ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ И ЕЕ АДАПТАЦИИ К ФИЗИЧЕСКИМ НАГРУЗКАМ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
Аннотация
Целью исследования стало изучение особенностей гемодинамики слабовидящих детей в состоянии относительного покоя, после дозированной физической нагрузки, в условиях различных режимов двигательной активности. Методы и материалы исследования. В исследовании приняли участие девочки с нарушением зрения 7 и 8 лет, занимающиеся физической подготовкой по программе коррекционной школы (32 чел.), а также слабовидящие девочки, посещающие занятия по адаптивному плаванию (14 чел.). В качестве контрольной группы обследовались дети того же возраста без нарушения зрения (30 чел.). Оценка функционального состояния сердечно-сосудистой системы (ССС) проводилась по показателям насосной функции сердца, общего периферического сопротивления сосудов (ОПСС) и артериального давления с использованием автоматизированного кардиопульмонологического комплекса REACARD, тонометра Omron M2 Basic. В качестве функциональной пробы применялась дозированная физическая нагрузка по Мартине – Кушелевскому. Результаты. Установлено, что в условиях относительного покоя у девочек с нарушением зрения по сравнению с контрольной группой отмечаются более низкие показатели артериального давления (АД) и ударного объема крови (УОК) в сочетании с увеличением частоты сердечных сокращений (ЧСС). Дозированная физическая нагрузка у слабовидящих девочек 8 лет вызывает еще большее снижение АД при отсутствии сдвига УОК и резком повышении ЧСС, в отличие от детей, занимающихся плаванием, у которых реакция ССС на физическую нагрузку носит более благоприятный характер и сопровождается увеличением УОК на фоне умеренного прироста ЧСС, АД и снижения ОПСС. Заключение. У слабовидящих девочек по сравнению с детьми из группы контроля отмечается более низкий уровень функционирования гемодинамики в состоянии относительного покоя, выявляется несформированность механизмов срочной адаптации к физическим нагрузкам динамического характера. Занятия по методике адаптивного плавания оказывают положительное тренирующее воздействие на ССС, повышают ее адаптационные возможности.
Литература
2. Бегидова, Т.П. Комплексная реабилитация инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья: моногр. / Т.П. Бегидова. – Воронеж: Воронеж. гос. пед. ун-т, 2016. – 232 с.
3. Буйкова, О.М. Функциональные пробы в лечебной и массовой физической культуре / О.М. Буйкова, Г.М. Булнаева. – Иркутск, 2017.
4. Павлова, Т.В. Изучение реакции сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку у школьников в возрасте 11–14 лет с патологией зрения / Т.В. Павлова, Н.Б. Пилькевич В.В. Дычко // Мед. вестник Юга России. – 2017. – № 1. – С. 70–74.
5. Пушкарь, Ю.Т. Автоматизированное определение минутного объема крови методом реографии / Ю.Т. Пушкарь, А.А. Цветкова, Г.И. Хеймец // Бюл. Всесоюз. кардиол. науч. центра АМН СССР. – 1980. – № 1. – С. 45.
6. Спивак, Е.М. Особенности вегетативной регуляции сердечно-сосудистой системы при первичной артериальной гипертензии у подростков / Е.М. Спивак, Н.В. Печникова // Ярослав. пед. вестник. – 2012. – Т. 3, № 3. – С. 155.
7. Тинькова, Е.А. Анатомо-физиологические и нейропсихологические основы обучения и воспитания детей с нарушением зрения / Е.А. Тинькова, Г.Ю. Козловская. – Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2009. – 137 с.
8. Шарипова, Л.Х. Состояние функции внешнего дыхания и сердечно-сосудистой системы у здоровых и детей с нарушением зрения / Л.Х. Шарипова, М.С. Орзиева // Биология и интегративная медицина. – 2018. – № 2. – С. 6–9.
9. Шибкова, В.Г. Гипокинезия и ее влияние на организм / В.Г. Шибкова, И.В. Алешин // Вопросы современной науки и практики. – 2015. – № 1. – С. 145–154.
10. Яковлев, Г.М. Типы кровообращения здорового человека: Нейрогуморальная регуляция минутного объема кровообращения в условиях покоя. 1. Гиперкинетический тип / Г.М. Яковлев, В.А. Карлов // Физиология человека. – 1992. – Т. 18. – № 6. – С. 86.
11. Age changes of parameters of the cardiovascular system in children with violation / M.V. Shaykhelislamova, N.B. Dikopolskaya, G.A. Bilalova et al. // Drug Invention Today. – 2018. – Vol. 10. – No. 2. – P. 2972–2976.
12. Akınoğlu, B. Determination of physical fitness level in children with hemiparetic and diparetic cerebral palsy / B. Akınoğlu, K. Ne-zire // Turkish J Physiother Rehabil. – 2018. – No. 29. – Р. 11–18.
13. Audio motor training improves mobility and spatial cognition in visually impaired children / Giulia Cappagli, Sara Finocchietti, Elena Cocchi, Giuseppina Giammari, Roberta Zumiani, Anna Vera Cuppone, Gabriel Baud-Bovy, Monica Gori // Sci Rep. – 2019. – Vol. 9 (1). – Р. 3303.
14. Demirturk, F. Physical Education Les-sons and Activity Status of Visually Impaired and Sighted Adolescents / Funda Demirturk, Mustafa Kaya // Med Sci Monit. – 2015. – No. 21. – Р. 3521–3527.
15. Effects of physical exercise on macular vessel density and choroidal thickness in children / Shufeng Li, Yiguo Pan, Jingjing Xu et al. // Sci Rep. – 2021. – Vol. 21, No. 11 (1). – Р. 2015.
16. Karakoc, O. Muscle strength and flex-ibility without and with visual impairments judoka’s / O. Karakoc // Int Educ Stud. – 2016. – No. 9. – Р. 12–17.
17. Karakoc, O. The investigation of physical performance status of visually and hearing impaired applying judo training program / O. Karakoc // J Educ Train Stud. – 2016. – No. 4. – Р. 10–17.
18. Mental Health Status and Related Factors Among Visually Impaired Athletes / Yasuko Kohda, Takafumi Monma, Maki Yamane, Toshihito Mitsui, Kayoko Ando, Subrina Jesmin, Fumi Takeda // J. Clin. Med. Res. – 2019. – Vol. 11 (11). – Р. 729–739.
19. Physical activity, visual impairment, and eye disease/ Sharon R Ong, Jonathan G Crowston, Paul D Loprinzi, Pradeep Y Ramulu // Eye (Lond). – 2018. – Vol. 32 (8). – Р. 1296–1303.20.Sadowska, D. Assessment of Physical Activity of People with Visual Impairments and Individuals who Are Sighted Using the International Physical Activity Questionnaire and Actigraph / Dorota Sadowska, Justyna Krzepota // Journal of Visual Impairment & Blindness. – 2015. – Vol. 109(2). – Р. 119–129.
21. The Effect of Physical Exercise on the Retina and Choroid / Irén Szalai, Fanni Pálya, Anita Csorba et al. // Klin Monbl Augenheilkd. – 2020. – Vol. 237 (4). – Р. 446–449.
References
1. Abashidze A.Kh., Malichenko V.S. [International Legal Framework for the Protection of the Rights of Persons with Disabilities]. Mediko-sotsial'naya ekspertiza i reabilitatsiya [Medical and Social Examination and Rehabilitation], 2014, no. 1, pp. 32–36. (in Russ.)2. Begidova T.P. Kompleksnaya reabilitatsiya invalidov, lits s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya [Comprehensive Rehabilitation of Disabled People, Persons with Disabilities]. Voronezh, Voronezh State Pedagogical University Publ., 2016. 232 p.
3. Buikova O.M., Bulnaeva G.M. Funktsional'nyye proby v lechebnoy i massovoy fizicheskoy kul'ture [Functional Tests in Medical and Mass Physical Culture]. Irkutsk, 2017.
4. Pavlova T.V., Pilkevich N.B., Dychko V.V. [Study of the Reaction of the Cardiovascular System to Physical Activity in Schoolchildren Aged 11–14 Years with Visual Pathology]. Meditsinskiy vestnik Yuga Rossii [Medical Bulletin of the South of Russia], 2017, no. 1, pp. 70–74. (in Russ.) DOI: 10.21886/2219-8075-2017-1-70-74
5. Pushkar Yu.T., Tsvetkova A.A., Heimets G.I. [Automated Determination of the Minute Volume of Blood by the Rheography Method]. Byulleten’ Vserossiyskogo kardiologicheskogo nauchnogo tsentra AMN SSSR [Bulletin of the All-Russian Cardiological Scientific Center AMN SSSR], 1980, no. 1, p. 45. (in Russ.)
6. Spivak E.M., Pechnikova N.V. [Features of Autonomic Regulation of the Cardiovascular System in Primary Arterial Hypertension in Adolescents]. Yaroslavskiy pedagogicheskiy vestnik [Yaroslavl Pedagogical Bulletin], 2012, vol. 3, no. 3, p. 155. (in Russ.)
7. Tinkova E.A., Kozlovskaya G.Yu. Anatomo-fiziologicheskiye i neyropsikhologicheskiye osnovy obucheniya i vospitaniya detey s narusheniyem zreniya [Anatomical, Physiological and Neuropsychological Foundations of Teaching and Upbringing of Children with Visual Impairments], Stavropol, SGPI Publ., 2009. 137 p.
8. Sharipova L.Kh., Orzieva M.S. [The State of the Function of External Respiration and the Cardiovascular System in Healthy Children and Children with Visual Impairment]. Biologiya i integrativnaya meditsina [Biology and Integrative Medicine], 2018, no. 2, pp. 6–9. (in Russ.)
9. Shibkova V.G., Aleshin I.V. [Hypokinesia and its Influence on the Body]. Voprosy sovremennoy nauki i praktiki [Questions of Modern Science and Practice], 2015, no. 1, pp. 145–154. (in Russ.)
10. Yakovlev G.M., Karlov V.A. [Types of Blood Circulation in a Healthy Person. Neurohumoral Regulation of the Minute Volume of Blood Circulation at Rest. 1. Hyperkinetic Type]. Fiziologiya cheloveka [Human Physiology], 1992, vol. 18, no. 6, p. 86. (in Russ.)
11. Shaykhelislamova M.V., Dikopolskaya N.B., Bilalova G.A. et al. Age Changes of Parameters of the Cardiovascular System in Children with Violation. Drug Invention Today, 2018, vol. 10, no. 2, pp. 2972–2976.
12. Akınoğlu B., Nezire K. Determination of Physical Fitness Level in Children with Hemiparetic and Diparetic Cerebral Palsy. Turkish J Physiother Rehabil, 2018, vol. 29, pp. 11–18.
13. Cappagli G., Finocchietti S., Cocchi E. et al. Audio Motor Training Improves Mobility and Spatial Cognition in Visually Impaired Children. Sci Rep, 2019, vol. 9 (1), p. 3303. DOI: 10.1038/s41598-019-39981-x
14. Demirturk F., Kaya M. Physical Education Lessons and Activity Status of Visually Impaired and Sighted Adolescents. Med Sci Monit., 2015, vol. 21, pp. 3521–3527. DOI: 10.12659/MSM.895038
15. Li Shufeng, Pan Yiguo, Xu Jingjing et al. Effects of Physical Exercise on Macular Vessel Density and Choroidal Thickness in Children. Sci Rep., 2021, vol. 11 (1), p. 2015. DOI: 10.1038/s41598-021-81770-y
16. Karakoc O. Muscle Strength and Flexibility without and with Visual Impairments Judoka’s. Int Educ Stud., 2016, vol. 9, pp. 12–17. DOI: 10.5539/ies.v9n5p12
17. Karakoc O. The Investigation of Physical Performance Status of Visually and Hearing Impaired Applying Judo Training Program. J Educ Train Stud., 2016, vol. 4, pp. 10–17. DOI: 10.11114/jets.v4i6.1399
18. Kohda Yasuko, Monma Takafumi, Yamane Maki et al. Mental Health Status and Related Factors Among Visually Impaired Athletes. J. Clin. Med. Res., 2019, vol. 11 (11), pp. 729–739. DOI: 10.14740/jocmr3984
19. Ong Sharon R., Crowston Jonathan G., Loprinzi Paul D. Physical Activity, Visual Impairment, and Eye Disease. Eye (Lond), 2018, vol. 32 (8), pp. 1296–1303. DOI: 10.1038/s41433-018-0081-8
20. Sadowska D., Krzepota J. Assessment of Physical Activity of People with Visual Impairments and Individuals who Are Sighted Using the International Physical Activity Questionnaire and Actigraph. Journal of Visual Impairment & Blindness, 2015, vol. 109 (2), pp. 119–129. DOI: 10.1177/0145482X1510900207
21. Szalai I., Pálya F., Csorba A. et al. The Effect of Physical Exercise on the Retina and Choroid. Klin Monbl Augenheilkd, 2020, vol. 237 (4), pp. 446–449. DOI: 10.1055/a-1101-9288
Copyright (c) 2021 Человек. Спорт. Медицина
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.