ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ
Аннотация
Цель: определить факторы, влияющие на физическое развитие и физическую подготовленность студентов высших учебных заведений. Материалы и методы. Исследование проводилось среди студентов Череповецкого государственного университета первого, второго и третьего курсов в возрасте от 17 до 20 лет. Полное тестирование по 20 показателям прошли 275 студентов, из них 190 девушек и 85 юношей различной профессионально-прикладной направленности. Обработка результатов тестирования проводилась с помощью методов математической статистики: описательная статистика, корреляционный и факторный анализ (p < 0,01). Результаты. Высокое содержание воды в организме и поддержание хорошего физического развития (r = –0,8) положительно влияют на состояние организма, снижает метаболический (биологический) возраст (r = –0,84), препятствует накоплению жира (r = –0,85), что соответствует 25,21 % факторной структуры у девушек и 21,01 % у юношей. Получена тесная взаимосвязь между уровнем висцерального жира и метаболическим возрастом у юношей (r = 0,92) и высокая у девушек (r = 0,78). Заключение. Исследования позволили определить матрицу факторов, влияющих на физическое развитие и физическую подготовку молодежи, которые рекомендуется использовать для последующей разработки и внедрения средств и методов планирования физической подготовки студентов высших учебных заведений.
Литература
2. Динамика психофизиологических характеристик и физической подготовленности студентов физкультурного факультета педагогического вуза / Л.И. Каташинская, Л.В. Губанова, Е.В. Ермакова и др. // Человек. Спорт. Медицина. – 2019. – Т. 19, № 4. – С. 29–36. DOI: 10.14529/hsm190404
3. Миниханов, В.А. Факторная структура профессионально-прикладной координационной подготовленности студентов транспортных вузов железнодорожных специальностей / В.А. Миниханов, И.А. Струихин, В.А. Еганов // Ученые записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта. – 2015. – № 11 (129). – С. 172–177.
4. Мониторинг здоровья студенток III функциональной группы как инструмент контроля и основа проектирования образовательной среды (физическая культура) в непрофильном вузе / В.Ю. Лебединский, О.И. Кузьмина, М.Д. Кудрявцев и др. // Человек. Спорт. Медицина. – 2019. – Т. 19, № 4. – С. 78–91. DOI: 10.14529/hsm190410
5. Москаленко, И.С. Исследование и анализ физического развития и подготовленности студентов Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета / И.С. Москаленко, Ю.И. Шульгов, Н.И. Левкина // Культура физическая и здоровье. – 2019. – № 1 (69). – С. 57–61.
6. Повышение эффективности физического воспитания в вузе на основе анализа результатов физической подготовленности студентов-первокурсников / М.И. Сентизова, А.В. Гурьева, Е.И. Саввинова, А.Г. Барахсина // Теория и практика физ. культуры. – 2018. – № 7. – С. 15–17.
7. Подоляка, А.Е. Уровень физического здоровья и физической подготовленности студентов различных педагогических специализаций / А.Е. Подоляка, О.Б. Подоляка // Актуальные проблемы физического воспитания и спорта в вузе: материалы Всерос. науч.-метод. конф., посвящ. 90-летию введения физ. культуры как обязательной дисциплины в высшем образовании (31 янв. – 1 февр. 2019 г.). – М.: Издат. центр РГУ нефти и газа (НИУ) им. И.М. Губкина, 2019. – С. 192–195.
8. Самсонова, А.В. Факторный анализ в педагогических исследованиях в области физической культуры и спорта: учеб. пособие / А.В. Самсонова, И.Э. Барникова. – СПб.: Нац. гос. ун-т физ. культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, 2013. – 90 с.
9. Lifestyle choices and mental health: a longitudinal survey with German and Chinese students / J. Velten, A. Bieda, S. Scholten et al. // Bmc Public Health. – 2018. – Vol. 18. DOI: 10.1186/s12889-018-5526-2
10. Monitoring of physical development of vocational and technical school students / G.M. Danylenko, L.I. Ponomaryova, A.M. Shvets // Journal of Physical Education and Sport. – 2016. – No. 16 (1). – P. 616–619. – http://doi.org/10.7752/jpes.2016.s1097.
11. Perez-Lopez, I.J. Improvement of healthy lifestyle habits in university students through a gamification approach / I.J. Perez-Lopez, E.R. Garcia, M. Delgado-Fernandez // Nutricion Hospitalaria. – 2017. – Vol. 34, No. 4. – P. 942–951. DOI: 10.20960/nh.669
12. Pozo, P. Teaching personal and social responsibility model-based programmes in physical education: a systematic review / P. Pozo, A. Grao-Cruces, R. Perez-Ordas // European Physical Education Review. – 2016. – Vol. 1. – P. 56–75. – http://doi.org/10.1177/1356336X16664749.
13. Predictive validity of health-related fitness in youth: a systematic review / J.R. Ruiz, J. Castro-Piñero, E.G. Artero et al. // British Journal of Sports Medicine. – 2009. – Vol. 43. – P. 909–923. – http://doi.org/10.1136/bjsm.2008.056499.
14. Students with excess weight obtain lower physical fitness test scores in physical education than normal weight pairs: myth or reality? / Alberto Grao-Cruces, Alberto Ruiz-Ariza, Manuel J. de la Torre-Cruz and Emilio J. Martínez-López // Journal of Physical Education and Sport. – 2018. – Vol. 18 (3). – P. 1562–1571. – http://doi.org/10.7752/jpes.2018.03231.
15. The problems of students' physical training individualization / V.A. Druz, S.S. Iermakov, M.O. Nosko et al. // Pedagogics, Psychology, Medical-Biological Problems of Physical Training and Sports. – 2017. – Vol. 21, No. 2. – P. 51–59. DOI: 10.15561/18189172.2017.0201
References
1. Filimonova S.I., Antonova I.N., Efremova N.G. et al. [Actual Level of Physical Fitness of Modern Students]. Kul’tura fizicheskaya i zdorov’ye [Physical Culture and Health], 2019, vol. 72, no. 4, pp. 18–20. (in Russ.)2. Katashinskaya L.I., Gubanova L.V., Ermakova E.V. et al. Dynamics of Psychophysiological Characteristics and Physical Readiness of Students of the Physical Culture Faculty of a Pedagogical University. Human. Sport. Medicine, 2019, vol. 19, no. 4, pp. 29–36. (in Russ.) DOI: 10.14529/hsm190404
3. Minikhanov V.A., Struikhin I.A., Eganov V.A. [Factor Structure of Professional-Applied Coordination Readiness of Students of Transport Universities of Railway Specialties]. Uchenyye zapiski universiteta Lesgafta [Scientific notes of the University of Lesgaft], 2015, no. 11 (129), pp. 172–177. (in Russ.)
4. Lebedinskiy V.Yu., Kuz’mina O.I., Kudryavtsev M.D. et al. Monitoring the Health of Female Students of the III Functional Group as a Control Tool and the Basis for Designing the Educational Environment (Physical Culture) in a Non-Core University. Human. Sport. Medicine, 2019, vol. 19, no. 4, pp. 78–91. (in Russ.) DOI: 10.14529/hsm190410
5. Moskalenko I.S., Shul’gov Yu.I., Levkina N.I. [Research and Analysis of Physical Development and Readiness of Students of the St. Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering]. Kul’tura fizicheskaya i zdorov’ye [Physical Culture and Health], 2019, no. 1 (69), pp. 57–61. (in Russ.)
6. Sentizova M.I., Gur’yeva A.V., Savvinova E.I., Barakhsina A.G. [Increasing the Effectiveness of Physical Education at the University Based on the Analysis of the Results of Physical Fitness of First-Year Students]. Teoriya i praktika fizicheskoy kul’tury [Theory and Practice of Physical Culture], 2018, no. 7, pp. 15–17. (in Russ.)
7. Podolyaka A.E., Podolyaka O.B. [The Level of Physical Health and Physical Fitness of Students of Various Pedagogical Specializations]. Aktual’nyye problemy fizicheskogo vospitaniya i sporta v vuze: materialy Vserossiyskoy nauchno-metodicheskoy konferentsii, posvyashchennoy 90-letiyu vvedeniya fizicheskoy kul’tury kak obyazatel’noy distsipliny v vysshem obrazovanii [Actual Problems of Physical Education and Sports at the University. Materials of the All-Russian Scientific and Meth-odological Conference Dedicated to the 90th Anniversary of the Introduction of Physical Culture as a Compulsory Discipline in Higher Education], 2019, pp. 192–195. (in Russ.)
8. Samsonova A.V., Barnikova I.E. Faktornyy analiz v pedagogicheskikh issledovaniyakh v oblasti fizicheskoy kul’tury i sporta [Factor Analysis in Pedagogical Research in the Field of Physical Culture and Sports]. St. Petersburg, National State University of Physical Culture, Sports and Health named after P.F. Lesgafta Publ., 2013. 90 p.
9. Velten J., Bieda A., Scholten S. et al. Lifestyle Choices and Mental Health: a Longitudinal Survey with German and Chinese Students. Bmc Public Healthcare, 2018, vol. 18. DOI: 10.1186/ s12889-018-5526-2
10. Danylenko G.M., Ponomaryova L.I., Shvets A.M. Monitoring of Physical Development of Vocational and Technical School Students. Journal of Physical Education and Sport, 2016, no. 16 (1), pp. 616–619. DOI: 10.7752/jpes.2016.s1097
11. Perez-Lopez I.J., Garcia E.R., Delgado-Fernandez M. Improvement of Healthy Lifestyle Habits in University Students Through a Gamification Approach. Nutricion Hospitalaria, 2017, vol. 34, no. 4, pp. 942–951. DOI: 10.20960/nh.669
12. Pozo P., Grao-Cruces A., Perez-Ordas R. Teaching Personal and Social Responsibility Model-Based Programmes in Physical Education: A Systematic Review. European Physical Education Review, 2016, vol. 1, pp. 56–75. DOI: 10.1177/1356336X16664749
13. Ruiz J.R., Castro-Piñero J., Artero E.G. et al. Predictive Validity of Health-Related Fitness in Youth: a Systematic Review. British Journal of Sports Medicine, 2009, vol. 43, pp. 909–923. DOI: 10.1136/bjsm.2008.056499
14. Grao-Cruces A., Ruiz-Ariza A., de la Torre-Cruz M.J., Martínez-López E.J. Students with Excess Weight Obtain Lower Physical Fitness Test Scores in Physical Education than Normal Weight Pairs: Myth or Reality? Journal of Physical Education and Sport, 2018, vol. 18 (3), pp. 1562–1571. DOI: 10.7752/jpes.2018.03231
15. Druz V.A., Iermakov S.S., Nosko M.O. et al. The Problems of Students' Physical Training Individualization. Pedagogics, Psychology, Medical-Biological Problems of Physical Training and Sports, 2017, vol. 21, no. 2, pp. 51–59. DOI: 10.15561/18189172.2017.0201