ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ СФЕРЫ АКТИВНОГО ТУРИЗМА

Ключевые слова: педагогические технологии, персонализация обучения, компетентностный дефицит, метод модерации

Аннотация

Цель исследования – определение перспективных педагогических технологий при обучении студентов технологиям активного туризма. Материалы и методы исследования. Проведена педагогическая экспертиза 16 образовательных программ крупных российских вузов и колледжей, специализирующихся на активных видах туризма; метод качественного контент-анализа и 3-уровневая порядковая шкала кодирования наглядно демонстрируют невысокую степень соответствия программ целям подготовки специалистов, обладающих «предпринимательскими» компетенциями. Для выявления компетентностного дефицита исследованы тематика событийных мероприятий научно-практической направленности (2018–2020 гг.) и материалы экспертных интервью. Исследован опыт 4 корпоративных университетов по обучению тренеров (trainer to trainer) современным эффективным методикам преподавания, сделаны выводы по возможностям его использования в практике вузов и колледжей туризма. Результаты. Средневзвешенный балл программ, учитывающий три параметра оценки: соответствие содержания курса целям развития предпринимательских компетенций составил: в колледжах – 1,7, в классических университетах – 1,66, в вузах прикладной технологической направленности – 1,9 балла. При этом по параметру «Применение перспективных «интерактивных, развивающих» педагогических технологий» был показан наихудший средний результат – 1,3 (из 3 возможных). Востребованными на рынке (прорывными) компетенциями во внутреннем активном туризме являются: исследовательская компетенция (поиск и анализ качественных, количественных и больших данных); проектировочные и творческие компетенции, способности к предпринимательскому сетевому взаимодействию. Заключение. Необходима дидактическая переорганизация (перестройка) образовательной деятельности профильных туристских вузов и колледжей с целью обеспечить «адресную» поддержку индивидуальных образовательных потребностей исследовательской, проектировочной и стратегирующей активности будущих специалистов в сфере активного туризма; существенный научный интерес представляет апробация перспективных педагогических технологий в вузах и колледжах.

Информация об авторе

Е. С. Сахарчук , Российская академия образования, г. Москва, Россия

Доктор педагогических наук, заместитель руководителя Центра развития образования, Российская академия образования. 119121, г. Москва

Литература

1. Галажинский, Э.В. Перспектива развития творческой личности трансфессионала в условиях смены научно-образовательной парадигмы университета / Э.В. Галажинский, В.И. Кабрин // Вестник Томского гос. ун-та. – 2019. – № 447. – С. 207.
2. Кузнецов, В.В. Корпоративное образование: стратегия развития / В.В. Кузнецов, Е.С. Сахарчук. – М.: Кнорус, 2010. – 130 с.
3. Методологические основания развития образовательных стратегий в современных условиях / А.К. Орешкина, С.Н. Чистякова, Е.Н. Геворкян, Н.Д. Подуфалов // Профессиональное и высшее образование: вызовы и перспективы развития: коллектив. моногр. – М.: Экон-Информ. – 2018. – С. 471–473.
4. Мясников, В.А. Культура образования и обучения в изменяющемся мире / В.А. Мясников, И.А. Тагунова // Сибир. пед. журнал. – 2020. – № 2. – С. 7–14.
5. Островский, А.В. Новая парадигма в образовании в эпоху цифровой трансформации государства / А.В. Островский, М.В. Кудина // Гос. управление. Электрон. вестн. – 2020. – Вып. 78. – С. 229–244.
6. Чекулаева, Ю.А. Современные технологии в профессиональном развитии педагогических кадров: основные тренды / Ю.А. Чекулаева // Ученые записки ИУО РАО. – 2020. – № 1 (73). – С. 40–56.
7. Relationship between salivary cortisol and progesterone levels in humans / M.M. Wirth, E.A. Meier, B.L. Fredrickson, O.S. Schultheiss // Biology. Psychology. – 2006. – Vol. 3. – Р. 97–102.

References

1. Galazhinskiy E.V., Kabrin V.I. [Prospects for the Development of the Creative Personality of the Transfessional in the Conditions of Changing the Scientific and Educational Paradigm of the University]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Tomsk State University], 2019, no. 447, p. 207. (in Russ.) DOI: 10.17223/15617793/447/25
2. Kuznetsov V.V., Sakharchuk E.S. Korporativnoye obrazovaniye: strategiya razvitiya [Corporate Education. Development Strategy]. Moscow, Knorus Publ., 2010. 130 p.
3. Oreshkina A.K., Chistyakova S.N., Gevorkyan E.N., Podufalov N.D. Metodologicheskiye osnovaniya razvitiya obrazovatel’nykh strategiy v sovremennykh usloviyakh. Professional’noye i vyssheye obrazovaniye: vyzovy i perspektivy razvitiya: monografiya [Methodological Foundations for the Development of Educational Strategies in Modern Conditions. Professional and Higher Education. Challenges and Development Prospects]. Moscow, Ekon-Inform Publ., 2018. pp. 471–473.
4. Myasnikov V.A., Tagunova I.A. [Culture of Education and Training in a Changing World]. Sibirskiy pedagogicheskiy zhurnal [Siberian Pedagogical Journal], 2020, no. 2, pp. 7–14. (in Russ.) DOI: 10.15293/1813-4718.2002.01
5. Ostrovskiy A.V., Kudina M.V. [New Paradigm in Education in the Era of Digital Transformation of the State]. Gosudarstvennoye upravleniye. Elektronnyy vestnik [Public Administration. Electronic Bulletin], 2020, no. 78, pp. 229–244. (in Russ.)
6. Chekulayeva Yu.A. [Modern Technologies in the Professional Development of Teaching Staff. Main Trends]. Uchenyye zapiski IUO RAO [Scientific notes of the IUO RAO], 2020, no. 1 (73), pp. 40–56. (in Russ.)
7. Wirth M.M., Meier E.A., Fredrickson B.L., Schultheiss O.S. Relationship Between Salivary Cortisol and Progesterone Levels in Humans. Biology. Psychology, 2006, vol. 3, pp. 97–102.
Опубликован
2021-03-26
Как цитировать
Сахарчук, Е. (2021). ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ СФЕРЫ АКТИВНОГО ТУРИЗМА. Человек. Спорт. Медицина, 20(S2), 146-150. https://doi.org/10.14529/hsm20s223
Раздел
Оздоровительный, рекреационный и спортивный туризм