СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ В ПРЫЖКАХ С ШЕСТОМ У ДЕВУШЕК 14–15 ЛЕТ В СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ

Ключевые слова: стрессоустойчивость, прыгуньи с шестом, начальная специализация, соревновательный период, психодиагностика, адаптация

Аннотация

Цель: исследование психической устойчивости юных спортсменок в соревновательном периоде для развития адаптации к условиям стрессовой соревновательной ситуации. Материалы и методы. В исследовании принимало участие 10 девушек 14–15 лет, имеющих спортивный разряд от 3-го юношеского до 1-го разряда. В соревновательном периоде было проведено эмпирическое исследование психоэмоциональной устойчивости спортсменок-легкоатлеток – прыгуний с шестом подросткового возраста для определения стабильности эмоционального состояния, восприимчивости к разного рода помехам. Результаты. После анализа результатов диагностики авторы пришли к выводу о необходимости тестирования эмоционально-психической устойчивости прыгуний с шестом, так как полученные результаты позволят индивидуализировать и эффективно применять методики антистрессовой психологической подготовки юных спортсменок во время соревновательного периода. Заключение. Анализ результатов психодиагностики позволил установить слабые и сильные стороны индивидуально-типологических качеств спортсменок, что позволит в дальнейшем успешно работать над проблемой стрессоустойчивости в соревновательном периоде, используя методики саморегуляции и помощь специалистов-психологов. Предложенные авторами методики исследования помогут эффективно оценить психоэмоциональную устойчивость спортсменок, тем самым помогая легкоатлеткам адаптироваться к стрессовым состояниям и, соответственно, улучшать спортивные результаты.

Информация об авторах

М. А. Дерябина , Уральский федеральный университет, Екатеринбург, Россия

Старший преподаватель кафедры физической куль­туры, Уральский федеральный университет, Екатеринбург, Россия.

Е. С. Воробьева , Уральский федеральный университет, Екатеринбург, Россия

Старший преподаватель кафедры физической культуры, Уральский федеральный университет, Екатеринбург, Россия.

В. Д. Попов , Уральский федеральный университет, Екатеринбург, Россия

Старший преподаватель кафедры физической культуры, Уральский федеральный университет, Екатеринбург, Россия.

Литература

1. Абрамова, В.В. Пути преодоления стресса спортсменами в спортивной соревновательной деятельности / В.В. Абрамова, Ю.А. Иванькова // Научный результат. Педагогика и психология образования. – 2016. – Т. 2, № 4 (83). – С. 1–7.
2. Бодров, В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление / В.А. Бодров. – М.: Изд-во «ПЕР СЭ», 2018. – 528 с.
3. Грызунова, А.Н. Устойчивость к стрессу и навыки контроля как факторы успеха в спорте / А.Н. Грызунова, А.Ш. Гусейнов // Молодой ученый. – 2020. – № 23 (313). – С. 551–552.
4. Газиева, М.В. Современные подходы к проблеме исследования стресса и стрессоустойчивости / М.В. Газиева // МНКО. – 2018. – № 3 (70).
5. Головкина, Т.С. Эмоциональная устойчивость как фактор психического здоровья личности / Т.С. Головкина // Экономика и социум. – 2014. – № 3–4 (12).
6. Дерябина, М.А. Коррекция техники прыжка с шестом с использованием упражнений на батуте у девушек на этапе начальной специализации: учеб.-метод. пособие / М.А. Дерябина, И.В. Сегал; науч. ред. Т.И. Мясникова. – Екатеринбург: Изд-во УрФУ, 2022. – 86 с.
7. Нугманов, Д.Г. Исследование стресс-реакций и внешних факторов стресса в спортивной деятельности (теоретические и практические аспекты) / Д.Г. Нугманов // Акмеология. – 2019. – № 5 (145). – С. 48–55.
8. Практикум по психологии состояний / под ред. проф. А.О. Прохорова. – СПб.: Речь, 2004. – 480 с.
9. Солянкина, Л.Е. Формирование у студентов-спортсменов умений регулировать состояние стресса, возникающего во время соревновательных ситуаций / Л.Е. Солянкина, Н.Б. Савва // Вестник Тамбов. ун-та. Сер. Гуманитар. науки. – 2015. – № 5 (145). – С. 1–6.
10. Штырц, В.В. Психолого-педагогическое сопровождение спортсмена в период соревновательной деятельности (легкая атлетика) / В.В. Штырц, Н.А. Штырц // Психология и педагогика: методика и проблемы практич. применения. – 2012. – № 24–2.
11. Ярмиева, З.А. Стресс и его особенности. Способы и приемы психической саморегуляции / З.А. Ярмиева // Экономика и социум. – 2016. – № 11–1 (30).

References

1. Abramova V.V., Ivankova Yu.A. [Ways of Overcoming Stress by Athletes in Sports Competitive Activity]. Nauchnyy rezultat. Pedagogika i psikhologiya obrazovaniya [Scientific Result. Pedagogy and Psychology of Education], 2016, vol. 2, no. 4, pp. 1–7. (in Russ.)
2. Bodrov V.A. Psikhologicheskiy stress: razvitiye i preodoleniye [Psychological Stress. Development and Overcoming ]. Moscow, PER SE Publ., 2018. 528 p.
3. Gryzunova A.N., Huseynov A.Sh. [Resistance to Stress and Control Skills as Success Factors in Sports]. Molodoy ucheniy [Young Scientist], 2020, no. 23, pp. 551–552. (in Russ.)
4. Gazieva M.V. [Modern Approaches to the Problem of Stress and Stress Resistance Research]. Mir nauki, kultury, obrazovaniya [The World of Science Culture Education], 2018, no. 3 (70). (in Russ.)
5. Golovkina T.S. [Emotional Stability as a Factor of Mental Health of the Individual]. Ekonomika i sotsium [Economy and Society], 2014, no. 3–4 (12). (in Russ.)
6. Deryabina M.A., Segal I.V. Korrektsiya tekhniki pryzhka s shestom s ispol’zovaniyem uprazhneniy na batute u devushek na etape nachal’noy spetsializatsii: uchebno-metodicheskoye posobiye [Correction of Pole Vault Technique Using Trampoline Exercises for Girls at the Stage of Initial Specialization]. Ekaterinburg, UrFU Publ., 2022. 86 p.
7. Nugmanov D.G. [Study of Stress Reactions and External Stress Factors in Sports Activities (Theoretical and Practical Sspects)]. Akmeologiya [Acmeology], 2019, no. 5 (145), pp. 48–55. (in Russ.)
8. Prokhorov A.O. (Ed.) Praktikum po psikhologii sostoyaniy [Workshop on the Psychology of States]. St. Petersburg, Speech Publ., 2004. 480 p.
9. Solyankina L.E., Savva N.B. [Formation of Student-athletes' Abilities to Regulate the State of Stress that Occurs During Competitive Situations]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnyye nauki [Bulletin of the Tambov University. Ser. Humanities], 2015, no. 5 (145), pp. 1–6. (in Russ.)
10. Shtyrts V.V., Shtyrts N.A. [Psychological and Pedagogical Support of an Athlete During Competitive Activity (Athletics)]. Psikhologiya i pedagogika: metodika i problemy prakticheskogo primeneniya [Psychology and Pedagogy. Methodology and Problems of Practical Application], 2012, no. 24–2. (in Russ.)
11. Yarmieva Z.A. [Stress and its Features. Methods and Techniques of Mental Self-regulation]. Ekonomika i sotsium [Economy and Society], 2016, no. 11–1 (30). (in Russ.)
Опубликован
2024-01-21
Как цитировать
Дерябина, М., Воробьева, Е., & Попов, В. (2024). СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ В ПРЫЖКАХ С ШЕСТОМ У ДЕВУШЕК 14–15 ЛЕТ В СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ. Человек. Спорт. Медицина, 23(4), 117-123. https://doi.org/10.14529/hsm230415
Раздел
Спортивная тренировка