ПРЕОДОЛЕНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ КАК УСЛОВИЕ ПОДДЕРЖАНИЯ ЖИЗНЕСПОСОБНОСТИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПОРТСМЕНОК
Аннотация
Цель исследования: выявить особенности преодоления спортсменками состояния соревновательной тревожности. Материалы и методы. Все обследованные 113 студенток – высококвалифицированных спортсменок разделены на две группы: представители командных (n = 34) и индивидуальных видов спорта (n = 79). Применялись «Тест копинг-навыков спортсмена – ACSI-28» и «Тест состояния соревновательной тревожности – CSAI-2». Полученные результаты представлены в виде графических объектов с указанием распределения уровней в процентах. Результаты. Соревновательную тревожность чаще отмечают у себя спортсменки индивидуальных видов спорта. На относительно высоком уровне спортсменки командных видов спорта реализуют копинги «Обучаемость» и «Высшее достижение под действием стресса». Заключение. Полученные результаты позволят оптимизировать психологическое сопровождение подготовки студентов-спортсменов.
Литература
2. Джиоев, С.М. Взаимосвязь мотивации и тревожности у спортсменов / С.М. Джиоев // Наука 21 века: вопросы, гипотезы, ответы. – 2016. – № 4 (19). – С. 45–48.
3. Довжик, Л.М. Связь предсоревновательной тревоги и копинг-навыков спортсменов подросткового возраста / Л.М. Довжик, К.А. Бочавер // Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии. – 2018. – № 1. – С. 35–40.
4. Рыльская, Е.А. Комплексное исследование жизнеспособности человека и семьи: теория, эмпирика, перспективы / Е.А. Рыльская // Социальная психология и общество. – 2017. – Т. 8, № 1. – С. 163–167. DOI: 10.17759/ sps.2017080110
5. Рыльская, Е.А. Гендерные особенности структуры интегральной индивидуальности студентов / Е.А. Рыльская, Л.Д. Мошкина // Science for Education Today. – 2020. – Т. 10, № 3. – С. 45–64. DOI: 10.15293/2658-6762.2003.03
6. Эрлих, В.В. Цифровизация технологий оперативной диагностики функциональных резервов и оценки подготовленности спортсменов / В.В. Эрлих, Д.З. Шибкова, П.А. Байгужин // Человек. Спорт. Медицина. – 2020. – Т. 20, № 1. – С. 52–66. DOI: 10.14529/ hsm200107
7. Correia, M. Anxiety in Athletes: Gender and Type of Sport Differences / M. Correia, A. Rosado // International journal of psychological research. – 2019. – Vol. 12 (1). – P. 9–17. DOI: 10.21500/20112084.3552
8. Cox, R.Н. Measuring anxiety in athletics: the revised competitive state anxiety inventory-2 / R.H. Cox, M.P. Martens, W.D. Russell // Journal of Sport and Exercise Psychology. – 2003. – Vol. 25, no. 4. – P. 519–533. DOI: 10.1123/jsep.25.4.519
9. Gligor, S. Anxiety of students practising competitive sports: part of a vicious circle, or not? / S. Gligor, M. Oravitan, C. Pantea // South African journal for research in sport physical education and recreation. – 2021. – Vol. 43, no. 2. – P. 47–58.
10. Team sport athletes may be less likely to suffer anxiety or depression than individual sport athletes / E. Pluhar, C. McCracken, K.L. Griffith et al. // Journal of Sports Science and Medicine. – 2019. – Vol. 18 (3). – P. 490–496.
11. Trait anxiety as a risk factor for musculoskeletal injury in athletes: a critically appraised topic / J.A. Cagle, K.B. Overcash, D.P. Rowe, A.R. Needle // International journal of athletic therapy & training. – 2017. – Vol. 22 (3). – P. 26–31. DOI: 10.1123/ijatt.2016-0065
References
1. Bochaver K.A., Dovzhik L.M., Kukshina A.A. [Coping of Professional Athletes with Stress and Approbation of the Athletic Coping Skills Inventory – ACSI-28]. Sportivniy psiholog [Sports Psychologist], 2014, vol. 33, no. 2, pp. 80–85. (in Russ.)2. Dzhioev S.M. [The Relationship Between Motivation and Anxiety in Athletes]. Nauka 21 veka: voprosy, gipotezy, otvety [21st Century Science. Questions, Hypotheses, Answers], 2016, no. 4 (19), pp. 45–48. (in Russ.)
3. Dovzhik L.M., Bochaver K.A. [The Relationship Between Competitive Anxiety and Adolescent Athlete's Coping Skills]. Aktual'nye problemy i perspektivy razvitiya sovremennoy psihologii [Actual Problems and Prospects of Development of Modern Psychology], 2018, no. 1, pp. 35–40. (in Russ.)
4. Ryl'skaya E.A. [The Integrative Research of the Resilience of a Person and the Family. The Theory, Experience, Perspectives]. Sotsial'naya psikhologiya i obshchestvo [Social Psychology and Society], 2017, vol. 8, no. 1, pp. 163–167. (in Russ.) DOI: 10.17759/sps.2017080110
5. Ryl'skaya E.A., Moshkina L.D. Integral Individuality of Students. Gender Characteristics of the Structure. Science for Education Today, 2020, vol. 10, no. 3, pp. 45–64. DOI: 10.15293/2658-6762.2003.03
6. Erlikh V.V., Shibkova D.Z., Baiguzhin P.A. Digitalization of Operational Diagnostics of Functional Reserves and Assessment of Athletic Fitness. Human. Sport. Medicine, 2020, vol. 20, no. 1, pp. 52–66. (in Russ.) DOI: 10.14529/hsm200107
7. Correia M., Rosado A. Anxiety in Athletes: Gender and Type of Sport Differences. International Journal of Psychological Research, 2019, vol. 12 (1), pp. 9–17. DOI: 10.21500/20112084.3552
8. Cox R.Н., Martens M.P., Russell W.D. Measuring Anxiety in Athletics: the Revised Competitive State Anxiety Inventory-2. Journal of Sport and Exercise Psychology, 2003, vol. 25, no. 4, pp. 519–533. DOI: 10.1123/jsep.25.4.519
9. Gligor S., Oravitan M., Pantea C. Anxiety of Students Practising Competitive Sports: Part of a Vicious Circle, or not? South African Journal for Research in Sport Physical Education and Recreation, 2021, vol. 43, no. 2, pp. 47–58.
10. Pluhar E., McCracken C., Griffith K.L. et al. Team Sport Athletes may be Less Likely to Suffer Anxiety or Depression than Individual Sport Athletes. Journal of Sports Science and Medicine, 2019, vol. 18 (3), pp. 490–496.
11. Cagle J.A., Overcash K.B., Rowe D.P., Needle A.R. Trait Anxiety as a Risk Dactor for Musculoskeletal Injury in Athletes: a Critically Appraised Topic. International Journal of Athletic Therapy & Training, 2017, vol. 22 (3), pp. 26–31. DOI: 10.1123/ijatt.2016-0065
Copyright (c) 2022 Человек. Спорт. Медицина
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.