РЕГУЛЯТОРНО-АДАПТИВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ДЕПРЕССИИ

  • Ю. В. Кашина Кубанский государственный медицинский университет, Краснодар, Россия https://orcid.org/0000-0002-3997-5601 yulia-kashina@yandex.ru
  • И. Л. Чередник Кубанский государственный медицинский университет, Краснодар, Россия https://orcid.org/0000-0002-2988-954X ilch2009@rambler.ru
  • В. В. Полищук Кубанский государственный медицинский университет, Краснодар, Россия https://orcid.org/0000-0003-4957-2475 vvpolischuk@mail.ru
  • В. М. Покровский Кубанский государственный медицинский университет, Краснодар, Россия https://orcid.org/0000-0002-3971-7848 pokrovskyvm@gmail.com
  • А. В. Шаханова Адыгейский государственный университет, Майкоп, Республика Адыгея, Россия https://orcid.org/0000-0002-4640-1884 adsu@adygnet.ru
Ключевые слова: адаптация студентов, регуляторно-адаптивные возможности, уровень депрессии

Аннотация

Цель: определить уровни депрессии и их сопоставление с регуляторно-адаптивными возможностями у студентов-медиков в начале и конце учебного года. Материалы и методы. Для наблюдения было отобрано 184 практически здоровых студентов-медиков. Определение уровня депрессии по шкале Занге позволило оценить уровень депрессивного состояния. Регуляторно-адаптивные возможности определяли по параметрам метода сердечно-дыхательного синхронизма, используя показатель индекс регуляторно-адаптивного статуса (ИРАС). Для статистической обработки результатов использовалась программа Statistika 10.0. Результаты. Студенты по уровню депрессии были разделены на три группы: 50,6 % имели нормальное состояние, 33,7 % – легкий уровень депрессии, 15,7 % – умеренный уровень депрессии. Тяжелая депрессия в исследуемой группе не выявлена. В конце учебного года (май) количество студентов с лёгким и умеренным уровнями депрессии увеличилось и составило 41,3 и 17,9 % соответственно. Изменялись и показатели сердечно-дыхательного синхронизма. Во всех группах происходило сужение диапазона синхронизации и увеличение времени развития синхронизации на минимальной границе. Наблюдалась отрицательная динамика индекса регуляторно-адаптивного статуса (ИРАС). Заключение. Выявление студентов с депрессией на начальном этапе обучения, а также их увеличение к концу годового обучения требует корректировки данного состояния. Полученные в процессе исследования данные ориентированы на формирование и сохранение здоровья студентов.

Информация об авторах

Ю. В. Кашина , Кубанский государственный медицинский университет, Краснодар, Россия

Кандидат медицинских наук, доцент кафедры нормальной физиологии, Кубанский государственный медицинский университет, Краснодар, Россия.

И. Л. Чередник , Кубанский государственный медицинский университет, Краснодар, Россия

Доктор медицинских наук, профессор кафедры нормальной физиологии, Кубанский государственный медицинский университет, Краснодар, Россия.

В. В. Полищук , Кубанский государственный медицинский университет, Краснодар, Россия

Врач-психиатр, аспирант, Кубанский государственный медицинский университет, Краснодар, Россия.

В. М. Покровский , Кубанский государственный медицинский университет, Краснодар, Россия

Доктор медицинских наук, профессор кафедры нормальной физиологии, Кубанский государственный медицинский университет, Краснодар, Россия.

А. В. Шаханова , Адыгейский государственный университет, Майкоп, Республика Адыгея, Россия

Доктор биологических наук, профессор, заведующая кафедрой физиологии факультета естествознания, Адыгейский государственный университет, Майкоп, Республика Адыгея, Россия.

Литература

1. Епанчинцева, Г.А. Студенчество как социально-психологическая общность / Г.А. Епанчинцева, Т.Н. Козловская // Вестник Оренбург. гос. ун-та. ‒ 2018. ‒ № 2 (214). ‒ С. 66‒69. –https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35435290.
2. Иванов, Д.Е. Влияние учебной нагрузки на уровни депрессии и тревоги у студентов вуза / Д.Е. Иванов, Г.Р. Колоколов // Медицина труда и промышленная экология. ‒ 2019. ‒ № 59 (9). ‒ C. 634‒635. – http://dx.doi.org/10.31089/1026-9428-2019-59-9-634-635.
3. Программа для определения параметров сердечно-дыхательного синхронизма у человека: свидетельство о регистрации программы для ЭВМ 2021611568 / В.В. Полищук, Т.В. Шкиря, С.В. Полищук, В.М. Покровский. ‒ № 2021610396; заявл. 11.01.2021; опубл. 01.02.2021. – https:// elibrary.ru/item.asp?id=44762875.
4. Психофизиология эмоций и эмоционального напряжения студентов / Е.А. Юматов, О.С. Глазачев, Е.В. Быкова и др.; под ред. Е.А. Юматова. – М.: ИТРК, 2017. – 198 с.
5. Тревожно-депрессивные расстройства в медицинской студенческой среде / В.А. Стрижев, Е.О. Бойко, Л.Е. Ложникова, О.Г. Зайцева // Кубан. науч. мед. вестник. ‒ 2016. ‒ № 2 (157). ‒ С. 126‒131.
6. Шаханова, А.В. Формирование функциональных резервов регуляторных механизмов сердечной деятельности у подростков и юношей в процессе систематических занятий велоспортом / А.В. Шаханова, О.А. Сажина, А.А. Кузьмин // Теория и практика физ. культу-ры. – 2021. – № 11. – С. 50‒53. – https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47176461.
7. Юсупова, А.Р. Изучение уровня агрессии, депрессии и тревожности у студентов / А.Р. Юсупова // Научное сообщество студентов XXI столетия. Естественные науки: электрон. сб. статей по материалам LXII Студенч. междунар. науч.-практ. конф. ‒ Новосибирск: Изд. АНС «СибАК», 2018. ‒ № 3 (61). ‒ С. 13‒17. – https://sibac.info/archive/nature/3(61).pdf (дата обращения: 03.01.2023).
8. Pokrovsky, V.M. The methodology of assessing the effectiveness of the therapy / V.M. Pokrovsky, L.V. Polishchuk, S.V. Polischuk // Research Result: Pharmacology and Clinical Pharmacology. – 2017. – Vol. 3, No. 2. – P. 91‒100. – DOI: 10.18413/2313-8971-2017-3-2-91-100

References

1. Epanchintseva G.A., Kozlovskaya T.N. [Students as Social and Psychological Community]. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Orenburg State University], 2018, no. 2 (214), рp. 66‒69. (in Russ.) DOI: 10.25198/1814-6457-181-66
2. Ivanov D.E., Kolokolov G.R. [Influence of Academic Load on the Levels of Depression and Anxiety in University Students]. Meditsina truda i promyshlennaya ekologiya [Russian Journal of Occupational Health and Industrial Ecology], 2019, vol. 59, no. 9, рр. 634‒635. (in Russ.) DOI: 10.31089/1026-9428-2019-59-9-634-635
3. Polishchuk V.V., Shkirya T.V., Polishchuk S.V., Pokrovsky V.M. Programma dlya opredeleniya parametrov serdechno-dykhatel’nogo sinkhronizma u cheloveka: svidetel’stvo o registratsii programmy dlya EVM 2021611568 [Program for Determining the Parameters of Cardio-respiratory Synchronism in Humans. Certificate of State Registration of the Computer Program No. 2021611568]. Stated No. 2021610396, 11.01.2021; publ. 01.02.2021.
4. Yumatov E.A., Glazachev O.S., Bykova E.V. et al. Psihofiziologiya `emocij i `emocional'nogo napryazheniya studentov [Psychophysiology of Emotions and Emotional Tension of Students]. Moscow, ITRK Publ., 2017. 180 р. (accessed 17.01.2023)
5. Strizhev V.A., Boyko E.O., Lozhnikova L.E., Zaitceva O.G. [Anxiety and Depressive Disorders in Medical Students]. Kubanskiy nauchniy medicinskiy vestnik [Kuban Scientific Medical Bulletin], 2016, no. 2, рр. 126‒131. (in Russ.) DOI: 10.25207/1608-6228-2016-2-126-131
6. Shakhanova A.V., Sazhina O.A., Kuzmin A.A. [Cardiac Activity Control Mechanisms in 13–21 Year-old Male Cyclists. Functional Resource Growth Analysis]. Teoriya i praktika fizicheskoy kul’tury [Theory and Practice of Physical Culture], 2021, no. 11, рр. 50–52. (in Russ.)
7. Yusupova A.R. [Studying the Level of Aggression, Depression and Anxiety Among Students]. Nauchnoye soobshchestvo studentov XXI stoletiya. Yestestvennyye nauki: Elektronnyy sbornik statey po materialam LXII studencheskoy mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Scientific Community of Students of the XXI Century. Natural Sciences. Electronic Collection of Articles Based on the Materials of the LXII Student International Scientific and Practical Conference], 2018, no. 3 (61), рp. 13–17.
8. Pokrovsky V.M., Polishchuk L.V., Polischuk S.V. The Methodology of Assessing the Effectiveness of the Therapy. Research Result: Pharmacology and Clinical Pharmacology, 2017, vol. 3, no. 2, рp. 91‒100. DOI: 10.18413/2313-8971-2017-3-2-91-100
Опубликован
2024-07-23
Как цитировать
Кашина, Ю., Чередник, И., Полищук, В., Покровский, В., & Шаханова, А. (2024). РЕГУЛЯТОРНО-АДАПТИВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ДЕПРЕССИИ. Человек. Спорт. Медицина, 24(2), 58-63. https://doi.org/10.14529/hsm240207
Раздел
Физиология

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)