ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ СПОРТА НА ФОРМИРОВАНИЕ ОСАНКИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Ключевые слова: старший дошкольный возраст, младший школьный возраст, осанка, состояние стоп, виды спорта

Аннотация

Цель: определение влияния раннего начала занятий различными видами спорта на формирование осанки и стоп ребенка. Материалы и методы. Проведено обследование осанки и стоп 80 детей, занимающихся в спортивно-оздоровительных группах: баскетбол, лыжные гонки, художественная гимнастика, единоборства. Каждая группа по виду спорта была разбита на 2 возрастные группы: старшего дошкольного (5–6 лет) и младшего школьного (7–9 лет) возраста. Результаты. Нарушения осанки и стопы отмечены только в старших (7–9 лет) группах. Сколиотические явления зафиксированы у детей, занимающихся баскетболом и единоборствами (достоверно по сравнению с младшими группами). Показатель глубины шейного лордоза в группе единоборцев имел тенденцию к увеличению. Исследование стоп показало, что у детей, занимающихся единоборствами, имеется тенденция к уплощению стопы. Заключение. Установлено, что у детей, занимающихся в различных спортивных группах, имеются существенные отличия в показателях осанки и стопы. Выраженность и направленность этих изменений зависят от вида спорта и продолжительности времени, в течение которого дети посещают спортивно-оздоровительные группы. Нарушения состояния осанки и стоп особенно характерны для видов спорта, в которых формируется «ведущая рука» / «ведущая нога».

Информация об авторах

Н. В. Черницына , Югорский государственный университет, Ханты-Мансийск, Россия

Кандидат биологических наук, доцент, доцент Высшей школы физической культуры и спорта, Югорский государственный университет, Ханты-Мансийск, Россия.

И. Ю. Аксарина , Югорский государственный университет, Ханты-Мансийск, Россия

Кандидат педагогических наук, доцент, доцент Высшей школы физической культуры и спорта, Югорский государственный университет, Ханты-Мансийск, Россия.

Н. В. Мосина , Югорский государственный университет, Ханты-Мансийск, Россия

Кандидат педагогических наук, доцент, доцент Высшей школы физической культуры и спорта, Югорский государственный университет, Ханты-Мансийск, Россия.

Литература

1. Бабикова А.С. Особенности физического развития детей, занимающихся спортом / А.С. Бабикова, Г.М. Насыбуллина // Здоровье молодежи: новые вызовы и перспективы. – М: Науч. кн., 2019. – С. 258–279.
2. Колунин, Е.Т. Профилактика детского травматизма на занятиях физической культурой и спортом / Е.Т. Колунин, Н.Я. Прокопьев, О.В. Баранхин // Современные проблемы физической культуры и спорта: материалы ХXIV Всерос. науч.-практ. конф. / под ред. Е.А. Ветошкиной. – 2020. – С. 140–145.
3. Нагорная, Н.А. Спортивный травматизм в структуре детской травмы / Н.А. Нагорная // Научно-исследовательская работа обучающихся и молодых ученых: материалы 71-й Всерос. (с междунар. участием) науч. конф. обучающихся и молодых ученых. – 2019. – С. 391–393.
4. Прокопьев, Н.Я. Глубина лордоза на шейном и поясничном уровне как показатель осанки у мальчиков периода второго детства на начальном этапе занятий единоборствами / Н.Я. Прокопьев, О.В. Баранхин, С.А. Борисов // Наука-2020. – 2021. – № 3 (48). – С. 52–58.
5. Пугачева, В.А. Важность спорта в жизни детей / В.А. Пугачева // Аллея науки. – 2019. – Т. 1, № 11 (38). – С. 72–75.
6. Развитие физических качеств в игровых видах спорта / Д.Г. Сидоров, А.С. Большев, В.М. Щукин и др. – Н. Новгород: Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т, 2019. – 125 с.
7. Реализация спортивной одаренности молодежи в аспекте социологического анализа / А.В. Пономарев, Н.В. Попова, Л.К. Тропина, А.Н. Попов // Теория и практика физ. культуры. – 2020. – № 5. – С. 8–12.
8. Томаев, Г.Г. Частота плоско-вальгусной деформации стоп у детей / Г.Г. Томаев, К.Г. Томаева // Молодые ученые – медицине: материалы XXI науч. конф. молодых ученых и специалистов с междунар. участием. – 2022. – С. 195–198.
9. Ушканова, С.Г. Учет данных о генотипе как фактор объективизации оценки предрасположенности детей к занятиям спортом / С.Г. Ушканова, А.В. Калинин, Е.Н. Медведева // Спорт, Человек, Здоровье: материалы XI Междунар. конгресса / под ред. С.И. Пет-рова. – СПб., 2023. – С. 360–362.
10. Функциональное состояние опорно-двигательного аппарата детей 6–10 лет, не занимающихся спортом / Ю.В. Корягина, С.М. Абуталимова, Л.Г. Рогулева и др. // Современные вопросы биомедицины. – 2019. – Т. 3, № 4 (9). – С. 75–88.
11. Чесноков, Н.Н. Современные тенденции и подходы к развитию детско-юношеского спорта / Н.Н. Чесноков, В.Г. Никитушкин, А.П. Морозов // Физ. культура, спорт – наука и практика. – 2022. – № 1. – С. 77–82.
12. Шарманова, С. Б. Предупреждение нарушений осанки у детей 4–7 лет на спортивно-оздоровительном этапе подготовки в художественной гимнастике / С.Б. Шарманова // Науч.-спортив. вестник Урала и Сибири. – 2018. – № 3 (19). – С. 16–22.
13. Яловая, Н.С. Проблема нарушений осанки у младших школьников / Н.С. Яловая, А.Н. Ключникова // Современные проблемы физической культуры и спорта: материалы ХXIV Всерос. науч.-практ. конф. / под ред. Е.А. Ветошкиной. – 2020. – С. 352–359.
14. De Souza-Lima, J. Detecting sporting talents with z-strategy-cross sectional study / J. De Souza-Lima, J.L. Zamora // Revista Brasileira de Medicina do Esporte. – 2020. – Vol. 26 (2). – Р. 147–152.
15. Improving effectiveness of scoliotic posture prevention and correction in primary school children / A.V. Moment, D.V. Semenov, E.V. Karpenko et al. // SHS web of conferences. – 2021. – С. 1032.
16. Syaifullah, R. Pencak silat talent test development / R. Syaifullah, R.I. Doewes // International Journal of Human Movement and Sports Sciences. – 2020. – Vol. 8 (6). – Р. 361–368.
17. Talent Development in Sport Requires Athlete Enrichment: Contemporary Insights from a Nonlinear Pedagogy and the Athletic Skills Model / J. Ribeiro, W. Davids Keith, R. Silva Pedro Miguel et al. // Sports Medicine. – 2021. – Vol. 51 (6). – Р. 1115–1122.
18. Talent Research in Sport 1990–2018: A Scoping Review / J. Baker, K. Johnston, S. Wilson et al. // Frontiers in Psychology. – 2020. – Vol. 11. – Р. 607–710.
19. The use of individual sports profiles of child athletes and nonathletes in recommending sports to be practiced / R. Kandrac, M. Kokinda, T. Peric et al. // Physical Activity Review. – 2020. – Vol. 8 (1). – Р. 1–8.
20. Understanding the “gut instinct” of expert coaches during talent identification / A.H. Roberts, D. Greenwood, M. Stanley et al. // Journal of Sports Sciences. – 2021. – Vol. 39 (4). – Р. 359–367.

References

1. Babikova A.S., Nasybullina G.M. [Features of the Physical Development of Children In-volved in Sports]. Zdorov’ye molodezhi: novyye vyzovy i perspektivy [Youth Health. New Challenges and Prospects], 2019, pp. 258–279. (in Russ.)
2. Kolunin E.T., Prokop’yev N.Ya, Barankhin O.V. [Prevention of Child Injuries During Physical Education and Sports]. Sovremennyye problemy fizicheskoy kul’tury i sporta. Materialy ХXIV Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Modern Problems of Physical Culture and Sports. Materials of the XXIV All-Russian Scientific and Practical Conference], 2020, pp. 140–145. (in Russ.)
3. Nagornaya N.A. [Sports Injuries in the Structure of Childhood Trauma]. Nauchno-issledovatel’skaya rabota obuchayushchikhsya i molodykh uchenykh. Materialy 71-y Vse-rossiyskoy (s mezhdunarodnym uchastiyem) nauchnoy konferentsii obuchayushchikhsya i mo-lodykh uchenykh [Research Work of Students and Young Scientists. Materials of the 71st All-Russian (With International Participation) Scientific Conference of Students and Young Scientists], 2019, pp. 391–393. (in Russ.)
4. Prokop’yev N.Ya., Barankhin O.V., Borisov S.A. [Depth of Lordosis at the Cervical and Lumbar Levels as an Indicator of Posture in Boys During their Second Childhood at the Initial Stage of Martial Arts Training]. Nauka-2020 [Science–2020], 2021, no. 3 (48), pp. 52–58. (in Russ.)
5. Pugacheva V.A. [The Importance of Sports in the Lives of Children]. Alleya nauki [Alley of Science], 2019, vol. 1, no. 11 (38), pp. 72–75. (in Russ.)
6. Sidorov D.G., Bol’shev A.S., Shchukin V.M. et al. Razvitiye fizicheskikh kachestv v igrovykh vidakh sporta [Development of Physical Qualities in Game Sports]. Nizhniy Novgorod, 2019. 125 p.
7. Ponomarev A.V., Popova N.V., Tropina L.K., Popov A.N. [Realization of Youth Sports Talent in the Aspect of Sociological Analysis]. Teoriya i praktika fizicheskoy kul’tury [Theory and Practice of Physical Culture], 2020, no. 5, pp. 8–12. (in Russ.)
8. Tomayev G.G., Tomayeva K.G. [Frequency of Flat-valgus Foot Deformity in Children]. Molodyye uchenyye – meditsine: Materialy XXI nauchnoy konferentsii molodykh uchenykh i spetsialistov s mezhdunarodnym uchastiyem [Young Scientists – Medicine. Materials of the XXI Sci-entific Conference of Young Scientists and Specialists with International Participation], 2022, pp. 195–198. (in Russ.)
9. Ushkanova S.G., Kalinin A.V., Medvedeva E.N. [Taking into Account Genotype Data as a Factor for Objectifying the Assessment of Children’s Predisposition to Playing Sports]. Sport, Chelovek, Zdorov’ye. Materialy XI Mezhdunarodnogo Kongressa [Sports, People, Health. Materials of the XI International Congress], 2023, pp. 360–362. (in Russ.)
10. Koryagina Yu.V., Abutalimova S.M., Roguleva L.G. et al. [Functional State of the Musculoskeletal System of Children 6–10 Years Old who do not Engage in Sports]. Sovremennyye voprosy biomeditsiny [Modern Issues of Biomedicine], 2019, vol. 3, no. 4 (9), pp. 75–88. (in Russ.)
11. Chesnokov N.N., Nikitushkin V.G., Morozov A.P. [Modern Trends and Approaches to the Development of Children's and Youth Sports]. Fizicheskaya kul’tura, sport – nauka i praktika [Physical Culture, Sport – Science and Practice], 2022, no. 1, pp. 77–82. (in Russ.) DOI: 10.53742/1999-6799/1_2022_77
12. Sharmanova S.B. [Prevention of Postural Disorders in Children 4–7 Years Old at the Sports and Recreational Stage of Training in Rhythmic Gymnastics]. Nauchno-sportivnyy vestnik Urala i Sibiri [Scientific and Sports Bulletin of the Urals and Siberia], 2018, no. 3 (19), pp. 16–22. (in Russ.)
13. Yalovaya N.S., Klyuchnikova A.N. [The Problem of Posture Disorders in Primary Schoolchildren]. Sovremennyye problemy fizicheskoy kul’tury i sporta. Materialy ХXIV Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Modern Problems of Physical Culture and Sports. Materials of the XXIV All-Russian Scientific and Practical Conference], 2020, pp. 352–359. (in Russ.)
14. De Souza-Lima J., Zamora J.L. Detecting Sporting Talents with Z-strategy-cross Sectional Study. Revista Brasileira de Medicina do Esporte, 2020, vol. 26 (2), pp. 147–152. DOI: 10.1590/1517-869220202602195735
15. Moment A.V., Semenov D.V., Karpenko E.V. et al. Improving Effectiveness of Scoliotic Posture Prevention and Correction in Primary School Children. SHS Web of Conferences, 2021, p. 1032. DOI: 10.1051/shsconf/20219701032
16. Syaifullah R., Doewes R.I. Pencak Silat Talent Test Development. International Journal of Human Movement and Sports Sciences, 2020, vol. 8 (6), pp. 361–368. DOI: 10.13189/saj.2020.080607
17. Ribeiro W., Keith J.D., Silva Pedro Miguel R. et.al. Talent Development in Sport Requires Athlete Enrichment: Contemporary Insights from a Nonlinear Pedagogy and the Athletic Skills Model. Sports Medicine, 2021, vol. 51 (6), pp. 1115–1122. DOI: 10.1007/s40279-021-01437-6
18. Baker J., Johnston K., Wilson S. et al. Talent Research in Sport 1990–2018: A Scoping Review. Frontiers in Psychology, 2020, vol. 11, pp. 607–710. DOI: 10.3389/fpsyg.2020.607710
19. Kandrac R., Kokinda M., Peric T. et al. The Use of Individual Sports Profiles of Child Athletes and Nonathletes in Tecommending Sports to be Practiced. Physical Activity Review, 2020, vol. 8 (1), pp. 1–8. DOI: 10.16926/par.2020.08.01
20. Roberts A.H., Greenwood D., Stanley M. et al. Understanding the “Gut Instinct” of Expert Coaches During Talent Identification. Journal of Sports Sciences, 2021, vol. 39 (4), pp. 359–367. DOI: 10.1080/02640414.2020.1823083
Опубликован
2024-06-12
Как цитировать
Черницына, Н., Аксарина, И., & Мосина, Н. (2024). ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ СПОРТА НА ФОРМИРОВАНИЕ ОСАНКИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Человек. Спорт. Медицина, 24(S1), 158-165. https://doi.org/10.14529/hsm24s121
Раздел
Современные педагогические и психологические технологии в физическом воспитании