ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ СФЕРЫ АКТИВНОГО ТУРИЗМА
Аннотация
Цель исследования – определение перспективных педагогических технологий при обучении студентов технологиям активного туризма. Материалы и методы исследования. Проведена педагогическая экспертиза 16 образовательных программ крупных российских вузов и колледжей, специализирующихся на активных видах туризма; метод качественного контент-анализа и 3-уровневая порядковая шкала кодирования наглядно демонстрируют невысокую степень соответствия программ целям подготовки специалистов, обладающих «предпринимательскими» компетенциями. Для выявления компетентностного дефицита исследованы тематика событийных мероприятий научно-практической направленности (2018–2020 гг.) и материалы экспертных интервью. Исследован опыт 4 корпоративных университетов по обучению тренеров (trainer to trainer) современным эффективным методикам преподавания, сделаны выводы по возможностям его использования в практике вузов и колледжей туризма. Результаты. Средневзвешенный балл программ, учитывающий три параметра оценки: соответствие содержания курса целям развития предпринимательских компетенций составил: в колледжах – 1,7, в классических университетах – 1,66, в вузах прикладной технологической направленности – 1,9 балла. При этом по параметру «Применение перспективных «интерактивных, развивающих» педагогических технологий» был показан наихудший средний результат – 1,3 (из 3 возможных). Востребованными на рынке (прорывными) компетенциями во внутреннем активном туризме являются: исследовательская компетенция (поиск и анализ качественных, количественных и больших данных); проектировочные и творческие компетенции, способности к предпринимательскому сетевому взаимодействию. Заключение. Необходима дидактическая переорганизация (перестройка) образовательной деятельности профильных туристских вузов и колледжей с целью обеспечить «адресную» поддержку индивидуальных образовательных потребностей исследовательской, проектировочной и стратегирующей активности будущих специалистов в сфере активного туризма; существенный научный интерес представляет апробация перспективных педагогических технологий в вузах и колледжах.
Литература
2. Кузнецов, В.В. Корпоративное образование: стратегия развития / В.В. Кузнецов, Е.С. Сахарчук. – М.: Кнорус, 2010. – 130 с.
3. Методологические основания развития образовательных стратегий в современных условиях / А.К. Орешкина, С.Н. Чистякова, Е.Н. Геворкян, Н.Д. Подуфалов // Профессиональное и высшее образование: вызовы и перспективы развития: коллектив. моногр. – М.: Экон-Информ. – 2018. – С. 471–473.
4. Мясников, В.А. Культура образования и обучения в изменяющемся мире / В.А. Мясников, И.А. Тагунова // Сибир. пед. журнал. – 2020. – № 2. – С. 7–14.
5. Островский, А.В. Новая парадигма в образовании в эпоху цифровой трансформации государства / А.В. Островский, М.В. Кудина // Гос. управление. Электрон. вестн. – 2020. – Вып. 78. – С. 229–244.
6. Чекулаева, Ю.А. Современные технологии в профессиональном развитии педагогических кадров: основные тренды / Ю.А. Чекулаева // Ученые записки ИУО РАО. – 2020. – № 1 (73). – С. 40–56.
7. Relationship between salivary cortisol and progesterone levels in humans / M.M. Wirth, E.A. Meier, B.L. Fredrickson, O.S. Schultheiss // Biology. Psychology. – 2006. – Vol. 3. – Р. 97–102.
References
1. Galazhinskiy E.V., Kabrin V.I. [Prospects for the Development of the Creative Personality of the Transfessional in the Conditions of Changing the Scientific and Educational Paradigm of the University]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Tomsk State University], 2019, no. 447, p. 207. (in Russ.) DOI: 10.17223/15617793/447/252. Kuznetsov V.V., Sakharchuk E.S. Korporativnoye obrazovaniye: strategiya razvitiya [Corporate Education. Development Strategy]. Moscow, Knorus Publ., 2010. 130 p.
3. Oreshkina A.K., Chistyakova S.N., Gevorkyan E.N., Podufalov N.D. Metodologicheskiye osnovaniya razvitiya obrazovatel’nykh strategiy v sovremennykh usloviyakh. Professional’noye i vyssheye obrazovaniye: vyzovy i perspektivy razvitiya: monografiya [Methodological Foundations for the Development of Educational Strategies in Modern Conditions. Professional and Higher Education. Challenges and Development Prospects]. Moscow, Ekon-Inform Publ., 2018. pp. 471–473.
4. Myasnikov V.A., Tagunova I.A. [Culture of Education and Training in a Changing World]. Sibirskiy pedagogicheskiy zhurnal [Siberian Pedagogical Journal], 2020, no. 2, pp. 7–14. (in Russ.) DOI: 10.15293/1813-4718.2002.01
5. Ostrovskiy A.V., Kudina M.V. [New Paradigm in Education in the Era of Digital Transformation of the State]. Gosudarstvennoye upravleniye. Elektronnyy vestnik [Public Administration. Electronic Bulletin], 2020, no. 78, pp. 229–244. (in Russ.)
6. Chekulayeva Yu.A. [Modern Technologies in the Professional Development of Teaching Staff. Main Trends]. Uchenyye zapiski IUO RAO [Scientific notes of the IUO RAO], 2020, no. 1 (73), pp. 40–56. (in Russ.)
7. Wirth M.M., Meier E.A., Fredrickson B.L., Schultheiss O.S. Relationship Between Salivary Cortisol and Progesterone Levels in Humans. Biology. Psychology, 2006, vol. 3, pp. 97–102.
Copyright (c) 2021 Человек. Спорт. Медицина
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.