НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ В ИГРОВЫХ ВИДАХ СПОРТА

  • А. В. Родин Смоленский государственный университет спорта, Смоленск, Россия; Московский политехнический университет, Москва, Россия https://orcid.org/0000-0002-6126-4603 rodin67@bk.ru
  • Е. Н. Бобкова Смоленский государственный университет спорта, Смоленск, Россия https://orcid.org/0000-0002-4141-2146 helenbobkova@mail.ru
  • А. В. Кондрашенкова Смоленский государственный университет спорта, Смоленск, Россия https://orcid.org/0000-0003-3474-4393 kondrashenkova@list.ru
  • К. В. Прохорова Смоленский государственный университет спорта, Смоленск, Россия https://orcid.org/0000-0002-8932-2174 besyonokof@mail.ru
Ключевые слова: спортивные игры, интеллектуальные способности, интеллектуальная подготовка, индивидуальная тактическая подготовка, индивидуальные тактические действия, метод «игровые задачи», «тренерские ключи»

Аннотация

Цель: экспериментально обосновать научно-теоретические аспекты интеллектуальной подготовки спортсменов в игровых видах спорта. Методы исследования. Исследование проводилось в течение годичного цикла подготовки (2020–2021 гг.) волейбольных и баскетбольных команд ФГБОУ ВО «Смоленский государственный университет спорта» (СГУС, г. Смоленск). Обоснование и оценка эффективности применения метода «игровые задачи» и «тренерские ключи» в содержании интеллектуальной подготовки квалифицированных баскетболистов и волейболистов при совершенствовании индивидуальных тактических действий осуществлялось по динамике показателей операционно-деятельностных (память и мышление) способностей в процессе формирующего педагогического эксперимента. Результаты. Разработка и обоснование содержания интеллектуальной подготовки квалифицированных спортсменов в игровых видах спорта на основе метода «игровые задачи» и «тренерские ключи» позволило существенно повысить уровень памяти и мышления, что положительно отразилось на динамике результативности индивидуальных тактических действий в процессе соревновательной деятельности. Полученные данные позволили с позиции научных исследований теоретически обосновать интеллектуальную подготовку спортсменов в игровых видах спорта, которая может применяться тренерами в практической деятельности. Заключение. Совершенствование индивидуальных тактических действий квалифицированных спортсменов в игровых видах спорта в годичном цикле подготовки должно включать применение метода «игровые задачи» и «тренерские ключи», которые обеспечивают эффективное развитие интеллектуальных способностей игрока.

Информация об авторах

А. В. Родин , Смоленский государственный университет спорта, Смоленск, Россия; Московский политехнический университет, Москва, Россия

Доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой теории и методики спортивных игр, Смоленский государственный университет спорта, Смоленск, Россия; профессор кафедры физического воспитания, Московский политехнический университет, Москва, Россия.

Е. Н. Бобкова , Смоленский государственный университет спорта, Смоленск, Россия

Кандидат педагогических наук, доцент, проректор по научной работе и международной деятельности, Смоленский государственный университет спорта, Смоленск, Россия.

А. В. Кондрашенкова , Смоленский государственный университет спорта, Смоленск, Россия

Аспирант кафедры теории и методики спортивных игр, Смоленский государственный университет спорта, Смоленск, Россия.

К. В. Прохорова , Смоленский государственный университет спорта, Смоленск, Россия

Аспирант кафедры теории и методики спортивных игр, Смоленский государственный университет спорта, Смоленск, Россия.

Литература

1. Бабушкин, Г.Д. Интеллектуально-психологическая подготовка спортсмена: моногр. / Г.Д. Бабушкин, К.В. Диких. – Саратов: Вузов. образование, 2020. – 212 c. DOI: https://doi.org/ 10.23682/89233
2. Грец, Г.Н. Профессиональный интеллект и физическая подготовленность футбольных арбитров как условия реализации возможностей диагональной системы судейства / Г.Н. Грец, А.Д. Будогосский, Е.А. Турбин // Ученые записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта. – 2018. – № 8 (162). – С. 41–46.
3. Назаренко, Л.Д. Совершенствование системы спортивной подготовки на основе развития интеллектуальных способностей спортсмена / Л.Д. Назаренко // Теория и практика физ. культуры. – 2014. – № 9. – С. 66–69.
4. Павлова, Н.В. Оценка теоретической подготовленности хоккеистов / Н.В. Павлова, E.M. Николаев // Вопросы функцион. подготовки в спорте высш. достижений. – 2017. – № 1. – С. 86–92.
5. Родин, А.В. Информационное обеспечение технико-тактической подготовки спортсменов в игровых видах спорта / А.В. Родин // Теория и практика физ. культуры. – 2020. – № 2. – С. 56.
6. Родин, А.В. Эффективность методических приемов в процессе интеллектуальной подготовки спортсменов в игровых видах спорта / А.В. Родин // Ученые записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта. – 2018. – № 2 (156). – С. 195–197.
7. Воронов, Ю.С. Интеллектуальная подготовка в тренировочном процессе по спортивному ориентированию / Ю.С. Воронов, Д.С. Якушев // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2020. – № 6. – С. 79.

References

1. Babushkin G.D., Dikhih K.V. Intellektual’no-psikhologicheskaya podgotovka sportsmenа: monographiya [Intellectual and Psychological Training of a Sportsman. Monograph]. Saratov, University Education Publ., 2020. 212 p.
2. Grets G.N., Budogosskiy A.D., Turbin E.A. [Professional Intelligence and Physical Fitness of Football Referee as Requirements of Diagonal System of Control Realization]. Ucheniye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific Notes of the University. P.F. Lesgafta], 2018, no. 8 (162), pp. 41–46. (in Russ.)
3. Nazarenko L.D. [Enhancement of the System of Sports Training on the Basis of Development of Athlete's Intellectual Capabilities]. Teoriya i praktika fizicheskoy kul’tury [Theory and Practice of Physical Culture], 2014, no. 9, pp. 66–69. (in Russ.)
4. Pavlova N.V., Nikolaev E.M. [Assessment of Hockey Players’ Theoretical Readiness]. Voprosy fyktsional’noy podgotovki v sporte vysshikh dostizheniy [Questions of Functional Training in the Sport of Higher Achievements], 2017, no. 1, pp. 86–92. (in Russ.)
5. Rodin A.V. [Informational Provision of Sportsmen’s Techno-Tactical Training in Game-Based Sports]. Teoriya i praktika fizicheskoy kul’tury [Theory and Practice of Physical Culture], 2020, no. 2, p. 56.
6. Rodin A.V. [Effectiveness of Methodological Techniques in the Process of Sportsmen’s Intellectual Training for Game-Based Sports]. Ucheniye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific Notes of the University. P.F. Lesgafta], 2018, no. 2 (156), pp. 195–197. (in Russ.)
7. Voronov Yu.S., Yakushev D.S. [Intellectual Training in Competitive Orienteering Training Process]. Fizicheskaya kul’tura: vospitaniye, obrazovaniye, trenirovka [Physical Education. Education, Training], 2020, no. 6, p. 79. (in Russ.)
Опубликован
2024-01-11
Как цитировать
Родин, А., Бобкова, Е., Кондрашенкова, А., & Прохорова, К. (2024). НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ В ИГРОВЫХ ВИДАХ СПОРТА. Человек. Спорт. Медицина, 23(S2), 58-65. https://doi.org/10.14529/hsm23s209
Раздел
Современные педагогические и психологические технологии в физическом воспитании