in School International. Journal of Physical Education, Sports and Health, 2014, vol. 4, pp. 86–88.
Copyright (c) 2020 Человек. Спорт. Медицина
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.