ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГУМАНИТАРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ БУДУЩИМИ УЧИТЕЛЯМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация
Цель: выявление отношения будущих учителей физической культуры к использованию гуманитарных технологий в условиях инклюзивного образования и их влияния на эффективность организации совместных занятий с участием детей с особыми образовательными потребностями. Материалы и методы исследования. Основным методом исследования выбран метод анкетирования на основе опросника, направленного на выявление отношения будущих учителей физической культуры к использованию гуманитарных технологий при организации совместных инклюзивных занятий. При создании опросника, адаптированного к нашему исследованию, были использованы следующие методики: «Методика оценки работы учителя» (Л.М. Митина); опросник «Самоанализ затруднений в деятельности педагога» (Л.Н. Горбунова, И.П. Цвелюх); «Методика диагностики профессиональной педагогической толерантности» (Ю.А. Макаров). Результаты. Представлены эмпирические данные, указывающие на эффективность организации совместных занятий с участием детей с особыми образовательными потребностями. Анализ этих данных позволяет установить приоритеты в разработке методик и технологий проведения занятий физической культурой в условиях инклюзивного образования с использованием гуманитарных технологий. Заключение. Основной вывод по итогам проведенного исследования заключается в том, что достижение качественного инклюзивного образования станет возможным при комплексной разработке, организации и проведении инклюзивных занятий по физической культуре с использованием гуманитарных технологий.
Литература
С. 48–49.
2. Бурцев, В.А. Инновационные формы привлечения лиц с ограниченными возможностя-ми здоровья и инвалидов к физкультурно-спортивной деятельности / В.А. Бурцев, А.Г. Че-ренщинков, Е.А. Герасимов // Проблемы современного педагогического образования. – 2018. – № 1. –
С. 136–140.
3. Воронов, Н.А. Занятия спортом как средство повышения личностного адаптацион-ного потенциала лиц с ограниченными возможностями здоровья / Н.А. Воронов // Наука, техника и образование. – 2018. – № 3. – С. 110–113.
4. Горбунова, Л.Н. Исследовательский тренинг в повышении квалификации педагогов – субъектов развития образования / Л.Н. Горбунова // Стандарты и мониторинг в образова-нии. – 2009. – № 6. – С. 21–25.
5. Казбекова, И.Г. Педагогические предпосылки подготовки специалистов физической культуры и спорта к работе в условиях инклюзивного образования / И.Г. Казбекова // Про-б¬лемы внедрения результатов инновационных разработок: сб. ст. – Екатеринбург, 2019. –
С. 33–35.
6. Коган, О.С. Инклюзивное образование для детей-инвалидов и их дальнейшая социали-зация
с помощью физической культуры и спорта / О.С. Коган // Вестник Орлов. гос. ун-та. Сер. «Новые гуманитарные исследования». – 2015. – № 1 (42). – С. 176–178.
7. Макаров, Ю.А. Личность педагога и метод диагностики толерантности в профес-сиональной педагогической среде / Ю.А. Макаров // Альманах современной науки и образо-вания. – Тамбов. – 2011. – № 5. – С. 108–111.
8. Митина, Л.М. Психологу об учителе. Личностно-профессиональное развитие учите-ля: психологическое содержание, диагностика, технология, коррекционно-развивающие программы / Л.М. Митина. – М.: Учреждение Рос. академии образования «Психологиче-ский институт», МГППУ, 2010. – 386 с.
9. Митин, А.Е. Гуманитарные технологии: обоснование основных положений примене-ния в образовании / А.Е. Митин, С.О. Филиппова // Проблемы педагогики и психологии. – 2013. – № 3. – С. 255–262.
10. Муллер, О.Ю. Современная модель методической готовности педагогов к работе в условиях инклюзивного образования / О.Ю. Муллер // Ценности и смыслы. – 2017. – № 2. – С. 149–158.
11. Николаева, К.И. Эффективность применения элементов рок-н-ролла в процессе адаптивного физического воспитания детей с депривацией зрения / К.И. Николаева // Russian Journal of Education and Psychology. – 2015. – № 5 (49). – С. 549–562.
12. Панкратович, Т.М. Формирование готовности студентов института физической культуры и спорта к реализации инклюзивной формы образования в профессиональной де-ятельности / Т.М. Панкратович, Е.М. Голикова // Физ. культура: воспитание, образование, тренировка. – 2015. – № 5. – С. 55–58.
13. Парфенова, Л.А. Инновационные формы и долгосрочные программы привлечения молодежи с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов к занятиям физической культурой и спортом: монография / Л.А. Парфенова, И.Н. Тимошина. – Казань: Поволж-ская ГАФКСиТ, 2016. –123 с.
14. Подулыбина, А.В. Физическое воспитание школьников с нарушением слуха / А.В. По-дулыбина // Вестник Волжского ун-та им. В.Н. Татищева. – 2012. – № 3. – С. 160–166.
15. Попова, О.С. Реализация процесса физического воспитания детей младшего школьного возраста с депривацией зрения в условиях коррекционной школы / О.С. Попова // Ученые записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта. – 2020. – № 4. – С. 346–352.
16. Седоченко, С.В. Исследование мотивации к занятиям адаптивным спортом в ас-пекте социальной интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья / С.В. Седоченко,
О.Н. Савинкова, Т.П. Бегидова // Вестник Ун-та Рос. академии образования. – 2018. – № 4 (11). – С. 115–118.
17. Черкасов, В.В. Физкультурно-спортивная ориентация детей с ОВЗ / В.В. Черкасов,
И.А. Ильиных, Е.А. Лапаев // Вестник Сургут. гос. пед. ун-та. – 2021. – № 1. – С. 126–133.
18. Gilbert, E.N. Designing inclusive physical education with universal design for learning /
E.N. Gilbert // Journal of Physical Education, Recreation and Dance. – 2019. – No. 7. – С. 15–21.
19. Méndez-Giménez, A. Modelo de educacióndeportiva versus modelotradicional: efectosen la
motivación y deportividad / A. Méndez-Giménez, J. Fernández-Río, D. Méndez-Alonso // Revista
Internacional de Medicina y Ciencias de la ActividadFísica y del Deporte. – 2015. – Vol. 15 (59). –
Р. 449–466.
20. Yaneva, A. Тo the question for physical education and sports in higher education in Bul-garia / A. Yaneva, S. Miletiev // Strategies for Policy in Science and Education. – 2019. – № 4. – P. 428–443.
References
1. Begidova T.P., Begidov M.V., Sukhanova E.V. [The Role of Adaptive Physical Culture and Sports in Inclusive Education]. Adaptivnaya fizicheskaya kul’tura [Adaptive Physical Culture], 2019, no. 4, pp. 48–49. (in Russ.)2. Burtsev V.A., Cherenshchinkov A.G., Gerasimov E.A. [Innovative forms of attracting persons with disabilities to physical education and sports activities]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya [Problems of modern pedagogical education], 2018, no. 1, pp. 136–140. (in Russ.)
3. Voronov N.A. [Sports as a Means of Increasing the Personal Adaptation Potential of Persons with Disabilities]. Nauka, tekhnika i obrazovaniye [Science, Technology and Education], 2018, no. 3, pp. 110–113. (in Russ.)
4. Gorbunova L.N. [Research Training in Advanced Training of Teachers – Subjects of Educational Development]. Standarty i monitoring v obrazovanii [Standards and Monitoring in Education], 2009, no. 6, pp. 21–25. (in Russ.)
5. Kazbekova I.G. [Pedagogical Prerequisites for Training Specialists in Physical Culture and Sports to Work in Inclusive Education]. Problemy vnedreniya rezul’tatov innovatsionnykh razrabotok: sbornik statey [Problems of Implementing the Results of Innovative Developments. Collection of Articles], 2019, pp. 33–35. (in Russ.)
6. Kogan O.S. [Inclusive Education for Disabled Children and Their Further Socialization Through Physical Education and Sports]. Vestnik Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. Novyye gumanitarnyye issledovaniya [Bulletin of Oryol State University. Ser. New Humanities Research], 2015, no. 1 (42), pp. 176–178. (in Russ.)
7. Makarov Yu.A. [Personality of a Teacher and the Method of Diagnosing Tolerance in a Professional Pedagogical Environment]. Al’manakh sovremennoy nauki i obrazovaniya [Almanac of Modern Science and Education], 2011, no. 5, pp. 108–111. (in Russ.)
8. Mitina L.M. Psikhologu ob uchitele. Lichnostno-professional’noye razvitiye uchitelya: psikhologicheskoye soderzhaniye, diagnostika, tekhnologiya, korrektsionno-razvivayushchiye programmy [To a Psychologist About a Teacher. Personal and Professional Development of a Teacher. Psychological Content, Diagnostics, Technology, Correctional and Developmental Programs]. Moscow, MGPPU Publ., 2010. 386 p.
9. Mitin A.E., Filippova S.O. [Humanitarian Technologies. Justification of the Main Provisions of Application in Education]. Problemy pedagogiki i psikhologii [Problems of Pedagogy and Psychology], 2013, no. 3, pp. 255–262. (in Russ.)
10. Muller O.Yu. [Modern Model of Teachers’ Methodological Readiness to Work in Inclusive Education]. Tsennosti i smysly [Values and Meanings], 2017, no. 2, pp. 149–158. (in Russ.)
11. Nikolayeva K.I. [Efficiency of Using Rock and Roll Elements in the Process of Adaptive Physical Education of Children with Vision Deprivation]. Russian Journal of Education and Psychology [Russian Journal of Education and Psychology], 2015, no. 5 (49), pp. 549–562. (in Russ.) DOI: 10.12731/2218-7405-2015-5-44
12. Pankratovich T.M., Golikova E.M. [Formation of Readiness of Students of the Institute of Physical Culture and Sports to Implement an Inclusive form of Education in Professional Activities]. Fizicheskaya kul’tura: vospitaniye, obrazovaniye, trenirovka [Physical Culture. Education, Training], 2015, no. 5, pp. 55–58. (in Russ.)
13. Parfenova L.A., Timoshina I.N. Innovatsionnyye formy i dolgosrochnyye programmy privlecheniya molodezhi s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov’ya i invalidov k zanyatiyam fizicheskoy kul’turoy i sportom: monografiya [Innovative Forms and Long-Term Programs for Attracting Young People with Disabilities and People with Disabilities to Physical Education and Sports]. Kazan’, Povolzhskaya GAFKSiT Publ., 2016. 123 p.
14. Podulybina A.V. [Physical Education of Schoolchildren with Hearing Impairment]. Vestnik Volzhskogo universiteta im. V.N. Tatishcheva [Bulletin of the Volga University V.N. Tatishcheva], 2012, no. 3, pp. 160–166. (in Russ.)
15. Popova O.S. [Implementation of the Process of Physical Education of Children of Primary School Age with Vision Deprivation in a Correctional School]. Uchenyye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta [Scientific Notes of the University P.F. Lesgaft], 2020, no. 4, pp. 346–352. (in Russ.)
16. Sedochenko S.V., Savinkova O.N., Begidova T.P. [Study of Motivation to Engage in Adaptive Sports in the Aspect of Social Integration of Persons with Disabilities]. Vestnik Universiteta Rossiyskoy akademii obrazovaniya [Bulletin of the University of the Russian Academy of Education], 2018, no. 4 (11), pp. 115–118. (in Russ.)
17. Cherkasov V.V., Il’inykh I.A., Lapayev E.A. [Physical Education and Sports Orientation for Children with Disabilities]. Vestnik Surgutskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Bulletin of the Surgut State Pedagogical University], 2021, no. 1, pp. 126–133. (in Russ.)
18. Gilbert E.N. Designing Inclusive Physical Education with Universal Design for Learning. Journal of Physical Education, Recreation and Dance, 2019, no. 7, pp. 15–21. DOI: 10.1080/ 07303084.2019.1637305
19. Méndez-Giménez A., Fernández-Río J., Méndez-Alonso D. Modelo de Educacióndeportiva Versus Modelotradicional: Efectosen la Motivación y Deportividad. RevistaInternacional de Medicina y Ciencias de la ActividadFísica y del Deporte, 2015, vol. 15 (59), pp. 449–466. DOI: 10.15366/ rimcafd2015.59.004
20. Yaneva A., Miletiev S. Тo the Question for Physical Education and Sports in Higher Education in Bulgaria. Strategies for Policy in Science and Education, 2019, no. 4, pp. 428–443.
Copyright (c) 2024 Человек. Спорт. Медицина
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.