ЦИФРОВИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ В ШАХМАТНОМ СПОРТЕ

  • И. В. Михайлова Российский государственный социальный университет, г. Москва, Россия https://orcid.org/0000-0002-6402-5210 chessy07@mail.ru
  • Е. Д. Бакулина Российский государственный социальный университет, г. Москва, Россия https://orcid.org/0000-0003-2352-7449 bakulina-lena@yandex.ru
Ключевые слова: шахматный спорт, цифровая трансформация, система подготовки

Аннотация

Цель исследования. Определение приоритетных направлений, средств, методов, форм и критериев оценки эффективности цифровой трансформации шахматной спортивной подготовки. Материалы и методы. В эксперименте участвовали 268 студентов-шахматистов Российского государственного социального университета от 17 до 22 лет, обучающихся в 2006–2020 гг. Варьируемым фактором эксперимента являлась цифровизация системы подготовки. База исследования: Международный Центр шахматного образования, интернет-порталы, технологические платформы. Критериальную базу оценки эффективности составили тесты по развитию технико-тактического мастерства. Комплексный контроль над психофизической активностью шахматистов осуществлялся по психодиагностическим методикам динамики пространственного, оперативного мышления, оперативной памяти, внимания, оценочной функции. Математико-статистическая обработка данных осуществлялась методами средних величин, факторным анализом. Результаты. На первой стадии эксперимента, проведенного на этапе спортивного совершенствования, 22 шахматиста из 62 перешли на этап высшего спортивного мастерства, 7 шахматистов завоевали титулы олимпийских чемпионов, чемпионов мира и Европы. На второй стадии эксперимента, осуществленного на начальном этапе подготовки, 82 % шахматистов экспериментальной группы перешли на этап спортивной специализации; при этом их результаты превысили результаты спортсменов контрольной группы: по развитию стратегического мышления – до 16,4 %, по тактическому компоненту – до 35,6 %, способности поддержания концентрации – до 15,4 %, оперативному мышлению – до 10,8 %, оперативной памяти – до 11,9 %, оценочной функции – до 18,8 %, моторной плотности тренировки – до 9 %. Заключение. Цифровизация становится детерминантом преобразования системы подготовки, интенсивным производительным и социальным трендом развития шахматного спорта.

Информация об авторах

И. В. Михайлова , Российский государственный социальный университет, г. Москва, Россия

Кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры теории и методики физической культуры и спорта, Российский государственный социальный университет. 129226, г. Москва

Е. Д. Бакулина , Российский государственный социальный университет, г. Москва, Россия

Кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры теории и методики физической культуры и спорта, Российский государственный социальный университет. 129226, г. Москва

Литература

1. Бождай, А.С. Моделирование и информационная поддержка процесса подготовки шахматистов к соревнованиям с применением автоматизированной системы / А.С. Бождай, В.В. Свиридова // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. – 2017. – № 2. – C. 140–148.
2. Габбазова, А.Я. Исследование интеллектуальных способностей шахматистов высокой квалификации / А.Я. Габбазова // Спортив. психолог. – 2014. – № 1. – С. 19–22.
3. Концептуальные подходы к построению шахматной спортивной подготовки / А.И. Алифиров, И.В. Михайлова и др. // Теория и практика физ. культуры. – 2020. – № 7. – С. 27–29.
4. Поткин, В.А. Особенности подготовки шахматистов экстра-класса с помощью новых компьютерных программ и Интернета / В.А. Поткин // Теория и практика физ. культуры: Тренер: журн. в журн. – 2011. – № 5. – С. 71.
5. Трансформация физической культуры в информационном обществе: тенденции, риски и перспективы / А.А. Померанцев, И.И. Круглик, С.В. Алтухова, М.Е. Малык // Гуманитарные исследования Центральной России. – 2020. – № 2. – С. 19–25.
6. Халин, В.Г. Цифровизация и ее влияние на российскую экономику и общество: преимущества, вызовы, угрозы и риски / В.Г. Халин, Г.В. Чернова // Управленческое консультирование. – 2018. – № 10. – С. 46–63.
7. Цифровая Россия онлайн. Форум по цифровизации спорта. Forum.digital sport 2020 // Фонд развития цифровой экономики. – http://digitalrus.online/2020/06/29/cifrovye-reshenia-v-sporte/ (дата обращения: 24.08.2020).
8. Шутова, Т.Н. Цифровизация образовательного пространства вуза в сфере физической культуры и спорта / Т.Н. Шутова, Л.Б. Андрющенко// Теория и практика физ. культуры. – 2020. – № 9. – С. 102–104.
9. Эрлих, В.В. Цифровизация технологий оперативной диагностики функциональных резервов и оценки подготовленности спортсменов / В.В. Эрлих, Д.З. Шибкова, П.А. Байгужин // Человек. Спорт. Медицина. – 2020. – Т. 20, № 1. – С. 52–56.
10. Katzman, R. Validation of a short Orientation-Memory-Concentration Test of cognitive impairment / R. Katzman // The American journal of psychiatry. – 1983. – No. 6. – P. 734–739.
11. Mikhaylova, I.V. Pedagogical Concept of Technical and Tactical Training of Persons with Disabilities in Chess Sport / I.V. Mikhaylova // Human. Sport. Medicine. – 2019. – Vol. 19, No. 4. – P. 111–116.

References

1. Bozhday A.S., Sviridova V.V. [Modeling and Information Support of the Process of Preparing Chess Players for Competitions Using an Automated System]. Modeli, sistemy, seti v ekonomike, tekhnike, prirode i obshchestve [Models, Systems, Networks in Economics, Technology, Nature and Society], 2017, no. 2, pp. 140–148. (in Russ.)
2. Gabbazova A.Ya. [Research of Intellectual Abilities of Highly Qualified Chess Players]. Sportivnaya psikhologiya [Sports Psychology], 2014, no. 1, pp. 19–22. (in Russ.)
3. Alifirov A.I., Mikhaylova I.V. et al. [Conceptual Approaches to the Construction of Chess Sports Training]. Teoriya i praktika fizicheskoy kul’tury [Theory and Practice of Physical Culture], 2020, no. 7, pp. 27–29. (in Russ.)
4. Potkin V.A. [Features of Training Extra-Class Chess Players Using New Computer Programs and the Internet]. Teoriya i praktika fizicheskoy kul’tury: Trener: zhurnal v zhurnale [Theory and Practice of Physical Culture. Trainer. Journal in Journal], 2011, no. 5, p. 71.
5. Pomerantsev A.A., Kruglik I.I., Altukhova S.V., Malyk M.E. [Transformation of Physical Culture in the Information Society. Trends, Risks and Prospects]. Gumanitarnyye issledovaniya Tsentral’noy Rossii [Humanitarian Studies of Central Russia], 2020, no. 2, pp. 19–25. (in Russ.)
6. Khalin V.G., Chernova G.V. [Digitization and Its Impact on the Russian Economy and Society. Advantages, Challenges, Threats and Risks]. Upravlencheskoye konsul’tirovaniye [Management Consulting], 2018, no. 10, pp. 46–63. (in Russ.) DOI: 10.22394/1726-1139-2018-10-46-63
7. Digital Russia Online. Sports Digitalization Forum. Forum. Digital Sport 2020. Digital Economy Development Fund [Official Site]. Available at: http://digitalrus.online/2020/06/29/cifrovye-reshenia-v-sporte/ (accessed 24.08.2020).
8. Shutova T.N., Andryushchenko L.B. [Digitalization of the Educational Space of the University in the Sphere of Physical Culture and Sport]. Teoriya i praktika fizicheskoy kul’tury [Theory and Practice of Physical Culture], 2020, no. 9, pp. 102–104. (in Russ.)
9. Erlikh V.V., Shibkova D.Z., Bayguzhin P.A. Digitalization of Technologies for Operational Diagnostics of Functional Reserves and Assessment of Athletes' Fitness. Human. Sport. Medicine, 2020, vol. 20, no. 1, pp. 52–56. DOI: 10.14529/hsm200107
10. Katzman R. Validation of a Short Orientation-Memory-Concentration Test of Cognitive Impairment. The American Journal of Psychiatry, 1983, no. 6, pp. 734–739. DOI: 10.1176/ajp.140.6.734
11. Mikhaylova I.V. Pedagogical Concept of Technical and Tactical Training of Persons with Disabilities in Chess Sport. Human. Sport. Medicine, 2019, vol. 19, no. 4, pp. 111–116. DOI: 10.14529/hsm190413
Опубликован
2021-03-24
Как цитировать
Михайлова, И., & Бакулина, Е. (2021). ЦИФРОВИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ В ШАХМАТНОМ СПОРТЕ. Человек. Спорт. Медицина, 20(S2), 60-65. https://doi.org/10.14529/hsm20s210
Раздел
Современные педагогические и психологические технологии в физическом воспитании