ОЦЕНКА ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК У ДЕВУШЕК-ВОЛЕЙБОЛИСТОК СВГУ В ДИНАМИКЕ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА
Аннотация
Цель. Изучение динамики психофизиологических характеристик в зависимости от периода подготовки у девушек-волейболисток Северо-Восточного государственного университета (г. Магадан). Материал и методы исследования. В исследовании приняли участие 23 девушки (средний возраст составил 19,3 ± 0,6 года), занимающиеся волейболом. Исследование проводилось на базе Северо-Восточного государственного университета в три этапа: май 2019 г. – постсоревновательный период, сентябрь 2019 г. – начало тренировочного цикла после летнего отдыха, февраль 2020 г. – предсоревновательный период. Нами были исследованы такие психофизиологические характеристики, как критическая частота слияния мельканий (КЧСМ, Гц), простая зрительно-моторная реакция (ПЗМР, мс), сложная зрительно-моторная реакция (СЗМР, мс), а также проводился анализ количества ошибок, допущенных при выполнении сенсомоторных тестов. Для изучения этих характеристик мы использовали пульт психофизиологической диагностики FirstSync компьютерной системы контроля стресса СКУС. Результаты. Результаты исследования показали, что в динамике тренировочного процесса наблюдаются выраженные изменения основных психофизиологических характеристик у девушек-волейболисток. При этом значимо более низкие показатели подвижности нервных процессов на фоне снижения концентрации внимания наблюдались в постсоревновательном периоде, что, по-видимому, обусловлено утомлением спортсменок после ряда спортивных мероприятий, тогда как наилучшие показатели психофизиологического статуса были отмечены в предсоревновательный период. Заключение. Полученные данные динамики основных психофизиологических характеристик в динамике тренировочного процесса, отражающие оптимизацию психофизиологического состояния в предсоревновательный период, являются подтверждением оптимально сформированной программы тренировочного процесса спортсменок-волейболисток СВГУ.
Литература
2. Белякова, А.С. Изучение психомоторной подготовленности начинающих легкоатлетов / А.С. Белякова // Проблемы совершенствования физ. культуры, спорта и олимпизма. – 2019. – № 1. – С. 176–181.
3. Белякова, А.С. Модельные характеристики психомоторного и морфотипологического статуса высококвалифицированных легкоатлеток / А.С. Белякова, И.Ю. Горская // Ученые записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта. – 2019. – № 11 (177). – С. 38–43.
4. Белякова, А.С. Психомоторные способности как фактор будущей успешности в легкой атлетике / А.С. Белякова, И.Ю. Горская // Человек. Спорт. Медицина. – 2021. – Т. 21, № 1. – С. 102–107. – DOI 10.14529/hsm210113
5. Боровиков, В. Statistica. Искусство анализа данных на компьютере: Для профессионалов / В. Боровиков. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2003. – 688 с.
6. Влияние утомления от однократной тренировочной нагрузки на быстроту зрительно-моторной реакции волейболисток / А.А. Кылосов, Д.А. Деньмухамедова, А.Ш. Шахмирова, Т.В. Сборцева // Вестник Сургут. гос. пед. ун-та. – 2018. – № 4 (55). – С. 85–90.
7. Диагностика времени моторной реакции в различных видах спорта / А.И. Грушко А.В. Квитчастый, К.А. Бочавер, А.В. Ковалева // Спортивный психолог. – 2017. – № 4 (1). – С. 29–34.
8. Добрин, А.В. Особенности вероятностного стиля мышления студентов и его связь с параметрами сенсомоторной интеграции / А.В. Добрин // Приложение междунар. науч. журнала «Вестник психофизиологии». – 2020. – № 1. – С. 25–30.
9. Кондратович, С.В. Оценка психофизиологических характеристик футболистов 12–13 лет в стандартных лабораторных условиях / С.В. Кондратович // Наука и спорт. Со-временные тенденции. – 2017. – № 4 (17). – С. 10–16.
10. Копылов, Ю.А. Психофизиологические характеристики студентов высших учебных заведений с разным уровнем двигательной подготовленности / Ю.А. Копылов, Е.И. Кокова // Состояние здоровья: медицинские, социальные и психолого-педагогические аспекты, Чи-та, 25–29 нояб. 2019 г. – Чита: Забайкал. гос. ун-т (Чита), 2019. – С. 394–399.
11. Красноперова, Н.А. Влияние умственных нагрузок на лабильность нервной системы у детей и взрослых с патологией слуха / Н.А. Красноперова // Медработник дошкол. образоват. учреждения. – 2018. – № 1. – С. 30–35.
12. Мезенцев, В.В. Оценка показателей психомоторных способностей юных хоккеистов с мячом в годичном учебно-тренировочном цикле / В.В. Мезенцев // Ученые записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта. – 2017. – № 2 (144). – С. 139–141.
13. Меренкова, В.С. Специфика исследования психофизиологических и психологических компонентов формирования здоровья у людей на разных этапах онтогенеза: методологический аспект / В.С. Меренкова, О.Е. Ельникова // Психология образования в поликультурном пространстве. – 2018. – № 3(43). – С. 29–38. – DOI: 10.24888/2073-8439-2018-43-3-29-38
14. Colakoğlu, M. Konsantrasyon çalışmalarının reaksiyon zamanı uzerine etkisi / M. Colakoğlu, S. Tiryaki, S. Moralı // Hacettepe Üniversitesi Spor Bilimleri Dergisi. – 1993. – Vol. 4 (4). – P. 32–47.
15. Diaz, G.J. Anticipation from biological motion: The goalkeeper problem / G.J. Diaz, B.R. Fajen,F. Phillips // Journal of Experimental Psychology: Human Perception and Performance. – 2012. – Vol. 38 (4). – P. 848–864.
16. Futbolcularda ve teniscilerde bazı fiziksel ve fizyolojik parametrelerin karsılastırılması Sağlık Bilimleri Dergisi / H. Koc, M. Kaya, N. Sarıtas, B. & Coksevim // Journal of Health Scienc-es. – 2006. – Vol. 15 (3). – P. 161–167
17. Interceptive actions in sport: Information and Movement / K. Davids, G.J.P. Savelsbergh, S. Bennett, J. van der Kamp Eds. – London: Taylor & Francis, 2002. – 368 p.
18. Jeanette Lum T. Visual Orienting in College Athletes: Explorations of Athlete Type and Gender / T. Jeanette Lum, James Enns & Jay Pratt // Research Quarterly for Exercise and Sport. – 2002. – Vol. 73 (2). – P. 156–167.
19. Menevşe, A. Examination of the relationship between muscle palmaris longus and reac-tion time / A. Menevşe // World Applied Sciences Journal. – 2011. – Vol. 12 (1). – P. 114–118.
20. Nougier, V. The development of expertise in the orienting of attention / V. Nougier, B. & Rossi // International Journal of Sport Psychology. – 1999. – Vol. 30. – P. 246–260.
21. Pesce-Anzeneder, C. Modulation of the spatial extent of the attentional focus in high-level volleyball players / C. Pesce-Anzeneder, R.& Bosel // European Journal of Cognitive Psychology. – 1998. – Vol. 10. – P. 247–267.
22. Professional ophthalmopathy and hypokinesia: diagnosis, treatment, prevention / A.A. Fejgin, S.P. Mixaleva, T.V. Korzh, T.A. Kornyushina // Profession and health: materials of the III Russian Congress / under the general editorship of N.F. Izmerov. – M.: Delta, 2004. – P. 415–417.
References
1. Bayguzhin P.A., Shibkova D.Z., Savchenkov A.V. [Substantiation of the Approach to As-sessing the Psychophysiological Status and Professional Qualities of a Person]. Vestnik psikhofiziologii [Bulletin of Psychophysiology], 2017, no. 3, pp. 80–87. (in Russ.)2. Belyakova A.S. [The study of psychomotor readiness of beginner athletes]. Problems of improvement of physical culture, sport and olympism, 2019, no. 2, pp. 176–181. (in Russ.)
3. Belyakova A.S., Gorskaya I.Yu. [Model Characteristics of the Psychomotor and Morphotypological Status of Highly Qualified Female Athletes]. Uchenyye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific Notes of the University P.F. Lesgaft], 2019, no. 11 (177), pp. 38–43. (in Russ.)
4. Belyakova A.S., Gorskaya I.Yu. [Psychomotor Abilities as a Factor of Future Success in Athletics]. Human. Sport. Medicine, 2021, vol. 21, no. 1, pp. 102–107. (in Russ.) DOI: 10.14529/hsm210113
5. Borovikov V. Statistica. Iskusstvo analiza dannykh na komp’yutere: Dlya professionalov [Statistica. The Art of Data Analysis on a Computer], 2nd ed. St. Petersburg, Peter Publ., 2003. 688 p.
6. Kylosov A.A., Den’mukhamedova D.A., Shakhmirova A.Sh., Sbortseva T.V. [Influence of Fatigue From a Single Training Load on the Speed of the Visual-Motor Reaction of Volleyball Players]. Vestnik Surgutskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Bulletin of the Surgut State Pedagogical University], 2018, no. 4 (55), pp. 85–90. (in Russ.)
7. Grushko A.I., Kvitchastyy A.V., Bochaver K.A., Kovaleva A.V. [Diagnosis of Motor Reaction Time in Various Sports]. Sportivnyy psikholog [Sports Psychologist], 2017, no. 4(1), pp. 29–34. (in Russ.)
8. Dobrin A.V. [Features of the Probabilistic Style of Thinking of Students and its Connection with the Parameters of Sensorimotor Integration]. Prilozheniye mezhdunarodnogo nauchnogo zhurnala “Vestnik psikhofiziologii” [Application of the International Scientific Journal Bulletin of Psychophysiology], 2020, no. 1, pp. 25–30. (in Russ.)
9. Kondratovich S.V. [Assessment of Psychophysiological Characteristics of Football Players Aged 12–13 Under Standard Laboratory Conditions]. Nauka i sport. Sovremennyye tendentsii [Science and Sport. Modern Tendencies], 2017, no. 4 (17), pp. 10–16. (in Russ.)
10. Kopylov Yu.A., Kokova E.I. [Psychophysiological Characteristics of Students of Higher Educational Institutions with Different Levels of Motor Fitness]. Sostoyaniye zdorov’ya: meditsinskiye, sotsial’nyye i psikhologo-pedagogicheskiye aspekty [State of Health. Medical, Social and Psychological and Pedagogical Aspects], 2019, pp. 394–399. (in Russ.)
11. Krasnoperova N.A. [Influence of Mental Loads on the Lability of the Nervous System in Children and Adults with Hearing Pathology]. Medrabotnik doshkol’nogo obrazovatel’nogo uchrezhdeniya [Medical Worker of a Preschool Educational Institution], 2018, no. 1, pp. 30–35. (in Russ.)
12. Mezentsev V.V. [Evaluation of Indicators of Psychomotor Abilities of Young Hockey Players with a Ball in a One-Year Training Cycle]. Uchenyye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific Notes of the University P.F. Lesgaft], 2017, no. 2 (144), pp. 139–141. (in Russ.)
13. Merenkova V.S., El’nikova O.E. [Specificity of the Study of Psychophysiological and Psychological Components of the Formation of Health in People at Different Stages of Ontogenesis. Methodological Aspect]. Psikhologiya obrazovaniya v polikul’turnom prostranstve [Psychology of Education in a Multicultural Space], 2018, no. 3 (43), pp. 29–38. DOI: 10.24888/2073-8439-2018-43-3-29-38
14. Colakoğlu M., Tiryaki S., Moralı S. Konsantrasyon çalışmalarının reaksiyon zamanı uzerine etkisi. Hacettepe Üniversitesi Spor Bilimleri Dergisi, 1993, vol. 4 (4), pp. 32–47.
15. Diaz G.J., Fajen B.R., Phillips F. Anticipation from Biological Motion: The Goalkeeper Problem. Journal of Experimental Psychology: Human Perception and Performance, 2012, vol. 38 (4), pp. 848–864. DOI: 10.1037/a0026962
16. Koc H., Kaya M., Sarıtas N., Coksevim B. Futbolcularda ve teniscilerde bazı fiziksel ve fizyolojik parametrelerin karsılastırılması Sağlık Bilimleri Dergisi. Journal of Health Sciences, 2006, vol. 15 (3), pp. 161–167.
17. Davids K., Savelsbergh G.J.P., Bennett S., van der Kamp J. Interceptive Actions in Sport: Information and Movement. London: Taylor & Francis, 2002. 368 p.
18. Jeanette Lum T., Enns J., Pratt J. Visual Orienting in College Athletes: Explorations of Athlete Type and Gender. Research Quarterly for Exercise and Sport, 2002, vol. 73 (2), pp. 156–167. DOI: 10.1080/02701367.2002.10609004
19. Menevşe A. Examination of the Relationship between Muscle Palmaris Longus and Reaction Time. World Applied Sciences Journal, 2011, vol. 12 (1), pp. 114–118.
20. Nougier V., Rossi B. The Development of Expertise in the Orienting of Attention. International Journal of Sport Psychology, 1999, vol. 30, pp. 246–260.
21. Pesce-Anzeneder C., Bosel R. Modulation of the Spatial Extent of the Attentional Focus in High-Level Volleyball Players. European Journal of Cognitive Psychology, 1998, vol. 10, pp. 247–267. DOI: 10.1080/713752275
22. Fejgin A.A., Mixaleva S.P., Korzh T.V., Kornyushina T.A. Professional Ophthalmopathy and Hypokinesia: Diagnosis, Treatment, Prevention. Profession and Health. Materials of the III Russian Congress, 2004, pp. 415–417.
Copyright (c) 2023 Человек. Спорт. Медицина
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.