ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ГРУППОВЫМИ И ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ ВИДАМИ СПОРТА

Ключевые слова: развитие личности, самореализация, психологические особенности, подростки, групповые и индивидуальные виды спорта

Аннотация

Цель исследования. Определить психологические характеристики подростков-спортсменов, занимающихся индивидуальными и групповыми видами спорта. Материалы и методы исследования. 1) Опросник уровня агрессивности А. Басса – А. Дарки; 2) Методика «Диагностика общей самооценки личности» (Г.Н. Казанцева); 3) Шкала явной тревожности CMAS (The Children’s Form of Manifest Anxiety Scale), разработанная американскими авторами (A. Castaneda, В.R. McCandless, D.S. Palermo) и адаптированная А.М. Прихожан; 4) Пятифакторный личностный опросник (Р. МакКрае и П. Коста). Статистический анализ результатов выполнен с использованием U-критерия Манна – Уитни и коэффициента ранговой корреляции Спирмена. Результаты. В проявлениях личностных особенностей подростков, занимающихся индивидуальными видами спорта, определены более высокие показатели негативизма, у данной группы значительно выше уровень самооценки. Подростки, занимающиеся групповыми видами спорта, проявляют большую физическую агрессию, в то же время у них более низкая самооценка, низкий уровень тревожности. Заключение. Полученные в исследовании результаты позволят составить рекомендации подросткам, их родителям и тренерам по развитию физической активности в различных видах спорта, которые, безусловно, будут способствовать формированию психологического и физического здоровья.

Информация об авторах

О. Б. Михайлова , Российский университет дружбы народов, г. Москва, Россия

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной и дифференциальной психологии филологического факультета, Российский университет дружбы народов. 117198, г. Москва

С. И. Кудинов , Российский университет дружбы народов, г. Москва, Россия

Доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой социальной и дифференциальной психологии филологического факультета, Российский университет дружбы народов. 117198, г. Москва

С. С. Кудинов , Российский университет дружбы народов, г. Москва, Россия

Кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной и дифференциальной психологии филологического факультета, Российский университет дружбы народов. 117198, г. Москва

З. Р. Хайрова , Российский университет дружбы народов, г. Москва, Россия

Ассистент кафедры социальной и дифференциальной психологии, Российский университет дружбы народов. 117198, г. Москва

Литература

1. Гапонова, С.А. Психолого-педагогические условия успешности подростков-спортсменов / C.А. Гапонова, Д.С. Дёмина // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. – С. 1542.
2. Гилина, В.С. Личностные особенности баскетболисток 14–16 лет и их влияние на игровые амплуа // Вестник физ. культуры и спорта. – 2017. – № 4 (19). – С. 16–21.
3. Интегративный подход к оценке координационных способностей спортсменов-конников начального этапа подготовки / Т.А. Рыженкова, В.В. Горелик, З.Р. Хайрова, Т.П. Кнышева // Человек. Спорт. Медицина. – 2020. – Т. 20, № 1. – С. 74–81. DOI: 10.14529/hsm200109
4. Каськова, Д.С. Психологические механизмы регуляции спортивной деятельности (на примере индивидуальных и групповых видов спорта) // Вестник ЮУрГУ. Серия «Психология». – 2012. – № 6 (265). – С. 129–131.
5. Клыпа, О.В. Профилактика интернет-зависимости у подростков посредством спортивного досуга (скалолазание) / О.В. Клыпа, П.А. Стежко // Проблемы современ. пед. образования. – 2020. – № 67–4. – С. 189–192.
6. Самооценка личности как фактор, определяющий мотивационную сферу спортсмена / В.И. Шарагин, В.Ю. Карпов, А.С. Махов и др. // Ученые записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта. – 2018. – № 3 (157). – С. 389–393.
7. Хомик, А.В. Применение методов спортивной психологии в повседневной деятельности человека / А.В. Хомик, Н.В. Данилова // Наука и образование: новое время. – 2019. – № 1 (30). – С. 544–547.
8. International Society of Sport Psychology Position Stand: Athletes’ Mental Health, Performance, and Development / R. Schinke, G. Si, N. Stambulova, Z. Moore // International Journal of Sport and Exercise Psychology. – 2017. – No. 5. – Р. 5–28. DOI: 10.1080/1612197X.2017.1295557
9. Successful and Less Successful Interventions with Youth and Senior Athletes: Insights from Expert Sport Psychology Practitioners / K. Henriksen, L. Storm, C.H. Larsen et al. // Journal of clinical sport psychology. – 2017. – No. 13 (1). – P. 72–94. DOI: 10.1123/jcsp.2017-0005
10. Stambulova, N. Career Development and Transitions of Athletes: The International Society of Sport Psychology Position Stand Revisited International / N. Stambulova, T.V. Ryba, K. Henriksen // Journal of Sport and Exercise Psychology. – 2020. DOI: 10.1080/1612197X.2020.1737836
11. The Role of Persistence in Students’ Self-realization / S.I. Kudinov, S.S. Kudinov, I.B. Kudinova, O.B. Mikhailova // International Journal of Cognitive Research in Science, Engineering and Education. – 2017. – No. 5 (2). – P. 19–26. DOI: 10.5937/IJCRSEE1702019K

References

1. Gaponova S.A., Dëmina D.S. [Psychological and Pedagogical Conditions for the Success of Adolescent Athletes]. Sovremennyye problemy nauki i obrazovaniya [Modern Problems of Science and Education], 2014, no. 6, p. 1542.
2. Gilina V.S. [Personal Characteristics of Basketball Players Aged 14–16 and Their Influ-ence on Playing Roles]. Vestnik fizicheskoy kul’tury i sporta [Bulletin of Physical Culture and Sports], 2017, no. 4 (19), pp. 16–21. (in Russ.)
3. Ryzhenkova T.A., Gorelik V.V., Khayrova Z.R., Knysheva T.P. An Integrative Approach to Assessing the Coordination Abilities of Equestrian Athletes at the Initial Stage of Training. Human. Sport. Medicine, 2020, vol. 20, no. 1, pp. 74–81. DOI: 10.14529/hsm200109
4. Kas’kova D.S. Psychological Mechanisms of Regulation of Sports Activity (on the Example of Individual and Group Sports). Bulletin of the South Ural State University. Series. Psychology, 2012, no. 6 (265), pp. 129–131. (in Russ.)
5. Klypa O.V., Stezhko P.A. [Prevention of Internet Addiction in Adolescents Through Sports Leisure (Rock Climbing)]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya [Problems of Modern Pedagogical Education], 2020, no. 67–4, pp. 189–192. (in Russ.)
6. Sharagin V.I., Karpov V.Yu., Makhov A.S. et al. [Self-Esteem of Personality as a Factor Determining the Motivational Sphere of an Athlete]. Uchenyye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific notes of the P.F. Lesgaft], 2018, no. 3 (157), pp. 389–393. (in Russ.)
7. Khomik A.V., Danilova N.V. [Application of Methods of Sports Psychology in Everyday Human Activity]. Nauka i obrazovaniye: novoye vremya [Science and Education. New Time], 2019, no. 1 (30), pp. 544–547. (in Russ.)
8. Schinke R., Si G., Stambulova N., Moore Z. International Society of Sport Psychology Position Stand: Athletes’ Mental Health, Performance, and Development. International Journal of Sport and Exercise Psychology, 2017, no. 5, pp. 5–28. DOI: 10.1080/1612197X.2017.1295557
9. Henriksen K., Storm L., Larsen C.H. et al. Successful and Less Successful Interventions with Youth and Senior Athletes: Insights from Expert Sport Psychology Practitioners. Journal of Clinical Sport Psychology, 2017, no. 13(1), pp. 72–94. DOI: 10.1123/jcsp.2017-0005
10. Stambulova N., Ryba T.V., Henriksen K. Career Development and Transitions of Athletes: The International Society of Sport Psychology Position Stand Revisited International. Journal of Sport and Exercise Psychology, 2020. DOI: 10.1080/1612197X.2020.1737836
11. Kudinov S.I., Kudinov S.S., Kudinova I.B., Mikhailova O.B. The Role of Persistence in Students’ Self-Realization. International Journal of Cognitive Research in Science, Engineering and Education, 2017, no. 5 (2), pp. 19–26. DOI: 10.5937/IJCRSEE1702019K
Опубликован
2021-06-23
Как цитировать
Михайлова, О., Кудинов, С., Кудинов, С., & Хайрова, З. (2021). ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ГРУППОВЫМИ И ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ ВИДАМИ СПОРТА. Человек. Спорт. Медицина, 21(S1), 86-92. https://doi.org/10.14529/hsm21s113
Раздел
Современные педагогические и психологические технологии в физическом воспитании