НЕЙРОДИНАМИЧЕСКИЕ И ПСИХОДИНАМИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ТУВИНСКИХ ЮНОШЕЙ С РАЗЛИЧНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТЬЮ
Аннотация
Цель: исследование нейродинамических и психодинамических показателей тувинских юношей с разным уровнем физической активности и спецификой спортивной подготовки. Материалы и методы. Проведено исследование 164 тувинских юношей 17–21 года. Использовали ПЗМР и РДО, оценивали нейротизм и вертированность личности, определяли темпо-ритмовые показатели движений рук по методике «теппинг-тест» на аппаратно-программном комплексе «НС-ПсихоТест» (ООО «Нейрософт», Россия, Иваново). Результаты. Юноши, занимающиеся общей физической подготовкой, волейболисты и борцы характеризуются неуравновешенностью нервных процессов с преобладанием процесса возбуждения, развитой моторикой ведущей руки. У волейболистов и борцов выявлена средне-слабая нервная система, у юношей группы общей физической подготовки – нервная система средней силы. У волейболистов преобладают амбиверты, юноши остальных групп в большинстве интроверты. Для всех тувинских юношей характерна инертность психических процессов, что обусловливает их этническую особенность. У преобладающей доли исследуемых юношей установлен средний уровень эмоциональной возбудимости, кроме лиц группы общей физической подготовки, у которых низкий уровень эмоциональной неустойчивости. Заключение.
В целом по интегральным признакам коэффициент отличий у юношей контрольной группы сравнительно низкий, у волейболистов и борцов приближен к средним значениям, у юношей группы общей физической подготовки – наиболее высокий.
Литература
2. Бардамов, Г.Б. Значимые психофизиологические показатели этногенотипа к избран-ному виду спорта / Г.Б. Бардамов // Бизнес. Образование. Право. – 2018. – № 3 (44). – С. 387–393.
3. Будук-оол, Л.К. Этнические особенности психосоциальной адаптации студентов к обучению в вузе / Л.К. Будук-оол // Вестник ТГПУ. – 2011. – Вып. 6 (108). – С. 176–180.
4. Лысенко, Е.Н. Влияние полового диморфизма и напряженной физической работы на проявление нейродинамических свойств спортсменов / Е.Н. Лысенко, О.А. Шинкарук // Наука и спорт: современные тенденции. – 2015. – Т. 6. – № 1 (6). – С. 11–18.
5. Мантрова, И.Н. Методическое руководство по психофизиологической и психологической диагностике / И.Н. Мантрова. – Иваново: ООО «Нейрософт», 2007. – 216 с.
6. Марков, К.К. Современные направления совершенствования методики спортивной тренировки / К.К. Марков, О.О. Николаева, Е.Н. Сидорова // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 5–1. – С. 131–135.
7. Особенности проявления сенсомоторных реакций студентами ХГАФК / Ю. Тропин, В. Романенко, В. Голоха и др. // Слабожанский науч.-спорт. вестник. – Харьков. – 2018. – С. 57–62.
8. Deepti, J. Analysis of psychomotor abilities as predictive factor for female long jumpers / J. Deepti // International Journal of Physical Education, Sports and Health. – 2016. – Vol. 3, no. 3. – P. 479–481.
9. Minu, T.A. Comparative study of psychomotor abilities subjunior, junior and senior levels of women boxers / T. Minu and Dr. S. Biswas // International Journal of Physical Education, Sports and Health. – 2016. – Vol. 3, no. 5. – P. 400–402.
10. The Effect of High Load Training on Psychomotor Speed / E. Nederhof, K. Lemmink, J. Zwerver, T. Mulder // Published online March 20, 2007 Int J Sports Med. – 2007. – Vol. 28. – P. 595–600.
References
1. Valeyeva E.V., Kashevarov G.S., Kasimova R.R. et al. [Association of Polymorphism VAL158MET of the COMT Gene with Indicators of the Psychophysiological Status of Athletes]. Rossiyskiy fiziologicheskiy zhurnal imeni I.M. Sechenova [Russian Physiological Journal named after I.M. Sechenov], 2019, vol. 105, no. 3, pp. 350–362. (in Russ.)2. Bardamov G.B. [Significant Psychophysiological Indicators of the Ethnogenotype for the Chosen Sport]. Biznes. Obrazovaniye. Pravo [Business. Education. Right], 2018, no. 3 (44), pp. 387–393. (in Russ.)
3. Buduk-ool L.K. [Ethnic Features of Students' Psychosocial Adaptation to Higher Education]. Vestnik TGPU [Vestnik TSPU], 2011, iss. 6 (108), pp. 176–180. (in Russ.)
4. Lysenko E.N., Shinkaruk O.A. [Influence of Sexual Dimorphism and Strenuous Physical Work on the Manifestation of the Neurodynamic Properties of Athletes]. Nauka i sport: sovremennyye tendentsii [Science and Sport. Current Trends], 2015, vol. 6, no. 1 (6), pp. 11–18. (in Russ.)
5. Mantrova I.N. Metodicheskoye rukovodstvo po psikhofiziologicheskoy i psikhologicheskoy diagnostike [Methodological Guide to Psychophysiological and Psychological Diagnostics]. Ivanovo, Neyrosoft Publ., 2007. 216 p.
6. Markov K.K., Nikolayeva O.O., Sidorova E.N. [Modern Directions of Improving the Methodology of Sports Training]. Sovremennyye naukoyemkiye tekhnologii [Modern Science-Intensive Technologies], 2016, no. 5–1, pp. 131–135. (in Russ.)
7. Tropin Yu., Romanenko V., Golokha V. et al. [Features of Manifestation of Sensorimotor Reactions by Students of KSAPC]. Slabozhanskiy nauchno-sportivnyy vestnik [Slabozhansky Scientific and Sports Bulletin], 2018, pp. 57–62. DOI: 10.15391/snsv.2018-3.010
8. Deepti J. Analysis of Psychomotor Abilities as Predictive Factor for Female Long Jumpers. International Journal of Physical Education, Sports and Health, 2016, vol. 3, no. 3, pp. 479–481.
9. Minu T.A., Biswas Dr.S. Comparative Study of Psychomotor Abilities Subjunior, Junior and Senior Levels of Women Boxers. International Journal of Physical Education, Sports and Health, 2016, vol. 3, no. 5, pp. 400–402. DOI: 10.21013/jems.v5.n3.p1
10. Nederhof E., Lemmink K., Zwerver J., Mulder T. The Effect of High Load Training on Psychomotor Speed. Published online March 20, 2007. International Journal Sports Medicine, 2007, vol. 28, pp. 595–600. DOI: 10.1055/s-2007-964852
Copyright (c) 2023 Человек. Спорт. Медицина
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.