ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ САМОКОНТРОЛЯ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Аннотация
Цель: педагогическая оценка состояния здоровья и работоспособности по методу самоконтроля студентов, относящихся к основной и подготовительной группам здоровья, занимающихся прикладной физической культурой. Материалы и методы. Оценка состояния здоровья и работоспособности по методу самоконтроля студентов осуществлялась в 2023 г. на занятиях прикладной физической культуры на спортивной базе института судостроения и морской арктической техники, филиала САФУ им. М.В. Ломоносова Приняли участие в тестировании студенты 3-го курса (N = 30), разделенных по медицинским группам здоровья (основная и подготовительная) в равном количестве. Студенты прошли инструктаж по применению методов врачебно-педагогического контроля состояния здоровья. В работе провели оценку реакции частоты сердечных сокращений на кратковременную нагрузку (метод Руфье); оценку состояния дыхательной системы в условиях гипоксии (метод Штанге); оценку массоростового ориентировочного антропометрического показателя здоровья (индекс Кетле). Результаты. По показателям теста Руфье наблюдается наличие неудовлетворительной оценки у студентов с основной группой здоровья – 20 % студентов, с подготовительной группой – 13,3 % студентов. Результаты массоростового индекса Кетле показали: «хорошая масса тела» у студентов основной медицинской группы – 13,3 %, у студентов с подготовительной группой – 46,6 %; «плохая масса тела» в основной – 6,6 %, в подготовительной – 26,6 %; «наилучшая масса тела» – 20 % только у студентов с основной группой здоровья. Заключение. Таким образом, наиболее высокие показатели функциональных тестов у студентов с основной медицинской группой. Однако по индивидуальному массоростовому профилю студенты с подготовительной группой занимают наиболее выгодное положение. Полученные результаты позволили провести коррекцию индивидуальных нагрузок студентов, проследить за эффективностью выбранных прикладных направлений подготовки.
Литература
2. Бойко, А.Л. Воздействие шейпинг-тренировки психомоторной направленности на развитие гибкости и силовых качеств / А.Л. Бойко, А.Н. Смовженко // Физическое воспитание студентов творческих специальностей: сб. науч. тр. / под ред. проф. С.С. Ермако-ва. – Харьков: Харьков. гос. академия дизайна и искусств. – 2007. – № 3. – С. 8–15.
3. Григорьева, И.В. Самоконтроль для занимающихся физической культурой / И.В. Григорьева, Е.Г. Волкова, О.В. Алёхина // Вестник Воронеж. ин-та высоких технологий. – 2022. – № 3 (42). – С. 147–149.
4. Лубышева, Л.И. Интеграция физического и психического развития студентов на основе кинезиологического подхода к их физкультурно-спортивному образованию / Л.И. Лубышева, А.И. Загревская // Физ. культура: воспитание, образование, тренировка. – 2016. – № 2. – С. 2–5.
5. Лубышева, Л.И. Технология и реализация инновационных проектов совершенствования систем физического воспитания на региональном уровне / Л.И. Лубышева // Физ. культура: воспитание, образование, тренировка. – 2002. – № 3. – С. 2–6.
6. О совершенствовании педагогических возможностей в формировании нравственно-волевых качеств личности средствами физической подготовки / И.Г. Фёдоров, Г.Г. Дмитриев, В.В. Ефимов, Г.А. Яковлев // Учёные записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта. – 2022. – № 12 (214). – С. 575–580.
7. Речкалов, А.В. Врачебно-педагогический контроль в физической культуре и спорте: моногр. / А.В. Речкалов, Д.А. Корюкин // Курган: Курган. гос. ун-т, 2011. – 244 с.
8. Филиппова, Е.В. Спорт как средство развития коммуникативных способностей студентов / Е.В. Филиппова, С.А. Шенгелая // Культура физическая и здоровье. – 2023. – № 2 (86). – С. 240–244.
9. Exercise time cues (zeitgebers) for human circadian systems can foster health and improve performance: A systematic review / P. Lewis, H.W. Korf, L. Kuffer et al. // BMJ Open Sport Exerc Med. – 2018. – No. 4. – Р. 1–8. DOI: 10.1136/bmjsem-2018-000443
10. On the issue of improving the professional applied physical education of students in a technical university / V. Vasilenko, N. Demesheva, K. Navka et al. // The Scientific Heritage. – 2021. – Nо. 67–4 (67). – P. 16–18.
11. Informational and didactic information technologies applied for physical education at economics university / S.Y. Vitko, K.E. Stolyar, E.G. Stadnik, M.Y. Tochigin // Theory and Practice of Phy¬sical Culture. – 2017. – Nо. 9. – P. 5.
12. Janssen, F. Obesity prevalence in the long-term future in 18 European countries and in the USA / F. Janssen, A. Bardoutsos, N. Vidra // Obesity facts. – 2020. – Vol. 13, No. 5. – P. 514–527.
13. Semra, A. Relationship between musculoskeletal disorders and physical inactivity in adolescents / A. Semra, B. Raikan, A. Ümmühan // Journal of Public Health. – 2019. – Vol. 27 (1). – C. 49–56.
References
1. Aldoshin A.V., Tashchiyan A.A. [Pedagogical Control and Self-control While Maintaining a Healthy Lifestyle and the Basics of the Training Process]. Nauka-2020 [Science-2020], 2022, no. 1 (55), pp. 61–68. (in Russ.)2. Boyko A.L., Smovzhenko A.N. [The Impact of Psychomotororiented Shaping Training on the Development of Flexibility and Strength Qualities]. Fizicheskoye vospitaniye studentov tvorcheskikh spetsial’nostey: sbornik nauchnykh trudov [Physical Education of Students of Creative Specialties. Collection of Scientific Works], 2007, no. 3, pp. 8–15. (in Russ.)
3. Grigorieva I.V., Volkova E.G., Alyokhina O.V. [Self-control for Those Involved in Physical Education]. Vestnik Voronezhskogo instituta vysokikh tekhnologiy [Bulletin of the Voronezh Institute of High Technologies], 2022, no. 3 (42), pp. 147–149. (in Russ.)
4. Lubysheva L.I., Zagrevskaya A.I. [Integration of Physical and Mental Development of Students Based on the Kinesiological Approach to Their Physical Education and Sports Education]. Fizicheskaya kul’tura: vospitaniye, obrazovaniye, trenirovka [Physical Culture. Education, Training], 2016, no. 2, pp. 2–5. (in Russ.)
5. Lubysheva L.I. [Technology and Implementation of Innovative Projects for Improving Physical Education Systems at the Regional Level]. Fizicheskaya kul’tura: vospitaniye, obrazovaniye, trenirovka [Physical Culture. Education, Training], 2002, no. 3, pp. 2–6. (in Russ.)
6. Fedorov I.G., Dmitriev G.G., Efimov V.V., Yakovlev G.A. [On Improving Pedagogical Capabilities in the Formation of Moral and Volitional Qualities of a Person by Means of Physical Training]. Uchenyye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta [Scientific Notes of the University P.F. Lesgaft], 2022, no. 12 (214), pp. 575–580. (in Russ.)
7. Rechkalov A.V., Koryukin D.A. Vrachebno-pedagogicheskiy kontrol’ v fizicheskoy kul’ture i sporte: monografiya [Medical and Pedagogical Control in Physical Culture and Sports]. Kurgan, Kurgan State University Publ., 2011. 244 p.
8. Filippova E.V., Shengelaya S.A. [Sport as a Means of Developing Students’ Communicative Abilities]. Kul’tura fizicheskaya i zdorov’ye [Physical Culture and Health], 2023, no. 2 (86), pp. 240–244. (in Russ.)
9. Lewis P., Korf H.W., Kuffer L. et al. Exercise Time Cues (Zeitgebers) for Human Circadian Systems Can Foster Health and Improve Performance: A Systematic Review. BMJ Open Sport Exercise Medicicne, 2018, no. 4, pp. 1–8. DOI: 10.1136/bmjsem-2018-000443
10. Vasilenko V., Demesheva N., Navka K. et al. On the Issue of Improving the Professional Applied Physical Education of Students in a Technical University. The Scientific Heritage, 2021, nо. 67–4 (67), pp. 16–18.
11. Vitko S.Y., Stolyar K.E., Stadnik E.G., Tochigin M.Y. Informational and Didactic Infor-mation Technologies Applied for Physical Education at Economics University. Theory and Prac-tice of Physical Culture, 2017, nо. 9, p. 5.
12. Janssen F., Bardoutsos A., Vidra N. Obesity Prevalence in the Long-term Future in 18 European Countries and in the USA. Obesity Facts, 2020, vol. 13, no. 5, pp. 514–527. DOI: 10.1159/000511023
13. Semra A., Raikan B., Ümmühan A. Relationship between Musculoskeletal Disorders and Physical Inactivity in Adolescents. Journal of Public Health, 2019, vol. 27 (1), pp. 49–56. DOI: 10.1007/s10389-018-0923-7
Copyright (c) 2024 Человек. Спорт. Медицина
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.