КООРДИНАЦИОННАЯ ПОДГОТОВКА В ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ ДЗЮДОИСТОВ 7–9 ЛЕТ
Аннотация
Цель: изучить влияние комплексов упражнений с координационной направленностью на показатели компонентов координационных способностей, других двигательных качеств и физического здоровья. Материалы и методы. Контингент исследования составляли мальчики дзюдоисты 7–9 лет контрольной и экспериментальной групп по 13 человек. Длительность эксперимента – 9 месяцев. Занятия проводились 3 раза в неделю по 2 академических часа. В экспериментальной группе в каждые два из трёх занятий в конце подготовительной части по 10 мин применялись комбинации беговых, прыжковых упражнений в упорах, в ползании. В основной части по 25 мин выполнялись координационные игры-задания, передвижения на тренажере «лестница», акробатические упражнения на фитболах, полусферах баланса. Исследовали время простой зрительно-моторной реакции, реакцию на движущийся объект. Проводили тесты: метание мяча в цель спиной к мишени, прыжок на разметку, пробу Ромберга, передвижения в упоре лежа сзади 10 м, челночный бег 3×10 м, быстрое изменение положения тела, бег 30 м, подтягивание на перекладине, прыжок в длину с места, наклон вперед, 6-минутный бег. Рассчитывали индекс Кетле, показатели кистевой силы, внешнего дыхания, производительности сердечно-сосудистой системы, физической работоспособности при ЧСС 170 уд./мин. Результаты. В конце исследования в динамике экспериментальной группы произошло статистически значимое улучшение результатов всех тестов, характеризующих компоненты координационных способностей, а также показателей скоростно-силовых, силовых качеств, гибкости, выносливости, кистевой силы, ЖЕЛ, двойного произведения, ЧСС нагрузки, PWC 170/кг.
По окончании эксперимента дзюдоисты экспериментальной группы значимо превосходили сверстников контрольной группы по показателям равновесия, ориентации в пространстве, точности прыжка и ловкости. Заключение. Исследование показывает, что координационная подготовка в тренировочном процессе юных дзюдоистов 7–9 лет с использованием специальных комплексов упражнений координационной направленности позволила значимо улучшить все изученные показатели не только координационных способностей, но и большинства других двигательных качеств и физического здоровья.
Литература
2. Борисенко, О.В. Развитие координационных способностей у детей младшего школьного возраста средствами дзюдо на основе модульной технологии / О.В. Борисенко, С.И. Логинов, Л.И. Лубышева // Теория и практика физ. культуры. – 2015. – № 6. – С. 86–89.
3. Двейрина, О.А. Степень научной разработанности проблемы координационной подготовки спортсмена // Ученые записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. – № 1 (155). – С. 85–87.
4. Еганов, А.В. Воздействие параметра координационной способности моторной точности на проявление симметрии-асимметрии выполнения технических действий в спортивных видах единоборств / А.В. Еганов, В.С. Быков, Г.П. Поздняков // Пед.-психол. и мед.-биол. проблемы физ. культуры и спорта. - 2021. – Т. 16, № 1. – С. 29–33. DOI: 10.14526/2070-4798-2021-16-1-29-33
5. Иссурин, В.Б. Координационные способности спортсменов / В.Б. Иссурин, В.И. Лях. – М.: Изд-во «Спорт», 2019. – 208 c.
6. Карпеев, А.Г. О многолетней стратегии спортивно-технической подготовки с учетом возрастных закономерностей развития двигательной координации / А.Г. Карпеев // Ученые записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта. – 2008. – № 4. – С. 35–39.
7. Классификация и состав тестов, характеризующих координационные способности детей и подростков 7–12 лет / В.А. Баландин, С.М. Ахметов, Ю.К. Чернышенко и др. // Физ. культура, спорт – наука и практика. – 2019. – № 4. – С. 3–11.
8. Коник, А.А. Развитие координационных способностей обучающихся с использованием элементов координационной лестницы / А.А. Коник, В.Е. Дыбов, А.Н. Кулиничев // Известия ТулГУ. – 2020. – № 1. – С. 17–24.
9. Платонов, В.Н. Двигательные качества и физическая подготовка спортсменов / В.Н. Платонов. – М.: Спорт, 2019. – 656 c.
10. Рубанович, В.Б. Врачебно-педагогический контроль при занятиях физической культурой / В.Б. Рубанович. – Новосибирск, 2017. – 283 с.
11. Технологии контроля и оценки координационных способностей в системе спортивного отбора / В.Л. Ботяев, С.В. Ботяев, В.К. Тулаев и др. // Теория и практика физ. культуры. – 2020. – № 4. – С. 93–95.
12. Ткачук, М.Г. Спортивный отбор в самбо с учетом морфофункциональных показателей и индивидуальной тренируемости / М.Г. Ткачук, А Г. Левицкий, А.А. Соболев // Ученые записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта. – 2016. – № 3. – С. 236–239.
13. Тхорев, В.И. Сенситивные периоды развития двигательных способностей учащихся школьного возраста / В.И. Тхорев, С.П. Аршинник // Физ. культура, спорт – наука и практика. – 2010. – № 1. – С. 40–45.
14. Учет иерархичности использования средств формирования видов координационных способностей как необходимое условие совершенствования процесса их развития / Д.А. Калмыков, Г.И. Дерябина, О.С. Терентьева, В.Л. Лернер // Вестник ТГУ. – 2018. – Т. 23, № 175. – С. 69–80. DOI: 10.20310/1810-0201-2018-23-175-69-80
15. Шевченко, Д.Ю. Методика совершенствования координационных способностей у учащихся / Д.Ю. Шевченко // Ученые записки ун-та П.Ф. Лесгафта. – 2020. – № 7 (185). – С. 446–449.
16. Coordination motor abilities of judo contestants at different age / S. Sterkowicz, G. Lech, J. Jaworski, T. Ambroży // Journal of Combat Sports and Martial Arts. MEDSPORTPRESS. – 2012. – Vol. 3, No. 1 (2). – P. 5–10.
17. Development of the ability to maintain body balance in young athletes 12–13 years practicing judo / A. Osipov, M. Kudryavtsev, S. Iermakov et al. // Archives of Budo. Science of Martial Arts and Extreme Sports. – 2018. – Vol. 30, No. 14. – Р. 21–30.
18. Effect of the Level of Coordinated Motor Abilities on Performance in Junior Judokas / G. Lech, J. Jaworski, V. Lyakh, R. Krawczyk // Journal of human kinetics. – 2011. – Vol. 30. – Р. 153–160. DOI: 10.2478/v10078-011-0083-0
19. Jones L. El camino de la kata en el judo Kodokan / L. Jones, M. Hanon // Revista de Artes Marciales Asiáticas. – 2012. – Vol. 6. – P. 5–10. DOI: 10.18002/rama.v6i1.83
20. Nikitenko, A. Testing dexterity and coordination abilities in single combats and martial art / А. Nikitenko // Theory and Methods of Physical Education and Sport. – 2017. – No. 10. – P. 88–90. DOI: 10.32652/tmfvs.2017.4.88-90
21. Young, W. The importance of a sport-specific stimulus for training agility / W. Young, D. Farrow // Strength and Conditioning Journal. – 2013. – No. 35. – P. 39–43.
References
1. Antsyperov V.V., Filippov M.V., Ivanova T.A. [Coordination Training in the Preparation of Young Judoists]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [Modern Problems of Science and Education], 2015, no. 1–1, pp. 1062–1069. (in Russ.)2. Borisenko O.V., Loginov S.I., Lubysheva L.I. [Development of Coordination Abilities in Children of Primary School Age by Means of Judo Based on Modular Technology]. Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury [Theory and Practice of Physical Culture], 2015, no. 6, pp. 86–89. (in Russ.)
3. Dveirina O.A. [Degree of Scientific Elaboration of the Problem of Coordination Training of an Athlete]. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta [Scientific Notes of the P.F. Lesgaft University], 2018, no. 1 (155), pp. 85–87. (in Russ.)
4. Eganov A.V., Bykov V.S., Pozdnyakov G.P. [The Influence of the Parameter of Motor Accuracy Coordination Ability on the Manifestation of Symmetry-Asymmetry of Performing Technical Actions in Martial Arts Sports]. Pedagogiko-psihologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoy kul'tury i sporta [Pedagogical-Psychological and Medico-Biological Problems of Physical Culture and Sports], 2021, vol. 16, no. 1, pp. 29–33. (in Russ.) DOI: 10.14526/2070-4798-2021-16-1-29-33
5. Issurin V.B., Lyakh V.I. Koordinacionnye sposobnosti sportsmenov [Coordination Abilities of Athletes]. Moscow, Sport Publ., 2019. 208 p.
6. Karpeev A.G. [On the Long-Term Strategy of Sports and Technical Training Taking into Account Age Patterns of Motor Coordination Development]. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta [Scientific Notes of the P.F. Lesgaft University], 2008, no. 4, pp. 35–39. (in Russ.)
7. Balandin V.A., Akhmetov S.M., Chernyshenko Yu.K. et al. [Classification and Composition of Tests Characterizing the Coordination Abilities of Children and Adolescents Aged 7–12 Years]. Fizicheskaya kul'tura, sport – nauka i praktika [Physical Culture, Sport – Science and Practice], 2019, no. 4, pp. 3–11. (in Russ.)
8. Konik A.A., Dybov V.E., Kulinichev A.N. [Development of Students' Coordination Abilities Using Elements of the Coordination Ladder]. Izvestiya TulGU [Izvestiya TulSU], 2020, no. 1, pp. 17–24. (in Russ.)
9. Platonov V.N. Dvigatel'nye kachestva i fizicheskaya podgotovka sportsmenov [Motor Qualities and Physical Training of Athletes]. Moscow, Sport Publ., 2019. 656 p.
10. Rubanovich V.B. Vrachebno-pedagogicheskiy kontrol' pri zanyatiyah fizicheskoy kul'turoy: ucheb. posobie [Medical and Pedagogical Control During Physical Culture Classes]. Novosibirsk, 2017. 283 p.
11. Botyaev V.L., Botyaev S.V., Tulaev V.K. et al. [Technologies of Control and Evaluation of Coordination Abilities in the System of Sports Selection]. Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury [Theory and Practice of Physical Culture], 2020, no. 4, pp. 93–95. (in Russ.)
12. Tkachuk M.G., Levitsky A.G., Sobolev A.A. [Sports Selection in Sambo Taking into Account Morphofunctional Indicators and Individual Trainability]. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Les¬gafta [Scientific Notes of the P.F. Lesgaft University], 2016, no. 3, pp. 236–239. (in Russ.)
13. Thorev V.I., Arshinnik S.P. [Sensitive Periods of Development of Motor Abilities of School-Age Students]. Fizicheskaja kul'tura, sport – nauka i praktika [Physical Culture, Sport – Science and Practice], 2010, no. 1, pp. 40–45. (in Russ.)
14. Kalmykov D.A., Deryabina G.I., Terentyeva O.S. et al. [Taking into Account the Hierarchy of the Use of Means of Forming Types of Coordination Abilities as a Necessary Condition for Improving the Process of Their Development]. Vestnik TGU [Bulletin of TSU], 2018, vol. 23, no. 175, pp. 69–80. (in Russ.) DOI: 10.20310/1810-0201-2018-23-175-69-80
15. Shevchenko D.Yu. [Methodology for Improving Coordination Abilities in Students]. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta [Scientific Notes of the Lesgaft University], 2020, no. 7 (185), pp. 446–449. (in Russ.)
16. Sterkowicz S., Lech G., Jaworski J., Ambroży T. Coordination Motor Abilities of Judo Contestants at Different Age. Journal of Combat Sports and Martial Arts. MEDSPORTPRESS, 2012, vol. 3, no. 1 (2), pp. 5–10. DOI: 10.5604/20815735.1047612
17. Osipov A., Kudryavtsev M., Iermakov S. et al. Development of the Ability to Maintain Body Balance in Young Athletes 12–13 Years Practicing Judo Archives of Budo. Science of Martial Arts and Extreme Sports, 2018, vol. 30, no. 14, pp. 21–30.
18. Lech G., Jaworski J., Lyakh V. et al. Effect of the Level of Coordinated Motor Abilities on Performance in Junior Judokas. Journal of Human Kinetics, 2011, vol. 30, pp. 153–160. DOI: 10.2478/ v10078-011-0083-0
19. Jones L., Hanon M., El camino de la kata en el judo Kodokan. Revista de Artes Marciales Asiáticas, 2012, vol. 6, pp. 5–10. DOI: 10.18002/rama.v6i1.83
20. Nikitenko A. Testing Dexterity and Coordination Abilities in Single Combats and Martial Art. Theory and Methods of Physical Education and Sport, 2017, no. 10, pp. 88–90. DOI: 10.32652/tmfvs. 2017.4.88-90
21. Young W., Farrow D. The Importance of a Sport-Specific Stimulus for Training Agility. Strength and Conditioning Journal, 2013, no. 35, pp. 39–43. DOI: 10.1519/SSC.0b013e31828b6654
Copyright (c) 2023 Человек. Спорт. Медицина
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.