MS WELLNESS-OXi В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ

  • О. В. Мамонова Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва, Россия https://orcid.org/0000-0002-6688-1184 Mamonova.OV@rea.ru
  • Д. В. Грачева Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва, Россия https://orcid.org/0000-0003-1390-495X Gracheva.DV@rea.ru
  • М. Н. Пуховская Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва, Россия https://orcid.org/0000-0002-4607-1678 Puhovskaya.MN@rea.ru
  • Г. Б. Глазкова Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва, Россия https://orcid.org/0000-0002-0885-4612 Glazkova.GB@rea.ru
Ключевые слова: студенты с отклонениями в состоянии здоровья, физическое воспитание, функциональное состояние, усталость, стрессоустойчивость, электронный анализатор состава тела

Аннотация

Цель: экспериментальное обоснование использования электронного анализатора состава тела (MS FIT) для повышения психоэмоционального и функционального состояния студентов с различными нозологиями. Материалы и методы. В исследовании приняли участие студенты первого курса специальной медицинской группы (СМГ) Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова (n = 40). На констатирующем этапе эксперимента проведено исследование психофизиологического и функционального состояния студентов с помощью функциональной системы фитнес тестирования MS WELLNESS-OXi. Полученные при обследовании участников эксперимента рекомендации (MS FIT) к организации, содержанию и интенсивности занятий физическими упражнениями были внедрены в процесс физического воспитания экспериментальной группы N1 (n = 20). В контрольной группе N2 (n = 20) учебный процесс проходил по рабочей программе вуза для студентов СМГ. Применялись методы: (мультичастотный) анализ состава тела, оценка кожно-гальванической реакции, ритмограмма, цифровой анализ пульсовой волны, методы математической статистики. Результаты. С помощью MS FIT в группе N1, по сравнению с группой N2, зафиксировано выраженное повышение функциональных возможностей организма. Выявлены положительные достоверные результаты (p < 0,05) показателей в анализе состава тела, нормализовалось состояние утомления, выявлена положительная динамика в состоянии отделов позвоночного столба. Заключение. Использование электронного анализатора состава тела MS WELLNESS-OXi (кросс-анализ психо-эмоционального и функционального состояния студентов, рекомендации к содержанию физического воспитания) способствовало улучшению здоровья молодежи (рост функциональных возможностей организма, снижение усталости, повышение стрессоустойчивости) и успешной социальной адаптации к современным жизненным условиям.

Информация об авторах

О. В. Мамонова , Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва, Россия

Старший преподаватель кафедры физического воспитания, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва, Россия.

Д. В. Грачева , Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва, Россия

Преподаватель кафедры физического воспитания, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва, Россия.

М. Н. Пуховская , Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва, Россия

Преподаватель кафедры физического воспитания, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва, Россия.

Г. Б. Глазкова , Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва, Россия

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва, Россия.

Литература

1. Актуализация прикладного физкультурного образования студентов с ограниченными возможностями здоровья / Д.В. Викторов, В.Ю. Кокин, В.С. Лешуков, Ю.А. Ярушев // Чело-век. Спорт. Медицина. – 2021. – Т. 21, № 2. – С. 107–113. DOI: 10.14529/hsm210213
2. Гайнуллин, Р.А. Морфофункциональное состояние и физическая подготовленность студентов с различными тотальными размерами тела и двигательной активностью / Р.А. Гайнуллин, А.П. Исаев, Р.Я. Абзалилов // Теория и практика физ. культуры. – 2019. – № 6. – С. 60–62.
3. Захарова, А.Н. Мониторинг и менеджмент здоровья, образа жизни и физической активности студенческой молодежи / А.Н. Захарова, Ю.А. Карвунис, Л.В. Капилевич // Вестник Томского гос. ун-та. – 2021. – № 464. – С. 203–215. DOI: 10.17223/15617793/464/23
4. Подходы совершенствования физического воспитания студентов специальной медицинской группы / И.Н. Антонова, Т.Н. Шутова, А.В. Носова, Н.Г. Ефремова // Ученые за-писки ун-та им. П.Ф. Лесгафта. – 2018. – № 4 (158). – С. 20–24.
5. Процесс физического воспитания в вузе: информационно-коммуникационный подход / О.В. Мамонова, Г.Б. Глазкова, М.Н. Пуховская, А.В. Юшин // Ученые записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта. – 2020. – № 10 (188). – С. 233–237. DOI: 10.34835/issn.2308-1961
6. Оздоровительная ходьба в системе занятий студенток специальной медицинской группы с нарушением сердечно-сосудистой системы / Е.М. Янчик, К.Б. Щелгачева, В. Потоп, А.А. Королева // Человек. Спорт. Медицина. – 2020. – Т. 20, № S2. – С. 77–83. DOI: 10.14529/hsm20s213
7. Парфенова, Л.А. Инновационные формы и долгосрочные программы привлечения молодежи с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов к занятиям физической культурой и спортом / Л.А. Парфенова, И.Н. Тимошина. – Казань: Поволжская ГАФКСиТ, 2016. – 123 с.
8. Физическое воспитание студентов специальной медицинской группы: компетентностный подход / Г.Б. Глазкова, О.В. Мамонова, Д.В. Грачева и др. – М.: РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2020. – 160 с.
9. Bolotin, A.E. Educational technology of using the system of Pilates for the prevention of spine disorders of female students / A.E. Bolotin, V.V. Bakayev, S.A. Vazhenin // Journal of Physical Education and Sport. – 2015. – No. 15 (4). – Р. 724–729.
10. Cherepov, E. Effects of modern fitness technologies on physical qualities in students with locomotor disorders / E. Cherepov, V. Epishev, E. Terekhina // Minerva Ortopedica e Traumatologica. – 2018. – Т. 69. – No. 3, Suppl 1. – P. 43–48. DOI: 10.23736/S0394-3410.18.03879-1
11. Determination of the interrelationships between the body composition of the young 18–19 year old men with the indicators of the cardiovascular system during physical education / V. Kashuba, M. Kolos, O. Rudnytskyi, V. Yaremenko // Journal of Physical Education and Sport. – 2018. – Vol. 281. – Р. 1907–1911. DOI: 10.7752/jpes.2018.s4281
12. Lopatskyy S.V. Correction of postural impairments in the students in the process of physical education taking in consideration the biogeometric profile. – Ivano-Frankivsk, 2016. – 25 p.
13. Shandrygos, V. Modern approaches to improving body constitution of female students within physical education classes / V. Shandrygos, M. Dudko, О. Andrieieva // Journal of Physical Education and Sport. – 2017. – No. 17 (4). – Vol. 277. – Р. 2472–2476. DOI: 10.7752/jpes.2017.04277
14. The complex effects of health-improving fitness on the physical condition of students / M. Kozhokar, I. Vaskan, T. Palagniuk et al. // Journal of Physical Education and Sport. – 2019. – Vol. 19 (6), No. 320. – Р. 2133–2138. DOI: 10.7752/jpes.2019.s6320

References

1. Viktorov D.V., Kokin V.Yu., Leshukov V.S., Yarushev Yu.A. Actualization of Applied Physical Education of Students with Disabilities. Human. Sport. Medicine, 2021, vol. 21, no. 2, pp. 107–113. (in Russ.) DOI: 10.14529/hsm210213
2. Gainullin R.A., Isaev A.P., Abzalilov R.Ya. [Morphofunctional State and Physical Fitness of Students with Different Total Body Sizes and Motor Activity]. Teoriya i praktika fizicheskoy kul’tury [Theory and Practice of Physical Culture], 2019, no. 6, pp. 60–62. (in Russ.)
3. Zakharova A.N., Karvunis Yu.A., Kapilevich L.V. [Monitoring and Management of Health, Lifestyle and Physical Activity of Students]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Tomsk State University], 2021, no. 464, pp. 203–215. (in Russ.) DOI: 10.17223/15617793/464/23
4. Antonova I.N., Shutova T.N., Nosova A.V., Efremova N.G. [Approaches to Improving Physical Education of Students of a Special Medical Group]. Uchenyye zapiski Universiteta im. P.F. Lesgafta [Scientific Notes University P.F. Lesgaft], 2018, no. 4 (158), pp. 20–24. (in Russ.)
5. Mamonova O.V., Glazkova G.B., Pukhovskaya M.N., Yushin A.V. [The Process of Physical Education in Higher Education. Information and Communication Approach]. Uchenyye zapiski Universiteta im. P.F. Lesgafta [Scientific Notes University P.F. Lesgaft], 2020, no. 10 (188), pp. 233–237. (in Russ.) DOI: 10.34835/issn.2308-1961
6. Yanchik E.M., Shchelgacheva K.B., Potop V., Koroleva A.A. Recreational Walking in the System of Classes of Students of a Special Medical Group with a Violation of the Cardiovascular System. Human. Sport. Medicine, 2020, vol. 20, no. S2, pp. 77–83. (in Russ.) DOI: 10.14529/hsm20s213
7. Parfenova L.A., Timoshina I.N. Innovatsionnyye formy i dolgosrochnyye programmy privlecheniya molodezhi s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov’ya i invalidov k zanyatiyam fizicheskoy kul’turoy i sportom [Innovative Forms and Long-Term Programs for Attracting Young People with Disabilities and Disabled People to Physical Culture and Sports]. Kazan, Volga GAF-KSiT Publ., 2016. 123 p.
8. Glazkova G.B., Mamonova O.V., Gracheva D.V. et al. Fizicheskoye vospitaniye studentov spetsial’noy meditsinskoy gruppy: kompetentnostnyy podkhod [Physical Education of Students of a Special Medical Group. A Competence Approach]. Moscow, Plekhanov Russian University of Economics Publ., 2020. 160 p.
9. Bolotin A.E., Bakayev V.V., Vazhenin S.A. Educational Technology of Using the System of Pilates for the Prevention of Spine Disorders of Female Students. Journal of Physical Education and Sport, 2015, no. 15 (4), pp. 724–729.
10. Cherepov E., Epishev V., Terekhina E. Effects of Modern Fitness Technologies on Physical Qualities in Students with Locomotor Disorders. Minerva Ortopedica e Traumatologica, 2018, vol. 69, No. 3, Suppl 1, pp. 43–48. DOI: 10.23736/S0394-3410.18.03879-1
11. Kashuba V., Kolos M., Rudnytskyi O., Yaremenko V. Determination of the Interrelation-ships between the Body Composition of the Young 18–19 Year Old Men with the Indicators of the Cardiovascular System During Physical Education. Journal of Physical Education and Sport, 2018, vol. 281, pp. 1907–1911. DOI: 10.7752/jpes.2018.s4281
12. Lopatskyy S.V. Correction of Postural Impairments in the Students in the Process of Physical Education Taking in Consideration the Biogeometric Profile. Ivano-Frankivsk, 2016. 25 p.
13. Shandrygos V., Dudko M., Andrieieva O. Modern Approaches to Improving Body Consti-tution of Female Students within Physical Education Classes. Journal of Physical Education and Sport, 2017, no. 17 (4), vol. 277, pp. 2472–2476. DOI: 10.7752/jpes.2017.04277
14. Kozhokar M., Vaskan I., Palagniuk T. et al. The Complex Effects of Health-Improving Fitness on the Physical Condition of Students. Journal of Physical Education and Sport, 2019, vol. 19 (6), no. 320, pp. 2133–2138. DOI: 10.7752/jpes.2019.s6320
Опубликован
2023-12-26
Как цитировать
Мамонова, О., Грачева, Д., Пуховская, М., & Глазкова, Г. (2023). MS WELLNESS-OXi В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ. Человек. Спорт. Медицина, 23(3), 16-22. https://doi.org/10.14529/hsm230302
Раздел
Физиология

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)