МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ В СТРУКТУРЕ ОБУЧЕНИЯ АКРОБАТИЧЕСКОМУ ПРЫЖКУ

  • В. А. Лиходеева Волгоградская государственная академия физической культуры, Волгоград, Россия https://orcid.org/0000-0002-3162-8234 v-lihodeeva@mail.ru
  • И. В. Федотова Волгоградская государственная академия физической культуры, Волгоград, Россия https://orcid.org/0000-0002-4713-7528 calin.fedotova@mail.ru
  • А. Э. Бабашев Волгоградская государственная академия физической культуры, Волгоград, Россия https://orcid.org/0000-0002-5657-2679 arsen-babashev@yandex.ru
  • А. А. Смирнова Волгоградская государственная академия физической культуры, Волгоград, Россия https://orcid.org/0000-0003-1767-7117 nastya19981357@gmail.com
  • Е. А. Репникова Владимирский государственный университет имени А.Г. и Н.Г. Столетовых, Владимир, Россия https://orcid.org/0000-0003-4734-9907 repnikova_76@bk.ru
Ключевые слова: обучение, пикамилон, психоэмоциональное перенапряжение, рондат-сальто назад прогнувшись, кинематические параметры

Аннотация

Цель. Провести анализ восстановительного влияния пикамилона (Россия, Акрихин) на кинематические параметры гимнастов, обучающихся акробатическому упражнению «рондат-сальто назад прогнувшись» в условиях психоэмоционального перенапряжения. Материалы и методы исследования. В исследовании участвовали гимнасты 10–12 лет (I–II юн. разряд, n = 27), которые были поделены простой рандомизацией на 3 группы: 1-я группа – контрольная; 2-я и 3-я группы принимали плацебо и пикамилон (0,10 г) в качестве средств восстановления. Период проведения исследования – 4 недели. Использовался метод позных ориентиров. Посредством цифровой видеокамеры Panasonic NV-GS 200 снималась техника выполнения акробатической связки и по кинограммам рассчитывались кинематические характеристики. Они сравнивались между собой и показателями мастеров спорта, принятыми за эталон. Результаты исследования. В процессе проведённого исследования выявлено изменение технических характеристик движения, определяющих рациональность исполнения акробатической связки. Сравнительный анализ кинематических характеристик выполняемых ключевых поз показал, что после 1-й недели обучающих тренировок (II этап) у спортсменов не выявлено достоверных различий с показателями I этапа исследования, однако во всех 3 группах кинематические параметры несколько улучшились, однако не имели межгрупповых различий. После 2 недель тренировок в группе спортсменов, принимавших пикамилон, отмечались достоверные уменьшения углов между вертикальной осью и туловищем (α1); через 3 недели тренировок – уменьшения углов между вертикальной осью и туловищем (α1), туловищем и головой (α3), а также увеличение углов в коленных суставах (α5) относительно 1-й и 2-й групп сравнения соответственно. Спустя 4 недели обучающих тренировок у гимнастов дополнительно оптимизировались величины углов между туловищем и плечом (α2). Заключение. В итоге показано, что в условиях избыточного психоэмоционального напряжения и тревожности пикамилон способствовал сокращению сроков формирования упражнения, а также улучшал качество его исполнения. Под влиянием препарата спортсмены более осознанно строили свои движения, более активно осуществляли коррекцию двигательных действий на основе «модели будущего», предопределяющей рациональное взаимное расположение звеньев двигательного аппарата, обеспечивающих целесообразное целостное исполнение сложной акробатической связки.

Информация об авторах

В. А. Лиходеева , Волгоградская государственная академия физической культуры, Волгоград, Россия

Доктор биологических наук, доцент, профессор кафедры медико-биологических дисциплин, Волгоградская государственная академия физической культуры, Волгоград, Россия.

И. В. Федотова , Волгоградская государственная академия физической культуры, Волгоград, Россия

Кандидат медицинских наук, доцент,заведующий кафедрой медико-биологических дисциплин, Волгоградская государственная академия физической культуры, Волгоград, Россия.

А. Э. Бабашев , Волгоградская государственная академия физической культуры, Волгоград, Россия

Кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета физической культуры, Волгоградская государственная академия физической культуры, Волгоград, Россия.

А. А. Смирнова , Волгоградская государственная академия физической культуры, Волгоград, Россия

Аспирант кафедры медико-биологических дисциплин, лаборант кафедры медико-биологических дисциплин, Волгоградская государственная академия физической культуры, Волгоград, Россия.

Е. А. Репникова , Владимирский государственный университет имени А.Г. и Н.Г. Столетовых, Владимир, Россия

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания и спорта, Владимирский государственный университет имени А.Г. и Н.Г. Столетовых, Владимир, Россия

Литература

1. Аведисова, А.С. Пирацетам в свете современных исследований (анализ зарубежных исследований) / А.С. Аведисова, Р.В. Ахапкин, Н.Н. Вериго // Психиатрия и психофармакотерапия. – 2000. – Т. 2, № 6. – С. 178–184.
2. Анцыперов, В.В. Концептуальные аспекты начального обучения юных гимнастов технике двигательных действий / В.В. Анцыперов, Е.Ю. Лалаева // Теория и практика физ. культуры. – 2010. – № 8. – С. 4246.
3. Аркаев, Л.Я. Как готовить чемпионов / Л.Я. Аркаев, Н.Г. Сучилин. – М.: Физкультура и спорт, 2004. – 328 с.
4. Белоконь, Н.А. Вегетососудистая дистония у детей: клиника, диагностика, лечение: метод. рек. / Н.А. Белоконь. – М., 1987. – 24 с.
5. Беляков, В.А. Адаптационные возможности и здоровье детей раннего возраста / В.А. Беляков, Т.С. Подлевских // Рос. педиатр. журнал. – 2005. – № 5. – С. 810.
6. Влияние аминалона и пикамилона на работоспособность акробатов при обучении упражнениям «горизонтальный упор ноги врозь» и «рондат-сальто назад» / В.А. Лиходеева, В.Б. Мандриков, А.А.Спасов, В.В. Анцыперов, А.М. Чижиков // Теория и практика физ. культуры. – 2002. – № 8. – С. 39–42.
7. Гавердовский, Ю.К. Обучение спортивным упражнениям. Биомеханика. Методология. Дидактика / Ю.К. Гавердовский. – М.: Физкультура и спорт, 2007. – 912 с.
8. Диагностика психофизиологического состояния спортсменов высокой квалификации / Г.В. Коробейников, Г.В. Россоха, Л.Д. Коняева и др. // Олiмпiйський спорт i спорт для всiх: тезисы IX Miжнародний науковий конгресс (Киев, 20–23 вересня 2005 г.). – Киев, 2005. – С. 672.
9. Регистр лекарственных средств России. – http://www.rlsnet.ru./Opisdrug/MNNDescr.рhp? Mnnid=1315.
10. Соревновательный стресс у представителей различных видов спорта по показателям вариабельности сердечного ритма / Н.А. Агаджанян, Т.Е. Батоцыренова, Ю.Н. Семенов и др. // Теория и практика физ. культуры. – 2006. – № 1. – С. 2–4.
11. Тюренков, И.Н. Кардиоваскулярные и кардиопротекторные свойства ГАМК и ее аналогов / И.Н. Тюренков, В.Н. Перфилова. – Волгоград: ВолГМУ, 2008. – 203 с.
12. Фармакология спорта / С.Б. Середенин, С.А. Олейник, Л.М. Гунина, Р.Д. Сейфулла, З.Г. Орджоникидзе, Е.А. Рожкова и др. – Киев: Олимп. лит., 2010. – 640 с.
13. Adaptations to swimming training: Influence of training volume. / D.L. Costill, R. Thomas, R.A. Robergs et al. // Medicine and Science in Sport and Exercise. – 1991. – Vol. 23. – Р. 371–377.
14. Bennett, D.L. Adolescent mental health and risky sexual behaviour. Young people need health care that covers psychological, sexual, and social areas / D.L. Bennett, A. Bauman // BMJ. (Clinical research ed.), 2000. – Jul 29; 321 (7256). – P. 251-252. DOI: 10.1136/bmj.321.7256.251
15. GABA: pioneer transmitter that excites immature neurons and generates primitive oscillations / Y. Ben-Ari, J.-L. Gaiarsa, R. Tyzio, R. Khazipov // Physiological Reviews. – 2007. – No. 87. – Р. 1215–1284. DOI: 10.1152/physrev.00017.2006

References

1. Avedisova A.S., Akhapkin R.V., Verigo N.N. [Piracetam in the Light of Modern Research (Analysis of Foreign Studies)]. Psikhiatriia i psikhofarmakoterapiia [Psychiatry and Psychopharmacotherapy], 2000, vol. 2, no. 6, pp. 178–184. (in Russ.)
2. Antsyperov V.V., Lalaeva E.Iu. [Conceptual Aspects of Primary Training of Young Gymnasts in the Technique of Motor Actions]. Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury [Theory and Practice of Physical Culture], 2010, no. 8, pp. 42–46. (in Russ.)
3. Arkaev L.Ia., Suchilin N.G. Kak gotovit' chempionov [How to Cook Champions]. Moscow, Physical Culture and Sport Publ., 2004. 328 p.
4. Belokon' N.A. Vegetososudistaia distoniia u detei: klinika, diagnostika, lechenie: metod. rekomendatsii [Vegetative Vascular Dystonia in Children. Clinic, Diagnosis, Treatment. Method. Recommendations]. Moscow, 1987. 24 p.
5. Beliakov V.A., Podlevskikh T.S. [Adaptive Capabilities and Health of Young Children]. Rossiyskiy pediatricheskiy zhurnal [Russian Pediatric Journal], 2005, no. 5, pp. 8–10. (in Russ.)
6. Likhodeeva V.A., Mandrikov V.B., Spasov A.A. et al. [The Influence of Aminalon and Picamilon on the Performance of Acrobats During Training in the Exercises Horizontal Straddle Leg Support and Backward Rondat Somersault]. Teoriya i praktika fizicheskoy kul’tury [Theory and Practice of Physical Culture], 2002, no. 8, pp. 39–42. (in Russ.)
7. Gaverdovskii Iu.K. Obuchenie sportivnym uprazhneniiam. Biomekhanika. Metodologiia. Didaktika [Training in Sports Exercises. Biomechanics. Methodology. Didactics]. Moscow, Physical Culture and Sport Publ., 2007. 912 p.
8. Korobeinikov G.V., Rossokha G.V., Koniaeva L.D. et al. [Diagnosis of the Psychophysiological State of Highly Qualified Athletes]. Olimpiys'kiy sport i sport dlia vsikh: tezisy IX Mizhnarodnii naukovii congress [Olympic Sport and Sport for Everyone. Abstracts of the IX International Science Congress], 2005, p. 672.
9. Registr lekarstvennykh sredstv Rossii [Register of Medicinal Products of Russia]. Available at: http://www.rlsnet.ru./Opisdrug/MNNDescr.rhp?Mnnid=1315
10. Agadzhanian N.A., Batotsyrenova T.E., Semenov Iu.N. et al. [Competitive Stress in Representatives of Various Sports According to Heart Rate Variability Indicators]. Teoriya i praktika fizicheskoy kul’tury [Theory and Practice of Physical Culture], 2006, no. 1, pp. 2–4. (in Russ.)
11. Tiurenkov I.N., Perfilova V.N. Kardiovaskuliarnye i kardioprotektornye svoistva GAMK i ee analogov [Cardiovascular and Cardioprotective Properties of GABA and its Analogues]. Volgograd, VolGMU Publ., 2008. 203 p.
12. Seredenin S.B., Oleinik S.A., Gunina L.M. et al. Farmakologiya sporta [Pharmacology of Sports]. Kiev, Olimpiiskaya Literatura Publ., 2010. 640 p.
13. Costill D.L., Thomas R., Robergs R.A. et al. Adaptations to Swimming Training: Influence of Training Volume. Medicine and Science in Sport and Exercise, 1991, no. 23, pp. 371–377. DOI: 10.1249/00005768-199103000-00017
14. Bennett D.L., Bauman A. Adolescent Mental Health and Risky Sexual Behaviour. Young People Need Health Care that Covers Psychological, Sexual, and Social Areas. BMJ, 2000, vol. 321 (7256), pp. 251–252. DOI: 10.1136/bmj.321.7256.251
15. Ben-Ari Y., Gaiarsa J.-L., Tyzio R., Khazipov R. GABA: Pioneer Transmitter that Excites Immature Neurons and Generates Primitive Oscillations. Physiological Reviews, 2007, no. 87, pp. 1215–1284. DOI: 10.1152/physrev.00017.2006
Опубликован
2024-07-25
Как цитировать
Лиходеева, В., Федотова, И., Бабашев, А., Смирнова, А., & Репникова, Е. (2024). МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ В СТРУКТУРЕ ОБУЧЕНИЯ АКРОБАТИЧЕСКОМУ ПРЫЖКУ. Человек. Спорт. Медицина, 24(2), 125-132. https://doi.org/10.14529/hsm240216
Раздел
Спортивная тренировка