РАЗРАБОТКА И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ В ИГРОВЫХ ВИДАХ СПОРТА

  • В. П. Губа Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма, г. Москва, Россия https://orcid.org/0000-0003-4268-401X smolguba67@mail.ru
  • А. В. Родин Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, г. Смоленск, Россия https://orcid.org/0000-0002-6126-4603 rodin67@bk.ru
  • С. Н. Сбитный Брянский государственный инженерно-технологический университет, г. Брянск, Россия https://orcid.org/0000-0002-7916-7609 sbitniy2010@yandex.ru
  • Л. Н. Забелина Брянский государственный инженерно-технологический университет, г. Брянск, Россия https://orcid.org/0000-0001-5087-3625 sbitniy2010@yandex.ru
  • Г. В. Карева Брянский государственный технический университет, г. Брянск, Россия https://orcid.org/0000-0001-9695-1465 kareva.galya@mail.ru
Ключевые слова: спортивные игры, волейбол, соревновательная деятельность, тренировочный процесс, технико-тактическая подготовка, психофизиологические способности, двигательная реакция

Аннотация

Цель исследования. Разработать и научно обосновать в экспериментальных условиях эффективность психофизиологического компонента технико-тактической подготовки спортсменов в игровых видах спорта. Методы исследования. Исследование проводилось в период с 2018 по 2020 гг. на базе волейбольных студенческих клубов РГУФКСМиТ (ГЦОЛИФК) г. Москва; СГАФКСТ, г. Смоленск и БГИТУ, г. Брянск. В исследовании приняли участие квалифицированные спортсмены 17–22 лет. Для обоснования проблемы исследования проводился формирующий педагогический эксперимент. Эффективность педагогических воздействий оценивалась по динамике показателей простой зрительно-моторной реакции и тестовых заданий по технической подготовке. Результаты. В результате внедрения в годичный тренировочный цикл специализированных тренировочных упражнений, направленных на развитие двигательных реакций, у квалифицированных спортсменов-игровиков существенно улучшились показатели технико-тактической подготовленности (р < 0,05), что свидетельствует о высокой эффективности предложенного подхода. Полученные данные позволили расширить теоретическую и практическую базу технико-тактической подготовки спортсменов в игровых видах спорта с помощью специализированных средств развития двигательных реакций. Заключение. По результатам исследования можно заключить, что оптимизация тренировочного процесса квалифицированных спортсменов в игровых видах спорта с помощью психофизиологического компонента приводит к достоверному улучшению показателей технико-тактической подготовленности и является основой для достижения высоких спортивные результатов.

Информация об авторах

В. П. Губа , Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма, г. Москва, Россия

Доктор педагогических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ, профессор кафедры теории и методики волейбола, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма. 105122, г. Москва

А. В. Родин , Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, г. Смоленск, Россия

Кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой теории и методики спортивных игр, Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма. 214018, г. Смоленск

С. Н. Сбитный , Брянский государственный инженерно-технологический университет, г. Брянск, Россия

Кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой физвоспитания, Брянский государственный инженерно-технологический университет. 241037, г. Брянск

Л. Н. Забелина , Брянский государственный инженерно-технологический университет, г. Брянск, Россия

Кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры физвоспитания, Брянский государственный инженерно-технологический университет. 241037, г. Брянск

Г. В. Карева , Брянский государственный технический университет, г. Брянск, Россия

Кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры физического воспитания и спорта, Брянский государственный технический университет. 241035, г. Брянск

Литература

1. Аверьянов, А.Г. Методика ситуационной регуляции психических состояний / А.Г. Аверьянов // Тезисы докладов X Всесоюзной научно-практической конференции психологов спорта. Каунас, 4–5 окт. 1988 г. – М., 1988. – Ч. I. – С. 180–181.
2. Васюра, С.А. Стилевые характеристики активности в общении спортсменов командных и индивидуальных видов спорта / С.А. Васюра, Н.И. Иоголевич // Человек. Спорт. Медицина. – 2018. – Т. 18, № 1. – С. 82–94.
3. Губа, В.П. Волейбол в университете: теоретическое и учебно-методическое обеспечение системы подготовки студентов в спортивном клубе / В.П. Губа, А.В. Родин. – М.: Совет. спорт, 2009. – 166 с.
4. Мантрова, И.Н. Методическое руководство по психофизиологической и психологической диагностике / И.Н. Мантрова. – Иваново, 2007. – 216 с.
5. Портных, Ю.И. Особенности психофизиологического потенциала волейболистов, специализирующихся в классическом и пляжном волейболе / Ю.И. Портных // Ученые записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта. – 2008. – № 11. – С. 70–74.
6. Родин, A.B. Объем и эффективность индивидуальных тактических действий волейболистов 16–18 лет / A.B. Родин, М.В. Погорелый // Инновационные технологии в подготовке высококвалифицированных спортсменов в условиях училищ олимпийского резерва: сб. науч. тр. V Междунар. науч.-практ. конф. (г. Смоленск, 29–31 янв. 2015 г.) / под общ. ред. Г.Н. Греца, Ю.А. Глебова. – Смоленск: СГУОР, 2015. – С. 286–290.
7. Родин, А.В. Особенности подготовки спортсменов различной квалификации в спортивных играх (психофизиологический аспект) / А.В. Родин // Теория и практика физ. культуры. – 2010. – № 3. – С. 78–83.
8. Cherepov, E. Creating favorable emotional climates in university volleyball teams / E. Cherepov, G. Kalugina, A. Khafizova // Journal of Physical Education and Sport. – 2018. – № 18. – Р. 397–400.

References

1. Aver’yanov A.G. [Methods of Situational Regulation of Mental States]. Tezisy dokladov X Vsesoyuznoy nauchno-prakticheskoy konferentsii psikhologov sporta [Abstracts of the X All-Union Scientific and Practical Conference of Sports Psychologists], 1988, pp. 180–181. (in Russ.)
2. Vasyura S.A., Iogolevich N.I. Style Characteristics of Activity in Communication of Athletes in Team and Individual Sports. Human. Sport. Medicine, 2018, vol. 18, no. 1, pp. 82–94. (in Russ.) DOI: 10.14529/hsm180107
3. Guba V.P., Rodin A.V. Voleybol v universitete: teoreticheskoye i uchebno-metodicheskoye obespecheniye sistemy podgotovki studentov v sportivnom klube [Volleyball at the University. Theoretical and Educational-Methodical Support of the System of Training Students in a Sports Club]. Moscow, Soviet Sport Publ., 2009. 166 p.
4. Mantrova I.N. Metodicheskoye rukovodstvo po psikhofiziologicheskoy i psikhologicheskoy diagnostike [Methodical Guidance on Psychophysiological and Psychological Diagnostics]. Ivanovo, 2007. 216 p.
5. Portnykh Yu.I. [Features of the Psychophysiological Potential of Volleyball Players Specializing in Classic and Beach Volleyball]. Uchenyye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific Notes of the P.F. Lesgaft], 2008, no. 11, pp. 70–74. (in Russ.)
6. Rodin A.B., Pogorelyy M.V. [The Volume and Effectiveness of Individual Tactical Actions of Volleyball Players Aged 16–18 Years Old]. Innovatsionnyye tekhnologii v podgotovke vysokokvalifitsirovannykh sportsmenov v usloviyakh uchilishch olimpiyskogo rezerva: sbornik nauchnykh trudov V Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Innovative Technologies in the Preparation of Highly Qualified Athletes in the Conditions of Olympic Reserve Schools. Collection of Scientific Papers of the V International Scientific and Practical Conference], 2015, pp. 286–290. (in Russ.)
7. Rodin A.V. [Features of Training Athletes of Various Qualifications in Sports Games (Psychophysiological Aspect)]. Teoriya i praktika fizicheskoy kul’tury [Theory and Practice of Physical Culture], 2010, no. 3, pp. 78–83. (in Russ.)
8. Cherepov E., Kalugina G., Khafizova A. Creating Favorable Emotional Climates in University Volleyball Teams. Journal of Physical Education and Sport, 2018, no. 18, рр. 397–400.
Опубликован
2021-06-22
Как цитировать
Губа, В., Родин, А., Сбитный, С., Забелина, Л., & Карева, Г. (2021). РАЗРАБОТКА И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ В ИГРОВЫХ ВИДАХ СПОРТА. Человек. Спорт. Медицина, 21(S1), 53-58. https://doi.org/10.14529/hsm21s108
Раздел
Современные педагогические и психологические технологии в физическом воспитании