ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КИНЕЗИТЕРАПИИ В КОРРЕКЦИИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗМА УЧАЩИХСЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ

  • Н. Г. Георгиева Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, Таврическая академия, г. Симферополь g-nadia@list.ru
  • Л. М. Букова Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, Таврическая академия, г. Симферополь g-nadia@list.ru
Ключевые слова: физическая культура, специальные медицинские группы, кинезитерапия, функциональное состояние организма

Аннотация

Цель. Изучение возможности коррекции функционального состояния организма учащихся в возрасте 12 лет, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, средствами кинезитерапии. Материалы и методы. Исследование проводилось в течение 2 месяцев на базе СОШ № 12 г. Симферополя в двух группах учащихся (с патологией сердечно-сосудистой системы) девочек в возрасте 12 лет по 15 человек в каждой в соответствии с Методическими рекомендациями по медико-педагогическому контролю за организацией занятий физической культурой обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья Министерства образования и науки Российской Федерации (2012). Результаты. Установлен рост уровня физической подготовленности детей и функциональных возможностей их организма, в частности приспособительных резервов кардиореспираторной системы. Это проявилось в снижении учащения пульса при физической нагрузке (?ЧСС) на 29,87 % (р < 0,01) и времени его восстановления на 52,26 % (р < 0,001) в ОГ. Динамика типа реакции сердечно-сосудистой системы на дополнительную контрольную нагрузку после курса занятий у детей ОГ сопровождалась достоверным снижением (?САД) на 32,4 % (р < 0,01), (?ДАД) на 39,4 % (р ? 0,01). Увеличились параметры ЖЕЛ в ОГ на 13,6 % (р < 0,001), гипоксической устойчивости на 53,0 % (р < 0,001). Общая оценка физической подготовленности занимающихся основной группы после проведенных занятий соответствовала среднему уровню физической подготовленности. Заключение. Результатом внедрения программы на основе кинезитерпии явилось улучшение функционального состояния кардиореспираторной, нервно-мышечной систем, повышение уровня физической подготовленности школьников, отнесенных к специальной медицинской группе.

Литература

1. Баранов, А.А. Состояние здоровья детей в Российской Федерации / А.А. Баранов // Социальная педиатрия. – 2012. – № 3. – С. 9–14.
2. Епифанов, В.А. Лечебная физическая культура. Справ. / В.А. Епифанов, В.Н. Мошков, Р.И. Антуфьева. – М.: Медицина, 1987. – 528 с.
3. Лях, Ю.А. Сущность педагогической технологии и педагогического проектирования / Ю.А. Лях // Обществ. науки. – 2010. – № 2. – С. 338–346.
4. Макунина, О.А. Структура и динамика состояния здоровья школьников 7–17 лет / О.А. Макунина, И.А. Якубовская // Электрон. науч. образоват. вестн. здоровье и образование в 21 веке. – 2015. – Т. 17 (2). – С. 29–31.
5. Матвеев, Л.П. Уроки физической культуры. Методические рекомендации. 5–9 классы / Л.П. Матвеев. – М.: Просвещение, 2014. – 96 с.
6. Овчинников, А.Ю. Хронический тонзиллит и сопряженные с ним заболевания / А.Ю. Овчинников, А.Н. Славский, И.С. Фетисов; ММА им. И.М. Сеченова. – http://www.medlinks.ru/ article.php?sid=81.
7. О методических рекомендациях «Медико-педагогический контроль за организацией занятий физической культурой обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья». Письмо Министерства образования и науки России от 30.05.2012 № МД-583/19. – http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_136984/.
8. Рипа, М.Д. Кинезотерпия. Культура двигательной активности: учебное пособие / М.Д. Рипа, И.В. Кулькова. – М.: КНОРУС, 2013. – 378 с.
9. Физическая культура 5–9 классы. Рабочая программа. Расширенное трехчасовое планирование для специальных медицинских групп с вариантами уроков оздоровительно-корригирующей направленности и обучения бадминтону. Ресурсное обеспечение / авт.- сост. К.Р. Мамедов. – Волгоград: Учитель, 2014. – 159 с.
10. Шмидт, И.Р. Основы прикладной кинезиологии / И.Р. Шмидт. – Новокузнецк: Новокузнецкий гос. ин-т усовершенствования врачей, 2004. – 40 с.

References

Опубликован
2016-09-01
Как цитировать
Георгиева, Н., & Букова, Л. (2016). ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КИНЕЗИТЕРАПИИ В КОРРЕКЦИИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗМА УЧАЩИХСЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ. Человек. Спорт. Медицина, 16(3), 60-66. https://doi.org/10.14529/hsm160307
Раздел
Восстановительная и спортивная медицина