КОЛИЧЕСТВЕННОЕ ИЗМЕРЕНИЕ ГАРМОНИЧНОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ СООТНОШЕНИЯ КОГНИТИВНЫХ И МОТОРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

  • С. В. Барбашов Югорский государственный университет, Ханты-Мансийск, Россия https://orcid.org/0000-0001-9996-2928 svbarbashov@yandex.ru
  • Н. И. Батанцев Ханты-Мансийская государственная медицинская академия, Ханты-Мансийск, Россия https://orcid.org/0000-0002-9211-9281 ni.batancev@hmgma.ru
Ключевые слова: дошкольники 5–6 лет, моторные и когнитивные способности, индекс гармоничности развития

Аннотация

Цель исследования: разработать и обосновать использование в физическом воспитании частных количественных и интегрального показателей гармоничности моторного и когнитивного развития дошкольника. Материалы и методы. В исследовании приняли участие 50 детей 5–6 лет, обучающихся в детских дошкольных учреждениях г. Ханты-Мансийска. Определялись актуальные уровни моторного и когнитивного развития. Моторные способности оценивались тестами кондиционных и координационных свойств. Когнитивные способности детей были представлены показателями словесно-логического и наглядно-образного мышления. Результаты. Исследования не выявили значимых коэффициентов корреляции между показателями когнитивного и моторного развития и существенно не отличались от результатов ранее выполненных исследований. Впоследствии полученные значения были модифицированы в индексы когнитивного (ICD) и моторного (IMD) развития. В завершающей части исследования был предложен индекс гармонизации (HI) развития дошкольника, который на количественно-качественном уровне позволил оценить соотношение уровней развития когнитивных и моторных свойств. Разработанные индексы были применены в обосновании программы физического развития дошкольников с использованием элементов спортивных игр. Заключение. Исследование показало не только достоверные приросты на уровне (р ≤ 0,05) по частным показателям когнитивного и моторного развития, но и существенное увеличение степени взаимосвязи, выражаемой индексом гармоничности (HI). Изменения в экспериментальной группе составили от 5,7 ± 0,7 до 7,5 ± 0,7, против 5,3 ± 0,8 в начале освоения программы и 5,6 ± 0,8 к концу исследования в контрольной группе.

Информация об авторах

С. В. Барбашов , Югорский государственный университет, Ханты-Мансийск, Россия

Доктор педагогических наук, профессор, профессор высшей школы физической культуры и спорта, Югорский государственный университет. Россия, 628012, Ханты-Мансийск, ул. Чехова, д. 16.

Н. И. Батанцев , Ханты-Мансийская государственная медицинская академия, Ханты-Мансийск, Россия

Ассистент, Ханты-Мансийская государственная медицинская академия. Россия, 628007, Ханты-Мансийск ул. Строителей, д. 123.

Литература

1. Батанцев, Н.И. Технологическое обоснование модели гармонизации физического и умственного развития в физическом воспитании детей 5–6 лет на основе использования элементов спортивных игр / Н.И. Батанцев, С.В. Барбашов // Обучение и воспитание: методики и практика. – 2016. – № 30-2. – С. 109–113.
2. Дворкина, Н.И. Развитие физических способностей и мышления детей 6–7 лет в условиях игровой деятельности / Н.И. Дворкина, О.С. Трофимова // Физ. культура, спорт – наука и практика. – 2011. – № 1. – С. 31–34.
3. Загорная, Е.В. Настольная книга детского психолога / Е.В. Загорная. – СПб.: Наука и техника. – 2010. – 304 с.
4. Немов, Р.С. Психология / Р.С. Немов. – М.: Гуманитар. издат. центр ВЛАДОС, 2020. – 687 с.
5. Стародубцева, И.В. Некоторые итоги исследования корреляционной зависимости показателей интеллектуального и двигательного развития старших дошкольников / И.В. Стародубцева // Физ. культура: воспитание, образование, тренировка. – 2008. – № 6. – С. 55–65.
6. Bonifacci, P. Children with low motor ability have lower visual-motor integration ability but unaffected perceptual skills / P. Bonifacci // Human Movement Science. – 2004. – Vol. 23. – Iss. 2 – P. 157–168. DOI: 10.1016/j.humov.2004.08.002
7. Effects of Physical Activity on Motor Skills and Cognitive Development in Early Childhood: A Systematic Review / N. Zeng, M. Ayyub, H. Sun et al. // BioMed Research International. – 2017. – Article ID 2760716. DOI: 10.1155/2017/2760716
8. Fundamental Movement Skills in Children and Adolescents: Review of Associated Health Benefits / D.R. Lubans, P.J. Morgan, D.P. Cliff et al. // Sports Medicine. – 2010. –Vol. 40 (12). – Article ID 10191035. DOI: 10.2165/11536850-000000000-00000
9. Physical Activity, Fitness, Cognitive Function, and Academic Achievement in Children / J.E. Donnelly, C.H. Hillman, D. Castelli et al. // Medicine & Science in Sports & Exercise. – 2016. – Vol. 48, no. 6. – P. 1197–1222. DOI: 10.1249/MSS.0000000000000901
10. The Development of Motor and Pre-literacy Skills by a Physical Education Program in Preschool Children: A Non-randomized Pilot Trial / G. Battaglia, M. Alesi, G. Tabacchi et al. // Frontiers in Psychology. – 2019. – Vol. 9. – Р. 2694. DOI: 10.3389/fpsyg.2018.02694
11. The relationship between motor skills and cognitive skills in 4–16 year old typically developing children: A systematic review / I.M.J. Van der Fels, S.C.M. Wierike, E. Hartman et al. // Journal of Science and Medicine in Sport. – 2015. – Vol. 18 (6). – P. 697–703. DOI: 10.1016/j.jsams.2014.09.007

References

1. Batancev N.I. Barbashov S.V. [Technological Substantiation of the Model of Harmonization of Physical and Mental Development in Physical Education of Children 5–6 Years Old Based on the Use of Elements of Sports Games]. Obuchenie i vospitanie: metodiki i praktika [Training and Education. Methods and Practice], 2016, no. 30-2, pp. 109–113. (in Russ.)
2. Dvorkina N.I., Trofimova O.S. [Development of Physical Abilities and Thinking in 6–7 Aged Children in the Conditions of Playing Activity]. Fizicheskaya kul'tura, sport – nauka i prak-tika [Physical Education, Sports – Science and Practice], 2011, no. 1, pp. 31–34. (in Russ.)
3. Zagornaya E.V. Nastol'naya kniga detskogo psihologa [The Handbook of a Child Psychologist]. St. Petersburg, Science and Technique Publ., 2010. 304 p.
4. Nemov R.S. Psihologiya [Psychology]. Moscow, VLADOS Publ., 2020. 687 p.
5. Starodubtseva I.V. [Some Results of the Study of the Correlation Dependence of Indicators of Intellectual and Motor Development of Senior Preschoolers]. Fizicheskaya kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka [Physical Culture. Upbringing, Education, Training], 2008, no. 6, pp. 55–65. (in Russ.)
6. Bonifacci P. Children with Low Motor Ability have Lower Visual-Motor Integration Ability but Unaffected Perceptual Skills. Human Movement Science, 2004, vol. 23, iss. 2, pp. 157–168. DOI: 10.1016/j.humov.2004.08.002
7. Zeng N., Ayyub M., Sun H. et al. Effects of Physical Activity on Motor Skills and Cognitive Development in Early Childhood: A Systematic Review. BioMed Research International, 2017, art. ID 2760716. DOI: 10.1155/2017/2760716
8. Lubans D.R., Morgan P.J., Cliff D.P. et al. Fundamental Movement Skills in Children and Adolescents: Review of Associated Health Benefits. Sports Medicine, 2010, vol. 40 (12), art. ID 10191035. DOI: 10.2165/11536850-000000000-00000
9. Donnelly J.E., Hillman C.H., Castelli D. et al. Physical Activity, Fitness, Cognitive Function, and Academic Achievement in Children. Medicine & Science in Sports & Exercise, 2016, vol. 48, no. 6, pp. 1197–1222. DOI: 10.1249/MSS.0000000000000901
10. Battaglia G., Alesi M., Tabacchi G. et al. The Development of Motor and Pre-literacy Skills by a Physical Education Program in Preschool Children: A Non-randomized Pilot Trial. Frontiers in Psychology, 2019, vol. 9, p. 2694. DOI: 10.3389/fpsyg.2018.02694
11. Van der Fels I.M.J., Wierike S.C.M., Hartman E. et al. The Relationship between Motor Skills and Cognitive Skills in 4–16 Year Old Typically Developing Children: A Systematic Review. Journal of Science and Medicine in Sport, 2015, vol. 18 (6), pp. 697–703. DOI: 10.1016/j.jsams.2014.09.007
Опубликован
2022-06-10
Как цитировать
Барбашов, С., & Батанцев, Н. (2022). КОЛИЧЕСТВЕННОЕ ИЗМЕРЕНИЕ ГАРМОНИЧНОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ СООТНОШЕНИЯ КОГНИТИВНЫХ И МОТОРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ. Человек. Спорт. Медицина, 22(S1), 41-45. https://doi.org/10.14529/hsm22s107
Раздел
Спортивная тренировка