НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ДЕМОГРАФИЯ»: СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ РОЛИ В ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОСОБЕННОСТЕЙ ПОЛОВОГО РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ

  • Ю. М. Попов Самарский государственный социально-педагогический университет, г. Самара, Россия https://orcid.org/0000-0002-3690-7398 kafedra_afgch@mail.ru
  • Н. Н. Сазонова Самарский государственный социально-педагогический университет, г. Самара, Россия https://orcid.org/0000-0003-2269-4632 sazonova@pgsga.ru
  • В. А. Шишов Самарский государственный социально-педагогический университет, г. Самара, Россия https://orcid.org/0000-0002-5428-6433 shishov@sgspu.ru
  • Д. Г. Шарипов Самарский государственный социально-педагогический университет, г. Самара, Россия https://orcid.org/0000-0002-7481-7895 sharipov@sgspu.ru
Ключевые слова: системный подход, национальный проект, демография, спортивная деятельность, половое развитие, гендер, семья

Аннотация

Цель исследования – осуществить системный комплексный анализ диалектических противоречий взаимодействия спортивной деятельности, физических и гендерных компонентов половой принадлежности в обеспечении готовности студентов зрелого возраста к семейной жизни, решению национального проекта РФ «Демография». Материалы и методы. Объектом научного анализа стали студенты СГСПУ. Предметом исследования явилось системное моделирование комплексной взаимосвязи показателей состояния физического развития, полового статуса организма и профессиональной спортивной деятельности. Экспериментальные данные получены и обработаны с помощью общепринятых методов антропометрии, антропоскопии и авторских методик тестирования, анкетирования и компьютерных продуктов, разработанных на основе достижений теории хаоса и современных вариантов вероятностного подхода. Результаты. Осуществлен системный анализ взаимных влияний темпов физического, полового, психосексуального развития и результатов спортивной деятельности лиц зрелого возраста. Разработана феноменологическая модель системы, которая при правильном ее использовании медицинскими, педагогическими работниками и специалистами в области теории и методики физического воспитания и спорта сможет стать основой для эмерджентного решения важнейших задач национального проекта «Демография». Заключение. Результаты исследования получены с учетом требований синергетической парадигмы, компетентностного, социально- и личностностно-ориентированного подходов. Они могут стать основой разработки новых методологических и методических подходов в формировании здоровья, здорового образа жизни, создания полноценной семьи, повышения национальной безопасности развития российского общества.

Информация об авторах

Ю. М. Попов , Самарский государственный социально-педагогический университет, г. Самара, Россия

Доктор биологических наук, профессор, профессор кафедры биологии, экологии и методики обучения, Самарский социально-педагогический университет. 443090, г. Самара

Н. Н. Сазонова , Самарский государственный социально-педагогический университет, г. Самара, Россия

Кандидат педагогических наук, профессор, доцент кафедры биологии, экологии и методики обучения, Самарский социально-педагогический университет. 443090, г. Самара

В. А. Шишов , Самарский государственный социально-педагогический университет, г. Самара, Россия

Директор спортивного клуба, Самарский социальнопедагогический университет. 443090, г. Самара

Д. Г. Шарипов , Самарский государственный социально-педагогический университет, г. Самара, Россия

Аспирант кафедры биологии, экологии и методики обучения, заместитель директора спортивного клуба, Самарский социально-педагогический университет. 443090, г. Самара

Литература

1. Васильченко, Г.С. Общая сексопатология: рук. для врачей / Г.С. Васильченко, И.Л. Ботнева, Ю.Ю. Винник; под ред. Г.С. Васильченко. – М.: Медицина, 2005. – 512 с.
2. Дамадаева, А.С. Процессы гендерной социализации профессиональных спортсменов / А.С. Дамадаева, Х.Ш. Ибрагимова // Вестник Адыгейского гос. ун-та. Серия 3: Педагогика и психология. – 2019. – № 4 (248). – С. 30–37.
3. Ильин, И.П. Пол и гендер / И.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2010. – 686 с.
4. Маскаева, Т.Ю. Гендерные психические и поведенческие особенности женщин и их проявление как результат занятий различными видами спорта / Т.Ю. Маскаева, Г.Н. Германов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2014. – № 12 (118). – С. 266–272.
5. Никитюк, Б.А. Интеграция знаний в науке о человеке (современная интегративная антропология) / Б.А. Никитюк. – М.: Спорт Академ. Пресс, 2000. – 440 с.
6. Синева, И.М. Сравнительный анализ уровня физического развития студентов различных городов России / И.М. Синева, М.А. Негашева, Ю.М. Попов // Вестник Моск. ун-та. Серия 23: Антропология. – 2017. – № 4. – С. 17–27.
7. Соболева, Т.С. Пол, гендер, маску-линность и женский спорт / Т.С. Соболева, Т.Д. Азарных, Д.В. Соболев // Ученые записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта. – 2013. – № 10 (104). – С. 158–162.
8. Сологуб, Е.Б. Спортивная генетика / Е.Б. Сологуб, В.А. Таймазов. – М.: Терра-спорт, 2000. – 127 с.
9. Степин, В.С. Типы научной рациональности и синергетическая парадигма / В.С. Степин // Сложность. Разум. Постне-классика. – 2013. – № 14. – С. 45–59.
10. Dimensional profiles of male to female gender identity disorder: an exploratory research / A.D. Fisher, E. Bandini, V. Ricca [et al.] // J Sex Med. – 2010. – № 7. – P. 2487–2498.

References

1. Vasil’chenko G.S., Botneva I.L., Vinnik Yu.Yu. Obshchaya seksopatologiya: Rukovodstvo dlya vrachey [General Sexopathology]. Moscow, Medicine Publ., 2005. 512 p.
2. Damadayeva A.S., Ibragimova Kh.Sh. [Processes of Gender Socialization of Professional Athletes]. Vestnik Adygeyskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 3: Pedagogika i psikhologiya [Bulletin of the Adyghe State University. Series 3. Pedagogy and Psychology], 2019, no. 4 (248), pp. 30–37. (in Russ.)
3. Il’in I.P. Pol i gender [Gender and Gender]. St. Petersburg, Peter Publ., 2010. 686 p.
4. Maskayeva T.Yu., Germanov G.N. [Gender Mental and Behavioral Characteristics of Women and Their Manifestation as a Result of Practicing Various Sports]. Uchenyye zapiski universiteta Lesgafta [Scientific Notes of the University of Lesgaft], 2014, no. 12 (118), pp. 266–272. (in Russ.)
5. Nikityuk B.A. Integratsiya znaniy v nauke o cheloveke (sovremennaya integrativnaya an-tropologiya) [Integration of Knowledge in the Science of Man (Modern Integative Anthropology)]. Moscow, Sport Akadem Publ., 2000. 440 p.
6. Sineva I.M., Negasheva M.A., Popov Yu.M. [Comparative Analysis of the Level of Physical Development of Students from Different Cities of Russia]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 23: Antropologiya [Bulletin of Moscow University. Series 23. Anthropology], 2017, no. 4, pp. 17–27. (in Russ.)
7. Soboleva T.S., Azarnykh T.D., Sobolev D.V. [Gender, Gender, Masculinity and Women's Sport]. Uchenyye zapiski universiteta P.F. Lesgafta [Scientific notes of P.F. Lesgaft], 2013, no. 10 (104), pp. 158–162. (in Russ.) DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.10.104.p158-162
8. Sologub E.B., Taymazov V.A. Sportivnaya genetika [Sports Genetics]. Moscow, Terra-Sport Publ., 2000. 127 p.
9. Stepin V.S. [Types of Scientific Rationality and Synergetic Paradigm]. Slozhnost’. Razum. Postneklassika [Complexity. Mind. Post-Nonclassics], 2013, no. 14, pp. 45–59. (in Russ.)
10. Fisher A.D., Bandini E., Ricca V. et al. Dimensional Profiles of Male to Female Gender Identity Disorder: an Exploratory Research. J Sex Med, 2010, no. 7, pp. 2487–2498. DOI: 10.1111/j.1743-6109.2009.01687.x
Опубликован
2021-03-24
Как цитировать
Попов, Ю., Сазонова, Н., Шишов, В., & Шарипов, Д. (2021). НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ДЕМОГРАФИЯ»: СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ РОЛИ В ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОСОБЕННОСТЕЙ ПОЛОВОГО РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ. Человек. Спорт. Медицина, 20(S2), 71-76. https://doi.org/10.14529/hsm20s212
Раздел
Современные педагогические и психологические технологии в физическом воспитании