ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ К УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ИХ УРОВНЯ ЗДОРОВЬЯ

  • Ю. А. Алешина Самарский государственный медицинский университет, Самара, Россия https://orcid.org/0000-0002-0653-0737 yu.a.aleshina@samsmu.ru
  • Ю. В. Мякишева Самарский государственный медицинский университет, Самара, Россия https://orcid.org/0000-0003-0947-511X yu.v.myakisheva@samsmu.ru
  • О. Н. Павлова Самарский государственный медицинский университет, Самара, Россия https://orcid.org/0000-0002-8055-1958 o.n.pavlova@samsmu.ru
Ключевые слова: адаптация, студенты-первокурсники, уровень здоровья, медицинская грамотность

Аннотация

Цель: исследовать особенности реагирования физиологических показателей у студентов первого курса в адаптационный период к условиям учебы в вузе в зависимости от их уровня здоровья. Материалы и методы исследования. На репрезентативной выборке студентов первого курса Самарского государственного медицинского университета проводилось исследование с использованием собственных и общепринятых методов. Методика исследования включает анализ базовых морфофункциональных и физиологических показателей организма и расчеты интегральных показателей, отражающих функциональные состояния. Результаты исследования позволяют раскрыть объективные процессы протекания адаптации студентов-первокурсников к условиям учебы и показать необходимость их приверженности к здоровому образу жизни. Практическая значимость исследования выражается в возможности использовать полученные результаты для научного обоснования технологий обучения в рамках высшего профессионального образования. Заключение. Овладение студентами первого курса методиками самоконтроля является предпосылкой для укрепления здоровья на старших курсах и в будущей профессиональной деятельности.

Информация об авторах

Ю. А. Алешина , Самарский государственный медицинский университет, Самара, Россия

Старший преподаватель, Самарский государственный медицинский университет, Самара, Россия.

Ю. В. Мякишева , Самарский государственный медицинский университет, Самара, Россия

Заведующий кафедрой общей и молекулярной биологии, проректор по образовательной деятельности, Самарский государственный медицинский университет, Самара, Россия.

О. Н. Павлова , Самарский государственный медицинский университет, Самара, Россия

Заведующий кафедрой физиологии с курсом безопасности жизнедеятельности и медицины катастроф, доктор биологических наук, доцент, Самарский государственный медицинский университет, Самара, Россия.

Литература

1. Агаджанян, Н.А. Проблемы адаптации и учение о здоровье / Н.А. Агаджанян, Р.М. Баевский, А.П. Берсенева. – М.: Изд-во РУДН, 2006. – 281 с.
2. Адаптация студентов-первокурсников с различной межполушарной организацией мозга к дистанционному обучению в вузе / Ю.В. Мякишева, Ю.А. Алешина, И.В. Федосейкина и др. // Журнал биомед. исследований. – 2022. – Т. 10, № 2. – С. 100–109.
3. Апанасенко, Г.Л. Медицинская валеология / Г.Л. Апанасенко, Л.А. Попова. – Ростов н/Д., 2000. – С. 74–78.
4. Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ 2021617144 Российская Федерация. Аналитическая система «Adaptation» / Ю.А. Алешина, Ю.В. Мякишева, А.Ф. Павлов, Д.А. Душин; правообладатель Ю.А. Алешина. – № 2021616155; заявл. 26.04.2021; опубл. 11.05.2021.
5. Способы изучения и оптимизации адаптации студентов-первокурсников к вузовской системе образования / Ю.А. Алешина, Ю.В. Мякишева, И.В. Федосейкина и др. // Междунар. журнал приклад. и фундамент. исследований. – 2017. – № 6–2. – С. 269–273.
6. Adaptation of the First-Year Students to University Environments: Integral Criteria / N.V. Efimova, T.L. Sokolova, T.V. Shilkova, O.V. Baiguzhina // J. Atlantis Press. – 2020. – Vol. 396. – Р. 158–162. DOI: 10.2991/iceder-19.2020.34
7. Bolysbayeva, A.K. Adaptation of first-year students to the higher education system (in the context of distance learning) / A.K. Bolysbayeva // The Journal of Psychology & Sociology. – 2021. – No. 1 (76) – Р. 151–163. DOI: 10.26577/JPsS.2021.v76.i1.015
8. Historical and contemporary aspects of health literacy in certified health education practice / A.S. Hedman-Robertson, K.G. Allison, D.L. Kerr, L. Lysoby // Am. J. Health Educ. – 2021. – Vol. 52 (12). – Р. 1–10. DOI: 10.1080/19325037.2021.1976327

References

1. Agadzhanyan N.A., Baevsky R.M., Berseneva A.P. Problemy adaptatsii i ucheniye o zdorov’ye [Problems of Adaptation and Teaching About Health]. Moscow, RUDN Publ., 2006. 281 p.
2. Myakisheva Yu.V., Aleshina Yu.A., Fedoseikina I.V. et al. [Adaptation of First-year Students with Different Interhemispheric Brain Organization to Distance Learning at a University]. Zhurnal biomeditsinskikh issledovaniy [Journal of Biomedical Research], 2022, vol. 10, no. 2, pp. 100–109. (in Russ.)
3. Apanasenko G.L., Popova L.A. Meditsinskaya valeologiya [Medical Valeology]. Rostov na Donu, 2000, pp. 74–78.
4. Aleshina Yu.A., Myakisheva Yu.V., Pavlov A.F., Dushin D.A. Analiticheskaya sistema “Adaptation” [Analytical system “Adaptation”]. Certificate of state registration of computer program Russian Federation, no. 2021617144, 2021.
5. Aleshina Yu.A., Myakisheva Yu.V., Fedoseikina I.V. et al. [Methods of Studying and Optimizing the Adaptation of First-year Students to the University Education System]. Mezhdunarodnyy zhurnal prikladnykh i fundamental’nykh issledovaniy [International Journal of Applied and Fundamental Research], 2017, no. 6–2, pp. 269–273. (in Russ.)
6. Efimova N.V., Sokolova T.L., Shilkova T.V., Baiguzhina O.V. Adaptation of the First-Year Students to University Environments: Integral Criteria. Journal Atlantis Press, 2020, vol. 396, pp. 158–162. DOI: 10.2991/iceder-19.2020.34
7. Bolysbayeva A.K. Adaptation of First-year Students to the Higher Education System (in the Context of Distance Learning). The Journal of Psychology & Sociology, 2021, no. 1 (76), pp. 151–163. DOI: 10.26577/JPsS.2021.v76.i1.015
8. Hedman-Robertson A.S., Allison K.G., Kerr D.L., Lysoby L. Historical and Contemporary Aspects of Health Literacy in Certified Health Education Practice. American Journal Health Education, 2021, vol. 52 (12), pp. 1–10. DOI: 10.1080/19325037.2021.1976327
Опубликован
2024-12-25
Как цитировать
Алешина, Ю., Мякишева, Ю., & Павлова, О. (2024). ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ К УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ИХ УРОВНЯ ЗДОРОВЬЯ. Человек. Спорт. Медицина, 24(3), 24-30. https://doi.org/10.14529/hsm240303
Раздел
Физиология