ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ И ВЫБОРА СРЕДСТВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА СТУДЕНТАМИ МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ
Аннотация
Цель: выявить особенности мотивации и выбора средств физической культуры и спорта студентами медицинского университета на начальном этапе профессиональной самореализации. Методы и организация исследования. В процессе исследования использовались методы анкетирования для анонимного массового исследования мотивов занятий ФКиС, критериев оценки мотивации, метод опроса для определения приоритетов выбора средств обеспечения процесса физического воспитания в вузе. В исследовании приняли участие 511 студентов младших курсов медицинского университета. Результаты исследования. Студенты выбрали: «улучшить свое здоровье» – 32,29 %, «дольше находиться в хорошем физическом состоянии» – 26,03 %. У юношей мотивами, побуждающими их к занятиям ФКиС, третье место занимают мотивы «хорошо сдать нормативы» – 13,13 % (p = 0,26), а наименее важными мотивом является «авторитет преподавателя» – 0 % (p = 0,16), а у девушек мотив «хорошо выглядеть» – 9,97 % (p = 0,33) занимает третье место, менее значимыми нормативами являются «авторитет тренера-преподавателя» – 1,99 % (p = 0,16), «самоутверждение среди друзей» – 0,57 % (p = 0,78). Заключение. Количество студентов, которые выбирают оздоровительные мотивы, увеличивается от курса к курсу (улучшение здоровья – 30,41 % → 37,78 % и сохранение хорошей физической формы – 23,98 % → 28,15 %). Благодаря внедренным рекомендациям также увеличивается количество студентов II–III курсов, отдающих предпочтения циклическим видам спорта, – 37,13 % → 51,11 %, но уменьшается количество студентов, выбирающих игровые виды спорта, – 44,74 % → 33,33 %. Разработанные практические рекомендации показали свою эффективность. Повысилась мотивация к занятиям ФКиС. Студенты начали заниматься физической культурой в свободное от занятий время более активно.
Литература
2. Критерии адаптированности студентов-медиков в вузе и немедикаментозная методология коррекции уровня стресс реактивности и дезадаптации / Д.Ю. Кувшинов и др. // Материалы конференции «Студент года 2020», 2020. – С. 239–249.
3. Кузьмин, А.М. Модель формирования мотивации к занятиям физической культурой и любительским спортом у студентов младших курсов технического вуза / А.М. Кузьмин, А.О. Федорова // Wschodnioeuropejskie czasopismo naukowe. – 2018. – № 2-4 (30). – С. 33–37.
4. Мартын, И.А. Формирование мотивации к занятиям физической культурой и спортом у студенческой молодежи / И.А. Мартын, А.В. Гонтюрев // Бюл. науки и практики. – 2017. – № 6 (19). – С. 316–319.
5. Мотивация к занятиям физической культурой и спортом в вузе / З.А. Жероков и др. // IV Междунар. науч.-практ. конф. «Проблемы и перспективы образования в XXI веке». – 2014. – С. 80–83.
6. Мотивация к занятиям физической культурой и спортом у курсантов образовательных организаций МВД / К.А. Кунаева и др. // Совершенствование физической, огневой и тактико-специальной подготовки сотрудников правоохранительных органов. Физическая подготовка и спорт. – 2015. – С. 210–212.
7. Мотивация студентов высших учебных заведений к занятиям физической культурой и спортом / Б.А. Клименко и др. // Сб. ст. XIV Междунар. науч. конф. «Физическое воспитание и спорт в высших учебных заведениях». – 2018. – С. 107–111.
8. Мотивация студенческой молодежи к занятиям спортом в рамках учебных занятий физической культурой / Г.Е. Тюпенькова и др. // Междунар. науч.-практ. конф. «Новые педагогические исследования». – 2020. – С. 167–169.
9. Прокофьева, Д.Д. Мотивация студентов к занятиям физической культурой и спортом в высших учебных заведениях / Д.Д. Прокофьева, В.В. Петров, Д.Г. Огуречников // Проблемы соврем. пед. образования. – 2018. – № 60-4. – С. 347–350.
10. Солодовник, Е.М. Изучение уровня мотивации студентов к занятиям физической культурой и спортом / Е.М. Солодовник, К.А. Сорокина // Вопросы педагогики. – 2020. – № 3-1. – С. 199–204.
11. Способы повышения мотивации к занятиям физической культурой и спортом (по данным опроса студентов) / Л.Г. Пушкарева и др. // Материалы II Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, посвящ. 85-летию КНИТУ-КАИ «Физическое воспитание и студенческий спорт глазами студентов». – 2016. – С. 182–185.
12. Физическая культура и спорт в студенческой среде, роль самостоятельных занятий, пути повышения мотивации к занятиям спортом / С.А. Блохин и др. // Материалы науч.-практ. с междунар. участием «Физическое воспитание и студенческий спорт глазами студентов». – 2015. – С. 32.
13. Формы и способы мотивации студентов к занятиям физической культурой / А.А. Ильин, К.А. Марченко, Л.В. Капилевич, К.В. Давлетьярова // Вестник Томского гос. ун-та. – 2012. –
№ 360. – С. 143–147.
14. Челнокова, Е.А. Формирование мотивации студентов к занятиям физической культурой и спортом в высшей школе / Е.А. Челнокова, Н.Ф. Агаев, З.И. Тюмасева // Вестник Минского ун-та. – 2018. – Т. 6, № 1. – С. 6. DOI: 10.26795/2307 -1281-2018-6-1-6
15. Шолохов, А.А. Формирование мотивации к занятиям физической культурой и спортом у студентов // А.А. Шолохов, С.Ю. Махов // Наука-2020. – 2017. – № 5 (16) – С. 88–91.
16. Яворская, А.А. Проблема повышения мотивации студентов ССУЗА сферы обслуживания к занятиям физической культурой и спортом // А.А. Яворская // Вестник Балтийского федер. ун-та им. Канта. – 2015. – № 11. – С. 109–115.
17. Haverly, K. Personal fulfillment motivates to be physically active / K. Haverly, K.K. Davison // Arch Pediatr Adolesc Med. – 2005. – No. 159 (12) – С. 1115–1120. DOI: 10.1001/archpedi.159.12.1115
18. Molanorouzi, K. Motives for adult participation in physical activity: type of activity, age and gender / K. Molanorouzi, S. Khoo, T. Morris // BMC Public Health. – 2015. – Vol. 31, No. 15. – Р. 66. DOI: 10.1186/s12889-015-1429-7
19. Patterns and determinants of physical activity in U.S. adolescents / J.A. Kahn, B. Huang, M.W. Gillman et al. // J. Adolesc Health. – 2008. – No. 42 (4). – С. 369–377. DOI: 10.1016/j.jadohealth. 2007.11.143
20. Vieira, J.L. Leisure among university students in the healthcare area: a review of the literature / J.L Vieira, L.A. Romera, M.C.P. Lima // Cien Saude Colet. – 2018, No. 23 (12). – С. 4221–4229. DOI: 10.1590/1413-812320182312.31012016
References
1. Zaplatina O.A., Bryukhachev A.N., Mamaev E.A. [Problems and Specifics of Sports Training of Skiers in Non-core Universities]. Nauchnoye obozreniye. Pedagogicheskiye nauki [Scientific Review. Pedagogical Sciences], 2021, no. 1, pp. 62–66. (in Russ.)2. Kuvshinov D.Yu. et al. [Criteria for Adaptability of Medical Students at a University and Non-drug Methodology for Correcting the Level of Stress Reactivity and Maladjustment]. Materialy konferentsii “Student goda 2020” [Proceedings of the Conference Student of the Year 2020], 2020, pp. 239–249. (in Russ.)
3. Kuzmin A.M., Fedorova A.O. Model of Formation of Motivation to Engage in Physical Culture and Amateur Sports Among Junior Students of a Technical University. Wschodnioeuropejskie czasopismo naukowe, 2018, no. 2–4 (30), pp. 33–37.
4. Martyn I.A., Gontyurev A.V. [Formation of Motivation for Physical Education and Sports Among Students]. Byulleten’ nauki i praktiki [Bulletin of Science and Practice], 2017, no. 6 (19), pp. 316–319. (in Russ.)
5. Zherokov Z.A. et al. [Motivation for Physical Education and Sports at the University]. IV Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferentsiya “Problemy i perspektivy obrazovaniya v XXI veke” [IV International Scientific and Practical Conference Problems and Prospects of Education in the 21st Century], 2014, pp. 80–83. (in Russ.)
6. Kunaeva K.A. et al. [Motivation for Physical Education and Sports Among Cadets of Educational Organizations of the Ministry of Internal Affairs]. Sovershenstvovaniye fizicheskoy, ognevoy i taktiko-spetsial’noy podgotovki sotrudnikov pravookhranitel’nykh organov. Fizicheskaya podgotovka i sport [Improving Physical, Fire and Tactical-special Training of Law Enforcement Officers. Physical Training and Sports], 2015, pp. 210–212. (in Russ.)
7. Klimenko B.A. et al. [Motivation of Students of Higher Educational Institutions to Engage in Physical Culture and Sports]. Sbornik statey XIV Mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii “Fizicheskoye vospitaniye i sport v vysshikh uchebnykh zavedeniyakh” [Collection of Articles of the XIV International Scientific Conference Physical Education and Sports in Higher Educational Institutions], 2018, pp. 107–111. (in Russ.)
8. Tyupenkova G.E. et al. [Motivation of Students to Play Sports as Part of Physical Education Classes]. Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferentsiya “Novyye pedagogicheskiye issledovaniya” [International Scientific and Practical Conference New Pedagogical Research], 2020, pp. 167–169. (in Russ.)
9. Prokofieva D.D., Petrov V.V., Ogurechnikov D.G. [Motivation of Students to Engage in Physical Culture and Sports in Higher Educational Institutions]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya [Problems of Modern Pedagogical Education], 2018, no. 60 (4), pp. 347–350. (in Russ.)
10. Solodovnik E.M., Sorokina K.A. [Studying the Level of Motivation of Students to Engage in Physical Culture and Sports]. Voprosy pedagogiki [Questions of Pedagogy], 2020, no. 3 (1), pp. 199–204. (in Russ.)
11. Pushkareva L.G. et al. [Ways to Increase Motivation for Physical Education and Sports (According to a Survey of Students)]. Materialy II Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii s mezhdunarodnym uchastiyem, posvyashchennoy 85-letiyu KNITU-KAI “Fizicheskoye vospitaniye i studencheskiy sport glazami studentov” [Materials of the II All-Russian Scientific and Practical Conference with International Participation, Dedicated to the 85th Anniversary of KNRTU-KAI Physical Education and Student Sports Through the Eyes of Students], 2016, pp. 182–185. (in Russ.)
12. Blokhin S.A. et al. [Physical Culture and Sports in the Student Environment, the Role of Independent Studies, ways to Increase Motivation to Play Sports]. Materialy nauchno-prakticheskoy s mezhdunarodnym uchastiyem. “Fizicheskoye vospitaniye i studencheskiy sport glazami studentov” [Materials of Scientific and Practical Research with International Participation. Physical Education and Student Sports Through the Eyes of Students], 2015, p. 32. (in Russ.)
13. Ilyin A.A., Marchenko K.A., Kapilevich L.V., Davletyarova K.V. [Forms and Methods of Motivating Students to Engage in Physical Education]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Tomsk State University], 2012, no. 360, pp. 143–147. (in Russ.)
14. Chelnokova E.A., Agaev N.F., Tyumaseva Z.I. [Formation of Students' Motivation to Engage in Physical Culture and Sports in Higher Education]. Vestnik Minskogo universiteta [Bulletin of Minsk University], 2018, vol. 6, no. 1, p. 6. DOI: 10.26795/2307-1281-2018-6-1-6
15. Sholokhov A.A., Makhov S.Yu. [Formation of Motivation to Engage in Physical Culture and Sports Among Students]. Nauka-2020 [Science-2020], 2017, no. 5 (16), pp. 88–91. (in Russ.)
16. Yavorskaya A.A. [The Problem of Increasing the Motivation of Students of Secondary Educational Institutions in the Service Sector to Engage in Physical Education and Sports]. Vestnik Baltiyskogo federal’nogo universiteta im. Kanta [Bulletin of the Baltic Federal Kant University], 2015, no. 11, pp. 109–115. (in Russ.)
17. Haverly K., Davison K.K. Personal Fulfillment Motivates to be Physically Active. Arch Pediatr Adolesc Medicine, 2005, no. 159 (12), pp. 1115–1120. DOI: 10.1001/archpedi.159.12.1115
18. Molanorouzi K., Khoo S., Morris T. Motives for Adult Participation in Physical Activity: Type of Activity, Age and Gender. BMC Public Healthcare, 2015, vol. 31, no. 15, p. 66. DOI: 10.1186/s12889-015-1429-7
19. Kahn J.A., Huang B., Gillman M.W. et al. Patterns and Determinants of Physical Activity in U.S. Adolescents. Journal Adolesc Healthcare, 2008, no. 42 (4), pp. 369–377. DOI: 10.1016/j.jadohealth.2007.11.143
20. Vieira J.L., Romera L.A., Lima M.C.P. Leisure Among University Students in the Healthcare Area: a Review of the Literature. Cien Saude Colet., 2018, no. 23 (12), pp. 4221–4229. DOI: 10.1590/1413-812320182312.31012016
Copyright (c) 2025 Человек. Спорт. Медицина

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.