РАЗРАБОТКА И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ В ИГРОВЫХ ВИДАХ СПОРТА
Аннотация
Цель исследования. Разработать и научно обосновать в экспериментальных условиях эффективность психофизиологического компонента технико-тактической подготовки спортсменов в игровых видах спорта. Методы исследования. Исследование проводилось в период с 2018 по 2020 гг. на базе волейбольных студенческих клубов РГУФКСМиТ (ГЦОЛИФК) г. Москва; СГАФКСТ, г. Смоленск и БГИТУ, г. Брянск. В исследовании приняли участие квалифицированные спортсмены 17–22 лет. Для обоснования проблемы исследования проводился формирующий педагогический эксперимент. Эффективность педагогических воздействий оценивалась по динамике показателей простой зрительно-моторной реакции и тестовых заданий по технической подготовке. Результаты. В результате внедрения в годичный тренировочный цикл специализированных тренировочных упражнений, направленных на развитие двигательных реакций, у квалифицированных спортсменов-игровиков существенно улучшились показатели технико-тактической подготовленности (р < 0,05), что свидетельствует о высокой эффективности предложенного подхода. Полученные данные позволили расширить теоретическую и практическую базу технико-тактической подготовки спортсменов в игровых видах спорта с помощью специализированных средств развития двигательных реакций. Заключение. По результатам исследования можно заключить, что оптимизация тренировочного процесса квалифицированных спортсменов в игровых видах спорта с помощью психофизиологического компонента приводит к достоверному улучшению показателей технико-тактической подготовленности и является основой для достижения высоких спортивные результатов.
Литература
2. Васюра, С.А. Стилевые характеристики активности в общении спортсменов командных и индивидуальных видов спорта / С.А. Васюра, Н.И. Иоголевич // Человек. Спорт. Медицина. – 2018. – Т. 18, № 1. – С. 82–94.
3. Губа, В.П. Волейбол в университете: теоретическое и учебно-методическое обеспечение системы подготовки студентов в спортивном клубе / В.П. Губа, А.В. Родин. – М.: Совет. спорт, 2009. – 166 с.
4. Мантрова, И.Н. Методическое руководство по психофизиологической и психологической диагностике / И.Н. Мантрова. – Иваново, 2007. – 216 с.
5. Портных, Ю.И. Особенности психофизиологического потенциала волейболистов, специализирующихся в классическом и пляжном волейболе / Ю.И. Портных // Ученые записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта. – 2008. – № 11. – С. 70–74.
6. Родин, A.B. Объем и эффективность индивидуальных тактических действий волейболистов 16–18 лет / A.B. Родин, М.В. Погорелый // Инновационные технологии в подготовке высококвалифицированных спортсменов в условиях училищ олимпийского резерва: сб. науч. тр. V Междунар. науч.-практ. конф. (г. Смоленск, 29–31 янв. 2015 г.) / под общ. ред. Г.Н. Греца, Ю.А. Глебова. – Смоленск: СГУОР, 2015. – С. 286–290.
7. Родин, А.В. Особенности подготовки спортсменов различной квалификации в спортивных играх (психофизиологический аспект) / А.В. Родин // Теория и практика физ. культуры. – 2010. – № 3. – С. 78–83.
8. Cherepov, E. Creating favorable emotional climates in university volleyball teams / E. Cherepov, G. Kalugina, A. Khafizova // Journal of Physical Education and Sport. – 2018. – № 18. – Р. 397–400.
References
1. Aver’yanov A.G. [Methods of Situational Regulation of Mental States]. Tezisy dokladov X Vsesoyuznoy nauchno-prakticheskoy konferentsii psikhologov sporta [Abstracts of the X All-Union Scientific and Practical Conference of Sports Psychologists], 1988, pp. 180–181. (in Russ.)2. Vasyura S.A., Iogolevich N.I. Style Characteristics of Activity in Communication of Athletes in Team and Individual Sports. Human. Sport. Medicine, 2018, vol. 18, no. 1, pp. 82–94. (in Russ.) DOI: 10.14529/hsm180107
3. Guba V.P., Rodin A.V. Voleybol v universitete: teoreticheskoye i uchebno-metodicheskoye obespecheniye sistemy podgotovki studentov v sportivnom klube [Volleyball at the University. Theoretical and Educational-Methodical Support of the System of Training Students in a Sports Club]. Moscow, Soviet Sport Publ., 2009. 166 p.
4. Mantrova I.N. Metodicheskoye rukovodstvo po psikhofiziologicheskoy i psikhologicheskoy diagnostike [Methodical Guidance on Psychophysiological and Psychological Diagnostics]. Ivanovo, 2007. 216 p.
5. Portnykh Yu.I. [Features of the Psychophysiological Potential of Volleyball Players Specializing in Classic and Beach Volleyball]. Uchenyye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific Notes of the P.F. Lesgaft], 2008, no. 11, pp. 70–74. (in Russ.)
6. Rodin A.B., Pogorelyy M.V. [The Volume and Effectiveness of Individual Tactical Actions of Volleyball Players Aged 16–18 Years Old]. Innovatsionnyye tekhnologii v podgotovke vysokokvalifitsirovannykh sportsmenov v usloviyakh uchilishch olimpiyskogo rezerva: sbornik nauchnykh trudov V Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Innovative Technologies in the Preparation of Highly Qualified Athletes in the Conditions of Olympic Reserve Schools. Collection of Scientific Papers of the V International Scientific and Practical Conference], 2015, pp. 286–290. (in Russ.)
7. Rodin A.V. [Features of Training Athletes of Various Qualifications in Sports Games (Psychophysiological Aspect)]. Teoriya i praktika fizicheskoy kul’tury [Theory and Practice of Physical Culture], 2010, no. 3, pp. 78–83. (in Russ.)
8. Cherepov E., Kalugina G., Khafizova A. Creating Favorable Emotional Climates in University Volleyball Teams. Journal of Physical Education and Sport, 2018, no. 18, рр. 397–400.
Copyright (c) 2021 Человек. Спорт. Медицина
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.