ОСОБЕННОСТИ БИОЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ГОЛОВНОГО МОЗГА СТУДЕНТОК ВЫПУСКНОГО КУРСА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ИХ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ

Ключевые слова: Электроэнцефалография, тревожность, студентки, альфа-ритм, тета-ритм, когерентность.

Аннотация

Цель. Оценка биоэлектрической активности головного мозга студенток с различным уровнем ситуативной и личностной тревожности. Материалы и методы исследования. В исследовании приняли участие 32 студентки 4 курса в межсессионный период и 24 студентки в сессионный период. Амплитуда, частота и индекс ритма электроэнцефалограммы (ЭЭГ) обследуемых были определены с помощью спектрального анализа ЭЭГ. Для обнаружения связей между различными участками мозга был использован когерентный анализ ЭЭГ. Результаты исследования. Более высокая ситуативная тревожность характеризуется понижением амплитуды альфа- и тета-ритмов, а также повышением когерентности. Анализ частотных показателей ЭЭГ выявил различия в межсессионный и сессионный период только для тета-диапазона. Тета-активность преобладала у студенток с более низкой личностной тревожностью. В сессионный период у студенток с высокой личностной тревожностью в лобных долях были наиболее высокие значения тета-ритма, чем в межсессионный период, а повышение когерентности происходило в основном в лобно-центральных и центрально-височных зонах правого полушария. У испытуемых с низким уровнем ситуативной тревожности отмечено понижение коэффициента когерентности в левой височной области для альфа-ритма и в правой лобно-центральной и левой лобно-височной зонах для бета-ритма. В межсессионный период у девушек с низкой ситуативной тревожностью было зарегистрировано снижение коэффициента когерентности в левой теменно-затылочной области, левой лобно-теменной и правой лобно-височной зонах для бета-диапазона и в правой лобно-затылочной зоне для тета-ритма. Наибольшая тета-активность была характерна для студенток с умеренной личностной тревожностью в верхне-лобных, центральных, левой теменной, левой затылочной и правой нижнелобной областях. Заключение. Для большинства студенток была характерна низкая ситуативная и высокая личностная тревожность в межсессионный и сессионный периоды. Для девушек с низкой ситуативной тревожностью характерно повышение амплитуды альфа-ритма в межсессионный период и тета-ритма в сессионный период.

Литература

1. Бреслав, Г.М. Психология эмоций / Г.М. Бреслав. – М.: Смысл; Издат. центр «Академия», 2004. – 544 с.
2. Грибанов, А.В. Спонтанная и вызванная электрическая активность головного мозга при высоком уровне тревожности / А.В. Грибанов // Экология человека. – 2013. – № 1. – С. 39–47.
3. Джебраилова, Т.Д. Влияние мотивации на спектральные характеристики ЭЭГ и сердечный ритм у студентов в экзаменационной ситуации / Т.Д. Джебраилова, И.И. Коробейникова, Л.П. Руднева // Рос. физиол. журнал им. И.М. Сеченова. – 2014. – Т. 100, № 9. – С. 1076–1087.
4. Зенков, Л.Р. Клиническая электроэнцефалография (с элементами эпилептологии / Л.Р. Зенков. – М.: МЕДпрессинформ, 2004. – 368 с.
5. Кичук, И.В. Электроэнцефалография (ЭЭГ). Важнейший метод диагностики душевных расстройств / И.В. Кичук // НДЦ клинической психиатрии. – http://www.psychopro.ru/index.php?page = issledovanie_eeg (дата обращения: 13.09.2017).
6. Клиническая электроэнцефалография / под ред. В.С. Русинова. – М.: Медицина, 1973. – 340 с.
7. Краснова, В.В. Социальная тревожность и её связь с эмоциональной дезадаптацией, уровнем стресса и качеством интер-персональных отношений у студентов / В.В. Краснова, А.Б. Холмогорова // Вопросы психологии. – 2011. – № 3. – С. 49–58.
8. Кузнецова, О.В. Типы реакций на фрустрирующие ситуации при разном уровне личностной тревожности / О.В. Кузнецова // Вестник Костром. гос. ун-та им. Н.А. Некрасова. Серия «Педагогика. Психология. Социокинетика». – 2017. – Т. 13, № 2. – С. 114–118.
9. Мельникова, Т.С. Обзор использования когерентного анализа ЭЭГ в психиатрии / Т.С. Мельникова, И.А. Лапин, В.В. Саркисян // Соц. и клинич. психиатрия. – 2009. – Т. 19, № 1. – С. 90–94.
10. Павленко, В.Б. ЭЭГ-корреляты тревоги, тревожности и эмоциональной стабильности у взрослых здоровых испытуемых / В.Б. Павленко, С.В. Чёрный, Д.Г. Губкина // Нейрофизиология. – 2009. – Т. 41, № 5. – С. 400–408.
11. Сборник психологических тестов. Ч. I: Пособие / сост. Е.Е. Миронова. – Минск: Женский ин-т ЭНВИЛА, 2005. – 155 с.
12. Спиридонова, М.Д. Особенности спектров мощности ЭЭГ при переживании чувства страха / М.Д. Спиридонова // Молодой ученый. – 2013. – № 8. – С. 130–132.
13. Уровень тревожности у студентов перед началом обучения в неблагоприятных условиях среды / М.А. Юрина, Н.В. Слепых, Е.Н. Дерягина и др. // Материалы VIII конгресса молодых ученых и специалистов «Науки о человеке». Томск, 17–18 мая 2007 г. – Томск, 2007. – С. 261–262. – http://tele-conf.ru/aktualnyie-problemyi-gumanitarnyih-distsiplini-prepo/uroven-trevozhnosti-u-studentov-perednachalom-obucheniya-v-neblagopriyatnyih-usloviyah-sredyi.html (дата обращения: 13.09.2017).
14. Фарбер, Д.А. Электроэнцефалограмма детей и подростков / Д.А. Фарбер, В.В. Алфёрова. – М.: Просвещение, 1972. – 215 с.
15. Чёрный, С.В. Тревожность, её ЭЭГ-корреляты и возможные механизмы / С.В. Чёрный, Б.В. Павленко // Учёные записки Таврич. нац. ун-та им. Вернадского. Серия «Биология, химия». – 2004. – Т. 17 (56), № 1. – С. 89–98.
16. Электроэнцефалографические корреляты индивидуальных различий эффективности целенаправленной деятельности студентов в экзаменационной ситуации / Е.А. Умрюхин, Л.В. Иванова, И.И. Коробейникова и др. // Журнал высш. нерв. деятельности им. И.П. Павлова. – 2005. – № 2. – С. 189–196.
17. Электроэнцефалографические корреляты тревожности / Г.Г. Князев, А.Н. Савостьянов, Е.А. Левин и др. // Бюл. Сибирского отд-ния Рос. акад. мед. наук. – 2009. – № 1. – С. 74–80.
18. Adolph, D. The differential relationship between trait anxiety, depression, and resting frontal ?-asymmetry / D. Adolph, J. Margraf // Journal of Neural Transmission. – 2017. – Vol. 124, № 3. – P. 379–386.
19. Hajcak, G. Anxiety and error-related brain activity / G. Hajcak, N. McDonald, R.F. Simons // Biological Psychology. – 2003. – Vol. 64, № 1–2. – P. 77–90.
20. Jasper, H. The ten-twenty electrode system of the International Federation / H. Jasper // Electroencephalography and Clinical Neurophysiology. – 1958. – Vol. 10. – P. 371–375.
21. Moran, T.P. Sex moderates the relationship between worry and performance monitoring brain activity in undergraduates / T.P. Moran, D. Taylor, J.S. Moser // International Journal of Psychophysiology. – 2012. – Vol. 85, № 2. – P. 188–194.
22. Smith, E.E. Patterns of alpha asymmetry in those with elevated worry, trait anxiety, and obsessive-compulsive symptoms: A test of the worry and avoidance models of alpha asymmetry / E.E. Smith, L. Zambrano-Vazquez, J.J.B. Allen // Neuropsychologia. – 2016. – Vol. 85. – P. 118–126.
23. Tomljenovic, H. Changes in trait brainwave power and coherence, state and trait anxiety after three-month transcendental meditation (TM) practice / H. Tomljenovic, D. Begic, Z. Mastrovic // Psychiatria Danubina. – 2016. – Vol. 28, № 1. – P. 63–72.

References

1. Breslav G.M. Psikhologiya emotsiy [Psychology of Emotions]. Moscow, Academy Publ., 2004. 544 p.
2. Gribanov A.V. [Spontaneous and Induced Electrical Activity of the Brain with a High Level of Anxiety]. Ekologiya cheloveka [Ecology of Man], 2013, no. 1, pp. 39–47. (in Russ.)
3. Dzhebrailova T.D., Korobeynikova I.I., Rudneva L.P. [Effect of Motivation on the Spectral Characteristics of the EEG and Heart Rate in Students in the Exam Situation]. Rossiyskiy fiziologicheskiy zhurnal imeni I.M. Sechenova [Russian Physiological Journal Named After I.M. Sechenov], 2014, vol. 100, no. 9, pp. 1076–1087. (in Russ.)
4. Zenkov L.R. Klinicheskaya elektroentsefalografiya (s elementami epileptologii) [Clinical Electroencephalography (with Elements of Epileptology)]. Moscow, MEDpressinform Publ., 2004. 368 p.
5. Kichuk I.V. [Electroencephalography (EEG). The Most Important Method of Diagnosing Mental Disorders]. NDTS klinicheskoy psikhiatrii [NDC of Clinical Psychiatry]. Available at: http://www.psychopro.ru/index.php?page=issledovanie_eeg. (accessed 13.09.2017).
6. Rusinov V.S. (Ed.) Klinicheskaya elektroentsefalografiya [Clinical Electroencephalography]. Moscow, Medicine Publ., 1973. 340 p.
7. Krasnova V.V., Kholmogorova A.B. [Social Anxiety and Its Connection with Emotional Disadaptation, Stress Level and Quality of Interpersonal Relations in Students]. Voprosy psikhologii [Questions of Psychology], 2011, no. 3, pp. 49–58. (in Russ.)
8. Kuznetsova O.V. [Types of Reactions to Frustrating Situations at Different Levels of Personal Anxiety]. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N.A. Nekrasova. Ser. Pedagogika. Psikhologiya. Sotsiokinetika [Bulletin of Kostroma State University Named After O.N. Nekrasov. Ser. Pedagogy. Psychology. Socio-Kinetics], 2017, vol. 13, no. 2, pp. 114–118. (in Russ.)
9. Mel’nikova T.S., Lapin I.A., Sarkisyan V.V. [Review of the Use of Coherent EEG Analysis in Psychiatry]. Sotsial’naya i klinicheskaya psikhiatriya [Social and Clinical Psychiatry], 2009, vol. 19, no. 1, pp. 90–94. (in Russ.)
10. Pavlenko V.B., Chernyy S.V., Gubkina D.G. [EEG Correlates of Anxiety, Anxiety and Emotional Stability in Adult Healthy Subjects]. Neyrofiziologiya [Neurophysiology], 2009, vol. 41, no. 5, pp. 400–408. (in Russ.)
11. Mironova E.E. Sbornik psikhologicheskikh testov. CHast’ I: Posobiye [Collection of Psychological Tests. Part I. Manual]. Minsk, Women's Institute of ENVILA Publ., 2005. 155 p.
12. Spiridonova M.D. [Features of the EEG Power Spectra in the Experience of a Sense of Fear]. Molodoy uchenyy [Young Scientist], 2013, no. 8, pp. 130–132. (in Russ.)
13. Yurina M.A., Slepykh N.V., Deryagina E.N. et al. [The Level of Anxiety in Students Before Starting Training in Adverse Environmental Conditions]. Materialy VIII kongressa molodykh uchenykh i spetsialistov “Nauki o cheloveke” [Proceedings of the VIII Congress of Young Scientists and Specialists of the Science of Man], 2007, pp. 261–262. Available at: http://tele-conf.ru/aktualnyie-problemyigumanitarnyih-distsiplin-i-prepo/uroven-trevozhnosti-u-studentov-pered-nachalom-obucheniya-vneblagopriyatnyih-usloviyah-sredyi.html (accessed 13.09.2017).
14. Farber D.A., Alferova V.V. Elektroentsefalogramma detey i podrostkov [Electroencephalogram of Children and Adolescents]. Moscow, Enlightenment Publ., 1972. 215 p.
15. Chernyy S.V., Pavlenko B.V. [Anxiety, Its EEG Correlates and Possible Mechanisms]. Uchenyye zapiski Tavricheskogo natsional’nogo universiteta imeni Vernadskogo. Ser. Biologiya, khimiya [Scientific Notes of the Taurida National University Named after Vernadsky. Series. Biology, Chemistry], 2004, vol. 17 (56), no. 1, pp. 89–98. (in Russ.)
16. Umryukhin E.A., Ivanova L.V., Korobeynikova I.I. et al. [Electroencephalographic Correlates of Individual Differences in the Effectiveness of Purposeful Activity of Students in the Examination Situation]. Zhurnal vysshey nervnoy deyatel’nosti imeni I.P. Pavlova [Journal of Higher Nervous Activity Named after I.P. Pavlova], 2005, no. 2, pp. 189–196. (in Russ.)
17. Knyazev G.G., Savost’yanov A.N., Levin E.A. et al. [Electroencephalographic Correlates of Anxiety]. Byulleten’ Sibirskogo otdeleniya Rossiyskoy akademii meditsinskikh nauk [Bulletin of the Siberian Branch of the Russian Academy of Medical Sciences], 2009, no. 1, pp. 74–80. (in Russ.)
18. Adolph D., Margraf J. The Differential Relationship Between Trait Anxiety, Depression, and Resting Frontal ?-Asymmetry. Journal of Neural Transmission, 2017, vol. 124, no. 3, pp. 379–386. DOI: 10.1007/s00702-016-1664-9
19. Hajcak G., McDonald N., Simons R.F. Anxiety and Error-Related Brain Activity. Biological Psychology, 2003, vol. 64, no. 1–2, pp. 77–90. DOI: 10.1016/S0301-0511(03)00103-0
20. Jasper H. The Ten-Twenty Electrode System of the International Federation. Electroencephalography and Clinical Neurophysiology, 1958, vol. 10, pp. 371–375.
21. Moran T.P., Taylor D., Moser J.S. Sex Moderates the Relationship Between Worry and Performance Monitoring Brain Activity in Undergraduates. International Journal of Psychophysiology, 2012, vol. 85, no. 2, pp. 188–194. DOI: 10.1016/j.ijpsycho.2012.05.005
22. Smith E.E., Zambrano-Vazquez L., Allen J.J.B. Patterns of Alpha Asymmetry in Those with Elevated Worry, Trait Anxiety, and Obsessive-Compulsive Symptoms: A Test of the Worry and Avoidance Models of Alpha Asymmetry. Neuropsychologia, 2016, vol. 85, pp. 118–126. DOI: 10.1016/j.neuropsychologia.2016.03.010
23. Tomljenovic H., Begic D., Mastrovic Z. Changes in Trait Brainwave Power and Coherence, State and Trait Anxiety after Three-Month Transcendental Meditation (TM) Practice. Psychiatria Danubina, 2016, vol. 28, no. 1, pp. 63–72.
Опубликован
2018-09-01
Как цитировать
Турбасова, Н., Карпов, Н., & Елифанов, А. (2018). ОСОБЕННОСТИ БИОЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ГОЛОВНОГО МОЗГА СТУДЕНТОК ВЫПУСКНОГО КУРСА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ИХ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ. Человек. Спорт. Медицина, 18(3), 37-46. https://doi.org/10.14529/hsm180304
Раздел
Физиология

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)