ОСОБЕННОСТИ КОГНИТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМИ ХРОНОТИПАМИ В ТЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ДНЯ

  • C. И. Павленко Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева, Самара, Россия https://orcid.org/0000-0001-5506-5328 pavlenko.snezhanna@mail.ru
  • О. А. Ведясова Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева, Самара, Россия https://orcid.org/0000-0002-3392-6112 o.a.vedyasova@gmail.com
Ключевые слова: когнитивные функции, внимание, студенты, хронотипы, периоды учебного дня

Аннотация

Цель: изучение динамики показателей внимания у студентов с разными типами суточной активности в различные периоды учебного дня. Материалы и методы. Обследовано 260 студентов биологического факультета в возрасте 19–22 лет с соблюдением этических принципов. По результатам теста Хорна – Остберга в модификации А.А. Путилова были сформированы группы испытуемых с утренним, дневным и вечерним хронотипами. Когнитивную деятельность оценивали по показателям внимания, полученным в ходе выполнения корректурной пробы Бурдона – Анфимова и теста «Расстановка чисел» в утренние, дневные и вечерние часы. Результаты. Выявлено, что более выраженные колебания показателей внимания в течение учебного дня характерны для студентов «жаворонков» и «сов», а менее – для «голубей». У студентов «жаворонков» наблюдалась динамика интенсивности и качества внимания, коэффициента производительности, наибольшие значения которых были приурочены к утренним часам. У студентов «сов» в разные периоды учебного дня менялись интенсивность внимания, частота ошибочных ответов и коэффициент производительности, при этом более высокий уровень внимания был синхронизирован с вечерним временем. У студентов «голубей» существенных изменений внимания в течение дня не выявлено. Показаны статистически значимые различия в уровне внимания между «жаворонками» и «голубями» утром и вечером, между «жаворонками» и «совами» днем, между «голубями» и «совами» в течение всего учебного дня.
Заключение. Полученные данные свидетельствуют о более тесной связи функции внимания с циркадианными ритмами у студентов с утренним и вечерним типами активности, что дает основание рекомендовать им строго контролировать интенсивность когнитивных нагрузок, выполняемых в часы, не соответствующие их эндогенным ритмам.

Информация об авторах

C. И. Павленко , Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева, Самара, Россия

Кандидат биологических наук, доцент, доцент кафедры физиологии человека и животных, Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева, Самара, Россия.

О. А. Ведясова , Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева, Самара, Россия

Доктор биологических наук, профессор, профессор кафедры физиологии человека и животных, Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева, Самара, Россия.

Литература

1. Актуальные термины современной хронобиологии / Г.С. Катинас, С.М. Чибисов, Р.К. Агарвал // Журнал научных статей Здоровье и образование в XXI веке. – 2015. – Т. 17, № 1. – С. 4–11.
2. Изучение образа жизни, состояния здоровья и успеваемости студентов при интенсификации образовательного процесса / Н.А. Агаджанян, Т.Ш. Миннибаев, А.Е. Северин и др. // Гигиена и санитария. – 2005. – № 3. – С. 48–52.
3. Оценка психофизиологического состояния студентов-спортсменов по показателям концентрации внимания и адаптационного потенциала / Я.В. Латюшин, Н.П. Петрушкина, Е.В. Звягина и др. // Ученые записки Крымского федер. ун-та им. В.И. Вернадского. Биология. Химия. – 2019. – Т. 5 (71), № 4. – С. 50–60.
4. Павленко, С.И. Связь показателей внешнего дыхания и вариабельности сердечного ритма при умственной нагрузке у студентов с разными хронотипами / С.И. Павленко, О.А. Ведясова, И.Г. Кретова // Физиология человека. – 2021. – Т. 47, № 2. – С. 45–55.
5. Состояние здоровья студентов-медиков и факторы его определяющие / Р.М. Берди-ев, В.А. Кирюшин, Т.В. Моталова, Д.И. Мирошникова // Рос. мед.-биол. вестник им. акад. И. П. Павлова. – 2017. – Т. 25, № 2. – С. 303–315.
6. Chronotype differences in circadian rhythms of temperature, melatonin, and sleepiness as measured in a modified constant routine protocol / L. Lack, M. Bailey, N. Lovato, H. Wright // Nature and Science of Sleep. – 2009. – Vol. 1. – P. 1–8.
7. Chronotype, social jetlag and sleep debt are associated with dietary intake among Brazilian undergraduate students / C.M. Silva, M.C. Mota, M.T. Miranda et al. // Chronobiology International – 2016. – Vol. 33, No. 6. – Р. 740–748.
8. Circadian effects on attention and working memory in college students with attention deficit and hyperactivity symptoms / L. Gabay, P. Miller, N. Alia-Klein, M.P. Lewin // Frontiers in Psychology. – 2022. – Vol. 13. DOI: 10.3389/fpsyg.2022.851502
9. Morningness-eveningness and educational outcomes: the lark has an advantage over the owl at high school / F. Preckel, A.A. Lipnevich, K. Boehme et al. // British Journal of Educational Psychology. – 2013. – Vol. 83. – No. 1. – P. 114–134.
10. The role of chronotype, gender, test anxiety, and conscientiousness in academic achievement of high school students / A. Rahafar, M. Maghsudloo, S. Farhangnia et al. // Chronobiology International. – 2016. – Vol. 33. – Iss. 1. – P. 1–9.
11. Valdez, P. Circadian rhythms in attention / P. Valdez // Yale Journal of Biology and Medicine. – 2019. – Vol. 92, No. 1. – P. 81–92.
12. Valdez, P. Homeostatic and circadian regulation of cognitive performance / P. Valdez // Biological rhythm research. – 2019. – Vol. 50, No. 1. – P. 85–93.
13. Zerbini, G. Time to learn: How chronotype impacts education / G. Zerbini, M. Merrow // PsyСh Journal. – 2017. – Vol. 6, No. 4. – Р. 263–276.

References

1. Katinas G.S., Chibisov S.M., Agarval R.K. [Current Terms of Modern Chronobiology]. Zhurnal nauchnykh statey Zdorov'e i obrazovanie v XXI veke [Journal of Scientific Articles Health and Education in the XXI Century], 2015, vol. 17, no. 1, pp. 4–11. (in Russ.)
2. Agadzhanyan N.A., Minnibaev T.Sh., Severin A.E. et al. [Study of Lifestyle, Health and Academic Performance of Students During the Intensification of the Educational Process]. Gigiena i sanitariya [Hygiene and Sanitation], 2005, no. 3, pp. 48–52. (in Russ.)
3. Latyushin Ya.V., Petrushkina N.P., Zvyagina E.V. et al. [Assessment of the Psychophysiological State of Student-athletes Based on Indicators of Concentration and Adaptation Potential]. Uchenye zapiski Krymskogo federal'nogo universiteta imeni V.I. Vernadskogo. Biologiya. Khimiya [Scientific Notes of V.I. Vernadky Crimean Federal University. Biology. Chemistry], 2019, vol. 5 (71), no. 4, pp. 50–60. (in Russ.)
4. Pavlenko S.I., Vedyasova O.A., Kretova I.G. [Relationship between External Respiration Indicators and Heart Rate Variability During Mental Stress in Students with Different Chrono-types]. Fiziologiya cheloveka [Human Physiology], 2021, vol. 47, no. 2, pp. 45–55. (in Russ.) DOI: 10.1134/ S0362119721010102
5. Berdiev R.M., Kiryushin V.A., Motalova T.V., Miroshnikova D.I. [The State of Health of Medical Students and its Determining Factors]. Rossiyskiy mediko-biologicheskiy vestnik imeni akademika I.P. Pavlova [I.P. Pavlov Russian Medical Biological Herald], 2017, vol. 25, no. 2, pp. 303–315. (in Russ.) DOI: 10.23888/PAVLOVJ20172303-315
6. Lack L., Bailey M., Lovato N., Wright H. Chronotype Differences in Circadian Rhythms of Temperature, Melatonin, and Sleepiness as Measured in a Modified Constant Routine Protocol. Nature and Science of Sleep, 2009, vol. 1, pp. 1–8. DOI: 10.2147/NSS.S6234
7. Silva C.M., Mota M.C., Miranda M.T. et al. Chronotype, Social Jetlag and Sleep Debt are Associated with Dietary Intake Among Brazilian Undergraduate Students. Chronobiology International, 2016, vol. 33, no. 6, pp. 740–748. DOI: 10.3109/07420528.2016.1167712
8. Gabay L., Miller P., Alia-Klein N., Lewin M.P. Circadian Effects on Attention and Working Memory in College Students with Attention Deficit and Hyperactivity Symptoms. Frontiers in Psychology, 2022, vol. 13. DOI: 10.3389/fpsyg.2022.851502
9. Preckel F., Lipnevich A.A., Boehme K. et al. Morningness-eveningness and Educational Outcomes: the Lark has an Advantage Over the Owl at High School. British Journal of Educational Psychology, 2013, vol. 83, no. 1, pp. 114–134. DOI: 10.1111/j.2044-8279.2011.02059.x
10. Rahafar A., Maghsudloo M., Farhangniaet S. et al. The Role of Chronotype, Gender, Test Anxiety, and Conscientiousness in Academic Achievement of High School Students. Chronobiology International, 2016, vol. 33, no. 1, pp. 1–9. DOI: 10.3109/07420528.2015.1107084
11. Valdez P. Circadian Rhythms in Attention. Journal of Biology and Medicine, 2019, vol. 92, no. 1, pp. 81–92.
12. Valdez P. Homeostatic and Circadian Regulation of Cognitive Performance. Biological Rhythm Research, 2019, vol. 50, no. 1, pp. 85–93. DOI: 10.1080/09291016.2018.1491271
13. Zerbini G., Merrow M. Time to Learn: How Chronotype Impacts Education. PsyChJournal, 2017, vol. 6, no. 4, pp. 263–276. DOI: 10.1002/pchj.178
Опубликован
2025-01-20
Как цитировать
ПавленкоC., & Ведясова, О. (2025). ОСОБЕННОСТИ КОГНИТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМИ ХРОНОТИПАМИ В ТЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ДНЯ. Человек. Спорт. Медицина, 24(S2), 159-166. https://doi.org/10.14529/hsm24s224
Раздел
Современные педагогические и психологические технологии в физическом воспитании