КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ СОВРЕМЕННЫХ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ СТУДЕНТОК

  • И. В. Бабичева Филиал Российского государственного университета (НИУ) нефти и газа имени И.М. Губкина в г. Ташкенте, Ташкент, Узбекистан https://orcid.org/0000-0002-3192-6821 piven7373@mail.ru
Ключевые слова: оздоровительные системы, анализ, двигательная активность, оздоровительный эффект, аэробика, физические упражнения

Аннотация

Цель: сформулировать и обосновать концепцию отбора видов и средств оздоровительной направленности для применения в образовательном процессе по физическому воспитанию студенток. Материал и методы. В исследовании приняли участие 64 студентки 1–3-го курсов филиала РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина в г. Ташкенте. Теоретический анализ научно-методиче­ской литературы, проведенное анкетирование и обобщение собранного материала позволили определить проблемные аспекты физического воспитания студенток и способы их решения. Определены приоритетные направления двигательной активности девушек. Составлены комплексы упражнений оздоровительной аэробики, восточных танцев, стретчинга, фитнесс-йоги, силового фитнесса и проведены занятия каждой оздоровительной системы. С помощью монитора сердечного ритма определен диапазон изменения частоты сердечных сокращений на занятиях оздоровительной направленности. Результаты. Констатация и сопоставление полученных результатов с самочувствием занимающихся, педагогическими наблюдениями позволили распределить средства оздоровительных систем в соответствии с классификацией физических упражнений по интенсивности нагрузки, по признаку их преимущественной направленности на воспитание отдельных физических качеств, по признаку биомеханической структуры движения. Определены средства, методы и способы организации занятия каждой современной оздоровительной системы, установлены режимы нагрузки, техническая сложность используемых средств. Выводы. Проведенное исследование позволило сформулировать концепцию выбора средств оздоровительной направленности для использования их в образовательном процессе по физическому воспитанию, основанную на классификации физических упражнений по признаку их преимущественной направленности. Полученные результаты существенно дополняют теорию и методику физической культуры положениями и выводами о новых способах оздоровления студенток средствами из современных оздоровительных систем и требуют научного обоснования применения этих средств на практике.

Информация об авторе

И. В. Бабичева , Филиал Российского государственного университета (НИУ) нефти и газа имени И.М. Губкина в г. Ташкенте, Ташкент, Узбекистан

Кандидат педагогических наук, и.о. заведующего кафедрой «Физическое воспитание и спорт», Филиал Российского государственного университета (НИУ) нефти и газа имени И.М. Губкина в г. Ташкенте. Узбекистан, Ташкент, Мирзо-Улугбекский район, ул. Дурмон йули, д. 34.

Литература

1. Бабичева, И.В. Оптимальное нормирование нагрузок в комплексах оздоровительной аэробики / И.В. Бабичева // Достижения науки и образования. – 2017. – № 6 (19). – С. 73–74.
2. Богданова, Т.В. Совершенствование физической подготовленности студенток технического вуза средствами аэробики / Т.В. Богданова // Ученые записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта. – 2012. – № 9 (91). – С. 34–38.
3. Бондаренко, Е.В. Модернизация физического воспитания студенток технического вуза средствами оздоровительной аэробики (с использованием системы упражнений Вody Вallet) / Е.В. Бондаренко, Ю.Т. Ревякин // Вестник Томского гос. пед. ун-та. – 2007. – № 5 (68). – С. 51–55.
4. Дюков, В.М. Применение фитнес-йоги для повышения эффективности занятий по физической культуре в вузе / В.М. Дюков, Н.В. Скурихина // Современные наукоемкие технологии. – 2010. – № 10. – С. 107–111. – http://top-technologies.ru/ru/article/view?id=26044 (дата обращения: 01.11.2020).
5. Журавлева, И.А. Фитнес в системе физического воспитания студенток / И.А. Журавлева, Н.Н. Сизова // Междунар. науч.-исследоват. журнал. – 2017. – № 04 (58), ч. 3. – С. 26–29. DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2017.58.109 (дата обращения: 07.11.2020).
6. Казакова, О.А. Физическая культура в мотивационной сфере студенческой молодежи / О.А. Казакова, В.И. Шеханин // Olymplus. Гуманитарная версия. – 2015. – № 1 (1). – С. 60–62.
7. Краснова, М.С. Физическое воспитание студенток высших учебных заведений на основе использования оздоровительных систем / М.С. Краснова, Л.В. Петрова, А.М. Летнянчик // Фундамент. исследования. – 2015. – № 2–6. – С. 1305–1309. – http://www.fundamental-research.ru/ ru/article/view?id=37025 (дата обращения: 02.12.2020).
8. Лисицкая, Т.С. Аэробика: в 2 т. Т. 1: Теория и методика / Т.С. Лисицкая, Л.В. Сиднева. – М.: Федерация аэробики России, 2002. – 232 с.
9. Лубышева, Л.И. Научное обоснование инновационных преобразований в сфере физической культуры и спорта / Л.И. Лубышева // Теория и практика физ. культуры. – 2001. – № 1. – С. 8–10.
10. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры. Введение в предмет / Л.П. Матвеев. – СПб.: Лань, 2010. – 159 с.
11. Мякинченко, Е.Б. Методология управления тренировочной нагрузкой на занятиях по базовой танцевальной аэробике / Е.Б. Мякинченко, М.П. Ивлев, М.П. Шестаков // Теория и практика физ. культуры. – 1997. – № 5. – С. 39–42.
12. Потапченко, М.А. Повышение мотивации студентов к занятиям физической культурой в вузах посредством оздоровительного фитнеса и фитнес-аэробики / М.А. Потапченко, В.Б. Мандриков, М.П. Мицулина // Физ. воспитание и спортив. тренировка. – 2011. – № 1 (1). – С. 134–136.
13. Сбитнева, О.А. Современные и традиционные системы физических упражнений как средство оздоровительной направленности студентов в процессе образовательной деятельности / О.А. Сбитнева // Междунар. журнал гуманитар. и естеств. наук. – 2018. – № 4. – С. 65–68.
14. Селиверстова, Н.Н. Влияние восточных танцев на физическое состояние студен-ток / Н.Н. Селиверстова // Теория и практика физ. культуры. – 2008. – № 4. – С. 89–90.
15. Соловьева, Е.Б. Статистические аспекты выбора упражнений для занятий шейпингом в студенческих группах / Е.Б. Соловьева, А.Д. Скачков // Теория и практика физ. культуры. – 2001. – № 2. – С. 15–17.
16. Хомутова, Е.В. Использование системы пилатес в физическом воспитании студентов вуза / Е.В. Хомутова, А.М. Алехина // Наука-2020. – 2018. – № 2 (18). – С. 41–43. – https:// readera.org/142212664.

References

1. Babicheva I.V. [Optimal Regulation of Loads in Health-Improving Aerobics Complexes]. Dostizheniya nauki i obrazovaniya [Achievements of Science and Education], 2017, no. 6 (19), pp. 73–74.
(in Russ.)
2. Bogdanova T.V. [Improvement of Physical Fitness of Female Students of a Technical University by Means of Aerobics]. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta [Scientific notes of the P.F. Lesgaft University], 2012, no. 9 (91), pp. 34–38. (in Russ.) DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2012.09.91.p34-38
3. Bondarenko E.V., Revyakin Yu.T. [Modernization of Physical Education of Technical University Students by Means of Health-Improving Aerobics (Using the Body Ballet Exercise System)]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Tomsk State Pedagogical University Bulletin], 2007, no. 5 (68), pp. 51–55. (in Russ.)
4. Dyukov V.M., Skurikhina N.V. [The Application of Fitness Yoga to Increase the Efficiency of Physical Culture Classes at the University]. Sovremennye naukoemkie tekhnologii [Modern Science-Intensive Technologies], 2010, no. 10, pp. 107–111. (in Russ.)
5. Zhuravleva I.A. Sizova N.N. [Fitness in the System of Physical Education of Female Students]. Mezhdunarodniy nauchno-issledovatel'skiy zhurnal [International Research Journal], 2017, no. 4 (58), pp. 26–29. (in Russ.) DOI: 10.23670/irj.2017.58.109
6. Kazakova O.A., Shehanin V.I. [Physical Culture in the Motivational Sphere of Student Youth]. Mezhdunarodniy nauchno-prakticheskiy zhurnal OlymPlus [International Scientific and Practical Journal OlymPlus], 2015, no. 1 (1), pp. 60–62. (in Russ.)
7. Krasnovа M.S., Petrova L.V., Letnyanchik A.M. [Physical Education Students of Universities Based on the Use of Health Systems]. Fundamentalnye issledovaniya [Fundamental Research], 2015, no. 2–6, pp. 1305–1309.
8. Lisitskaya T.S., Sidneva L.V. Aerobika: v 2 t. Т. 1: Teoriya i metodika [Aerobics: in 2 vol. Vol. 1: Theory and Methodology]. Moscow, Russian Federation of Aerobics Publ., 2002, vol. 2, 232 p.
9. Lubysheva L.I. [Scientific Justification of Innovative Transformations in the Sphere of Physical Culture and Sports]. Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury [Theory and Practice of Physical Culture], 2001, no. 1, pp. 8–10. (in Russ.)
10. Matveev L.P. Teoriya i metodika fizicheskoy kul'tury. Vvedenie v predmet: uchebnik dlya vyssh. spec. fizkul'tur. ucheb. zavedeniy [Theory and Methods of Physical Culture]. St. Petersburg, LAN Publ., 2010. 159 p.
11. Myakinchenko E.B., Ivlev M.P., Shestakov M.P. [Methodology of Training Load Management in Basic Dance Aerobics Classes]. Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury [Theory and Practice of Physical Culture], 1997, no. 5, pp. 39–42. (in Russ.)
12. Potapchenko M.A., Mandrikov V.B., Mitsulina M.P. [Increasing the Motivation of Students to Engage in Physical Culture in Universities Through Health Fitness and Fitness Aerobics]. Fizicheskoe vospitanie i sportivnaya trenirovka [Physical Education and Sports Training], 2011, no. 1 (1), pp. 134–136. (in Russ.)
13. Sbitneva O.A. [Modern and Traditional Systems of Physical Exercises as a Means of Health-Improving Orientation of Students in the Process of Educational Activity]. Mezhdunarodniy zhurnal gumanitarnyh i estestvennyh nauk [International Journal of Humanities and Natural Sciences], 2018, no. 4, pp. 65–68. (in Russ.)
14. Seliverstova N.N. [The Influence of Oriental Dances on the Physical Condition of Female Students]. Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury [Theory and Practice of Physical Culture], 2008, no. 4, pp. 89–90.
15. Solov'eva E.B., Skachkov A.D. [Statistical Aspects of Choosing Exercises for Shaping Classes in Student Groups]. Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury [Theory and Practice of Physical Culture], 2001, no. 2, pp. 15–17. (in Russ.)
16. Khomutova E.V., Alekhina A.M. [The Use of the Pilates System in Physical Education of University Students]. Nauka-2020 [Science-2020], 2018, no. 2–2 (18), pp. 41–43.
Опубликован
2022-12-19
Как цитировать
Бабичева, И. (2022). КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ СОВРЕМЕННЫХ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ СТУДЕНТОК. Человек. Спорт. Медицина, 22(3), 128-136. https://doi.org/10.14529/hsm220315
Раздел
Спортивная тренировка