ФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА УРОВЕНЬ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ

  • А. В. Мазикина Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова, Рязань, Россия https://orcid.org/0000-0001-8265-2536 anutte1@mail.ru
  • В. И. Дубяга Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова, Рязань, Россия https://orcid.org/0000-0001-7200-6864 valerymelanie13@gmail.com
  • М. В. Акулина Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова, Рязань, Россия https://orcid.org/0000-0002-3750-788X akulina_mariya@mail.ru
  • В. Д. Прошляков Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова, Рязань, Россия https://orcid.org/0000-0002-7170-6575 vdproshlyakov41@yandex.ru
  • Н. А. Куликова Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова, Рязань, Россия https://orcid.org/0000-0003-2188-1380 Torikula62@yndex.ru
Ключевые слова: состояние здоровья, уровень физической подготовленности, функциональное состояние студентов-медиков

Аннотация

Цель – оценить состояние здоровья и уровень физической подготовленности студентов первого курса лечебного и педиатрического факультетов, а также функциональное состояние выпускников этих факультетов как предикторов их готовности к работе в экстремальных условиях пандемии и других катастроф. Материалы и методы. Оценка состояния здоровья студентов-первокурсников определялась по итогам работы медицинской комиссии в начале учебного года. Уровень физической подготовленности оценивался по результатам бега на 2000 метров у девушек и на 3000 метров у юношей, характеризующих выносливость. Оценка функционального состояния и адаптационных резервов студентов 6-го курса определялась по вариабельности сердечного ритма (ПАРС). Результаты. Уровень состояния здоровья и физической подготовленности студентов, поступающих на первый курс лечебного и педиатрического факультетов, на протяжении последних лет низкий. Повысить уровень физической подготовленности студентов за период их обучения в вузе не всегда удаётся, что подтверждается результатами проведённых в разные годы функциональных обследований студентов 6-го курса, у которых оценка вариабельности сердечного ритма в состоянии покоя и после дозированной физической нагрузки показала, что у 27–30 % умеренная физическая нагрузка вызывает срыв адаптации. Заключение. Чтобы обеспечить высокий уровень физического состояния выпускников лечебного и педиатрического факультетов и готовность их успешно выполнять профессиональные обязанности в экстремальных условиях, необходимо повысить к ним требования по самоподготовке к физическим нагрузкам или ввести профессиональный отбор абитуриентов по состоянию здоровья при зачислении их на указанные факультеты.

Информация об авторах

А. В. Мазикина , Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова, Рязань, Россия

Студент 6-го курса лечебного факультета, Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова. Россия, 390026, Рязань, ул. Высоковольтная, д. 9.

В. И. Дубяга , Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова, Рязань, Россия

Студент 6-го курса лечебного факультета, Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова. Россия, 390026, Рязань, ул. Высоковольтная, д. 9.

М. В. Акулина , Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова, Рязань, Россия

Кандидат биологических наук, доцент, доцент кафедры нормальной физиологии с курсом психофизиологии, Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова. Россия, 390026, Рязань, ул. Высоковольтная, д. 9.

В. Д. Прошляков , Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова, Рязань, Россия

Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, доктор медицинских наук, профессор кафедры физического воспитания и здоровья, Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова. Россия, 390026, Рязань, ул. Высоковольтная, д. 9.

Н. А. Куликова , Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова, Рязань, Россия

Кандидат биологических наук, доцент, доцент кафедры нормальной физиологии с курсом психофизиологии, Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова. Россия, 390026, Рязань, ул. Высоковольтная, д. 9.

Литература

1. Баевский, Р.М. Прогнозирование состояния на грани нормы и патологии / Р.М. Баевский. – М.: Медицина, 1979. – 298 с.
2. Баранов, А.А. Состояние здоровья детей и подростков в современных условиях: проблемы, пути решения / А.А. Баранов // Рос. пед. журнал. – 2016. – № 1. – С. 5–8.
3. Вегетативная регуляция сердечного ритма у преподавателей высшей школы при использовании профилактических мероприятий / О.П. Стреляева, Э.Ш. Шаяхметова, Г.А. Шурухина и др. // Человек. Спорт. Медицина. – 2020. – Т. 20, № 51. – С. 13–19.
4. Девяткин, В.Д. Дополнительные методы развития выносливости у студентов / В.Д. Девяткин, Г.В. Пономарева, Г.В. Котова // Наука молодых. – 2016. – № 1. – С. 94–98.
5. Иванов, А.В. Системный подход к совершенствованию морфофункционального состояния студентов медицинского вуза на занятиях по физическому воспитанию / А.В. Иванов, М.М. Лапкин, В.Д. Прошляков // Физиологические основы здоровья студентов: труды межведомств. науч. совета по эксперимент. и приклад. физиологии. – 2001. – Т. 10. – С. 162–173.
6. Кострикова, И.В. Эффективность процесса физического воспитания студентов в условиях фармацевтического вуза / И.В. Кострикова, Г.М. Хайрисламова // Наука, техника и образование. – 2019. – № 11 (64). – С. 78–80.
7. Кучма, В.Р. Гигиена детей и подростков / В.Р. Кучма. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. – 480 с.
8. Лапкин, М.М. Программно-аппаратный комплекс для оценки неспецифических адаптационных возможностей человека / М.М. Лапкин, Ю.Н. Семёнов, П.В. Шалкин // Вестник новых мед. технологий. – 1995. – Т. 2, № 3–4. – С. 122–126.
9. Михайлова, С.В. Морфологический статус студентов с различным уровнем двигательной активности / С.В. Михайлова, А.В. Дерюгина, С.Г. Съёмова // Рос. мед.-биол. вестник им. акад. И.П. Павлова. – 2019. – Т. 27, № 3. – C. 342–352.
10. Николаев, Е.Л. Особенности приверженности здоровому образу жизни студентов-медиков младших курсов: взаимосвязь с психосоциальными характеристиками / Е.Л. Николаев, Е.Ю. Лазарева, Н.Н. Ланцова // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. – 2020. – Т. 8, № 4 (31). – С. 427–435.
11. Проблемы здоровья подростков / Л.С. Намазова-Баранова, А.А. Баранов, Е.В. Антонова и др. // Альманах Ин-та коррекц. подготовки. – 2017. – № 31. – С. 3–8.
12. Смирнова, Е.И. Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне»: учеб. пособие / Е.И. Смирнова, О.А. Сухостав, Г.В. Пономарёва. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2016. – 124 с.
13. Функциональное состояние студентов-медиков, занимающихся физической культурой в специальной медицинской группе / Н.В. Котова, И.В. Медведенко, В.И. Павлова и др. // Х Междунар. науч.-практич. конф. «Здоровьесберегающее образование – залог безопасной жизнедеятельности молодежи: проблемы и пути решения». – 2018. – С. 96–100.
14. Exercise motivation: a cross-sectional analysis examining its relationships with frequency, intensity, and duration of exercise / L.R. Duncan, C.R. Hall, P.M. Wilson, O. Jenny // Int J Behav Nutr Phys Act. – 2010. – Vol. 7. – P. 7.
15. Physical development by means of fitness technologies as one of general aspects of students health / V.O. Zhamardiy, V.I. Donchenko, A.V. Yemets, Y.O. Skrinnik // Wiadomosci Lekarskie. – 2019. – Vol. 72, no. 5 (cz 2). – P. 1074–1078.
16. Physical fitness and academic performance in middle school students / R.W. Bass, D.D. Brown, K.R. Laurson, M.M. Coleman // Acta Paediatr. – 2013. – Vol. 102, no. 8. – P. 832–837. – https://onlinelibrary.wiley.com/doi/abs/10.1111/apa.12278
17. Quantity and quality of exercise for developing and maintaining cardiorespiratory, musculoskeletal, and neuromotor fitness in apparently healthy adults: guidance for prescribing exercise / C.E. Garber, B. Blissmer, M.R. Deschenes et al. // Med Sci Sport Exerc. – 2011. – Vol. 43, no. 7. – P. 1334–1359. – https://doi.org/10.1249/MSS.0b013e318213fefb
18. Systematic review of the health benefits of physical activity and fitness in school-aged children and youth / I. Janssen, A.G. LeBlanc, P. Kannus et al. // Int J Behav Nutr Phys Act. – 2010. – Vol. 7, no. 1. – P. 40. - http://ijbnpa.biomedcentral.com/articles/10.1186/1479-5868-7-40
19. The impact of physical activities on the academic performance of medical students / S.B. Nayak, S.A. Miranda, O.J. Fitzrol et al. // Online J Heal Allied Sci. – 2016. – Vol. 15, no. 2. – P. 4. – http://www.ojhas.org/issue58/2016-2-4.html%0AOpen
20. The relationship between levels of physical activity and academic achievement among Medical and Health Sciences students at Cyberjaya University College of Medical Sciences / Q.-E. Chung, S.A. Abdulrahman, M.K. Jamal Khan et al. // Malays J Med Sci. – 2018. – Vol. 25, no. 5. – P. 88–102. https://doi.org/10.21315/mjms2018.25.5.9

References

1. Baevskiy R.M. Prognozirovanie sostoyaniya na grani normy i patologii [Prediction of the State on the Verge of Norm and Pathology]. Moscow, Medicine Publ., 1979. 298 p.
2. Baranov A.A. [The State of Health of Children and Adolescents in Modern Conditions. Problems, Solutions]. Rossiyskiy pedagogicheskiy zhurnal [Russian Pedagogical Journal], 2016, no. 1, pp. 5–8. (in Russ.)
3. Strelyaeva O.P., Shayahmetova Je.Sh., Shuruhina G.A. et al. Vegetative Regulation of Heart Rate Among Teachers of Higher Education When Using Preventive Measures. Human. Sport. Medicine, 2020, vol. 20, no. 51, pp. 13–19. (in Russ.) DOI: 10.14529/hsm20s102
4. Devyatkin V.D., Ponomareva G.V., Kotova G.V. [Additional Methods of Developing Endurance in Students]. Nauka molodykh (Eruditio Juvenium) [Science of the Young (Eruditio Juvenium)], 2016, no. 1, pp. 94–98. (in Russ.)
5. Ivanov A.V., Lapkin M.M., Proshlyakov V.D. [A Systematic Approach to Improving the Morphofunctional State of Medical University Students in Physical Education Classes]. Fiziologicheskie osnovy zdorov'ya studentov: Trudy mezhvedomstvennogo nauchnogo soveta po eksperimental'noy i prikladnoy fiziologii [Physiological Foundations of Students' Health. Proceedings of the Interdepartmental Scientific Council for Experimental and Applied Physiology], 2001, pp. 162–173. (in Russ.)
6. Kostrikova I.V., Hayrislamova G.M. [The Effectiveness of the Process of Physical Education of Students in a Pharmaceutical University]. Nauka, tehnika i obrazovanie [Science, Technology and Education], 2019, no. 11 (64), pp. 78–80. (in Russ.)
7. Kuchma V.R. Gigiena detey i podrostkov: uchebnik [Hygiene of Children and Adolescents]. Moscow, GJeOTAR-Media, 2012. 480 p.
8. Lapkin M.M., Semenov Ju.N., Shalkin P.V. [Hardware and Software Complex for Assessing Non-Specific Adaptive Capabilities of a Person]. Vestnik novyh medicinskih tehnologiy [Herald of New Medical Technologies], 1995, vol. 2, no. 3–4, pp. 122–126. (in Russ.)
9. Mikhailova S.V., Deryugina A.V., Syomova S.G. [Morphological Status of Students with Different Level of Motor Activity]. Rossiyskiy mediko-biologicheskiy vestnik im. akademika I.P. Pavlova [Russian Medical Biological Herald I.P. Pavlov], 2019, vol. 27, no. 3, pp. 342–352. (in Russ.) DOI: 10.23888/PAVLOVJ2019273342-352
10. Nikolaev E.L., Lazareva E.Y., Lantsova N.N. [Specifics of Healthy Lifestyle Adherence in Medical Students of Younger Courses: Relationship with Psychosocial Characteristics]. Lichnost' v menyayushhemsya mire: zdorov'e, adaptaciya, razvitie [Personality in a Changing World. Health, Adaptation, Development], 2020, no. 8 (4), pp. 427–435. (in Russ.) DOI: 10.23888/humJ20204427-435
11. Namazova-Baranova L.S., Baranov A.A., Antonova E.V. et al. [Health Problems of Adolescents]. Al’manakh Instituta korrektsionnoy podgotovki [Almanac Institute of Special Education], 2017, no. 31, pp. 3–8. (in Russ.)
12. Smirnova E.I., Suhostav O.A., Ponomaryova G.V. Vserossiyskiy fizkul'turno-sportivnyy kompleks “Gotov k trudu i oborone” [All-Russian Physical Culture and Sports Complex Ready for Labor and Defense]. Omsk, OmGPU Publ., 2016. 124 p.
13. Kotova N.V., Medvedenko I.V., Pavlova V.I. et al. [The Functional State of Medical Students Involved in Physical Education in a Special Medical Group]. Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferenciya “Zdorov'esberegayushhee obrazovanie – zalog bezopasnoy zhiznedeyatel'nosti molodezhi: problemy i puti reshenija” [X International Scientific-Practical Conference Health-Preserving Education – the Key to Safe Life for Young People. Problems and Solutions], 2018, pp. 96–100. (in Russ.)
14. Duncan L.R., Hall C.R., Wilson P.M., Jenny O. Exercise Motivation: a Cross-Sectional Analysis Examining its Relationships with Frequency, Intensity, and Duration of Exercise. Int Journal Behav Nutrition Physical Activity, 2010, vol. 7, p. 7.
15. Zhamardiy V.O., Donchenko V.I., Yemets A.V., Skrinnik Y.O. Physical Development by Means of Fitness Technologies as One of General Aspects of Students Health. Wiadomosci Lekarskie, 2019, vol. 72, no. 5 (cz 2), pp. 1074–1078. DOI: 10.36740/WLek201905223
16. Bass R.W., Brown D.D., Laurson K.R., Coleman M.M. Physical Fitness and Academic Performance in Middle School Students. Acta Paediatrical, 2013, vol. 102, no. 8, pp. 832–837. Available at: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/abs/10.1111/apa.12278
17. Garber C.E., Blissmer B., Deschenes M.R. et al. Quantity and Quality of Exercise for Developing and Maintaining Cardiorespiratory, Musculoskeletal, and Neuromotor Fitness in Apparently Healthy Adults: Guidance for Prescribing Exercise. Medical Science Sport Exercice, 2011, vol. 43, no. 7, pp. 1334–1359. DOI: 10.1249/MSS.0b013e318213fefb
18. Janssen I., LeBlanc A.G., Kannus P. et al. Systematic Review of the Health Benefits of Physical Activity and Fitness in School-Aged Children and Youth. Int Journal Behav Nutrition Physical Activity, 2010, vol. 7, no. 1, p. 40. Available at: http://ijbnpa.biomedcentral.com/articles/10.1186/1479-5868-7-40
19. Nayak S.B., Miranda S.A., Fitzrol O.J. et al. The Impact of Physical Activities on the Academic Performance of Medical Students. Journal Heal Allied Science, 2016, vol. 15, no. 2, p. 4. Available at: http://www.ojhas.org/issue58/2016-2-4.html%0AOpen
20. Chung Q-E., Abdulrahman S.A., Jamal Khan M.K. et al. The Relationship Between Levels of Physical Activity and Academic Achievement Among Medical and Health Sciences Students at Cyberjaya University College of Medical Sciences. Malays Journal Medical Science, 2018, vol. 25, no. 5, pp. 88–102. DOI: 10.21315/mjms2018.25.5.9
Опубликован
2022-12-12
Как цитировать
Мазикина, А., Дубяга, В., Акулина, М., Прошляков, В., & Куликова, Н. (2022). ФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА УРОВЕНЬ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ. Человек. Спорт. Медицина, 22(3), 23-29. https://doi.org/10.14529/hsm220303
Раздел
Физиология