ПСИХОМОТОРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ КИБЕРСПОРТСМЕНОВ, СПЕЦИАЛИЗИРУЮЩИХСЯ В ЖАНРЕ «ШУТЕРЫ»

  • А. В. Рубцов Московский городской педагогический университет, г. Москва, Россия https://orcid.org/0000-0003-4339-3150 alexey.rubtzov@gmail.com
  • Н. О. Рубцова Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма, г. Москва, Россия https://orcid.org/0000-0002-7176-7677 nataly.rubtzova@gmail.com
Ключевые слова: киберспорт, психомоторика, федерация компьютерного спорта России, шутеры, моторная обучаемость, тест Фукуда, мышечная дифференцировка, схема тела

Аннотация

Цель: изучение влияния киберактивности на психомоторные особенности кибер­спортсменов 18–20 лет, специализирующихся в жанре «шутеры». Организация и методы исследования. В исследовании приняли участие 40 человек. Возраст участников составил 18–20 лет, гендерный состав испытуемых являлся смешанным. Испытуемые были разделены по игровой специализации на 2 группы: Counter Strike и Warface. Среднее время киберактивности в неделю у испытуемых составило 30 ч. В качестве методов исследования были использованы: оценка точности воспроизведения заданного усилия, оценка уровня моторной обучаемости, оценка статического и динамического равновесия, оценка динамики нервно-мышечного утомления. Результаты. После игровой сессии динамика моторной обучаемости у группы Warface значительно превышает показатели группы Counter Strike. Обнаружено достоверное снижение показателей работоспособности мышц руки и кисти после игровой сессии в группе Warface. Мышечная дифференцировка у группы Counter Strike улучшается от попытки к попытке, тогда как у группы Warface наблюдается парадоксальное увеличение ошибки воспроизведения заданного усилия. Динамическое равновесие испытуемых характеризуется нормальными значениями угла смещения в тесте
Фукуда и избыточной ротацией у испытуемых группы Warface. Показатели статического равновесия обеих групп достоверно ниже нормы, при этом после игровой сессии группа Warface достоверно опережает группу Counter Strike. Заключение. Игровые сессии оказывают более выраженное влияние на психомоторные особенности киберспортсменов из группы Warface, чем на группу Counter Strike, вызывая улучшение показателей в одних тестах (проба Ромберга, моторная обучаемость) на фоне ухудшения в других (динамика нервно-мышечного утомления, тест Фукуды).

Информация об авторах

А. В. Рубцов , Московский городской педагогический университет, г. Москва, Россия

Кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры адаптологии и спортивной подготовки, Московский государственный педагогический университет. 105568, г. Москва

Н. О. Рубцова , Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма, г. Москва, Россия

Кандидат педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и методики адаптивной физической культуры, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма. 105122, г. Москва

Литература

1. Бахнова, Т.В. Изучение двигательного и вестибулярного анализаторов слабослышащих детей младшего школьного возраста / Т.В. Бахнова, Т.А. Андреенко // Физ. воспитание и спортив. тренировка. – 2019. – № 1 (27). – С. 138–142.
2. Войскунский, А.Е. Основные направления киберпсихологических исследований компьютерной игровой деятельности и геймеров / А.Е. Войскунский, Н.В. Богачева // Информационные системы для научных исследований: труды XV Всерос. объедин. конф. «Интернет и современное общество». СПб., 10–12 окт. 2012 г. – СПб., 2012. – С. 336–340.
3. Восприятие собственной схемы тела и тонус осевой мускулатуры у пациентов, принимающих нейролептики и анти-депрессанты / А.С. Зартор, А.В. Васильева, М.М. Михев, П.В. Попов // Докл. Академии наук. – 2012. – Т. 444, № 1. – С. 105–108.
4. Гаже П.-М. Постурология: регуляция и нарушения равновесия тела человека / П.-М. Гаже. – СПб.: СПбМАПО, 2008. – 314 с.
5. Демченская, Л.Г. Исследование влияния киберспорта на физическое и психическое здоровье / Л.Г. Демченская, Д.В. Чуйкина // Материалы конференции «Инновационные технологии в физическом воспитании и спорте», Тула, 23–24 нояб. – 2017. – С. 122–129.
6. Изучение взаимодействия зрительного и двигательного анализаторов человека при восприятии слабых световых стимулов / Ю.Г. Бурыкин, И.В. Буров, К.В. Наумов, Н.В. Тиде // Синергетика природных, технических и социально-экономических систем. – 2010. – № 8. – С. 77–83.
7. Нарушения схемы тела / Д.С. Петров, Ю.В. Теплякова, Е.О. Любимова, А.П. Филимонов // Материалы Межрегион. тематич. сб. науч. трудов «Актуальные проблемы клинической и экспериментальной патологии». – Рязань: Рязан. гос. мед. ун-т им. акад. И.П. Павлова, 2014. – С. 127–131.
8. Роль компенсаторных механизмов в развитии двигательного анализатора / И.Ю. Асмолов, Н.В. Журавская, Е.В. Махонин, Р.Л. Сиротинина // Теоретико-прикладные аспекты инклюзивной физической культуры в гуманитарных вузах: учеб.-метод. пособие. – Орел, 2017. – С. 137–140.
9. Стрельникова, Г.В. Особенности сенсомоторной и когнитивной сфер кибер-спортсменов, выступающих в разных дисциплинах / Г.В. Стрельникова, И.В. Стрельникова, Е.Л. Янкин // Наука и спорт: современные тенденции. – 2016. – Т. 12, № 3 (12). – С. 64–69.
10. Шутова, С.В. Сенсомоторные реакции как характеристика функционального состояния ЦНС / С.В. Шутова, И.В. Муравьева // Вестник Тамбов. ун-та. Серия: Естеств. и технич. науки. – 2013. – Т. 18. – Вып. 5. – С. 2831–2840.
11. Factors determining high efficiency of cyber athletes’ preparation for competitions / A. Bolotin, V. Bakayev, V. Sushchenko, Y. Chunguang // IOP Conference Series: Materials Science and Engineering. – IOP Publishing, 2019. – Vol. 497, no. 1. – P. 012054.
12. Hilvoorde, I. Embodiment and fundamental motor skills in eSports / I. Hilvoorde, N. Pot // Sport, Ethics and Philosophy. – 2016. – Vol. 10, no. 1. – P. 14–27.
13. Morie, J.F. Performing in (virtual) spaces: Embodiment and being in virtual environments / J.F. Morie // International Journal of Performance Arts and Digital Media. – 2007. – Vol. 3, no. 2–3. – P. 123–138.
14. Sergeev S. Usability of gaming environments in cybersport / S. Sergeev, A. Kaklauskas // MATEC Web of Conferences. – EDP Sciences, 2018. – Vol. 245. – P. 04016.
15. Sergeev, S. Cybersport within non-classical ergonomics of immersive and interactive environments / S. Sergeev, I. Burmistrov // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. – IOP Publishing, 2019. – Vol. 337, no. 1. – С. 012051.
16. Understanding Cyber Athletes Behaviour Through a Smart Chair: CS: GO and Monolith Team Scenario / A. Smerdov, A. Kiskun, R. Shaniiazov, A. Somov, E. Burnaev // In 2019 IEEE 5th World Forum on Internet of Things (WF-IoT). – P. 973–978.

References

1. Bahnova T.V., Andreenko T.A. [Study of Motor and Vestibular Analyzers of Hearing Impaired Children of Primary School Age]. Fizicheskoe vospitanie i sportivnaya trenirovka [Physical Education and Sports Training], 2019, no. 1, pp. 138–142. (in Russ.)
2. Voyskunskiy A.E., Bogacheva N.V. [Main Directions of Cyberpsychological Computer Gaming Research and Gamers]. Informacionnye sistemy dlya nauchnyh issledovaniy: Trudy XV Vserossiyskoy ob"edinennoy konferencii “Internet i sovremennoe obshchestvo” [Information Systems for Scientific Research. Works of the XV All-Russian Joint Conference Internet and Modern Society], 2012, pp. 336–340. (in Russ.)
3. Zartor A.S., Vasil'eva A.V., Mihev M.M., Popov P.V. [Perception of Own Body Pattern and Axial Muscle Tone in Patients Taking Neuroleptics and Antidepressants]. Doklady Akademii nauk [Reports of Academy of Sciences], 2012, vol. 444, no. 1, pp. 105–108. (in Russ.) DOI: 10.1134/S0012496612030039
4. Gazhe P.M. Posturologiya: regulyaciya i narusheniya ravnovesiya tela cheloveka [Posturology. Regulation and Imbalance of the Human Body]. St. Petersburg, 2008. 314 p.
5. Demchenskaya L.G., Chuykina D.V. [Research into the Impact of Cyber Sports on Physical and Mental Health]. Materialy konferencii “Innovacionnye tekhnologii v fizicheskom vospitani i isporte” [Materials of the Conference Innovative Technologies in Physical Education and Sports], 2017, pp. 122–129. (in Russ.)
6. Burykin Y.G., Burov I.V., Naumov K.V., Tide N.V. [Study of Interaction of Human Visual and Motor Analyzers in Perception of Weak Light Stimuli]. Sinergetika prirodnykh, tekhnicheskikh i sotsial’no-ekonomicheskikh sistem [Synergistics of Natural, Technical and Socio-Economic Systems], 2010, no. 8, pp. 77–83. (in Russ.)
7. Petrov D.S., Teplyakova Yu.V., Lyubimova E.O., Filimonov A.P. [Bodyschemedisorders]. Materialy Mezhregional'nogo tematicheskogo sbornika nauchnyh trudov “Aktual'nye problemy klinicheskoy i eksperimental'noy patologii”. [Materials of the Interregional Thematic Collection of Scientific Works Topical Problems of Clinical and Experimental Pathology], Ryazan, 2014, pp. 127–131. (in Russ.)
8. Asmolov I., Zhuravskaya N., Mahonin E., Sirotinina R. [The Role of Compensator Mechanisms in the Development of the Motor Analyzer]. Teoretiko-prikladnye aspekty inklyuzivnoy fizicheskoy kul'tury v gumanitarnyh vuzah [Theoretical and Applied Aspects of Inclusive Physical Culture of Humanitarian Universities], 2017, pp. 137–140. (in Russ.)
9. Strel'nikova G.V., Strel'nikova I.V., Yankin E.L. [Features of Sensomotor and Cognitive Spheres of Cyber Athletes Acting in Different Disciplines]. Nauka i sport: sovremennye tendencii [Science and Sport: Current Trends], 2016, vol. 12, no. 3, pp. 64–69. (in Russ.)
10. Shutova S.V., Murav'eva I.V. [Sensomotor Reactions as a Characteristic of the Functional State of the CNS]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Estestvennye i tekhnicheskie nauki [Tambov University. Series: Natural and Technical Sciences], 2013, vol. 18, no. 5, pp. 2831–2840. (in Russ.)
11. Bolotin A., Bakayev V., Sushchenko V., Chunguang Y. Factors Determining High Efficiency of Cyber Athletes’ Preparation for Competitions. IOP Conference Series: Materials Science and Engineering, 2019, vol. 497, no. 1, 012054 p. DOI: 10.1088/1757-899X/497/1/012054
12. Hilvoorde I., Pot N. Embodiment and Fundamental Motor Skills in eSports. Sport, Ethics and Philosophy, 2016, vol. 10, no. 1, pp. 14–27. DOI: 10.1080/17511321.2016.1159246
13. Morie J.F. Performing in (Virtual) Spaces: Embodiment and Being in Virtual Environments. International Journal of Performance Arts and Digital Media, 2007, vol. 3, no. 2–3, pp. 123–138. DOI: 10.1386/padm.3.2-3.123_1
14. Sergeev S., Kaklauskas A. Usability of Gaming Environments in Cybersport. MATEC Web of Conferences. EDP Sciences, 2018, vol. 245, p. 04016. DOI: 10.1051/matecconf/201824504016
15. Sergeev S., Burmistrov I. Cybersport within Non-Classical Ergonomics of Immersive and Interactive Environments. IOP Conference Series: Earth and Environmental Science, 2019, vol. 337, no. 1, p. 012051. DOI: 10.1088/1755-1315/337/1/012051
16. Smerdov A., Kiskun A., Shaniiazov R. et al. Understanding Cyber Athletes Behaviour Through a Smart Chair: CS: GO and Monolith Team Scenario. In 2019 IEEE 5th World Forum on Internet of Things (WF-IoT), pp. 973–978. DOI: 10.1109/WF-IoT.2019.8767295
Опубликован
2021-12-23
Как цитировать
Рубцов, А., & Рубцова, Н. (2021). ПСИХОМОТОРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ КИБЕРСПОРТСМЕНОВ, СПЕЦИАЛИЗИРУЮЩИХСЯ В ЖАНРЕ «ШУТЕРЫ». Человек. Спорт. Медицина, 21(3), 108-115. https://doi.org/10.14529/hsm210313
Раздел
Спортивная тренировка