СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕВОЧЕК 9–10 ЛЕТ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ

  • С. В. Сафоненко Самарский государственный социально-педагогический университет, Самара, Россия https://orcid.org/0000-0002-5193-3957 sve21547052@yandex.ru
  • С. Ф. Сокунова Государственный университет просвещения, Москва, Россия https://orcid.org/0009-0009-3340-5366 soksf@mail.ru
  • Г. М. Популо Тольяттинский государственный университет, Тольятти, Россия https://orcid.org/0000-0003-3545-4371 populochka@mail.ru
  • А. А. Подлубная Тольяттинский государственный университет, Тольятти, Россия https://orcid.org/0000-0002-6895-3823 alena-podlubnaya@yandex.ru
Ключевые слова: художественная гимнастика, координационные способности, техническая подготовка, секционные занятия

Аннотация

Цель: обоснование содержания методики формирования координационных способностей обучающихся 9–10 лет на секционных занятиях по художественной гимнастике. Материалы и методы. В период с 15.09.2021 г. по 10.03.2022 г. было проведено исследование, в котором приняли участие 20 испытуемых 9–10 лет. Педагогический эксперимент заключался во внедрении в процесс занятий юных гимнасток экспериментальной методики, основу которой составляли комп­лексы специально разработанных упражнений, направленных на повышение уровня координационных способностей. Нами были внедрены комплексы специализированных упражнений: комплекс упражнений без предмета, комплекс упражнений с обручем, с мячом, а также комплекс упражнений на гимнастической подушке для равновесия (балансире). Упражнения, входящие в комплексы, были направлены на комплексное развитие координационных способностей, в частности на совершенствование динамического и статического равновесия, на совершенствование способности к ритму, к ориентированию в пространстве, к согласованию движений, к способности быстро и точно перестраивать свои действия в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки. Результаты. Экспериментальная методика оказывает наибольший положительный эффект в развитии способности к ориентированию в пространстве по отношению к движущемуся объекту, к сохранению статического равновесия и к ритму обучающихся. Также методика повлияла на формирование способности к сохранению динамического равновесия и к согласованию движений обучающихся. В меньшей степени данная методика влияет на развитие способности быстро и точно перестраивать свои действия в условиях внезапно меняющейся обстановки. Заключение. В работе эмпирически доказана и подтверждена эффективность разработанных комплексов, предназначение которых в повышении уровня развития координационных способностей у обучающихся 9–10 лет на секционных занятиях по художественной гимнастике.

Информация об авторах

С. В. Сафоненко , Самарский государственный социально-педагогический университет, Самара, Россия

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры теоретических основ и методики физического воспитания, Самарский государственный социально-педагогический университет, Самара, Россия.

С. Ф. Сокунова , Государственный университет просвещения, Москва, Россия

Доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и методики физического воспитания и спорта, Государственный университет просвещения, Мытищи, Россия.

Г. М. Популо , Тольяттинский государственный университет, Тольятти, Россия

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры адаптивной физической культуры, спорта и туризма, Тольяттинский государственный университет, Тольятти, Россия.

А. А. Подлубная , Тольяттинский государственный университет, Тольятти, Россия

Кандидат педагогических наук, доцент, директор института физической культуры и спорта, Тольяттинский государственный университет, Тольятти, Россия.

Литература

1. Ахунова, И.Р. Классификация бросковых элементов обмена в групповых упражнениях художественной гимнастики / И.Р. Ахунова, Л.А. Коновалова // Физическая культура и спорт в XXI веке: актуальные проблемы и их решения: сб. материалов Всерос. с междунар. участием науч.-практ. конф. – 2020. – Т. 1. – C. 20–23.
2. Бандаков, М.П. Совершенствование методики развития координационных способностей у девочек 6–7 лет в художественной гимнастике / М.П. Бандаков, М.Г. Микрюкова // Вестник Вятского гос. гуманитар. ун-та. – 2015. – № 1. – С. 164–170.
3. Борисова, В.В. Методика специально-двигательной подготовки юных спортсменок в художественной гимнастике / В.В. Борисова, А.В. Титова, Т.А. Шестакова // Теория и практика физ. культуры. – 2019. – № 1. – С. 84–86.
4. Быстрова, И.В. Сотрудничество в групповых упражнениях по художественной гимнастике / И.В. Быстрова // Из новейших исследований по художественной гимнастике: сб. ст. – СПб.: Федерация художественной гимнастики СПб., 2019. – С. 44–46.
5. Ивашина, В.В. Исторический ракурс возникновения теории методики развития координационных способностей и ее применение в современной художественной гимнастике / В.В. Ивашина // Молодой ученый. – 2013. – № 11 (58). – С. 592–597.
6. Коновалова, Л.А. Биомеханические критерии и средства формирования рациональной техники броскового действия в художественной гимнастике / Л.А Коновалова, В.Б. Поканинов // Наука и спорт: современные тенденции. – 2018. – № 1 (18). – С. 69–74.
7. Краева, Е.С. Развитие координационных способностей как основа повышения качества исполнения перебросок в групповых упражнениях художественной гимнастики / Е.С. Краева, И.А. Степанова. // Ученые записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта. – 2020. – № 1 (143). – С. 98–101.
8. Медведева, Е.Н. Обоснование необходимости регламентации освоения техники прыжков в художественной гимнастике / Е.Н. Медведева, А.А. Супрун, Е.Б. Котельникова // Ученые записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта. – 2018. – № 4 (158). – С. 215–219.
9. Микрюкова, М.Г. Развитие координационных способностей у юных гимнасток (на примере упражнений со скакалкой) / М.Г. Микрюкова // Молодёжный научный вестник. – 2018. – № 9 (34). – С. 20–27.
10. Прописнова, Е.П. Методика развития специфических координационных способностей средствами танцевальной подготовки у девочек, занимающихся эстетической гимнастикой / Е.П. Прописнова, Д.И. Дегтярева, М.А. Терехова // Теория и практика физ. культуры. – 2018. – № 4. – С 142–145.
11. Сафоненко, С.В. Формирование способности к равновесию у девочек 8–9 лет, занимающихся художественной гимнастикой на этапе начальной подготовки // Вестник Томского гос. ун-та. – 2021. – № 470. – С. 198–202.
12. Эстерман, М.С. Сравнительный анализ движений с предметами в художественной гимнастике / М.С. Эстерман, И.С. Семибратова. // Вестник Луганского гос. ун-та им. Владимира Даля. – 2022. – № 8 (62). – С. 142–144.
13. Competitive strategies among elite female gymnasts: an exploration of the relative influence of psychological skills training and natural learning experiences / C. Calmels, F. d'Arripe-Longueville, J.F. Fournier, A. Soulard // Francis (Routledge). – 2019. – Vol. 1 (4). – P. 327–352.
14. Kolarec, M. Correlation between motor skills and performance evaluation of ball Routine elements in rhythmic gymnastics / M. Kolarec, M. Horvatin-Fuckar, J. Radas // Acta Kinesiologica. – 2019. – Vol. 27. – P. 85–89.
15. Rhythmic gymnastics for amateurs: problems and development potential / I. Enchenko, M. Lobastova, N. Egorova, T. Kruglova // Materials of Second International Conference «Sport and Healthy Lifestyle Culture in the XXI Century “Sport Life XXI”. – 2022. – Vol. 48. – P. 73–78. DOI: org/10.1051/bioconf/20224801011

References

1. Akhunova I.R., Konovalova L.A. [Classification of Throwing Elements of Exchange in Group Exercises of Rhythmic Gymnastics]. Fizicheskaya kul'tura i sport v XXI veke: aktual'nye problemy i ih resheniya. Sbornik materialov Vserossiyskoy s mezhdunarodnym uchastiem nauchno-prakticheskoy konferencii [Physical Culture and Sports in the 21st Century. Current Problems and Their Solutions. Collection of Materials from the All-Russian Scientific and Practical Conference with International Participation], 2020, vol. 1, pp. 20–23. (in Russ.)
2. Bandakov M.P., Mikryukova M.G. [Improving Methods for Developing Coordination Abilities in Girls 6–7 Years Old in Rhythmic Gymnastics]. Vestnik Vyatskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta [Bulletin of the Vyatka State Humanitarian University], 2015, no. 1, pp. 164–170. (in Russ.)
3. Borisova V.V., Titova A.V., Shestakova T.A. [Methods of Specialmotor Training of Young Athletes in Rhythmic Gymnastics]. Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury [Theory and Practice of Physical Culture], 2019, no. 1, pp. 84–86. (in Russ.)
4. Bystrova I.V. [Cooperation in Group Exercises in Rhythmic Gymnastics]. Iz noveyshih issledovaniy po hudozhestvennoy gimnastike: sbornik statey SPb.: Federaciya hudozhestvennoy gimnastiki SPb. [From the Latest Research on Rhythmic Gymnastics. Collection of Articles St. Petersburg. Federation of Rhythmic Gymnastics St. Petersburg], 2019, pp. 44–46. (in Russ.)
5. Ivashina V.V. [Historical Perspective of the Emergence of the Theory of Methodology for the Development of Coordination Abilities and its Application in Modern Rhythmic Gymnastics]. Molodoy uchenyy [Young Scientist], 2013, no. 11 (58), pp. 592–597. (in Russ.)
6. Konovalova L.A., Pokaninov V.B. [Biomechanical Criteria and Means of Forming Rational Throwing Technique in Rhythmic Gymnastics]. Nauka i sport: sovremennye tendentsii [Science and Sport. Modern Trends], 2018, no. 1 (18), pp. 69–74. (in Russ.)
7. Kraeva E.S., Stepanova I.A. [Development of Coordination Abilities as a Basis for Improving the Quality of Throws in Group Exercises of Rhythmic Gymnastics]. Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta. [Scientific Notes of the University P.F. Lesgaft], 2020, no. 1 (143), pp. 98–101. (in Russ.)
8. Medvedeva E.N., Suprun A.A., Kotelnikova E.B. [Justification of the Need to Regulate the Development of Jumping Techniques in Rhythmic Gymnastics]. Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific Notes of the University P.F. Lesgaft], 2018, no. 4 (158), pp. 215–219. (in Russ.)
9. Mikryukova M.G. [Development of Coordination Abilities in Young Gymnasts (Using the Example of Exercises with a Skipping Rope)]. Molodezhniy nauchniy vestnik [Youth Scientific Bulletin], 2018, no. 9 (34), pp. 20–27. (in Russ.)
10. Propisnova E.P., Degtyareva D.I., Terekhova M.A. [Methodology for the Development of Specific Coordination Abilities by Means of Dance Training in Girls Engaged in Aesthetic Gymnastics]. Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury [Theory and Practice of Physical Culture], 2018, no. 4, pp. 142–145. (in Russ.)
11. Safonenko S.V. [Formation of the Ability to Balance in 8–9-year-old Girls Engaged in Rhythmic Gymnastics at the Stage of Initial Training]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Tomsk State University], 2021, no. 470, pp. 198–202. (in Russ.) DOI: 10.17223/15617793/470/23
12. Esterman M.S., Semibratova I.S. [Comparative Analysis of Movements with Apparatus in Rhythmic Gymnastics]. Vestnik Luganskogo gosudarstvennogo universiteta imeni Vladimira Dalya [Bulletin of Lugansk State University Vladimir Dahl], 2022, no. 8 (62), pp. 142–144. (in Russ.)
13. Calmels C., d'Arripe-Longueville F., Fournier Jean F., Soulard A. Competitive Strategies Among Elite Female Gymnasts: an Exploration of the Relative Influence of Psychological Skills Training and Natural Learning Experiences. Francis (Routledge), 2019, no. 1 (4), pp. 327–352. DOI: 10.1080/1612197X.2003.9671724
14. Kolarec M., Horvatin-Fuckar M., Radas J. Correlation between Motor Skills and Performance Evaluation of Ball Routine Elements in Rhythmic Gymnastics. Acta Kinesiologica, 2019, no. 27, pp. 85–89.
15. Enchenko I., Lobastova M., Egorova N., Kruglova T. Rhythmic Gymnastics for Amateurs: Problems and Development Potential. Materials of Second International Conference “Sport and Healthy Lifestyle Culture in the XXI Century “Sport Life XXI”, 2022, vol. 48, pp. 73–78. (in Russ.) DOI: org/10.1051/bioconf/20224801011
Опубликован
2025-01-14
Как цитировать
Сафоненко, С., Сокунова, С., Популо, Г., & Подлубная, А. (2025). СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕВОЧЕК 9–10 ЛЕТ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ. Человек. Спорт. Медицина, 24(S2), 53-59. https://doi.org/10.14529/hsm24s208
Раздел
Спортивная тренировка