ФОРМИРОВАНИЕ ВОЕННО-ПРИКЛАДНЫХ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ – СЛУШАТЕЛЕЙ ВОЕННОГО УЧЕБНОГО ЦЕНТРА НА ОСНОВЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ УНИВЕРСИТЕТА
Аннотация
Цель исследования: обоснование и разработка алгоритма сотрудничества структурных подразделений гражданского вуза, формирующего военно-прикладные физические компетенции у студентов военного учебного центра классического вуза. Материалы и методы. Исследовательская работа проводилась в Южно-Уральском государственном университете в течение шести семестров – с 2021 по 2023 год. В педагогическом эксперименте участвовали 50 слушателей (n = 50) военного учебного центра (ВУЦ) при ЮУрГУ – будущие специалисты по эксплуатации и ремонту бронетанковой техники. В ходе исследований студенты были разделены на контрольную группу (КГ) и экспериментальную группу (ЭГ). Группы однородны по составу, статистически значимых различий между группами по показателям физического развития, функционального состояния и физической подготовки не было. В педагогическом эксперименте оценивалась эффективность экспериментальных воздействий на основе динамики специальной физической подготовленности на формирование военно-прикладных физкультурных компетенций у студентов после исследования на протяжении 6 семестров усвоения экспериментального раздела «Профессионально-прикладная физическая подготовка» в курсе «Физическая культура и спорт». Результаты. За период исследования в ЭГ наблюдалась хорошая динамика прироста функционального состояния юношей. Увеличились показатели ИМТ, ОГК, ЖЕЛ и Гарвардского степа. Также было отмечено значительное улучшение адаптации к физическим нагрузкам, а максимальное потребление кислорода возросло. Зафиксированы положительные изменения в процентных показателях физической подготовленности (бег 100 м, подтягивание и 1000 м). В упражнениях для развития военно-прикладных навыков также отмечен значительный прирост, а в показателях упражнений военно-профессиональной подготовленности студентов наблюдается хороший рост. Для интерпретации результатов темпов прироста физических показателей использовали шкалу по В.И. Усакову, где по всем параметрам в ходе исследования прирост составил 10–15 %, что соответствовало показателю «хороший», за счёт естественного роста и целенаправленного внедрения экспериментальной системы физического воспитания. Заключение. В ходе эксперимента благодаря внедренному механизму взаимодействия между подразделениями университета удалось полностью сформировать у студентов экспериментальной группы военно-прикладные физкультурные компетенции и адаптировать их организм к нагрузкам, требуемым для военно-профессиональной подготовки специалистов по эксплуатации и ремонту бронетанковой техники.
Литература
2. Киселев, С.В. Формирование военно-профессиональных компетенций будущих офицеров ВДВ / С.В. Киселев // Вестник Нижегород. ун-та им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. – 2019. – № 3 (55). – С. 168–175.
3. Концептуализация спортивной культуры: методология и технология спортизации физического воспитания / Л.И. Лубышева, И.В. Манжелей, А.И. Загревская, Н.В. Пешкова. – М., 2023. – 216 с.
4. Лешкевич, С.А. Формирование модели военно-прикладной физической подготовки для студентов на занятиях по физической культуре / С.А. Лешкевич // Ученые записки. Электрон. науч. журнал Курского гос. ун-та. – 2023. – № 2 (66). – С. 212–216.
5. Манжелей, И.В. Средовый подход в формировании физкультурных компетенций у студентов / И.В. Манжелей // Теория и практика физ. культуры. – 2016. – № 12. – С. 38–40.
6. Приказ Минобороны РФ и Министерства образования и науки РФ от 13 февраля 2020 г. № 66/212 «Об установлении Порядка замещения должностей работников военного учебного центра при федеральной государственной образовательной организации высшего образования, Перечня отчетных документов, а также документов, которые разрабатываются и ведутся в военном учебном центре при федеральной государственной образовательной организации высшего образования, документов по планированию, организации проведения образовательной деятельности, учету граждан, проходящих военную подготовку, учету и обслуживанию военной техники, Порядка контроля организации деятельности военных учебных центров при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования и проведения военной подготовки».
7. Родионов, А.С. Педагогические условия формирования военно-профессиональных компетенций будущих офицеров в военном вузе средствами информационно-технологического обеспечения физической подготовки / А.С. Родионов // Образование и о-во. – 2019. – № 2. – С. 84–91.
8. Спортизация в системе физического воспитания: от научной идеи к инновационной практике: моногр. / Л.И. Лубышева, А.И. Загревская, А.А. Передельский, И.В. Манжелей. – М.: НИЦ «Теория и практика физ. культуры и спорта», 2017. – 200 с.
9. Фильков, С.М. Система военной подготовки в гражданских вузах: теория и практика функционирования и совершенствования: моногр. / С.М. Фильков. – М.: МГИМО, 2002. – 229 с
References
1. Babenko A.I., Shvedov E.G., Babenko E.A. [Comprehensive Assessment of the Morbidity of Adolescent Boys and Persons Called Up for Military Service]. Medicine in Kuzbass [Medicine in Kuzbass], 2017, vol. 16, no. 4, pp. 73–80. (in Russ.)2. Kiselev S.V. [Formation of Military Professional Competencies of Future Airborne Officers]. Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo. Seriya: Sotsial’nyye nauki [Bulletin of the Nizhny Novgorod Lobachevsky University. Ser. Social Sciences, 2019, no. 3 (55), pp. 168–175. (in Russ.)
3. Lubysheva L.I., Manzheley I.V., Zagrevskaya A.I., Peshkova N.V. Kontseptualizatsiya sportivnoy kul’tury: metodologiya i tekhnologiya sportizatsii fizicheskogo vospitaniya [Conceptualization of Sports Culture. Methodology and Technology of Sportsization of Physical Education]. Moscow, 2023. 216 p.
4. Leshkevich S.A. [Formation of a Model of Military-applied Physical Training for Students in Physical Education Classes]. Uchenyye zapiski. Elektronnyy nauchnyy zhurnal Kurskogo gosudarstvennogo universiteta [Scientific Notes. Electronic Scientific Journal of Kursk State University], 2023, no. 2 (66), pp. 212–216. (in Russ.)
5. Manzheley I.V. [The Environmental Approach in the Formation of Physical Education Competencies Among Students]. Teoriya i praktika fizicheskoy kul’tury [Theory and Practice of Physical Culture], 2016, no. 12, pp. 38–40. (in Russ.)
6. Order of the Ministry of Defense of the Russian Federation and the Ministry of Education and Science of the Russian Federation dated February 13, 2020 No. 66/212 “On establishing the Procedure for Filling Positions of Employees of the Military training Center at the Federal State Educational Organization of Higher Education, the List of accounting documents, as well as documents that are developed and maintained at the Military training center at the Federal State Educational organization of Higher Education, documents on planning, organization of educational activities, registration of citizens undergoing military training, accounting and maintenance of military equipment, The procedure for monitoring the organization of military training centers at federal state educational institutions of higher education and conducting military training. ”
7. Rodionov A.S. [Pedagogical Conditions for the Formation of Military Professional Competencies of Future Officers in a Military University by Means of Information Technology Support for Physical Training]. Obrazovaniye i obshchestvo [Education and Society], 2019, no. 2, pp. 84–91. (in Russ.)
8. Lubysheva L.I., Zagrevskaya A.I., Peredelsky A.A., Manzheley I.V. [Sportization in the System of Physical Education. From Scientific Idea to Innovative Practice. A Monograph]. Teoriya i praktika fizicheskoy kul’tury [Theory and Practice of Physical Culture and Sports], 2017, 200 p. (in Russ.)
9. Filkov S.M. Sistema voyennoy podgotovki v grazhdanskikh vuzakh: teoriya i praktika funktsionirovaniya i sovershenstvovaniya: monografiya [The System of Military Training in Civil-ian Universities. Theory and Practice of Functioning and Improvement. Monograph]. Moscow, MGIMO Publ., 2002. 229 p.
Copyright (c) 2025 Человек. Спорт. Медицина

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.