КЛАССИФИЦИРОВАНИЕ ВИДОВ СПОРТА КАК ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА РАСШИРЕНИЯ АРСЕНАЛА СРЕДСТВ И МЕТОДОВ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА СПОРТСМЕНОВ МАССОВЫХ РАЗРЯДОВ
Аннотация
Цель: теоретически обосновать необходимость расширения арсенала средств и методов тренировочного процесса спортсменов массовых разрядов на основе классифицирования видов спорта по характеру основного взаимодействия при выполнении соревновательного упражнения. Материалы и методы. Достижение поставленной цели осуществляется на основе применения анализа, обобщения и интерпретации данных научно-методической литературы по спортивной тренировке и смежных научных дисциплин. Результаты. В результате анализа наиболее распространённых в теории спортивной тренировки классификаций видов спорта формулируется вывод о возможности новых подходов к их систематизации с учётом вновь вводимых классификационных признаков. Это позволит выявить дополнительные средства и методы тренировочного процесса спортсменов массовых разрядов, потенциально содержащие в себе возможность повышения его эффективности. На основе разработанной матрицы классифицирования видов спорта по характеру основного взаимодействия при выполнении соревновательного упражнения выделяются субъект-субъектные и субъект-объектные виды спорта, предполагающие как одиночное, так и командное участие. С опорой на положения психологической теории деятельности и результаты исследований, проведённых в области профессионального образования, конкретизируются средства развития свойств произвольного внимания, детерминирующих соревновательную результативность в каждой выделенной группе, и обосновываются методы формирования способности к планированию соревновательной деятельности в группе субъект-субъектных видов спорта. Заключение. Классифицирование видов спорта позволяет не только конкретизировать место каждого из них в целостной системе, но и даёт возможность выявить средства и методы тренировочного процесса, потенциально позволяющие повысить его эффективность. В данном контексте является перспективным систематизация видов спорта с позиций субъектности соревновательной деятельности, позволяющей расширить арсенал средств и методов тренировочного процесса спортсменов массовых разрядов.
Литература
2. Дерябина, Г.И Краткий курс лекций по спортивной психологии / Г.И. Дерябина. – https://studfile.net/preview/9586751/ (дата обращения: 24.102022).
3. Кретти, Б.Дж. Психология в современном спорте / Б.Дж. Кретти. – М.: Физкультура и спорт, 1978. – 224 с.
4. Маркиянов, О.А. Развитие свойств психических процессов как составляющая психологической подготовки спортсмена / О.А. Маркиянов, А.И. Орлов, Т.И. Орешкина // Вестник спортивной науки. – 2009. – № 2. – С. 8–11.
5. Новиков, А.А. Основы спортивного мастерства / А.А. Новиков. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Совет. спорт, 2012.– 254 с.
6. Серова, Л.К. Психологическая классификация видов спорта // Ученые записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта. – 2018. – № 1 (155). – https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskaya-klassifikatsiya-vidov-sporta (дата обращения: 27.10.2022).
7. Федоров, А.Г. Технико-тактические характеристики соревновательной деятельности кикбоксёров различных стилей ведения поединка / А.Г. Федоров // Актуальные проблемы физического воспитания, спортивной тренировки и оздоровления различных категорий населения ХМАО-Югры: сб. материалов. – Ханты-Мансийск, 2019. – С. 81–84.
8. ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 04.12.2007 № 329-ФЗ (последняя редакция). – http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_73038/b819c620a8c698de35861ad4c9d9696ee0c3ee7a/ (дата обращения: 27.10.2022).
9. Щекин, А.Ф. Классификация видов спорта / А.Ф. Щекин, Ю.И. Журавлева, Е.В. Ярошенко // Технологии, образование, наука: стратегия прорыва: сб. науч. тр. – Бел-город: АПНИ, 2020. – С. 50–53.
10. Asmussen, E. Similarities and dissimilarities between static and dynamic exercise / E. Asmussen // Circ Res. – 1981. – Vol. 48. – Р. 13.
11. Gallagher, K.M. Classification of sports and the athlete’s heart. In: The Athlete and Heart Disease / K.M. Gallagher, P.B. Raven, J.H. Mitchell / Edited by R.A. Williams. – Philadelphia, PA: Lippincott Williams & Wilkins, 1999. – Р. 9.
12. Mitchell, J.H. Cardiovascular adaptation to physical activity. In: Physical Activity, Fitness, and Health / Edited by C. Bouchard, R. Shephard and Stephen T. Champaign / J.H. Mitchell, P.B. Raven. – IL: Human Kinetics, 1994. – 286 р.
13. Mitchell, J.H. Static (isometric) exercise and the heart: physiological and clinical considerations / J.H. Mitchell, K. Wildenthal // Annu Rev Med. – 1974. – Vol. 25. – Р. 369.
14. Spelke, E. Skills of divided attention / E. Spelke, W. Hirst, U. Neisser // Cognition. – 1976. – Vol. 4. – Р. 215–230.
References
1. Guseynov A.Sh. [New Trends in the Development of Sports Psychology: Subjective-Everyday Approach]. Resursy konkurentosposobnosti sportsmenov: teoriya i praktika realizatsii [Resources of Competitiveness of Athletes. Theory and Practice of Implementation], 2016, no. 1, pp. 62–71. (in Russ.)2. Deryabina G.I. Kratkiy kurs lekciy po sportivnoy psihologii [A Short Course of Lectures on Sports Psychology]. Available at: https://studfile.net/preview/9586751/htm (accessed 24.10.2022).
3. Kretti B.Dzh. Psihologiya v sovremennom sporte [Psychology in Modern Sports]. Moscow, Physical Education and Sports Publ., 1978. 224 p.
4. Markiyanov O.A., Orlov A.I., Oreshkina T.I. [Development of the Properties of Mental Processes as a Component of the Psychological Preparation of an Athlete]. Vestnik sportivnoy nauki [Sports Science Bulletin], 2009, no. 2, pp. 8–11. (in Russ.)
5. Novikov A.A. Osnovy sportivnogo masterstva [Fundamentals of Sportsmanship]. Moscow, Soviet Sport Publ., 2012. 254 p.
6. Serova L.K. [Psychological Classification of Sports]. Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific Notes of the University P.F. Lesgaft], 2018, no. 1 (155). (in Russ.) Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskaya-klassifikatsiya-vidov-sporta (accessed 27.10.2022).
7. Fedorov A.G. [Technical and Tactical Characteristics of the Competitive Activity of Kick-boxers of Various Styles of Fighting]. Aktual'nye problemy fizicheskogo vospitaniya, sportivnoy trenirovki i ozdorovlenija razlichnyh kategoriy naseleniya HMAO-Jugry: sb. mater. [Actual Problems of Physical Education, Sports Training and Hhealth Improvement of Various Categories of the Hopulation of Khanty-Mansi Autonomous Okrug-Yugra. Collection of Materials], 2019, pp. 81–84. (in Russ.)
8. RF Federal Law “About Physical Culture and Sports in the Russian Federation” of 04.12.2007 no. 329-FZ last edition). Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_73038/b819c620a8c698de35861ad4c9d9696ee0c3ee7a/htm (accessed 27.10.2022).
9. Shchekin A.F., Zhuravleva Yu.I., Yaroshenko E.V. [Sports Classification]. Tehnologii, obrazovanie, nauka: strategiya proryva: sb. nauch. tr. [Technology, Education, Science. A Breakthrough Strategy. A Collection of Scientific Papers], 2020, pp. 50–53. (in Russ.)
10. Asmussen E. Similarities and Dissimilarities between Static and Dynamic Exercise. Circ Research, 1981, vol. 48, p. 13.
11. Gallagher K.M., Raven P.B., Mitchell J.H. Classification of Sports and the Athlete’s Heart. The Athlete and Heart Disease. Edited by Williams R.A. Philadelphia, PA: Lippincott Williams & Wilkins, 1999, p. 9.
12. Mitchell J.H., Raven P.B. Cardiovascular Adaptation to Physical Activity. Physical Activity, Fitness, and Health. Edited by Bouchard C., Shephard R. and Stephen T. Champaign, IL: Human Kinetics, 1994. 286 p.
13. Mitchell J.H., Wildenthal K. Static (Isometric) Exercise and the Heart: Physiological and Clinical Considerations. Annu Rev Med., 1974, vol. 25, p. 369. DOI: 10.1146/annurev.me.25.020174.002101
14. Spelke E., Hirst W., Neisser U. Skills of Divided Attention. Cognition, 1976, vol. 4, pp. 215–230. DOI: 10.1016/0010-0277(76)90018-4
Copyright (c) 2024 Человек. Спорт. Медицина
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.