ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДИК ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ КАК ПРЕВЕНТИВНОЙ МЕРЫ В УСЛОВИЯХ НЕБЛАГОПРИЯТНОЙ ЭПИДЕМИЧЕСКОЙ ОБСТАНОВКИ
Аннотация
Цель. Оценить эффективность применения комплекса дыхательных упражнений по методике К.П. Бутейко и А.Н. Стрельниковой для школьников сенситивного периода развития. Материалы и методы. В исследовании приняли участие школьники (n = 51) шестого класса без хронических патологий, в среднем их возраст равен 11,78 ± 0,50 года. Выбор учеников объясняется их нахождением в сенситивном периоде развития, а ввиду этого – более высокой восприимчивостью к острым респираторным вирусным инфекциям (ОРВИ). Повышение риска и частоты заболеваемости связано с гормональными изменениями формирующегося организма школьника, неравномерностью роста и развития, несовершенным становлением органов и систем, в том числе дыхательной. Дыхательная гимнастика по технике К.П. Бутейко и А.Н. Стрельниковой проводилась в течение трех месяцев. Математическая обработка данных осуществлена с помощью Microsoft Excel. Статистический анализ выполнен в программном пакете Statistica 8. Эффективность дыхательной гимнастики оценили на основе сравнительного анализа динамики показателей функциональных проб Штанге, Генчи, жизненной емкости легких до и после выполнения комплекса физических упражнений. Результаты. В процессе трех месяцев занятий дыхательной гимнастикой средние показатели пробы Штанге в общей группе увеличились на 11,3 %; пробы Генчи – на 17,6 %; жизненной емкости легких – на 3,1 %, что свидетельствует об улучшении деятельности дыхательной системы. Достоверный прирост (Mann – Whitney p < 0,05) отмечен по показателям проб Штанге, Генчи и жизненной емкости легких в общей группе и среди девочек. Заключение. Дыхательная гимнастика демонстрирует свою эффективность и обеспечивает увеличение уровня функциональных возможностей организма школьников в сенситивном периоде развития.
Литература
2. Дыхательные гимнастики на занятиях физической культурой со студентами специальной медицинской группы / В.И. Григорьев, А.В. Токарева, И.С. Москаленко и др. // Ученые записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта. – 2016. – № 2 (132). – С. 67–71.
3. Железняков, А.Г. Методика использования метода ВЛГД в физическом воспитании студентов КГСХА / А.Г. Железняков, М.П. Мартынов, И.Г. Шадрин // Электронный журнал Теория и практика персонализации физического воспитания. – 2012. – № 1. – http://tppfv.esrae.ru/64-93 (дата обращения: 08.09.2020).
4. Кашель: от симптома к синдрому, диагнозу / Р.А. Файзуллина, О.И. Пикуза, Н.К. Шошина, А.М. Закирова // Учеб. ме-тод. пособие для слушателей послевузов. проф. образования. – Казань: КГМУ, 2010. – 102 с.
5. Коломийцева, Н.С. Оценка функциональных возможностей дыхательной системы у юных велосипедистов / Н.С. Коломийцева, Н.Х. Кагазежева, Т.Г. Петрова // Физическая культура и спорт, безопасность жизнедеятельности: материалы заседаний круглых столов Института физической культуры и дзюдо Адыгейского государственного университета (2017–2018 учебный год) / под ред. А.Б. Бгуашева, Е.Г. Вержбицкой. – Майкоп, 2018. – С. 123–124.
6. Местникова, Е.Н. Состояние физического развития и функциональных показателей сердечно-сосудистой системы у студентов / Е.Н. Местникова, Ф.А. Захарова, В.Н. Яковлев // Вестник Северо-Восточного федер. ун-та им. М.К. Амосова. Серия: Медицинские науки. – 2019. – № 2 (15). – С. 24–28.
7. Министерство здравоохранения РФ ФГБУ НИИ гриппа / ФГБУ НИИ вирусологии им. Д.И. Ивановского. Ситуация по гриппу в России и мире. – https://www.influenza.spb.ru/ system/epidemic_situation/situation_on_a_flu/ (дата обращения: 10.02.2020).
8. Михайлов, А.С. Повышение уровня физического состояния кикбоксеров 7–11 лет, на основе методики управляемого дыхания / А.С. Михайлов // Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 35-летию ЧГИФК. – Чайковский: ЧГИФК, 2010. – С. 85-88.
9. Михеева, Е.В. Гигиеническая оценка условий воспитания и обучения школьников в современных условиях / Е.В. Михеева, И.И. Новикова, Ю.В. Ерофеев // Здоровье населения и среда обитания. – 2011. – № 9. – С. 37–40.
10. Морфофункциональные показатели организма студентов-спортсменов Северо-Восточного федерального университета / В.Г. Старостин, П.И. Кривошапкин, А.А. Сергин, В.Г. Никитин // Теория и практика физ. культуры. – 2015. – № 10. – С. 26–28.
11. Обухов, С.М. Динамика физической подготовленности учащихся при реализации различных вариантов спортизации физического воспитания в общеобразовательной школе / С.М. Обухов, Н.Б. Обухова, А.С. Снигирев // Теория и практика физ. культуры. – 2011. – № 8. – С. 89–91.
12. Рыжкина, Л.А. Профилактика и реабилитация заболеваний средствами физической культуры / Л.А. Рыжкина, Л.В. Чекулаева. – Ульяновск. – 2017 – 42 с.
13. Фаттахов, Ф.Б. Влияние дыхательной гимнастики на тонус организма / Ф.Б. Фаттахов // Педагогическое мастерство: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2016 г.). – М.: Буки-Веди, 2016. – С. 19–21. – https://moluch.ru/conf/ped/archive/191/10650/ (дата обращения: 02.02.2020).
14. Щетинин, М.Н. Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей / М.Н. Щетинин. – М.: Сфера, 2007. – 112 с.
15. Юречко, О.В. Физическое развитие и физическая подготовленность в системе мониторинга состояния физического здоровья школьников / О.В. Юречко // Фундамент. исследования. – 2012. – № 3. – С. 324–327.
16. Classification of Cough asa Symptom in Adults and Management Algorithms / R.S. Irwin, C.L. French, A.B. Chang, K.W. Altman // CHESTG uideline and Expert Panel Report. – 2017. – Vol. 153, Iss. 1. – P. 196–209.
17. Effect of two breathing exercises (Buteyko and pranayama) in asthma: a ran-domised controlled trial / S. Cooper, J. Oborne, S. Newton et al. // Thorax. – 2003. – No. 58. – P. 674–679.
18. Effects of exercise on pulmonary function tests: a comparative study between athletes and non-athletes in Nepalese settings / N.B. Mahotra, T.M. Amatya, B.Sjb. Rana, D. Banstola // Journal of chit wan Medical college. – 2017. – Vol. 6, no. 10. – P. 78–80.
19. Recovery of pulmonary functions, exercise capacity, and quality of life after pulmonary rehabilitation in survivors of ARDS due to severe influenza A (H1N1) pneumonitis / Hsieh M.-J., Lee W.-C., Cho H.-Y. et al. // Influenza Other Respi Viruses. – 2018. – No. 12. – P. 643–648.
20. The effect of physical exercise on arterial stiffness parameters in young sportsmen / L. Ratgeber, Z. Lenkey, A. Nemeth et al. // Acta Cardiologica. – 2015. – Vol. 70 (1). – P. 59–65.
References
1. Bogen M.M. Fizicheskoye vospitaniye i sportivnaya trenirovka: obucheniye dvigatel’nym deystviyam: Teoriya i metodika [Physical Education and Sports Training. Teaching Motional Actions. Theory and Methodology]. Moscow, KD Librokom Publ., 2014. 230 p.2. Grigor’yev V.I., Tokareva A.V., Moskalenko I.S. et al. [Respiratory gymnastics in physical culture lessons with students of a special medical group]. Uchenyye zapiski universiteta Lesgafta [Scientific Notes of the University of Lesgaft], 2016, no. 2 (132), pp. 67–71. (in Russ.)
3. Zheleznyakov A.G., Martynov M.P., Shadrin I.G. [Methodology of Using the VLGD Method in Physical Education of Students of the KSAA]. Elektronnyy zhurnal Teoriya i praktika personalizatsii fizicheskogo vospitaniya [Electronic Journal Theory and Practice of Physical Education Personalization], 2012, no. 1. Available at: http://tppfv.esrae.ru/64-93. (accessed 08.09.2020)
4. Fayzullina R.A., Pikuza O.I., Shoshina N.K., Zakirova A.M. Kashel’: ot simptoma k sindromu, diagnozu [Cough. From Symptom to Syndrome, Diagnosis]. Kazan’, KGMU Publ., 2010. 102 p.
5. Kolomiytseva N.S., Kagazezheva N.Kh., Petrova T.G. [Assessment of the Functional Capabilities of the Respiratory System in Young Cyclists]. V sbornike: Fizicheskaya kul’tura i sport, bezopasnost’ zhiznedeyatel’nosti Materialy zasedaniy kruglykh stolov Instituta fizicheskoy kul’tury i dzyudo Adygeyskogo gosudarstvennogo universiteta [In the Collection. Physical Culture and Sports, Life Safety Proceedings of Round Tables at the Institute of Physical Culture and Judo of the Adyghe State University], 2018, pp. 123–124. (in Russ.)
6. Mestnikova E.N., Zakharova F.A., Yakovlev V.N. [The State of Physical Development and Functional Indicators of the Cardiovascular System in Students]. Vestnik Severo-Vostochnogo federal’nogo universiteta im. M.K. Amosova. Seriya: Meditsinskiye nauki [Bulletin of the North-Eastern Federal University. M.K. Amosov. Series. Medical Sciences], 2019, no. 2 (15), pp. 24–28. (in Russ.)
7. Ministry of Health of the Russian Federation FGBU Research Institute of Influenza. FGBU Research Institute of Virology D.I. Ivanovsky. Influenza Situation in Russia and the World. Available at: https://www.influenza.spb.ru/system/epidemic_situation/situation_on_a_flu/ (accessed 10.02.2020).
8. Mikhaylov A.S. [Increase of the Physical Condition of Kickboxers 7–11 Years Old, Based on the Method of Controlled Breathing]. Sbornik materialov Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, posvyashchennoy 35-letiyu ChGIFK. – Chaykovskiy [Collection of Materials of the All-Russian Scientific-Practical Conference Dedicated to the 35th Anniversary of ChGIFK – Tchaikovsky], 2010, pp. 85–88. (in Russ.)
9. Mikheyeva E.V., Novikova I.I., Erofeyev Yu.V. [Hygienic Assessment of the Conditions of Education and Training of Schoolchildren in Modern Conditions]. Zdorov’ye naseleniya i sreda obitaniya [Public Health and Habitat], 2011, no. 9, pp. 37–40. (in Russ.)
10. Starostin V.G., Krivoshapkin P.I., Sergin A.A., Nikitin V.G. [Morphofunctional Indicators of the Organism of Student-Athletes of the North-Eastern Federal University]. Teoriya i praktik fizicheskoy kul’tury [Theory and Practice of Physical Culture], 2015, no. 10, pp. 26–28. (in Russ.)
11. Obukhov S.M., Obukhova N.B., Snigirev A.S. [Dynamics of Physical Fitness of Students in the Implementation of Various Options for Sportization of Physical Education in a Comprehensive School]. Teoriya i praktik fizicheskoy kul’tury [Theory and Practice of Physical Culture], 2011, no. 8, pp. 89–91. (in Russ.)
12. Ryzhkina L.A., Chekulayeva L.V. Profilaktika i reabilitatsiya zabolevaniy sredstvami fizicheskoy kul’tury [Prevention and Rehabilitation of Diseases by Means of Physical Culture]. 2017. 42 p.
13. Fattakhov F.B. [The Influence of Breathing Exercises on the Tone of the Body]. Pedagogicheskoye masterstvo: materialy VIII Mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii [Pedagogical Skills. Materials of the VIII International Scientific Conference], 2016, pp. 19–21. Available at: https://moluch.ru/conf/ped/archive/191/10650/ (accessed 02.02.2020)
14. Shchetinin M.N. Strel’nikovskaya dykhatel’naya gimnastika dlya detey [Strelnikovskaya Breathing Exercises for Children]. Moscow, Sfera Publ., 2007. 112 p.
15. Yurechko O.V. [Physical Development and Physical Fitness in the System of Monitoring the State of Physical Health of Schoolchildren]. Fudamental’nyye issledovaniya [Fundamental Research], 2012, no. 3, pp. 324–327. (in Russ.)
16. Irwin R.S., French C.L., Chang A.B., Altman K.W. Classification of Cough asa Symptom in Adults and Management Algorithms. CHESTG uideline and Expert Panel Report, 2017, vol. 153, iss. 1, pp. 196–209. DOI: 10.1016/j.chest.2017.10.016
17. Cooper S., Oborne J., Newton S. et al. Effect of Two Breathing Exercises (Buteyko and Pranayama) in Asthma: a Randomised Controlled Trial. Thorax, 2003, no. 58, pp. 674–679. DOI: 10.1136/thorax.58.8.674
18. Mahotra N.B., Amatya T.M., Sjb. Rana B., Banstola D. Effects of Exercise on Pulmonary Function Tests: a Comparative Study Between Athletes and Non-Athletes in Nepalese Settings. Journal of chit wan Medical College, 2017, vol. 6, no. 10, pp. 78–80. DOI: 10.3126/jcmc.v1i1.16575
19. Hsieh M.J., Lee W.C., Cho H.Y. et al. Recovery of Pulmonary Functions, Exercise Capacity, and Quality of Life After Pulmonary Rehabilitation in Survivors of ARDS due to Severe Influenza A (H1N1) Pneumonitis. Influenza Other Respi Viruses, 2018, no. 12, pp. 643–648. DOI: 10.1111/irv.12566
20. Ratgeber L., Lenkey Z., Nemeth A. et al. The Effect of Physical Exercise on Arterial Stiffness Parameters in Young Sportsmen. Acta Cardiologica, 2015, vol. 70 (1), pp. 59–65. DOI: 10.1080/AC.70.1.3064594
Copyright (c) 2021 Человек. Спорт. Медицина
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.