ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ОПТИМИЗАЦИИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ НАГРУЗКИ ДЛЯ МАЛЬЧИКОВ 8–10 ЛЕТ НА УРОКЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Аннотация
Цель исследования. Оптимизация функционального состояния мальчиков с I, II и IV типом вегетативной регуляции (ТВР) при использовании типологически детерминированной тренирующей двигательной активности. Материалы и методы исследования. Исследование проводилось в городе Тольятти с сентября 2019 по май 2020 на базе школы МБОУ № 90. Обследовано было 30 мальчиков в экспериментальной группе (ЭГ) и 30 мальчиков в контрольной группе (КГ) в возрасте 8–10 лет. Учащиеся ЭГ и КГ занимались физической культурой три раза в неделю, в ЭГ были включены упражнения для детей с разным ТВР, а дети в КГ занимались по стандартной программе физической культуры. Мальчикам с I ТВР предлагались упражнения, направленные на формирование физической подготовленности средствами дозированной физической нагрузки. Для учащихся с II ТВР предлагались гимнастические упражнения и упражнения по методу «стретчинг» для растягивания связок и мышц, повышения гибкости. Дети с III ТВР имеют оптимальный тип регуляции функционального состояния и хорошо адаптируются к нагрузкам в рамках Федерального государственного образовательного стандарта по физической культуре, поэтому занятия с ними проводились по общепринятым программам физического воспитания. Для мальчиков с IV ТВР предлагались подвижные игры и эстафеты. Методика диагностики включала оценку кардиоинтервалограмм и анализ вариабельности сердечного ритма на аппаратно-программным комплексе «Варикард 2.51». Результаты. В статье приводится физиологическое обоснование применения тренирующей двигательной нагрузки для мальчиков с разными ТВР. Установлено, что специально подобранные физические упражнения для детей с разным ТВР способствуют перераспределению учащихся с I, II, IV типа в III, сбалансированный ТВР, что подтверждает возможность совершенствования урока физической культуры в школе. Заключение. Проведенное исследование подтвердило необходимость учитывать ТВР обучающихся при дозировании двигательных нагрузок на уроках физической культуры в младших классах.
Литература
2. Видонова, О.В. Проблемы адаптации детей младшего школьного возраста к умственным и физическим нагрузкам / О.В. Видонова, А.С. Видонова // Развитие со-временного образования: теория, методика и практика. – 2015. – № 2 (4). – С. 166–167.
3. Добрин, А.В. Особенности вариабельности кардиоритма как показатель адекватности двигательного режима в процессе занятий физической культурой детей 7–8 лет / А.В. Добрин // Теория и практика физ. культуры. – 2018. – № 8. – С. – 28–30.
4. Никулина, А.В. Изменчивость вариабельности сердечного ритма как отражение реализации физиологических механизмов адаптации организма / А.В. Никулина, В.А. Козлов, А.А. Шуканов // Человек. Спорт. Медицина. – 2017. – Т. 17, № 4. – С. 50–56.
5. Реакция симпато-адреналиновой системы мальчиков на дозированную физическую нагрузку / А.В. Крылова, Ф.Г. Ситдиков, Т.А. Аникина, А.А. Зверев // Наука и спорт: современные тенденции. – 2019. – Т. 22, № 1 (22). – С. 60–66.
6. Семенов, Ю.H. Аппаратно-программный комплекс «Варикард» для оценки функционального состояния организма по результатам математического анализа ритма сердца / Ю.Н. Семенов, Р.М. Баевский // Вариабельность сердечного ритма. – Ижевск, 1996. – С. 160–162.
7. Сонькин В.Д. Физиологические закономерности онтогенеза и их возможные приложения к теории физической тренировки / В.Д. Сонькин // Физиология человека. – 2015. – Т. 41. – № 5. – С. 125.
8. Шлык, Н.И. Сердечный ритм и тип регуляции у детей, подростков и спортсменов / Н.И. Шлык. – Ижевск: Удмурт. гос. ун-т, 2009. – 254 с.
References
1. Bocharova I.A., Ageyeva E.S. [Adaptation of the Cardiovascular System to Regular Physi-cal Loads]. Vestnik Khakasskogo gosudarstvennogo universiteta imeni N.F. Katanova [Bulletin of the Khakass State University Named After N.F. Katanova], 2015, no. 12, pp. 24–26. (in Russ.)2. Vidonova O.V., Vidonova A.S. [Problems of Adaptation of Children of Primary School Age to Mental and Physical Loads]. Razvitiye sovremennogo obrazovaniya: teoriya, metodika i praktika [Development of Modern Education. Theory, Methodology and Practice], 2015, no. 2 (4), pp. 166–167. (in Russ.)
3. Dobrin A.V. [Features of Heart Rate Variability as an Indicator of the Adequacy of the Motor Regime in the Process of Physical Education in Children 7–8 Years Old]. Teoriya i praktika fizicheskoy kul’tury [Theory and Practice of Physical Culture], 2018, no. 8, pp. 28–30. (in Russ.)
4. Nikulina A.V., Kozlov V.A., Shukanov A.A. Variability of Heart Rate Variability as a Reflection of the Implementation of Physiological Mechanisms of Adaptation of the Organism. Human. Sport. Medicine, 2017, vol. 17, no. 4, pp. 50–56. (in Russ.)
5. Krylova A.V., Sitdikov F.G., Anikina T.A., Zverev A.A. [The Reaction of the Sympatho-Adrenaline System of Boys to a Dosed Physical Load]. Nauka i sport: sovremennyye tendentsii [Science and Sport. Modern Trends], 2019, vol. 22, no. 1 (22), pp. 60–66. (in Russ.)
6. Semenov Yu.H., Bayevskiy R.M. [Hardware and Software Complex Varicard for Assessing the Functional State of the Body Based on the Results of Mathematical Analysis of the Heart Rate]. Variabel’nost’ serdechnogo ritma [Heart Rate Variability], 1996, pp. 160–162. (in Russ.)
7. Son’kin V.D. [Physiological Patterns of Ontogenesis and Their Possible Applications to the Theory of Physical Training]. Fiziologiya cheloveka [Human Physiology], 2015, vol. 41, no. 5, p. 125. (in Russ.)
8. Shlyk N.I. Serdechnyy ritm i t p regulyatsii u detey, podrostkov i sportsmenov [Heart Rate and Type Regulation in Children, Adolescents and Athletes]. Izhevsk, Udmurt State University Publ., 2009. 254 p.
Copyright (c) 2021 Человек. Спорт. Медицина
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.