ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ СВОЙСТВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ У ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ СПОРТИВНОГО ОТДЕЛЕНИЯ

  • В. С. Милашечкин Российский университет дружбы народов, Москва, Россия https://orcid.org/0000-0001-5321-6727 vs.milash@yandex.ru
  • Т. И. Джандарова Северо-Кавказский федеральный университет, Ставрополь, Россия https://orcid.org/0000-0002-2734-2911 djandarova@yandex.ru
Ключевые слова: иностранные студенты, нервная система, сенсомоторная реакция, теппинг-тест, адаптация, функциональное состояние

Аннотация

Цель: произвести оценку реакции иностранных студентов спортивного отделения на звуковой и световой раздражители и дать характеристику функционального состояния центральной нервной системы в первый год пребывания в России. Материалы и методы. Исследование проводилось на кафедре физического воспитания и спорта РУДН, участниками стали студенты в количестве 85 человек, которые были разделены на 2 группы: студенты, дополнительно не занимающиеся никаким видом двигательной активности (n = 53), и студенты, занимающиеся в спортивном отделении (n = 32). Для определения сенсомоторной реакции были использованы параметры времени стандартной реакции на свет и звук, а также сложной реакции студентов на свет. Для оценки свойств нервной системы мы использовали теппинг-тест. Результаты. Выявлено достоверно значимое увеличение стандартной (простой) сенсомоторной реакции на световой и звуковой раздражители у студентов с низким объемом двигательной активности по сравнению со студентами спортивного отделения (Р ˂ 0,01). Показатель частоты движений в единицу времени студентов, дополнительно не занимающихся физическими упражнениями, находится на низком уровне (49,50 ± 2,40) по сравнению со средними значениями частоты движений за одну минуту у студентов, занимающихся в спортивном отделении (68,33 ± 2,55, Р ˂ 0,01). Заключение. У иностранных студентов, занимающихся в спортивном отделении, выявлен сильный тип нервной системы, у иностранных студентов, дополнительно не занимающихся физическими упражнениями, показатели сенсомоторной реакции хуже, что указывает на неустойчивость их психофизиологических реакций.

Информация об авторах

В. С. Милашечкин , Российский университет дружбы народов, Москва, Россия

Заведующий лабораторией кафедры физического воспитания и спорта, Российский университет дружбы народов, Москва, Россия.

Т. И. Джандарова , Северо-Кавказский федеральный университет, Ставрополь, Россия

Доктор биологических наук, профессор кафедры биомедицины и физиологии, Северо-Кавказский федеральный университет, Ставрополь, Россия.

Литература

1. Беккер, И.Л. Проблемы адаптации иностранных студентов к образовательному процессу российского вуза (на примере Пензенского государственного университета) / И.Л. Беккер, С.А. Иванчин // Гуманитар. науки. Педагогика. – 2015. – № 4 (36). – С. 247–256.
2. Кирсанов, В.М. Психофизиологическая характеристика личности студентов в период адаптации к обучению в вузе / В.М. Кирсанов, Д.З. Шибкова // Сибир. пед. журнал. – 2012. – № 9. – С. 127–132.
3. Корягина, Ю.В. Аппаратно-программный комплекс «Спортивный психофизиолог» (АПК «Спортивный психофизиолог») № 2010617789 / Ю.В. Корягина, С.В. Нопин // Программы для ЭВМ. Базы данных. Топологии интегральных микросхем. – 2011. – № 1, Ч. 2. – C. 308.
4. Кузнецов, В.И. Ускорение процессов адаптации иностранных студентов с хроническими заболеваниями: перспективы и возможности (исследование по программе «Здоровье») / В.И. Кузнецов, С.С. Вялов, А.М. Ходорович // Вестник РУДН. Серия «Медицина». – 2010. – № 2. – С. 51–57.
5. Милашечкина, Е.А. Психофизиологический аспект адаптации иностранных студентов с ослабленным здоровьем / Е.А. Милашечкина, И.Н. Гернет, В.С. Милашечкин // Психология. Психофизиология. – 2020. – № 1.– С. 95–101. DOI: 10.14529/jpps200111
6. Comparative characteristic of life quality among the students referred to a special medical group according to their health state. / I.N. Gernet, V.N. Pushkina, S.Yu. Razmakhova et al. // Indo American Journal of Pharmaceutical Sciences. – 2018. – Vol. 5, No. 4. – P. 2353–2359.
7. Effects of dance-driven gymnastics practices on psychoemotional statuses of foreign female first-year students. / O.V. Timofeeva, E.A. Milashechkina, A.D. Malchenko, E.A. Kunitsina // Theory and Practice of Physical Culture. – 2018. – No. 6. – P. 16.
8. Milashechkina, E.A. Physical progress rates of special health group students diagnosed with cardiovascular system disorders versus their physical activity rates. / E.A. Milashechkina, T.I. Janda¬rova // Theory and Practice of Physical Culture. – 2018. – No. 4. – P. 6.
9. Psychophysiological characteristics of college students with different motor modes. / T.V. Baksheva, V.S Milashechkin, V.V. Ivanov, N.V. Logachev. Theory and Practice of Physical Cul-ture. – 2020. – No. 11. – P. 15–17.

References

1. Bekker I.L., Ivanchin S.A. [Problems of Adaptation of Foreign Students to the Educational Process of the Russian University (On the Example of Penza State University)]. Gumanitarnye nauki. Pedagogika [Humanities. Pedagogics], 2015, no. 4 (36), pp. 247–256. (in Russ.)
2. Kirsanov V.M., Shibkova D.Z. [Psychophysiological Characteristics of the Personality of Students in the Period of Adaptation to Study at the University]. Sibirskiy pedagogicheskiy zhur-nal [Siberian Pedagogical Journal], 2012, no. 9, pp. 127–132. (in Russ.)
3. Koryagina Yu.V., Nopin S.V. [Hardware and Software Complex Sports Psychophysiologist. APK, no. 2010617789]. Programmy dlya EVM. Bazy dannykh. Topologii integralnykh mikroskhem [Computer Program. Data Base. Topology of Integrated Circuits], 2011, no. 1, pt. 2, p. 308.
4. Kuznetsov V.I., Vyalov S.S., Khodorovich A.M. [Acceleration of Adaptation Processes of Foreign Students with Chronic Diseases. Prospects and Opportunities (Research on the Program Health]. Vestnik RUDN. Seriya Meditsina [Bulletin of the Russian Friendship University, Medicine Series], 2010, no. 2, pp. 51–57. (in Russ.)
5. Milashechkina E.A., Gernet I.N., Milashechkin V.S. [Psychophysiological Aspect of Adaptation of Foreign Students with Poor Health]. Psikhologiya. Psikhofiziologiya [Psychology. Psychophysiology], 2020, vol. 13, no. 1, pp. 95–101. (in Russ.) DOI: 10.14529/jpps200111
6. Gernet I.N., Pushkina V.N., Razmakhova S.Yu. et al. Comparative Characteristic of Life Quality Among the Students Referred to a Special Medical Group According to Their Health State. Indo American Journal of Pharmaceutical Sciences, 2018, vol. 5, no. 4, pp. 2353–2359.
7. Timofeeva O.V., Milashechkina E.A., Malchenko A.D., Kunitsina E.A. Effects of Dance-Driven Gymnastics Practices on Psychoemotional Statuses of Foreign Female First-Year Students. Theory and Practice of Physical Culture, 2018, no. 6, p. 16.
8. Milashechkina E.A., Jandarova T.I. Physical Progress Rates of Special Health Group Students Diagnosed with Cardiovascular System Disorders Versus Their Physical Activity Rates. Theory and Practice of Physical Culture, 2018, no. 4, p. 6.
9. Baksheva T.V., Milashechkin V.S., Ivanov V.V., Logachev N.V. Psychophysiological Characteristics of College Students with Different Motor Modes. Theory and Practice of Physical Culture, 2020, no. 11, pp. 15–17.
Опубликован
2024-01-11
Как цитировать
Милашечкин, В., & Джандарова, Т. (2024). ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ СВОЙСТВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ У ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ СПОРТИВНОГО ОТДЕЛЕНИЯ. Человек. Спорт. Медицина, 23(S2), 24-28. https://doi.org/10.14529/hsm23s204
Раздел
Физиология