ОТНОШЕНИЕ ТРЕНЕРОВ К ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С РОДИТЕЛЯМИ И РОДИТЕЛЬСКОЙ ВОВЛЕЧЕННОСТИ В ПОДГОТОВКУ ЮНЫХ ПЛОВЦОВ
Аннотация
Цель: изучить отношение тренеров к взаимодействию с родителями и родительской вовлеченности в подготовку юных пловцов. Материалы и методы: анализ научной литературы. Эмпирическую базу исследования составили 11 экспертных интервью, проводившиеся с тренерами СДЮШОР по плаванию Астрахани, Оренбурга, Петрозаводска, Раменского, Санкт-Петербурга, Сургута. Результаты. Родители являются значимыми участниками процесса подготовки юных пловцов. Родительская вовлеченность выступает ценным ресурсом в подготовке юных спортсменов, но может являться и источником разрушительного воздействия. Большинство тренеров ориентированы на родителей и родительскую вовлеченность как контролирующий ресурс (дисциплина, питание, посещение тренировок) и недооценивают роль родителей в психологической поддержке юного спортсмена. Умение выстраивать коммуникацию и взаимодействие с родителями отмечается как значимый профессиональный дефицит. Заключение. Анализ исследований и данные опроса показывают необходимость работы с родителями юных спортсменов. Психологическое просвещение родителей, выстроенная коммуникация с тренерами помогут исключить негативные последствия влияния родителей на становление и развитие ребенка-спортсмена. Взаимодействие с родителями является важной задачей профессиональной деятельности тренера и требует дополнительного внимания в процессе профессионального обучения. В качестве возможных вариантов решения проблемы могла бы стать разработка специальной программы по работе с родителями, их психологическому просвещению, обсуждению роли родителей и рекомендаций, которым важно следовать всем участникам процесса подготовки юного спортсмена.
Литература
2. Горская, Г.Б. Исследования стресса в спорте: тенденции развития / Г.Б. Горская // Ресурсы конкурентоспособности спортсменов: теория и практика реализации. – 2022. – № 12. – С. 37–40.
3. Горская, Г.Б. Личностные и средовые факторы спортивной деятельности / Г.Д. Горская. – Краснодар: Кубан. гос. ун-т физ. культуры, спорта и туризма, 2022. – 172 с.
4. Гуршман, Г. «Пьянта су!» или горные лыжи глазами тренера / Г. Гуршман. – https:// youcanski.com/ru/kniga (дата обращения: 27.06.2023).
5. Деговцев, Н.С. Гармонизация взаимоотношений спортсменов-подростков с ближайшим социальным окружением как ресурс упрочения самооценки / Н.С. Деговцев, Г.Б. Горская, С.В. Фомиченко // Вестник Костром. гос. ун-та. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. – 2022. – Т. 28, № 4. – С. 35–43. – https://doi.org/10.34216/2073-1426-2022-28-4-35-43
6. Деговцев, Н.С. Вклад социального окружения в становление самооценки спортсменов подросткового возраста / Н.С. Деговцев, Г.Б. Горская // Ученые записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта. – 2021. – № 12 (202). – С. 474–481. DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.12.p474-481
7. Дорофеева, Н.В. Особенности социальной установки на спорт и ее взаимосвязь с взаимоотношениями в семье у спортсменов олимпийского резерва / Н.В. Дорофеева // Человеческий капитал. – 2021. – № 2 (146). – С. 189–207. DOI: 10.25629/HC.2021.02.19
8. Китова, Я.В. Влияние ближайшего социального окружения на формирование мотивационного климата спортсменов / Я.В. Китова, Г.Б. Горская // Материалы ежегодной отчетной науч. конф. аспирантов и соискателей Кубан. гос. ун-та физ. культуры, спорта и туризма. – 2021. – № 1. – С. 190–196.
9. Ташкинов, К.С. Причины деструктивного поведения родителей и подходы к оптимизации взаимодействия в триаде «тренер – спортсмен – родитель» / К.С. Ташкинов, Т.К. Ким, Г.А. Кузьменко // Теория и практика физ. культуры. – 2019. – № 9. – С. 55–57.
10. Феодорова, Э.З. Отношение родителей к занятиям спортом и к другим сферам жизни юных спортсменов подросткового возраста / Э.З. Феодорова // Прикладная психология. – 2014. – № 1. – С. 40–45.
11. Cote, J. The Influence of the Family in the Development of Talent in Sport / J.Cote // The Sport Psychologist. – 1999. – Vol. 13. – P. 395–417.
12. Fredricks, J.A. Parental influences on youth involvement in sports / J.A. Fredricks, J.S. Eccles // Developmental Sport and Exercise Psychology: A Lifespan Perspective Morgantown, WV: Fitness Information Technology. – 2004. – P. 145–164.
13. Mastrorilli, G. Parental involvement in youth sports: Perceived and desiredbehaviour by children / G. Mastrorilli, G. Greco // European Journal of Fitness, Nutrition and Sport Medicine Studies. – 2020. – Vol. 1 (2). – P. 1–13. – http://dx.doi.org/10.46827/ejfnsm.v1i2.68
14. Matos, Nuno F. Prevalence of Nonfunctional Overreaching/Overtraining in Young English Athletes / N.F. Matos, R.J. Winsley, G.A. Williams // Medicine & Science in Sports & Exercise. – 2011. – Vol. 43, Iss. 7. – P. 1287–1294. DOI: 10.1249/MSS.0b013e318207f87b
15. Overuse injuries and burnout in youth sports: a position statement from the American Medical Society for Sports Medicine / J.P. DiFiori, H.J. Benjamin, J.S. Brenner et al. // British Journal of Sports Medicine. – 2014. – Vol. 48 (4). – P. 287–288. DOI: 10.1136/bjsports-2013-093299
16. Parental involvement in sport: Psychometric development and empirical test of a theoretical model / P. Teques, S. Serpa, A. Rosado et al. // Current Psychology: A Journal for Diverse Perspectives on Diverse Psychological. – 2018. – Vol. 37 (1). – P. 234–249. DOI: 10.1007/s12144-016-9507-2
17. Rodis, A.G. Swedish swimmers’ perception of parental involvement / A.G. Rodis. – http://idrottsforum.org/rodis131126/ (дата обращения: 27.06.2023).
18. Shumow, L. Parents' at-home and at-school academic involvement with young adolescents / L. Shumow, J.D. Miller // The Journal of Early Adolescence. – 2001. – Vol. 21 (1). – P. 68–91. DOI: 10.1177/0272431601021001004
19. The Importance of Parents' Behavior in their Children's Enjoyment and Amotivation in Sports / P.A. Sánchez-Miguel, F.M. Leo, D. Sánchez-Oliva et al. // Journal of human kinetics. – 2013. – Vol. 36. – P. 169–177. DOI:10.2478/hukin-2013-0017
20. Understanding the role parents play in tennis success: a national survey of junior tennis coaches / D. Gould, L. Lauer, C . Rolo et al. // British Journal of Sports Medicine. – 2006. – Vol. 40. – P. 632–636. DOI: 10.1136/bjsm.2005.024927
21. Wilder, S. Effects of parental involvement on academic achievement: a meta-synthesis / S. Wilder // Educational Review. – 2014. – Vol. 66 (3). – P. 377–397. DOI: 10.1080/00131911. 2013.780009
References
1. Gorskaya G.B. [Parents Perfectionism and Parents Styles of Education as Regulators of Motivation and Anxiety of 7–11 Aged Young Chessplayers]. Fizicheskaya kul'tura, sport – nauka i praktika. Nauchno-metodicheskiy zhurnal [Physical Education, Sports – Science and Practice], 2013, no. 3, pp. 51–56. (in Russ.)2. Gorskaya G.B. [Studies of Stress in Sports. Trends in Development]. Resursy konkuren-tosposobnosti sportsmenov: teoriya i praktika realizacii [Resources of Competitive Ability of Sportsmen. Theory and Practice of Implementation], 2022, no. 12, pp. 37–40. (in Russ.)
3. Gorskaya G.B. Lichnostnye i sredovye faktory sportivnoy deyatel'nosti [Personal and Environmental Factors in Sports Activities]. Krasnodar, Kubanskiy gosudarstvenniy universitet fizicheskoy kul'tury, sporta i turizma Publ., 2022. 172 p.
4. Gurshman G. “P'yanta su!” ili gornye lyzhi glazami trenera [Pianta su! or Mountain Skiing Through the Eyes of a Coach]. Available at: https://youcanski.com/ru/kniga (accessed 27.06.2023).
5. Degovcev N.S., Gorskaya G.B., Fomichenko S.V. [Harmonisation of the Relationship of Adolescent Athletes with the Immediate Social Environment as a Resource for Strengthening Self-esteem]. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. Pedagogika. Psihologiya. Sociokinetika [Vestnik of Kostroma State University. Ser. Pedagogy. Psychology. Sociokinetics], 2022, vol. 28, no. 4, pp. 35–43. (In Russ.) DOI: 10.34216/2073-1426-2022-28-4-35-43
6. Degovcev N.S., Gorskaya G.B. [Contribution of the Social Environment on the Formation of Selfesteem of Adolescent Athletes]. Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific Notes of the University of P.F. Lesgaft], 2021, no. 12(202), pp. 474–481. DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.12.p474-481 (in Russ.)
7. Dorofeeva N.V. [Specific Features of Social Attitude on Sport and its Relationship with Relations in the Family of Athletes of the Olympic Reserve]. Chelovecheskiy kapital [Human Capital], 2021, no. 2 (146), pp. 189–207. (in Russ.) DOI: 10.25629/HC.2021.02.19
8. Kitova Ya.V., Gorskaya G.B. [The Influence of Nearest Social Environment on Motivation Tasks of Athletes]. Materialy ezhegodnoy otchetnoy nauchnoy konferencii aspirantov i soiskateley Kubanskogo gosudarstvennogo universiteta fizicheskoy kul'tury, sporta i turizma [Collection of Materials of the Annual Reporting Scientific Conference of Postgraduates and Applicants of the Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism], 2021, no. 1, pp. 190–196. (in Russ.)
9. Tashkinov K.S., Kim T.K., Kuzmenko G.A. [Ways to Improve Family-athlete-coach Relations and Their Conflict Triggers]. Teoriya i praktika fizicheskoy kultury [Theory and Practice of Physical Culture], 2019, no. 9, pp. 55–57. (in Russ.)
10. Feodorova E. [Parents’ Attitude to Sport Trainings and to Other Spheres of Adolescent Athletes’ Life]. Prikladnaya psihologiya [Applied Psychology], 2014, no. 1, pp. 40–45. (in Russ.)
11. Cote J. The Influence of the Family in the Development of Talent in Sport. The Sport Psychologist, 1999, vol. 13, pp. 395–417. DOI: 10.1123/tsp.13.4.395
12. Fredricks J.A., Eccles J.S. Parental Influences on Youth Involvement in Sports. In M. Weiss (Ed.), Developmental Sport and Exercise Psychology: A Lifespan Perspective Morgantown, 2004, pp. 145–164.
13. Mastrorilli G., Greco G. Parental Involvement in Youth Sports: Perceived and Desired behaviour by Children. European Journal of Fitness, Nutrition and Sport Medicine Studies, 2020, no. 1 (2), pp. 1–13. DOI: 10.46827/ejfnsm.v1i2.68
14. Matos N.F., Winsley R.J., Williams C.A. Prevalence of Nonfunctional Overreaching/Overtraining in Young English Athletes. Medicine & Science in Sports & Exercise, 2011, vol. 43, iss. 7, pp. 1287–1294. DOI: 10.1249/MSS.0b013e318207f87b
15. DiFiori J.P., Benjamin H.J., Brenner J.S. et al. Overuse Injuries and Burnout in Youth Sports: a Position Statement from the American Medical Society for Sports Medicine. British Journal of Sports Medicine, 2014, no. 48 (4), pp. 287–288. DOI: 10.1136/bjsports-2013-093299
16. Teques P., Serpa S., Rosado A. et al. Parental Involvement in Sport: Psychometric Development and Empirical Test of a Theoretical Model. Current Psychology: A Journal for Diverse Perspectives on Diverse Psychological, 2018, vol. 37 (1), pp. 234–249. DOI: 10.1007/s12144-016-9507-2
17. Rodis A.G. Swedish Swimmers’ Perception of Parental Involvement. Available at: http://idrottsforum.org/rodis131126/ (accessed 27.06.2023).
18. Shumow L., Miller J.D. Parents' At-home and At-school Academic Involvement with Young Adolescents. The Journal of Early Adolescence, 2001, vol. 21 (1), pp. 68–91. DOI: 10.1177/ 0272431601021001004
19. Sánchez-Miguel P.A., Leo F.M., Sánchez-Oliva D. et al. The Importance of Parents' Behavior in their Children's Enjoyment and Amotivation in Sports. Journal of Human Kinetics, 2013, vol. 36, pp. 169–177. DOI: 10.2478/hukin-2013-0017
20. Gould D., Lauer L., Rolo C. et al. Understanding the Role Parents Play in Tennis Success: a National Survey of Junior Tennis Coaches. British Journal of Sports Medicine, 2006, no. 40, pp. 632–636. DOI: 10.1136/bjsm.2005.024927
21. Wilder S. Effects of Parental Involvement on Academic Achievement: a Meta-synthesis. Educational Review, 2014, vol. 66 (3), pp. 377–397. DOI: 10.1080/00131911.2013.780009
Copyright (c) 2025 Человек. Спорт. Медицина
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.