МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДАУНА ДВИГАТЕЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЯМ

  • С. Ю. Максимова Волгоградская государственная академия физической культуры, Волгоград, Россия https://orcid.org/0000-0002-5469-746X mal-msy@rambler.ru
  • Д. С. Губарева Волгоградская государственная академия физической культуры, Волгоград, Россия https://orcid.org/0000-0002-1379-4693 fedorovadaria2013@yandex.ru
Ключевые слова: синдром Дауна, обучение двигательным действиям

Аннотация

Цель исследования – изучить специфику обучения детей с синдромом Дауна двигательным действиям, выявить наиболее эффективные методические приемы, позволяющие повысить результативность этого процесса. Организация и методы исследования. В исследовании приняли участие 16 детей с синдромом Дауна в возрасте от 5 до 12 лет, являющиеся воспитанниками Центра адаптивной физической культуры для лиц с ограниченными возможностями здоровья «Без границ» г. Волгограда. В качестве критериев оценки эффективности апробируемых методических приемов выступали показатели качества движения, оцениваемые при помощи педагогических наблюдений по пятибалльной шкале. Наблюдение проводилось в течение 12 занятий, которые проходили 2 раза в неделю. Результаты. По оценке качества обучения движения было выявлено, что этот показатель не меняется в зависимости от того, в какой части занятия было разучивание движения, изучаемые характеристики  оказались почти одинаковыми. Также результаты исследования показали, что качество освоения движения повышается, если в процессе обучения  использовать публичную похвалу двигательной деятельности, пассивное исправление ошибок. Дальнейшие исследования выявили, что если разучивать с детьми сложное движение по частям, то результат обучения снижается от части к части упражнения. Самый высокий результат в данных условиях проявляется в первой части движения. Заключение. Полученные исследовательские данные позволил увидеть, что дети с синдромом Дауна обучаемы двигательным действиям. Этот процесс возможен в любой части занятия. Его можно активизировать при помощи специальных методических приемов, а именно обучения движения целиком, использования публичного поощрения результатов обучения движениям, пассивного исправления двигательных ошибок.

Информация об авторах

С. Ю. Максимова , Волгоградская государственная академия физической культуры, Волгоград, Россия

Доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры теории и методики физического воспитания, Волгоградская государственная академия физической культуры. Россия, 400005, Волгоград, проспект имени Ленина, д. 78.

Д. С. Губарева , Волгоградская государственная академия физической культуры, Волгоград, Россия

Аспирант кафедры теории и методики физического воспитания, Волгоградская государственная академия физической культуры. Россия, 400005, Волгоград, проспект имени Ленина, д. 78.

Литература

1. Екжанова, Е.А. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями интеллекта: коррекционно-развивающее обучение и воспитание / Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2005. – 272 с.
2. Кузьмичев, Д.Е. Солнечные люди / Д.Е. Кузьмичев, Л.Р. Никулина, А.Ю. Ранеев // Здравоохранение Югры: опыт и инновации. – 2016. – № 2. – С. 60–68.
3. Медведев, И.Н. Функциональные особенности юных футболистов с синдромом Дау-на / И.Н. Медведев, А.С. Махов // Теория и практика физ. культуры. – 2020. – № 6. – С. 40.
4. Мурзина, О.П. Методы развития мелкой моторики детей с синдромом Дауна / О.П. Мурзина, Г.Г. Вербина // Вестник Кемеров. гос. ун-та. – 2016. – № 2. – С. 21–24.
5. Мухина, А.А. Использование приемов сенсомоторной коррекции при реабилитации детей с синдромом Дауна / А.А. Мухина, А.З. Дроздов, Б.М. Коган // Спец. образование. – 2014. – № 3. – С. 63–70.
6. Пигарева, В.Э. Особенности психолого-педагогического сопровождения ребенка с синдромом Дауна / В.Э. Пигарева // Сб. науч. тр. «Концепции современного образования: новации в системе научного знания». – Казань: СитИвент, 2020. – С. 160–163.
7. Порошина, Е.В. Реабилитация детей с синдромом Дауна в условиях специализированного реабилитационного центра / Е.В. Порошина, Т.Г. Евдущенко, О.С. Евтушенко // Междунар. невролог. журнал. – 2014. – № 3 (65). – С. 168–169.
8. Сиротюк, А.Л. Люди с синдромом Дауна в обществе и общество в людях с синдромом Дауна / А.Л. Сиротюк, А.С. Сиротюк // Материалы Всерос. науч.-практ. конф., 2018. – С. 5–6.
9. Стребелева, Е.А. Вариант индивидуальной программы воспитания, обучения и развития ребенка дошкольного возраста с интеллектуальным нарушением / Е.А. Стребелева // Дефектология. – 2002. – № 5. – С. 68–72.
10. Сурсимова, О.Ю. Особенности коррекционной работы с детьми с синдром Дауна / О.Ю. Сурсимова, Н.А. Федорова // Материалы Всерос. с междунар. участием науч.-практ. конф. «Проблемы и перспективы физического воспитания, спортивной тренировки и адаптивной физической культуры». – 2018. – С. 949–951.
11. Тимошенкова, Л.И. К вопросу социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста c нарушением интеллекта (синдром Дауна) / Л.И. Тимошенкова // Наука и образование: новое время. – Чебоксары. – 2020. – № 1 (19). – С.43–50.
12. Ульмисекова, Г.Б. Синдром Дауна. Проблемы и вопросы ранней диагностики / Г.Б. Ульмисекова // Kazakh Journal of Physical Medicine & Rehabilitation. – Нур-Султан. – 2020. – № 1 (30). – С. 25–29.
13. Фомина, Н.А. К вопросу использования сюжетно-ролевой ритмической гимнастики в процессе адаптивного физического воспитания детей с синдромом Дауна / Н.А. Фомина // Физ. воспитание и спортивная тренировка. – 2017. – № 2 (20). – С. 52–57.
14. Щукина, М.В. Социальная адаптация ребенка с синдромом Дауна в условиях детского сада / М.В. Щукина // Сахалинское образование XXI век. – Южно-Сахалинск. – 2019. – № 3. – С. 59–62.

References

1. Ekzhanova E.A., Strebeleva E.A. Programma doshkol’nykh obrazovatel’nykh uchrezhdeniy kompensiruyushchego vida dlya detey s narusheniyami intellekta: korrektsionno-razvivayushcheye obucheniye i vospitaniye [The Program of Preschool Educational Institutions of a Compensating Type for Children with Intellectual Disabilities. Correctional and Developmental Education and Upbringing]. 2nd ed. Moscow, Enlightenment Publ., 2005. 272 p.
2. Kuz’michev D.E., Nikulina L.R., Raneyev A.Yu. [Solar People]. Zdravookhraneniye Yugry: opyt i innovatsii [Healthcare of Yugra. Experience and Innovations], 2016, no. 2, pp. 60–68. (in Russ.)
3. Medvedev I.N., Makhov A.S. [Functional Features of Young Football Players with Down Syndrome]. Teoriya i praktika fizicheskoy kul’tury [Theory and Practice of Physical Culture], 2020, no. 6, p. 40. (in Russ.)
4. Murzina O.P., Verbina G.G. [Methods for the Development of Fine Motor Skills in Children with Down Syndrome]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Kemerovo State University], 2016, no. 2, pp. 21–24. (in Russ.)
5. Mukhina A.A., Drozdov A.Z., Kogan B.M. [The Use of Sensorimotor Correction Techniques in the Rehabilitation of Children with Down Syndrome]. Spetsial’noye obrazovaniye [Special Education], 2014, no. 3, pp. 63–70. (in Russ.)
6. Pigareva V.E. [Peculiarities of Psychological and Pedagogical Support of a Child with Down Syndrome]. Sbornik nauchnykh trudov “Kontseptsii sovremennogo obrazovaniya: novatsii v sisteme nauchnogo znaniya” [Collection of Scientific Works Concepts of Modern Education. Innovations in the System of Scientific Knowledge], 2020, pp. 160–163. (in Russ.)
7. Poroshina E.V., Evdushchenko T.G., Evtushenko O.S. [Rehabilitation of Children with Down Syndrome in a Specialized Rehabilitation Center]. Mezhdunarodnyy nevrologicheskiy zhurnal [International Neurological Journal], 2014, no. 3 (65), pp. 168–169. (in Russ.)
8. Sirotyuk A.L., Sirotyuk A.S. [People with Down Syndrome in Society and Society in People with Down Syndrome]. Materialy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Proceedings of the All-Russian Scientific and Practical Conference], 2018, pp. 5–6. (in Russ.)
9. Strebeleva E.A. [A Variant of an Individual Program for the Upbringing, Education and Development of a Preschool Child with an Intellectual Disability]. Defektologiya [Defectology], 2002, no. 5, pp. 68–72. (in Russ.)
10. Sursimova O.Yu., Fedorova N.A. [Features of Correctional Work with Children with Down Syndrome]. Materialy Vserossiyskoy s mezhdunarodnym uchastiyem nauchno-prakticheskoy konferentsii “Problemy i perspektivy fizicheskogo vospitaniya, sportivnoy trenirovki i adaptivnoy fizicheskoy kul’tury” [Materials of the All-Russian Scientific-Practical Conference with International Participation Problems and Prospects of Physical Education, Sports Training and Adaptive Physical Culture], 2018, pp. 949–951. (in Russ.)
11. Timoshenkova L.I. [On the Issue of Social and Communicative Development of Children of Senior Preschool Age with Intellectual Impairment (Down's Syndrome)]. Nauka i obrazovaniye: novoye vremya [Science and Education. New Time], 2020, no. 1 (19), pp. 43–50. (in Russ.)
12. Ul’misekova G.B. [Down Syndrome. Problems and Issues of Early Diagnosis]. Kazakh Journal of Physical Medicine & Rehabilitation, 2020, no. 1 (30), pp. 25–29. (in Russ.)
13. Fomina N.A. [On the Issue of Using Plot-Role Rhythmic Gymnastics in the Process of Adaptive Physical Education of Children with Down Syndrome]. Fizicheskoye vospitaniye i sportivnaya trenirovka [Physical Education and Sports Training], 2017, no. 2 (20), pp. 52–57. (in Russ.)
14. Shchukina M.V. [Social Adaptation of a Child with Down Syndrome in a Kindergarten]. Sakhalinskoye obrazovaniye XXI vek [Sakhalin Education XXI Century], 2019, no. 3, pp. 59–62. (in Russ.)
Опубликован
2022-09-05
Как цитировать
Максимова, С., & Губарева, Д. (2022). МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДАУНА ДВИГАТЕЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЯМ. Человек. Спорт. Медицина, 22(2), 158-163. https://doi.org/10.14529/hsm220219
Раздел
Восстановительная и спортивная медицина