УПРАЖНЕНИЯ НА БАТУТЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ СНОУБОРДИНГОМ
Аннотация
Цель исследования – выявить условия повышения эффективности использования упражнений на батуте как средства развития координационных способностей подростков, занимающихся сноубордингом. Материалы и методы. В исследовании приняли участие 12 подростков 10–13 лет, занимающихся сноубордингом. Проводилась верификация рабочей гипотезы о том, что эффективность использования упражнений на батуте как средства развития координационных способностей подростков, занимающихся сноубордингом, повысится, если наряду с упражнениями из положения стоя используются упражнения из положения лежа на спине и лежа на животе, а также более широко применяются метод сопряженного воздействия с использованием доски для батута, а также метод расчлененного обучения при освоении внеосевых вращений (корк, родео). Для оценки координационных способностей в ациклических локомоциях использовалось контрольное упражнение «Прыжок на месте с поворотом на максимальное число градусов», вестибулярная устойчивость оценивалась посредством пробы Яроцкого. Расчет достоверности различий средних результатов проводился с помощью Т-критерия Вилкоксона. Результаты. Занятия на батуте по традиционной методике способствовали достоверному росту результата прыжка на максимальное количество градусов вправо (p < 0,05) и результата оценки двигательной асимметрии при выполнении прыжков влево и вправо (p < 0,01). Использование упражнений на батуте по предложенной авторами методике способствовало развитию вестибулярной устойчивости (p < 0,05), координационных способностей в ациклических локомоциях при выполнении прыжка не только вправо (p < 0,05), но и влево (p < 0,01). Динамика результатов оценки двигательной асимметрии не была подтверждена статистически. Выводы. Предложенная методика батутной подготовки обусловливает более выраженный положительный эффект в развитии координационных способностей подростков-сноубордистов, способствует снижению двигательной асимметрии, что позволяет избегать технических ошибок при выполнении элементов сноубординга, а значит, и минимизировать риски получения начинающими спортсменами травм.
Литература
2. Анцыперов, В.В. Координационная тренировка в подготовке юных дзюдоистов / В.В. Анциперов, М.В. Филиппов, Т.А. Иванова // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. – http://science-education.ru/ru/ article/view?id = 19021 (дата обращения: 22.03.2020).
3. Байковский, Ю.В. Психологическая классификация видов спорта по уровню экстремальности / Ю.В. Байковский, А.В. Пилькевич // Экстрем. деятельность человека. – 2016. – № 4. – С. 32–35.
4. Ботяев, В.Л. Координационные способности как фактор повышения надежности и качества исполнения сложных технических элементов спортсменами-сноубордистами / В.Л. Ботяев, А.А. Шалманов // Экстрем. деятельность человека. – 2014. – № 4. – С. 35–37.
5. Лапшина, Н.Ю. Зависимость стиля катания сноубордиста от его психических свойств и физических качеств / Н.Ю. Лапшина // Казан. пед. журнал. – 2015. – № 5-1. – С. 189–194.
6. Ловягина, А.Е. Показатели спортивного травматизма у представителей экстремальных видов спорта с разными особенностями психической саморегуляции / А.Е. Ловягина, Е.Е. Хвацкая, Д.Н. Волков // Человек. Спорт. Медицина. – 2019. – Т. 19, № 1. – С. 117–123.
7. Лях, В.И. О концепциях, задачах, месте и основных положениях координационной подготовки в спорте / В.И. Лях, Е. Садовски // Теория и практика физ. культуры. – 1999. – № 5. – С. 40–46.
8. Муравьев-Андрейчук, В.В. Использование средств развития двигательно-координационных способностей сноубордистов с отклонениями по слуху / В.В. Муравьев-Андрейчук, Н.Б. Котелевская, А.А. Злыднев // Адаптив. физ. культура. – 2014. – №3 (59). – С. 22–23.
9. Назаренко, Л.Д. Концепция классификации двигательных координаций / Л.Д. Назаренко // Теория и практика физ. культуры. – 2015. – № 3. – С. 99–101.
10. Рысакова, О.Г. Изучение и оценка физической подготовленности квалифицированных спортсменов-сноубордистов с нарушением слуха / О.Г. Рысакова, А.С. Махов // Теория и практика физ. культуры. – 2017. – № 5. – С. 25.
11. Формирование вестибулярной устойчивости у спортсменов-танцоров / П.С. Шапошникова, М.А. Терехова, Д.И. Дегтярева, Е.П. Прописнова // Ученые записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта. – 2017. – № 4 (146). – С. 251–253.
12. Черепов, Е.А. Изучение оздоровительного влияния занятий сноубордом студентами-старшекурсниками в качестве активного отдыха / Е.А. Черепов, А.С. Аминов, А.В. Шмидт // Человек. Спорт. Медицина. – 2013. – № 3. – С. 6–10.
13. Чертихина, Н.А. Поиск нетрадиционных средств совершенствования вестибулярной устойчивости у юных гимнасток / Н.А. Чертихина, Т.А. Шевчук // Физ. воспитание и спортив. тренировка. – 2012. – № 1 (3). – С. 34–38.
14. Al-Mamoori, A.H.D. Training program about using the trampoline and its impact on some mechanical indicators for players performance in order to cross the bar in the high jump phase / A.H.D. Al-Mamoori // Ученые записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта. – 2016. – № 1 (131) – С. 139–144.
15. Effectiveness of the conjugate influence method in improving static and dynamic balance in rhythmic gymnastics gymnasts / B Agostini, E. Palomares, F. Uchôa et al.// Journal of Physical Education and Sport (JPES). – 2019. – Vol. 19 (Supplement issue 4). – P. 1407–1417.
16. Krivokapic, D. Methods for evaluation of some psychomotor abilities / D. Krivokapic, G.D. Tanase // Sport Mont. – 2016. – Vol. 14 (2). – P. 17–19.
17. Moznik, M. Changes in physiological indicators during the first bungee jump / M. Moznik, M. Bakovic, H. Ajman // Sport Mont. – 2019. – Vol. 17 (2). – P. 35–39.
18. Phenomenon of nervous mental stability in extreme sports / L. Pshenychna, S. Kuzikova, B. Kuzikov et al. // Journal of Physical Education and Sport (JPES). – 2019. – Vol. 19 (Supplement issue 4). – P. 1349–1354.
19. Rehabilitation and recovery training after snowboard accidents / T. Kuepper, N. Huber, N. Netzer, V.Schoeff // Medicina Sportiva. – 2009. – Vol. 13 (1). – P. 1–4.
20. The effect of a trampoline-based training program on the muscle strength of the inferior limbs and motor proficiency in children with autism spectrum disorders / C. Lourenço, D. Esteves, R. Corredeira, A. Seabra // Journal of Physical Education and Sport (JPES). – 2015. – Vol. 15 (3). – P. 592–597.
References
1. Gorskaya I.Yu., Kharitonova L.G., Tereshchenko A.A., Krizhivetskaya O.V. [Analysis of the Informativeness of Tests for Assessing the Coordination Readiness of Athletes]. Sovremennyye problemy nauki i obrazovaniya [Modern Problems of Science and Education], 2017, no. 2. (in Russ.) Available at: http://science-education.ru/ru/article/view?id=26193 (accessed 24.02.2020).2. Antsyperov V.V., Filippov M.V., Ivanova T.A. [Coordination Training in the Preparation of Young Judokas]. Sovremennyye problemy nauki i obrazovaniya [Modern Problems of Science and Education], 2015, no. 1–1. (in Russ.) Available at: http://science-education.ru/ru/article/view?id=19021 (accessed 22.03.2020).
3. Baykovskiy Yu.V., Pil’kevich A.V. [Psychological Classification of Sports According to the Level of Extreme]. Ekstremal’naya deyatel’nost’ cheloveka [Extreme Human Activity], 2016, no. 4, pp. 32–35. (in Russ.)
4. Botyayev V.L., Shalmanov A.A. [Coordination Abilities as a Factor of Increasing the Reli-ability and Quality of Performance of Complex Technical Elements by Sportsmen-Snowboarders]. Ekstremal’naya deyatel’nost’ cheloveka [Extreme Human Activity], 2014, no. 4, pp. 35–37. (in Russ.)
5. Lapshina N.Yu. [Dependence of the Snowboarder's Riding Style on his Mental Properties and Physical Qualities]. Kazanskiy pedagogicheskiy zhurnal [Kazan Pedagogical Journal], 2015, no. 5–1, pp. 189–194. (in Russ.)
6. Lovyagina A.E., Khvatskaya E.E., Volkov D.N. Indicators of Sports Injuries among Rep-resentatives of Extreme Sports with Different Characteristics of Mental Self-Regulation. Human. Sport. Medicine, 2019, vol. 19, no. 1, pp. 117–123. (in Russ.) DOI: 10.14529/hsm190116
7. Lyakh V.I., Sadovski E. [About Concepts, Tasks, Place and Basic Provisions of Coordination Training in Sport]. Teoriya i praktika fizicheskoy kul’tury [Theory and Practice of Physical Culture], 1999, no. 5, pp. 40–46. (in Russ.)
8. Murav’yev-Andreychuk V.V., Kotelevskaya N.B., Zlydnev A.A. [The Use of Means for the Development of Motor-Coordinating Abilities of Snowboarders with Hearing Impairments]. Adaptivnaya fizicheskaya kul’tura [Adaptive Physical Culture], 2014, no. 3 (59), pp. 22–23. (in Russ.)
9. Nazarenko L.D. [The Concept of Classification of Motor Coordination]. Teoriya i praktika fizicheskoy kul’tury [Theory and Practice of Physical Culture], 2015, no. 3, pp. 99–101. (in Russ.)
10. Rysakova O.G., Makhov A.S. [Study and Assessment of Physical Fitness of Qualified Athletes-Snowboarders with Hearing Impairment]. Teoriya i praktika fizicheskoy kul’tury [Theory and Practice of Physical Culture], 2017, no. 5, p. 25.
11. Shaposhnikova P.S., Terekhova M.A., Degtyareva D.I., Propisnova E.P. [Formation of Vestibular Stability in Athletes-Dancers]. Uchenyye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific notes of the P.F. Lesgaft], 2017, no. 4 (146), pp. 251–253. (in Russ.)
12. Cherepov E.A., Aminov A.S., Shmidt A.V. Study of the Health-Improving Influence of Snowboarding by Senior Students as Active Rest. Human. Sport. Medicine, 2013, no. 3, pp. 6–10. (in Russ.)
13. Chertikhina N.A., Shevchuk T.A. [Search for Non-Traditional Means of Improving Vestibular Stability in Young Gymnasts]. Fizicheskoye vospitaniye i sportivnaya trenirovka [Physical Education and Sports Training], 2012, no. 1 (3), pp. 34–38. (in Russ.)
14. Al-Mamoori A.H.D. Training Program About Using the Trampoline and its Impact on Some Mechanical Indicators for Players Performance in Order to Cross the Bar in the High Jump Phase. Scientific notes of the P.F. Lesgaft, 2016, no. 1 (131), pp. 139–144.
15. Agostini B., Palomares E., Uchôa F. et al. Effectiveness of the Conjugate Influence Method in Improving Static and Dynamic Balance in Rhythmic Gymnastics Gymnasts. Journal of Physical Education and Sport (JPES), 2019, vol. 19, iss. 4, pp. 1407–1417.
16. Krivokapic D., Tanase G.D. Methods for Evaluation of Some Psychomotor Abilities. Sport Mont, 2016, vol. 14 (2), pp. 17–19.
17. Moznik M., Bakovic M., Ajman H. Changes in Physiological Indicators During the First Bungee Jump. Sport Mont, 2019, vol. 17 (2), pp. 35–39. DOI: 10.26773/smj.190606
18. Pshenychna L., Kuzikova S., Kuzikov B. et al. Phenomenon of Nervous Mental Stability in Extreme Sports. Journal of Physical Education and Sport (JPES), 2019, vol. 19, iss. 4, pp. 1349–1354.
19. Kuepper T., Huber N., Netzer N., Schoeff V. Rehabilitation and Recovery Training After Snowboard Accidents. Medicina Sportiva, 2009, vol. 13 (1), pp. 1–4. DOI: 10.2478/v10036-009-0001-x
20. Lourenço C., Esteves D., Corredeira R., Seabra A. The Effect of a Trampoline-Based Training Program on the Muscle Strength of the Inferior Limbs and Motor Proficiency in Children with Autism Spectrum Disorders. Journal of Physical Education and Sport (JPES), 2015, vol. 15 (3), pp. 592–597.
Copyright (c) 2021 Человек. Спорт. Медицина
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.